Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Третий параграф посвящен анализу методологической базы исследования. 3 страница




По мнению военных теоретиков этого периода, для развития инициативы военного интеллигента требуется не только понимание его долга перед Отечеством, но и честолюбие.

Более подробному анализу этих ценностей посвящен третийпараграф – «Честь и слава русского офицера в сознании военного интеллигента». Анализ воспоминаний, военной публицистики и официальных характеристик позволил сделать следующие выводы:

- на рубеже XIX – ХХ вв. значение чести как регулятора поведения русского офицера существенно снижается.

- вместе с тем, сохраняются представления о чести как правилах приличия, характерных для военных профессионалов. С другой стороны, усиливаются требования к офицеру как к аристократу духа, несмотря на то, что ни по своему происхождению, ни по месту в обществе, ни по финансовому положению офицеры, чаще всего, не соответствовали представлениям об аристократизме.

- во вторых, одновременно происходило институциональное оформление военной интеллигенции как специфической социальной группы. Этот процесс отразился и на восприятии «честного поведения», которое виделось не только как соответствующее дворянскому (или офицерскому корпоративному) этикету, но и, в полном смысле, как нравственное поведение, отвечавшее внутренним потребностям личности, представлениям о его собственном достоинстве.

Одновременно происходило слияние чести и достоинства, что выражалось в изменении системы контроля: от внешнего, заключавшегося в общественном мнении высшего света или решении офицерского собрания (и/или суда чести), к внутреннему, глубоко осознанному личностному поведению, чувству собственного достоинства, ставшему одной из ценностных ориентаций военной интеллигенции указанного периода.

Это не означало, что она отвергала честь и достоинство как «приличное» поведение, но в новых условиях необходимость такого поведения диктовалась не представлениями о статусе предков, а сознанием собственного достоинства и заботой об авторитете среди равных себе и подчиненных.

Данная тенденция прослеживалась и в отношении к славе. Честолюбие, характерное для дворянина, в сознании военного интеллигента превращалось в стремление к самореализации, вместе с тем личная честь не воспринимались отдельно от чести и славы России. Таким образом, категория чести была теснейшим образом связана с иными понятиями, создавая сложную систему ценностных мотиваций.

Эта система рассматривается в четвертом параграфе: «Иерархия духовных ценностей в ментальности российской военной интеллигенции рубежа ХIХ–ХХ вв.»

На основании сравнительно-исторического исследования официальных характеристик и контент-анализа мемуаров представителей военной интеллигенции второй половины XIX–начала ХХ вв. был произведен
системный анализ сферы ментальности. Как показало исследование, данная сфера представляла собой сложную систему, где основанием являлся квазисемейный архетип «дружины», ядром ценностной системы были категории патриотизма и гуманизма, оформленные в нормативные системы чести и долга.

При переходе от военного профессионала к военному интеллигенту прослеживается следующая динамика развития системы ценностей индивида: личная слава начинает восприниматься как отражение славы Отечества. Интересы России видятся уже не через личность монарха, а сквозь призму интересов ее народа, долг понимается не только как четкое выполнение своих обязанностей, но как осознанное служение Родине даже в ущерб репутации и с возможностью нарушения дисциплины, если того требует дело.

Товарищество рассматривается не только как замкнутость дворянской корпорации и забота о подчиненных (как средство получения авторитета), а как осознанное родство всех военных. По отношении к пленным и мирным жителям не просто соблюдаются «законы войны», но проявляется гуманизм, выходящий за пределы этих законов.

Долг перед Отечеством и боевыми товарищами дополняется (особенно ярко на первом этапе) христианскими ценностями и интересом к службе, основанном на призвании истинного военного.

Исследование духовных и мировоззренческих ценностей военной интеллигенции XIX–начала ХХ веков показывает, что для лучших ее представителей были не чужды корпоративные ценности военного профессионала – честь мундира, долг, понимаемый как дисциплинированность и исполнение своих служебных обязанностей, товарищеское отношение к членам офицерской корпорации.

В результате развития личностных качеств, общего образования и при условии гармоничного семейного воспитания военный профессионал «вырастал» до уровня интеллигента. Основными мотивами его служебной деятельности в этом плане было восприятие своих обязанностей как исполнения патриотического долга, следование принципам гуманизма и сохранение личного достоинства. С одной стороны, эти ценности были тесно связаны: долг перед народом опирался на принцип гуманизма (так как, во-первых, целью военной службы была защита сограждан, а во-вторых, военный интеллигент сознавал свой долг не только перед Россией, но и перед своими солдатами). Категория «чести» была тесно связана с патриотическим сознанием, так как личная честь и слава офицера воспринимались как часть чести и славы Отечества.

С другой стороны, точное следование этим ценностям требовало от военного интеллигента несколько типов поведения, которые не всегда сочетались друг с другом. Прежде всего, это касалось взаимоотношений ценностей патриотизма и гуманизма: тогда как первый требовал сражаться, а, значит, рисковать жизнью подчиненных, второй так же категорически настаивал на сохранении их жизни. Чисто человеческим поведением для военного интеллигента была жалость к павшим, ужас при виде «обратной стороны» войны. Вместе с тем было ясным понимание, что войны без потерь не бывает[105], и что долг военного интеллигента – не плакать о павших, а «извлечь урок»[106] и в следующий раз не допустить ошибок, которые и привели к гибели людей. Интересно, что противоречие между необходимостью защиты Родины и исполнения приказа проявлялась в противопоставлении и других ценностей: гуманизма в отношении мирных людей, оставшихся в тылу, и долга в отношении к своим подчиненным.

Взаимодополнение ценностей патриотизма и гуманизма отразилось в стремлении военного интеллигента к самореализации. Качество исполнения долга военного интеллигента, его способность к самостоятельным решениям на поле боя, которые могут спасти жизни многих его солдат, зависят не только от уровня нравственности офицера, но и от того, насколько он увлечен тем, что он делает.

Основой системы ценностей военного интеллигента исследуемого периода был баланс между патриотическим долгом и гуманизмом, при котором первому элементу должно уделяться приоритетное значение.

Исполнение долга военным интеллигентом предполагало, с одной стороны, подчинение приказам вышестоящим военачальникам (вплоть до императора), а с другой, требовало от него самостоятельности и инициативы в противостоянии противнику. С развитием военной техники, возрастала необходимость в самостоятельно мыслящих офицерах, что, не в последнюю очередь, способствовало изменению соотношения между военными профессионалами и военными интеллигентами в пользу последних.

Долг военного интеллигента перед Россией на эмоциональном уровне проявлялся в стремлении служить Отечеству и Родине в зависимости от того, какая составляющая, политическая или этническая превалировала в самосознании военного интеллигента. Так, процесс политического размежевания русского офицерства в 1917 г. не закончился, что послужило одной из причин раскола военной интеллигенции в отношении поддержки большевиков в годы Гражданской войны.

В заключении подводятся итоги исследования, обобщены рекомендации по использованию традиций и опыта по формированию и развитию духовно-нравственных ценностей военной интеллигенции в современной России.

В приложениях к диссертации даны таблицы, отражающие результаты контент-анализа произведений А.М. Курбского (Приложение 1), писем А.В. Суворова (Приложение 2), мемуаров офицеров-участников Отечественной войны 1812 г. (Приложение 3) и воспоминаний военных интеллигентов начала ХХ в. (Приложение 5) а также аттестаций штаб-офицеров Российской армии 1855-1917 гг. (Приложение 4).

 

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 285; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.