Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История становления иконографии Божией Матери




Основные типы иконографии Спасителя.

Из всего многообразия изображений Господа Иисуса Христа традиционно выделяют-ся следующие основные иконографические типы:

—«Нерукотворный Образ Господа Иисуса Христа», или «Спас Нерукотворный»-- два основных вида изображений:

«Спас на убрусе» (или «Убрус») на иконах изображение лика Спасителя помещено на фоне плата, концы которого завязаны узлами;

«Спас на чрепии» (или «Чрепие») на иконах нет изображения плата, т.к. согласно Священному Преданию, изображение Божественного лика, после чудесного обретения Убруса, отпечаталось на керамиде—черепице, которой был закрыт Нерукотворенный образ.

— «Господь Вседержитель», или «Пантократор» — в перев. с греч.—«Всесильный», «Всевластный», «Вседержитель» на иконах изображение благословляющей руки Господа и раскрытой или закрытой книги.

«Господь на престоле» на иконах изображается Царь царей и грозный судия; изображение благословляющей руки и книги; фигура Господа всегда изображается восседающей на престоле в полный рост.

«Спас в силах» — целый богословский трактат в красках; это изображение является центральным в иконостасе. В основу иконографии положены тексты Священного Писания: видения пророка Иезекиля и Откровение Иоанна Богослова, в которых можно встретить описание и Сидящего на престоле, и бесплотных сил.

— «Спас Эммануил» — изображения Христа в виде младенца или отрока на иконах изображается Предвечный младенец отдельно или с предстоящими (не нужно путать эти изображения с изображениями, где Богомладенец представлен вместе с Божией Матерью, поскольку такие иконы относятся уже к иконографии Богоматери).

Согласно Священному Преданию и историческим свидетельствам св. евангелист Лука собственноручно написал одну или несколько икон Божией Матери. По прошествии значительного времени оригиналы были утрачены, но сохранились многочисленные видоизмененные повторения.

Древнейшие из дошедших до нас изображений Пресвятой Богородицы были открыты археологами XIX— XX столетий в раннехристианских росписях римских катакомб.

Одним из самых значительных изображений этого периода является фреска в катаком-бах св. Прискиллы в Риме (2 пол. IIв.). На фреске изображена женщина, кормящая грудью младенца, и мужчина со свитком в левой руке.Ряд важнейших деталей изображения свидетельствуют о том, что на фреске изображены именно Приснодева с Богомладенцем и пророк (Исаия или Валаам), возвещающий о приходе Мессии.

Лицевые изображения на донышках расписных стеклянных сосудов, находимых в катакомбах. Здесь Она является то между двумя деревьями, означающими Рай, то меж-

ду апостолами Петром и Павлом, то рядом со святыми Анною и Агнессою. Над головами их, по окружности донышка, надпись: Petrus Paulus, Anne—Mara, Agnes—Maria.

Изображение на мраморной плитке, найденное в южной Франции, неподалеку от Тарасконы, в крипе св. Максимина. Оно относится ~ к Vв. и представляет молящуюся Жену в широкой далматике и головном покрове. Над головой Ее—надпись «варварской» латынью: «Maria Virdo minester de tempulo Gerosale (Мария Дева—из храма Иерусалим-ского)».

В Vв. на III Вселенском (Эфесском) соборе Церковь провозгласила догмат о Пресвя-той Богородице. После постановлений Халхидонского (451г.) и Эфесского (431г.) Все-ленских соборов по всему миру широко распространяется почитание Божией Матери.

Получила новое направление иконография Божией Матери. Помимо стенописи стала широко распространяться молельная икона. (Напр. икона Vв. в Киевском музее из. иск.).

На тонкой доске (35х21см) изображена Богоматерь с Младенцем Христом, Которого Она держит левой рукой. Живописная техника— энкаустика.

Важнейшей особенностью иконы является изображение нимбов вокруг голов Пресвятой Девы и Богомладенца.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 659; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.