Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть II. Восточнославянские племена в составе древнеРусской народности. Стер и помещали остатки трупосожжения





 


стер и помещали остатки трупосожжения. Происхож­дение этой особенности погребального обряда Полян­ских курганов неясно. Вполне возможно, что появле­ние ее обусловлено практическими целями — стрем­лением укрепить глиной поверхность, на которой предстояло совершить захоронение.

Курганы с ямпыми трупоположениями распрост­ранены на территории полян с X по XII в. Специаль­но этим курганам посвящена работа И. П. Русановой, в которой на основании вещевых материалов обосно­вана их дата (Русанова И. Д., 1966а, с. 17—24). По внешнему виду курганы полян не отличаются от по­гребальных насыпей других древнерусских областей. Они образуют, как правило, скученные могильники, насчитывающие десятки и сотни курганов. Глубина могильных ям колеблется от 0,2 до 2 м. Курганы с наиболее глубокими ямами (свыше 1 м) встречены в Киеве и его окрестностях, а также в окрестностях Чернигова и в Любече. На остальной территории гос­подствуют сравнительно неглубокие (0,5—1 м) мо­гильные ямы, а самые мелкие (0,2—0,3) —известны лишь на окраинах Полянского ареала.

В Киеве и в окрестностях Чернигова исследовано довольно много курганов с трупоположениями в деревянных срубах (так называемые срубные гробницы). В других местах Полянского ареала вместо бревенчатых срубов повсеместно встречаются четырехугольные рамы, сложенные из брусьев. В том п другом случаях зафиксированы перекрытия мо­гильных ям двускатной крышей. Таким образом, деревянные сооружения в подкурганных ямах мож­но считать характерными для полянской территории.

Иногда стенки ям бывают выложены досками. Из­вестен также обычай обмазывать дно и стенки мо­гильных ям глиной, реже — известью, или обклады­вать их берестой.

Положение и ориентировка умерших в Полянских курганах общеславянские. Восточная ориентировка зафиксирована в одном из курганов (94) Киевского некрополя, в одной насыпи (9) Вышгородского мо­гильника и в трех курганах Грубского могильника. В Киевском некрополе есть также погребенные, обра­щенные головами на юг, юго-восток и северо-восток, что связано с разноплеменным составом населения этого города. Единичные захоронения с умершими, обращенными головами на юго-восток (Сквирка) и северо-восток (Вчорайше), зарегистрированы на окраине полянской территории. Различная ориенти­ровка погребенных, бесспорно, отражает разноэтни-ческий характер курганного населения. Погребен­ные, обращенные головами к востоку, в Полянском ареале могли принадлежать и выходцам из среды тюркских кочевников и ославяненным верхнеднеп­ровским балтам. Для той и другой этнических групп восточная ориентировка умерших обычна. Меридио­нальную ориентировку погребенных в земле полян можно рассматривать как ритуал, занесенный пере­селенцами pis финно-угорских областей лесной зоны Восточной Европы.

Полянские погребения в подкурганных ямах, как правило, безынвентарны. Только треть исследованных трупоположений содержит вещевые находки, обыч­но немногочисленные. В комплексе женских украше­ний нет таких, которые были бы характерны только для Полянского ареала. Все вещи имеют весьма ши-


рокое распространение и принадлежат к общеславян­ским типам (табл. XXVII).

Височные украшения представлены главным обра­зом перстнеобразными кольцами со сходящимися концами или полутораоборотными (табл. XXVII, 18— 21). Первые из них известны в курганах всех восточ­ных славян, но только в курганах племен юго-запад­ной группы они весьма распространены; вторые принадлежат к специфически юго-западным. В пяти могильниках, расположенных в западной части По­лянского ареала (Грубск, Почтовая Вита, Ромашки, Буки и Ягнятин), встречены единичные перстиеоб-разные височные кольца с S-видным завитком на конце (табл. XXVII, 22). Некоторые перстнеобраз-ные височные кольца имели на одном конце завиток (табл. XXVII, 23, 25), или один конец их был загнут петлеобразно (табл. XXVII, 26). На некоторые пер-стнеобразные кольца были надеты бусы (табл. XXVII, 24).

Единичными находками представлены другие ти­пы височных украшений. Это трехбусинные кольца (табл. XXVII, 27, 33). Они происходят из Киева, Пе-реяславля, Чернигова и Леплявы. В Киеве, Перея-славле и Лепляве найдены перстнеобразные завязан­ные височные кольца (табл. XXVII, 35); в Киевском некрополе — серьги с привеской в виде виноградной грозди (табл. XXVII, 28).

Обычно височные кольца находят у головы покой­ной по одному или по два. В виде исключения встре­чается до пяти — семи колец, нанизанных на ремешок или тканую ленту, окружавшие голову. Какие-либо иные остатки головного убранства в курганах не встречены.

Шейные ожерелья из бус найдены только в Киев­ских курганах (табл. XXVII, 36) и в одном из погре­бений в Грубске. В других курганах бусы встречают­ся, но представлены одним или двумя экземплярами (табл. XXVII, 38). Наиболее распространенными бы­ли стеклянные бусы — позолоченные, желтые, зеле­ные, синие, глазчатые, так называемые лимонки. Кро­ме того, встречаются мелкие металлические зерненые и сердоликовые бусы. Довольно частой находкой в по-лянских курганах являются небольшие литые пугов­ки грушевидной или биконической формы (табл. XXVII, 29-31, 34, 40, 41, 43, 44). Как в женской, так и в мужской одежде они нашивались на позумент­ные ленточки, которые были составной частью воро­та. Из нагрудных украшений, кроме того, в единич­ных курганах встречены лунницы (табл. XXVII, 39) и бубенчики. В нескольких погребениях в Киевском некрополе, в курганах Переяславля, Китаева, Рома­шек и Стайков найдены крестики.

На руках женщин в захоронениях чаще находят только перстни — проволочные гладкие или витые, уз­копластинчатые или плетеные (табл. XXVII, 45—48). Браслеты встречены только в трех могильниках (Ки­ев, Буки, Емчиха). Принадлежности пояса представ­лены прямоугольными или лировидными пряжками и литыми кольцами (табл. XXVII, 42, 49). Имеются также подковообразные застежки (табл. XXVII, 37). Обычной находкой являются железные ножи. Изред­ка встречаются шиферные пряслица.

Погребения полян, как правило, не сопровождают­ся глиняными сосудами. Горшки встречены только в десяти погребениях Киевского некрополя и по одно-


НО

 


ГЛАВА 4. ПЛЕМЕНА ЛЕСНОЙ ЗОНЫ ДНЕПРОВСКОГО ПРАВОБЕРЕЖЬЯ


 


му- в курганах Вышгорода и Ромашек. В полянсиой земле известно довольно много погребений с деревян­ными ведрами (Барахтянская Ольшанка, Грубск, Киев, Леплява, Переяславль, Седнев).

Из предметов вооружения несколько раз были най­дены только наконечники копий (Чернигов, Грубск).

Хронология Полянских курганов разработана в упо­минавшейся работе И. П. Русановой. Помимо общей датировки этих курганов X—XII вв. исследователь­ница распределила их на три хронологические груп­пы—X—XI вв.; XI в.; XI—XII вв. Различия между:этими группами обнаруживаются лишь в некоторых типах вещевого материала. Детали погребального об­ряда и строения насыпей остаются на протяжении трех столетий неизменными. Можно лишь заметить, что в целом курганы XI—XII вв. меньше, чем насыпи более раннего времени.

Поляне первыми из славянских племен стали на-зываться русью; «...поляне, яже ныне зовомая Русь» (ПВЛ, I, с. 21). Отсюда, из Киевской земли, этот эт­ноним постепенно распространился на все восточно­славянские племена, входившие в состав древнерус­ского государства.

Исследователи уже давно обратили внимание на то, что в летописях термин «Русь» («Русская земля») имеет двоякое значение. С одной стороны, русью на­зываются все восточные славяне, с другой — неболь­шой участок Среднего Поднепровья, в основном по-лянская земля. Еще в XI—XII вв. Киевщина под наз-ванием Руси, Русской земли противопоставляется не только северным областям — Новгородской, Полоцкой, Смоленской, Суздальской и Рязанским землям, но и южным — древлянская земля, Волынь и Галичина ис­ключаются из Руси. Очевидно, Русь — местное на-;шапие области Киевского Поднепровья, упоминаемое в арабских источниках с середины I тысячелетия и. э. (Тихомиров М. //., 1947, с. 60—80). Это название сначала перешло на полян, а из Киевщины — на всех восточных славян.

Согласно летописным данным, первоначальная Русь включала оба берега среднего Днепра с городами Кие­вом, Черниговом и Переяславлем. Более детально тер­ритория Руси определена исследованиями А. Н. Насо­нова (Насонов А. Н., 19516, с. 28—46) и Б. А. Рыба­кова (Рыбаков Б. А., 1953а, с. 23-104). А. Н. Насонов включает в древнейшую Русь Киевское Поднепровье с Тетеревом, Ирпенью и Росью на правом берегу и нижней Десной, Сеймом и Сулой — на левом. На за­паде Русская земля (по А. II. Насонову) достигала верховьев Горыни. Время этой Руси определяется ис­следователем с IX до XI в.

Более фундаментально исследована рассматривае­мая проблема Б. А. Рыбаковым. Города Погорынья он справедливо исключает из первоначальной Руси и очерчивает ее территорию в основном в пределах днепровского левобережья. Северная граница Русской земли, согласно Б. А. Рыбакову, проходила примерно через города Белгород, Вышгород, Чернигов, Старо-дуб, Трубчевск, Курск. Южные пределы этой земли но письменным данным определить трудно, но во всяком случае они включали Поросье. Бассейн Роси, по мнению Б. А. Рыбакова, был основной частью Ру­си. Исследователь относит возникновение Русской земли к VI в., когда образовался союз племен русов и северян, в который позднее вошли и поляне.


К древностям русов Б. А. Рыбаков отнес пальча­тые, антропоморфные и зооморфные фибулы, брасле­ты, подвески, поясные наборы и височные кольца, находимые в основном в составе кладов типа Марты­новского. В настоящей работе эти древности уже, рас­сматривались и на основе находок их на поселениях пражско-пеньковской культуры были связаны с одной из славянских племенных группировок середи­ны I тысячелетия н. э.— актами.

П. Н. Третьяков, соглашаясь с мыслью Б. А. Рыба­кова о принадлежности древностей мартыновского типа русам, высказал предположение, что население пеньковской культуры в восточной, днепровской, ча­сти ее ареала называлось русами. В составе этого на­селения были не только славяне, но скорее всего и потомки племен восточных Черняховских областей, которые, принадлежали сармато-аланам (Третья­ков П. Н., 1968, с. 179-187).

Племя русь, или рось, было известно в Среднем Поднепровье или на его периферии еще до прихода туда славян. Впервые этноним «рус» (hrus) упоми­нается в сирийской хронике VI в. псевдо-Захарии Ми-тиленского (Пигулевская Н. В., 1952, с. 42—48). Там говорится, что племя русь — рослый и сильный на­род — обитало в первой половине VI в. севернее Азов­ского моря, где-то по Дону или за Доном.

Происхождение этнонима рось-русь остается невы­ясненным, однако несомненно, что он не славянский. Бее названия восточнославянских племен имеют славянские форманты: -ичи (кривичи, дреговичи, радимичи, вятичи, уличи) или -ане -яне (поляне, древляне, волыняне). Тюркским языкам не свойст­венно начальное «р», поэтому тюркское происхож­дение этнонима рось-русь невероятно (этноним рус­ский в тюркских языках приобрел форму орос-урус). Остается предположить иранское начало рассматри­ваемого племенного имени. Очевидно, в процессе славянизации местного ираноязычного населения эт­ническое название его было воспринято славянами.

Имеется большая литература относительно возмож­ного происхождения этнонима рось-русь. Исследова­ния XIX и начала XX в. изобилуют норманистскими высказываниями, согласно которым этот этноним ве­дет начало от варягов. Часто повторяется, что фин­ское ruotsi означает скандинавов, и эта основа в фор­ме русь была перенесена на восточных славян. В древ­ней Руси имелись дружины скандинавов-варягов. Согласно записям в Повести временных лет они орга­низовали древнерусскую государственность: «,,Пои-щемъ собе князя, иже бы володелъ нами и судилъ по праву". И идоша за море къ варягомъ, к руси. Сице бо ся зваху тьи варязи русь... И от техъ варягъпроз-вася Руская земля...» (ПВЛ, I, с. 18).

Научные изыскания показали, что отождествление варягов с русыо не первоначально, ибо отсутствует в древнейших летописных текстах и вставлено в По­весть временных лет лишь ее составителем (ПВЛ, II, с. 234-246; Рыбаков Б. А., 1963, с. 169-171). Термин русь явно не скандинавский, он тесно связан с юж­ной географической и этнической номенклатурой и в византийских источниках фигурирует уже с начала IX в.

Недавно польский лингвист С. Роспопд привел но­вые дополнительные факты, свидетельствующие про­тив нормапского происхождения этнонима русь


 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 393; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.