Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

П. Н. Белкин, С. Ю. Шадрин




 

 

СПРАВОЧНИК

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ»

 

 

 

Кострома


УДК 5

 

ББК 20

 

Рецензенты: кафедра;

доктор биологических наук, профессор В. П. Лебедев (Костромской государственный университет имени Н. А. Некрасова)

 

 

Белкин П. Н., Шадрин С. Ю. Справочник по дисциплине «Концепции современного естествознания».

 

Предлагаемый справочник представляет собой дополнительное учебное пособие для подготовки студентов к интернет-экзамену по дисциплине «Концепции современного естествознания». Содержание справочника соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта по указанной дисциплине для студентов гуманитарных и экономических специальностей. Приводятся определения используемых в курсе терминов, основных законов природы, а также краткие сведения об основных объектах микромира, макромира и мегамира, в том числе о живых системах и человеческом обществе.

Для студентов, аспирантов и преподавателей высших учебных заведений, и всех интересующихся данной проблематикой.

 

ISBN   ã 2008

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение ……………………………………………………………….  
   
1. НАУКА В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ  
1.1. Естественные и гуманитарные науки..…………….…  
1.2. Научный метод.……………………………..  
1.3. История естествознания..………………….  
   
2. ФИЗИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ МИРА  
2.1. Структурные уровни организации материи ………………….  
2.2. Классическая физика ……………………………………...  
2.3. Пространство, время, теория относительности …………  
2.4. Мегамир. Космология и космогония.……………………  
2.5. Положения и принципы квантовой механики……...  
   
3. ПОРЯДОК И БЕСПОРЯДОК В ПРИРОДЕ.  
   
4. КОНЦЕПЦИИ ХИМИИ И ГЕОЛОГИИ  
4.1. Этапы развития химического знания. Основные понятия  
4.2. Реакционная способность веществ  
4.3. Строение и эволюция Земли  
   
5. БИОЛОГИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ МАТЕРИИ  
5.1. Иерархия структурных уровней живой материи  
5.2. Молекулярный уровень организации живого  
5.3. Клеточная теория  
5.4. Генетика  
5.5. Теория эволюции органического мира  
5.6. Происхождение и сущность жизни  
   
6. ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА  
6.1. Экосистемы  
6.2. Биосфера  
6.3. Антропогенез  
6.4. Физиология человека, здоровье, творчество, эмоции  
6.5. Современные экологические проблемы  
   
СПИСОК ЛитературЫ …………………………………………………  

ВВЕДЕНИЕ

Справочник подготовлен в соответствии с «Требованиями (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра и дипломированного специалиста» по циклу «Общие математические и естественнонаучные дисциплины» в государственных образовательных стандартах для гуманитарных специальностей, утвержденных Министерством образования и науки Российской Федерации.

Основной целью справочного пособия является систематизация сведений, необходимых для подготовки студентов различных специальностей к интернет-экзамену по дисциплинам «Концепции современного естествознания» и «Экология». В пособии охвачен широкий круг вопросов из различных отраслей знания, которые должны освоить студенты для успешно выполнения компьютерного тестирования.

В справочнике используется традиционный порядок изложения материала, принятый в большинстве учебников по естествознанию. В первом разделе «Наука в контексте культуры» излагаются основные понятия и категории, необходимые для понимания и удобства восприятия последующих разделов. Даны основные различия естественнонаучной и гуманитарной культур, необходимые термины и закономерности научного познания. История науки излагается как последовательность различных этапов с характерными идеологическими пристрастиями, общепринятыми идеалами и научными картинами мира. Центральным вопросом в истории человеческого знания являются научные революции, которые приводили к смене господствующих парадигм, появлению новой научной картины мира, включая изменения в самих нормах и идеалах научности. Объекты природы и законы их существования и развития размещаются в порядке возрастания сложности. От физических тел к живым существам, далее к биосфере и человеческому обществу. Этот же принцип использован в последовательности изложения достижений конкретных наук. Во втором разделе «Физические концепции мира» кратко изложены основные, предусмотренные стандартом, законы классической, релятивистской и квантовой физики. Там же приводятся необходимые сведения об объектах микромира и мегамира.

Современная эволюционно-синергетическая парадигма, представляющая собой единый методологический стержень курса, представлена в третьем разделе «Порядок и беспорядок в природе». Там содержатся краткие сведения о принципах синергетики и теории самоорганизации, приводятся расширенное второе начало термодинамики, понятия бифуркации, простейшего контура управления с обратными связями, гомеостатического диапазона. Такой порядок изложения дает возможность использовать основные понятия синергетики с самого начала изучения объектов и законов биологии. Четвертый раздел «Концепции химии и геологии» посвящён наиболее существенным понятиям и законам химии, приводится стандартная схема развития химического знания от строения вещества до сложных реакций эволюционной химии. В этом же разделе даны сведения о строении Земли и геосферных оболочек. Пятый раздел «Биологический уровень организации материи» содержит основные исходные представления о биологических формах материального мира. В нем рассмотрены вопросы происхождения жизни, свойства и структурные уровни живого, основы клеточной теории и организма. Здесь приводятся базовые понятия на молекулярном, клеточном и организменном уровнях, необходимые при углубленном изучении биологической эволюции, взаимодействия популяций в экосистемах и др. Этим вопросам посвящен шестой раздел «Человек и природа». Там же даны сведения о психологии человека, его роли в преобразовании биосферы и проблемы выживания человечества, порожденные антропогенной нагрузкой на природу. Раздел завершается эколого-нравственным императивом как основным стержнем воспитания и образования человека с приоритетом духовных ценностей перед материальными.


1. НАУКА В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 335; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.