Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть II. Восточнославянские племена в составе древнеРусской народности. Нами и Т. П. Никаких дворов или усадеб вокруг жи­лищ не было (табл





 


1зе

нами и т. п. Никаких дворов или усадеб вокруг жи­лищ не было (табл. XXXIV).

Большая часть керамики роменских поселений
изготовлена без гончарного круга (табл. XXXII, 14—
16;
XXXIII, 13—17). Первые гончарные сосуды по­
являются здесь лишь в самом конце IX в. Формы
сосудов — горшки, миски, сковороды. Особенно ти­
пичны высокие горшки с усеченноконическим низом,
узким дном, выпуклыми плечиками и отогнутым
наружу венчиком. Встречаются также сравнительно
низкие и широкие сосуды того же типа, относимые
И. И. Ляпушкиным к категории мисок. Есть среди
роменской керамики и сравнительно малочисленные
горшки с вертикальным цилиндрическим венчиком.
Специфической особенностью роменской лепной ке­
рамики является ее орнаментация. Зигзагообразные
и иные узоры нанесены но плечикам сосудов штам­
пом из перевитой веревки.

Основой хозяйства населения, оставившего ромен-скую культуру, было пашенное земледелие. Как и на синхронных правобережных поселениях, здесь найдены, широколопастные наральники (табл. XXXII 1,7), а также наральники иного типа-, которые обычно применялись для старопахотных почв. Моты- ' ги и мотыжки, встреченные на поселениях, служили для возделывания приусадебных участков. Железные серпы имели совершенную форму, приближаясь к серпам времени древней Руси (табл. XXXIII, 12).

Другой стороной хозяйственной деятельности было скотоводство. Анализ костных остатков Новотроиц­кого, Опошнянского, Петровского и других городищ показывает, что повсюду преобладают кости домаш­них животных, среди них первое место принадлежит крупному рогатому скоту, затем — свинье и мелкому рогатому скоту.

Повсеместное распространение железных орудий труда, предметов вооружения и хозяйственного оби­хода, находки шлаков, остатков горнов и сопел опре­деленно свидетельствуют о развитости железодела­тельного и железообрабатывающего ремесел. Кроме названных земледельческих орудий, на поселениях неоднократно встречены топоры (табл. XXXIII, 6), теет1а-мотыжки (табл. XXXIII, 5, 11), ножи (табл. XXXIII, 8—10), наконечники стрел (табл. XXXIII, 1—4) и другие предметы.

Следы обработки цветных металлов выявлены при раскопках Новотроицкого городища, а льячки и ли­тейные формы обнаружены и на других поселениях. Значительную коллекцию серебряных и бронзовых изделий удалось собрать на Новотроицком поселе­нии. В ее составе пяти- и семилопастные височные кольца, украшенные зернью (табл. XXXII, 1, 3), проволочные колечки (табл. XXXII, 2), серьги (табл. J XXXII, 11), шейные гривны (табл. XXXII, 13), браслеты, изготовленные из серебряной пласти­ны (табл. XXXII, 5), перстни (табл. XXXII, 4, 9), привески (табл. XXXII, 7, 10, 12), бляшки (табл. XXXII, 6, 8) и др.

Исследованиями установлено развитие деревооб­рабатывающего ремесла, а многочисленные поделки из кости и рога, найденные на поселениях, говорят о развитии косторезного производства.

Дата- роменских поселений в целом —VIII—X вв.— определена на значительных материалах и ныне не вызывает каких-либо возражений.


Ареал днепровской группы роменско-боршевской культуры охватывает верхнее и среднее течение Ворсклы, Пела и Суды, целиком бассейн Сейма и по­речье Десны от устья Сейма до устья Снопоги. На юго-востоке территория этой группы, по-видимому, захватывает бассейн р. Уда — правого притока Се-верского Донца (отдельные поселения имеются и на Северском Донце). Западная граница ареала прохо­дит примерно от г. Лубны на Суле до Чернигова и по правому берегу Десны поднимается вверх, захваты­вая бассейн р. Судость. На этом участке отдельные роменские поселения заходят и на Ипуть. Северо­восточная и восточная граница описываемой группы памятников проходит по водоразделу Днепра с Окой и Доном.

Если сопоставить этот ареал с распространением северянских курганов XI—XII вв., то обнаружива­ются-их значительные совпадения, (карта 20). На этом основании было высказано предположение о принадлежности роменских древностей северянам (Рыбаков Б. А., 1947, с. 94, рис. 4; Третьяков П. Н., 1953, с. 242; Березовець Д. Т., 1953, с. 28-4/i). В пользу сближения древностей роменской культуры с летописными северянами, кажется, говорят и гра­ницы расселения соседних восточнославянских пле­мен. Так, Полянский ареал почти целиком находится за пределами распространения памятников ромен­ской культуры. То же самое можно заметить и от­носительно региона радимичей. Граница между се­верянами, с одной стороны, и полянами и радимича­ми — с другой, соответствует западным рубежам ареала роменской культуры.

Курганный обряд погребения появляется на лето­писной территории северян в IX столетии, т. е. в пе­риод роменской культуры, и в древнейших из курга­нов встречены лепные урны, идентичные глиняной посуде роменских поселений.

Однако все сказанное еще не означает, что та груп­па славян, которая расселилась в VIII в. в левобе­режной части Среднего Поднепровья, уже была обо­собившимся славянским племенем, именовавшимся северянами. Распространение роменской культуры в днепровском левобережье, боршевской — на Дону и, по-видимому, близкой к ним славянской культуры — на верхней Оке было> результатом единовременного расселения одной большой славянской группиров­ки. В результате освоения широкой территории здесь образовались три локальные группы славян. Однако это еще не привело к сложению восточнославянских племен, известных по Повести временных лет. В от­личие от племен лесной зоны днепровского право­бережья, юго-восточные племена не были исключи­тельно территориальными формированиями. Сложе­ние северян, как показано ниже, явилось результатом взаимодействия носителей днепровской группы ро­менско-боршевской культуры с местным населением.

Представляется вполне очевидным, что роменско-боршевские древности в целом имеют ближайшие аналогии в синхронных славянских памятниках пра­вобережной Украины и более западных областей. Роменско-боршевские памятники сближаются, на­пример, с древностями Луки-Райковецкой по всем элементам материальной культуры — домостроитель­ству, керамике и пр. Детальное сопоставление этих древностей проведено И. И. Ляпугакиным (Ляпуш^


ГЛАВА 6. ПЛЕМЕНА ЮГО-ВОСТОКА


 


кин И. И., 1961, с. 356—366), который пришел к за­ключению, «что славяне проникли в область Левобе­режья около VIII в. из западных (правобережных) районов. Откуда конкретно и какими путями шло это проникновение, сказать сейчас трудно. Для решения

этой задачи необходимы дополнительные источники, Добытые путем раскопок». Иными словами, роменско-(юршевские древности — окраинная ветвь славянской культуры последней четверти I тысячелетия н. э., развившейся на основе древностей предшествующего времени.

П. Н. Третьяков предложил гипотезу о верхне-дненровско-окском происхождении носителей ромен-ско-боршевской культуры (Третьяков П. Н., 1969, с. 78—90). Согласно мнению этого исследователя, сла­вяне — носители зарубинецкой культуры в первых веках I тысячелетия н. э. уходят в Верхнее Поднеп-ровье и на Оку. Спустя несколько столетий из верх­неднепровских областей и Верхнеокского бассейна начинается расселение на юг — одна группа славян продвигается в днепровское лесостепное левобе­режье, где создает роменско-боршевскую культуру (Третьяков П. //., 1970, е. 80-92).

Гипотеза П. Н. Третьякова встретила серьезные возражения О. В. Сухобокова (Сухобоков О. В., 1975, с. 138—140), с которыми нельзя не согласиться.

На территории северян, кроме памятников ромен­ской культуры, встречаются почти синхронные им древности иного облика. Они были выявлены еще в конце XIX и начале XX в. и выделены в группу па­мятников волынцевского типа в 40-х годах (Березо-вець Д. Т., 1952а, с. 242—250). Первая обстоятельная характеристика этих древностей дана И. И. Ляпуш-киным (Ляпушкин И. И., 1959а, с. 58—83). Позднее, в процессе пополнения материалов, к ним обраща­лись Е. А. горюнов (Горюнов Е. А., 1975а; с. 3—10) и 0. В. Сухобоков '(Сухобоков О. В., 1975, с. 49-57; 1977, с. 50—65). Продолжаются полевые исследова­ния поселений с напластованиями волынцевского об­лика (Горюнов Е. А..Казанский М. М., 1978а,с.314; Максимов Е. В., Терпиловский Р. В., 1978, с. 351,352).

Основным типом поселений волынцевского типа были селища. Исключением является лишь Битицкое городище, устроенное на высоком мысе коренного берега Пела и имевшее искусственные оборонитель­ные сооружения. Топографически селища размеща­лись в сравнительна невысоких местах поблизости от поды. Наряду с небольшими известны крупные се­лища, площадью 6—7,5 га.

Жилищами служили полуземлянки срубпой или столбовой конструкции площадью от 12 до 30 кв. м. По типу волынцевские дома одинаковы с роменскими. Печи, сложенные из глины или вырезанные в глиня­ном материковом останце, находились, как правило, и углу (табл. XXXV, 77). Однако выявлены жилища и с неславянским интерьером, в которых отопитель­ные устройства занимали срединное положение (табл. XXXV, 18}.

Могильники волынцевской группы не имеют ка­ких-либо внешних признаков и содержат урновые захоронения по обряду трупосожжения на стороне. Урны с прахом ставились на специально расчищен­ных площадках. В захоронениях встречены стеклян­ные и пастовые бусины (табл. XXXV, 5), боонзовые браслеты с утолщенными концами (табл. XXXV, 10}


и т. п. Наиболее известны могильники около с. Во-лынцево Сумской обл. и у г. Сосницы Черниговской обл.

Волынцевская керамика существенно отлична от роменской. Одним из основных ее типов являются горшки с высоким вертикальным венчиком и выпук­лыми плечиками. Их черная или темно-коричневая поверхность часто орнаментирована лощеными и про­черченными вертикальными и перекрещивающими­ся линиями (табл. XXXV, 8, 12—16, 19}. Среди этих сосудов есть как лепные, так и гончарные.

Кроме керамического материала, на волынцевских памятниках обнаружены серебряные или бронзовые серьги (табл. XXXV, 1, 2), пряжки (табл. XXXV, 6, 7, 11), привески (табл. XXXV, 3, 4}, глиняные пряслица (табл. XXXV, 9} и др.

В литературе высказаны два основных мнения о датировке волынцевских памятников. Согласно Д. Т. Березовцу эти древности принадлежат-к особой, предшествовавшей роменской, группе славянской культуры днепровского левобережья, датируемой VTI-VTTI вв. (Березовецъ Д. Т., 1952а, с, 242-250). И. И. Ляпушкин полагал, что волынцевские древно­сти синхронны роменским и, таким образом, относят­ся к VIII-Х вв. (Ляпушкин И. И., 1959а, с. 58-83).

К Д. Т. Березовцу присоединяется О. В. Сухобоков. Он обращает внимание на то, что в составе Харьев-ского клада, который найден в горшке волынцевского типа, имеются пастовые бусины с очковым орнамен­том, датируемые V—VII вв., а бронзовые трапецие­видные привески из Сосницкого могильника имеют аналогии среди вещей Суджанского клада VI—VII вв. Исходя из этого, исследователь считает возможным датировать памятники волынцевского типа VII— VIII вв. (Сухобоков О. В., 1975, с. 55-57). Напротив, Е. А. Горюнов обращает внимание на наличие волын­цевских элементов на Новотроицком и некоторых других роменских поселениях,определенно датируе­мых IX — началом X в., и считает вслед за И. И. Ля-пушкиным, что волынцевские памятники одновре­менны оанним городищам роменской культуры (Го­рюнов Е. А., 1975а, с. 9).

Керамика волынцевского типа не находит ни про­тотипов, ни аналогий среди славянской глиняной по­суды второй половины Т тысячелетия н. э. Ближай­шие аналогии ей обнаруживаются в салтовской куль­туре. Салтовская столовая посуда также имеет преимущественно черную или темно-коричневую поверхность и лощение в виде вертикальных или пе­рекрещивающихся полос. В салтовской керамике есть формы, идентичные или близкие волынцевским, хотя в целом она отличается значительным многообразием (Ляпушкин И. И., 19586, с. 112. 114; Плетнева С. А., 1959,'с. 214-225; 1967, с. 103-134).

Гончарная керамика — почти единственное, что связывает памятники волынпевского типа с алано-болгарской среттой Донского бассейна. Поэтому, оче­видно, неправ М. И. Артамонов, относивший волын-цевокие древности к болгарскому племени кутригу-dob. ассимилированному славянами (Артамонов М. И., 1970а, с. 29—31). Другие элементы волынцевской культуры (жилища-полуземлянки с глиняной печью в углу, обряд тпупосожжения, некоторые формы лепной кепамики) сближают ее с достоверно славян­ской роменской культурой. И. И. Ляпушкин выска-


 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 327; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.