Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эмпирический метод познания опирается на непосредственное исследование реальных, чувственно воспринимаемых объектов




12. Эксперимент – это эмпирический метод познания, означающий «…активное, целенаправленное и строго контролируемое воздействие исследователя на изучаемый объект». Был развит в XVI веке в Европе.

13. Наблюдение – это эмпирический метод познания, означающий целенаправленное чувственное восприятие (или отражение) предметов и явлений внешнего мира.

14. Измерение – это эмпирический метод познания, означающий определение количественных значений свойств, сторон изучаемого объекта или явления с помощью специальных технических устройств.

15. Анализ – это метод познания, который сводится к расчленению целого предмета на составляющие части с целью их всестороннего изучения.

16. Синтез – это метод познания, означающий соединение ранее выделенных частей предмета в единое целое.

17. Индукция – это способ рассуждения или метод познания, в котором общий вывод строится на основе частных посылок.

18. Дедукция – это способ рассуждения или метод познания, который сводится к получению частных выводов на основе знания каких-то общих положений.

19. Теоретическое (рациональное) познание основано на логической реконструкции действительности с помощью абстрактных категорий. Этот метод базируется на:

– системе постулатов;

– аксиомах.

9. Теоретический метод познания был развит в работах Р. Декарта.

10. Абстрагирование – это теоретический метод познания, который основан на сознательном отвлечении от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих исследователя свойств и связей.

11. Формализация – теоретический метод познания, который заключается в использовании специальной символики, позволяющей отвлечься от изучения реальных объектов, от содержания описывающих их теоретических положений, и позволяющий оперировать вместо этого некоторым множеством символов.

12. Классификация – это разделение изучаемых предметов на группы по какому-то признаку.

13. Аналогия – подобие или сходство каких-либо признаков и свойств у различных объектов.

14. Моделирование – метод исследования, заключающийся в замене изучаемого объекта аналогом или моделью.

15. Следствием является событие, которое вызвано изучаемым событием.

16. Динамической называется закономерность, устанавливающая однозначную связь во времени между состояниями объекта. Теории, содержащие динамические закономерности, называются динамическими.

17. Статистическими называются закономерности, формулируемые на языке вероятностных распределений: связи между средними величинами, вероятности наступления какого-либо события или достижения какого-либо состояния. Соответствующие научные теории называются статистическими.

18. Парадигмой называется способ организации знания, идеалов и норм исследования, которые задают характер видения мира и содержат общепринятые образцы решения конкретных проблем.

 

 

1.3. История естествознания

 

1. Основные стадии познания природы разделяют научные революции, для которых характерны смены господствующих парадигм.

2. Первая стадия познания, называемая синкретической, охватывает период времени от античной науки до научной революции XVII века. Ее основными признаками являются следующие:

– цельное представление об окружающем мире;

– господство догадок, а не точных выводов;

– преобладание наблюдений над экспериментами;

– геоцентрическая картина мира.

3. Вторая стадия познания природы (XVII–XIX вв) называется аналитической и характеризуется следующими признаками:

– мысленное расчленение мира, выделение частностей, обусловившее появление физики, химии, биологии и других наук;

– математизация естествознания, означающая выделение строго объективных характеристик (сила, масса, скорости и др.), связанных точными формулами;

– преобладание экспериментов, подразумевающее активное, наступательное отношение к природе в противовес созерцанию и умозрительному восприятию;

– гелиоцентрическая картина мира;

– утверждение механистического подхода к описанию природы, в котором доминировали динамические закономерности. Появилась механистическая картина мира, построенная на однозначных причинно-следственных связях.

4. Третья стадия познания природы, называемая синтетической, наступила после научной революции XIX–XX века. Ее признаки:

– воссоздание целостной картины природы на основе предшествующих частностей при сохранении дифференциации частных наук, но на фоне интегрирующих тенденций;

– отказ от всякого центризма (геоцентризма, гелиоцентризма и др.) из-за равноправия всех систем отсчета;

– переосмысление в теории относительности исходных понятий пространства и времени, которые оказались связанными с движением и материей;

– отказ от наглядных, интуитивно очевидных, идеализаций в квантовой механике (понятия траектории в микромере, преобладание статистических закономерностей в описании микрочастиц и др.);

– идея всеобщего развития;

– изучение сложных, самоорганизующихся систем в теории самоорганизации (синергетике).

5. Наука как форма общественного сознания и часть культуры возникла в Древней Греции.

6. Три основные научные программы античности:

– математическая программа Пифагора–Платона;

– программа Аристотеля;

– атомизм Левкиппа–Демокрита.

7. Три этапа античной мысли:

– ранний или архаический период (VI–V вв до н. э.);

– классический (V до н. э.);

– эллинистический (IV–V н. э.).

8. Идеи Милетской школы (Фалес, Анаксагор, Анаксимен):

– поиск первоначала всех вещей (вода, воздух, апейрон);

– безостановочная изменчивость вещей;

– проблема возникновения Космоса и его структуры.

9. Идеи Элейской школы (Ксенофан, Парменид, Зенон):

– дуализм познания. Результатом познания являются две картины мира. Первая, подлинная, создаётся разумом. Путь истины – это познание разумом единого бытия, как первоосновы мира, и его отделения от небытия. Вторая, обманчивая, создаётся с помощью чувств. Это путь мнения, отражающий лишь поверхностные свойства вещей, на уровне небытия (Парменид);

– единство, вечность и неизменяемость сущего (Ксенофан);

– тождественность бытия и мышления (Парменид);

– проблемы движения и природы континуума (непрерывности), апории Зенона из Элеи («Дихотомия», «Ахиллес», «Стрела», «Стадий»).

10. Пустота и атомы. Атомистическая программа (Левкипп, Демокрит).

– бытие представляет собой атомы, движущиеся в пустоте (небытии), также реально существующей. Атом – неделимая, плотная, непроницаемая материя, очень маленькая самостоятельная частица вещества. Атом неделим, вечен, неизменен. Атомы различны по форме (шарики, крючки, вогнутые, выпуклые и др.) и размерам. Вещи представляют собой сцепления атомов;

– пустота неподвижна, беспредельна, на тела, находящиеся в ней (бытие), она не оказывает никакого влияния;

– принцип причинности (детерминизма): любые события влекут за собой определённые следствия, но и сами являются следствием ранее совершавшихся событий. Всё в мире причинно обусловлено, необходимо и неизбежно, случайностей нет.

11. Идеи Пифагорейской школы (мир, гармония, число).

– принцип всеобщей гармонии;

– числовые соотношения есть универсальные закономерности.

Пифагорейско-платоновская исследовательская программа:

– противоречие между знаниями на основе разума и знаниями, полученными с помощью чувств, Платон объясняет наличием двух миров. Первый мир – материальный, представляет собой множество единичных, изменчивых вещей, отражаемых чувствами. Второй – мир вечных, общих и неизменных идей или сущностей, постигаемых разумом;

– бытие пронизано числами – это путь постижения идей, сущности мира. Эмпирическое знание допустимо, но оно приблизительно и лишь вероятно, поэтому оно не может быть основой науки.

12. Научная программа Аристотеля:

– каждая вещь есть соединение материи и формы. Материя сама по себе – пассивное начало, чтобы стать вещью она должна принять форму. Чистая форма (лишённая материи) – вечный источник движения и жизни, причина и цель всего сущего. Такое наличие внечеловеческих целей в природе называется телеологией. Первостихия (или первоматерия) лишена всякой формы, всяких свойств и качеств. Соединяясь с простейшими формами (тёплое, холодное, сухое и влажное), она образует первоэлементы (огонь, воздух, вода, и земля), из которых состоят все вещи;

– пространство есть категория места, к которому стремятся все сущности соответственно их природе. Пустого вместилища тел не существует;

– время есть мера движения, основанная на понятиях «сначала» и «потом»;

– центром Вселенной является неподвижная, шарообразная Земля, вокруг неё распределены вода, затем воздух, затем огонь, достигающий орбиты Луны – первого небесного тела. Это – подлунный мир, выше него – небесный, принципиально отличный от подлунного. В небесном мире все тела состоят из неизменного эфира (пятой первостихии), не превращающегося в другие элементы. Небесные тела вращаются вокруг Земли по круговым орбитам, прикреплённым к вращающимся эфирным сферам. Космос конечен и вечен;

– имеются две группы видов движения. К первой относится равномерное вращение небесных тел в надлунном мире – наиболее совершенное без начала и без конца, обеспеченное неким вечным «перводвигателем». Ко второй группе относятся земные движения – насильственные или естественные, но оба несовершенные. Естественное движение не требует силы и совершается к своему месту (тяжёлое – вниз, лёгкое – вверх). Насильственное – требует одного их трёх видов сил (тяги, давления или удара);

– континуальная программа (картина мира) Аристотеля заключается в непрерывности материи: «Природа не терпит пустоты».

13. Развитие космологических представлений пифагорейцев:

– в центре Вселенной находится огонь – Гестия, вокруг него вращается сферическая Земля, между Землёй и Гестией расположено тёмное тело (Антихтон), подобное Земле. Солнце представляет собой прозрачный шар, получающий свет и тепло от Гестии, остальные планеты вращаются вокруг Гестии (концепция Филолая);

– математическое описание движения планет посредством вращающихся гомоцентрических сфер (Евдокс Книдский, Калиппа, Аристотель);

– математическое описание неравномерного периодического движения планет результатом суммирования нескольких равномерных круговых движений (Апполоний Пергский, Гиппарх);

– античный гелиоцентризм: Солнце гораздо больше Земли, поэтому именно оно находится в центре мира (Гераклит Понтийский, Аристарх Самосский). Но эта идея вступила в противоречие с принципами античной механики и общими мировоззренческими представлениями о центральном положении Земли и человека во Вселенной.

14. Геоцентрическая система мира Птолемея («Альмагест») признавалась в античную эпоху и в Средние века:

– центральное положение во Вселенной занимает неподвижная и шарообразная Земля;

– сфера звёзд колоссально удалена;

– движения небесных тел носят равномерный и круговой характер. Вокруг неподвижной Земли имеется окружность (деферент), центр которой несколько смещён от центра Земли (эксцентрик). По деференту движется центр меньшей окружности (эпицикла), каждая планета вращается по своему эпициклу;

– условия движения планет верхних от Солнца (Марса, Юпитера, Сатурна) и планет нижних (Меркурия, Венеры) существенно различны, т. е. Солнце играет особую роль.

15. Особенностями естествознания античного периода были метафизичность и космоцентризм, где Космос воспринимался упорядоченным и оформленным бытием, противоположным хаосу.

16. Отличительной особенностью науки средних веков было понимание природы как результата божественного творения (теологизм или теоцентризм).

17. Отличительная черта эпохи Возрождения – гуманизм (антропоцентризм).

18. Гелиоцентрическую систему мира впервые предложил Коперник:

– в центре мира находится Солнце;

– планеты движутся вокруг Солнца, в том числе Земля со своим спутником Луной;

– сфера звёзд удалена на огромное расстояние.

19. Принцип дальнодействия: тяготение (и другие взаимодействия) передаётся через пустоту с бесконечной скоростью (мгновенно). В дальнейшем отвергнут.

20. Принцип близкодействия: все взаимодействия передаются с помощью каких-либо агентов с конечной скоростью. Сегодня общепризнан.

21. Развитие континуальной исследовательской программы:

– материя занимает всё пространство. Исходным материальным образованием являются поля, а не атомы, которые представляют собой лишь сгустки полей (Фарадей);

– электрические и магнитные явления основаны на принципе близкодействия (М. В. Ломоносов, М. Фарадей);

– отказ от гидродинамической аналогии в описании электромагнитного поля. Вывод о существовании электромагнитных волн как колебаний эфира (Максвелл);

– экспериментальное доказательство существования электромагнитных волн и подтверждение тождественности основных свойств электромагнитных и световых волн. Симметричная форма уравнений Максвелла (Генрих Герц);

22. Развитие математической программы:

– Ньютон стал родоначальником классической теоретической физики. Он обобщил и окончательно сформулировал три основных закона динамики, названных его именем (закон инерции, пропорциональность между количеством движения и движущей силой, равенства сил действующих друг на друга тел по величине и противоположности по направлению), и закон всемирного тяготения;

– Максвелл оформил математически концепцию электромагнитного поля в виде уравнений, названных его именем;

– Эйнштейн создал теорию относительности, в которой пересмотрены представления о пространстве и времени. Они оказались связанными с движением тел и гравитационными полями;

– Шредингер разработал волновую механику, описывающую движение микрочастиц.

23. Развитие атомистической исследовательской программы (Бойль, Ньютон, Резерфорд, Бор)

– Ньютон предложил корпускулярную теорию света, в которой частицы света (корпускулы) обладали неизменными свойствами и способностью взаимодействовать с телами на расстоянии;

– Бойль приложил идеи атомизма к химии, ввёл понятие химического элемента, заложил основы экспериментального метода и химического анализа;

– Томсон предположил, что атом содержит равномерно распределённый положительный заряд, внутри которого имеются отрицательно заряженные электроны;

– Резерфорд предложил и обосновал планетарную модель атома, в которой почти вся его масса сосредоточена в небольшом положительно заряженном ядре, окружённом вращающимися отрицательно заряженными электронами;

– Бор дополнил планетарную модель квантованными орбитами электронов, позволяющими объяснить спектры излучения и поглощения.

24. Периодический закон открыл Д. И. Менделеев.

25. Основоположник структурной химии и органического синтеза – А. М. Бутлеров.

26. Классификацию видов дал К. Линней.

27. Естественную радиоактивность открыл А. Беккерель. Она заключается в самопроизвольном распаде некоторых атомов, излучающих альфа-частицы (ядра гелия), бета-частицы (электроны) и гамма-лучи (электромагнитные волны). Распад приводит к превращению одних элементов в другие, ядерные реакции расщепления ядер атомов идут под действием нейтронов.

28. Квантовое поле – наиболее фундаментальная и универсальная форма материи, лежащая в основе всех её конкретных проявлений.

29. Картина мира – сложившаяся на конкретном этапе развития человечества совокупность представлений о структуре действительности, способах ее функционирования и изменения, сформировавшаяся на основе исходных мировоззренческих принципов и интегрирующая знания и опыт, накопленный человечеством.

Различают религиозную, научную и философскую картины мира. Их принципиальные различия определяются двумя позициями: 1) основной проблемой, решаемой каждой из указанных картин мира и 2) основными идеями, которые предлагают картины мира для решения своей проблемы (табл. 1.1).

 

Таблица 1.1

Картины мира

 

Название Основные проблемы Основные идеи
Религиозная Соотношение Бога и человека Божественное творение мира и человека
Философская Соотношение мира и человека Материализм – идеализм; дуализм, плюрализм; диалектика, синергетика; метафизика, эклектика, редукционизм, радикализм, механицизм и т. д.
Научная Синтез и обобщение разнородных, порой противоречивых частей знания в единое, логически непротиворечивое целое Мир, как совокупность естественных процессов, развивается по своим, объективным и специфическим для каждого из этих процессов законам.

 

30. Под научной картиной мира понимают целостную систему представлений об общих свойствах и закономерностях мира, которая возникает в результате обобщения и синтеза основных научных понятий и принципов, отражающих эти объективные закономерности.

31. Предельно общую картину мира дает философия. Создаваемая в рамках онтологии философская картина мира определяет основное содержание мировоззрения индивида, социальной группы, общества. Будучи рационально-теоретическим способом познания мира, философское мировоззрение носит абстрактный характер и отражает мир в предельно общих понятиях и категориях. Следовательно, философская картина мира есть совокупность обобщенных, системно организованных и теоретически обоснованных представлений о мире в целостном его единстве и месте в нем человека.

32. Научные картины мира: механическая, электромагнитная, неклассическая, эволюционная (эволюционно-синергетическая). Ведущими идеями современной естественнонаучной картины мира являются самоорганизация и универсальный эволюционизм.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1105; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.