Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть III. Общие Вопросы восточнославянской археологии. Лениях пражско-корчакской и пражско-пеньковской культур (бакота, Ьранешты I, Вильховец, Городок, Зеленый Гай





 


лениях пражско-корчакской и пражско-пеньковской культур (Бакота, Ьранешты I, Вильховец, Городок, Зеленый Гай, Каветчина, Лопатна, Луг 1, Малинов-цы, остров Мытковский, Незвиско, Одая, Рашков, Раскайцы, Сахновка, Семенки, Ханска и др.). Иссле­дователь восточноевропейских жерновов I тысячеле­тия н. э. Р. С. Минасян утверждает, что в землях к северу от Припяти и Десны в VI—VII вв. еще широко бытовали зернотерки (Минасян Р. С., 1978в, с. 101— 112). Только приблизительно с VIII в. жернова рас­пространяются в Верхнем Поднепровье (древнейшие находки — в Тушемле и Городке на Смоленщине и в Дедиловичах в бассейне Березины) и далее на север (Изборское городище и Камно на Псковщине, Сельцо в Новгородской обл.).

Для выпечки хлеба широко применялись глиняные сковородки, встреченные на многих славянских посе­лениях второй половины I тысячелетия н. э. не толь­ко в южных, но и в северных районах восточносла­вянской территории. Обычно они имели круглую фор­му (диаметр 15—20 см) и были снабжены невысоки­ми бортиками, изредка украшенными пальцевыми вдавлениями по краю. На таких сковородах пекли хлебцы или лепешки, а также готовили различные блюда из несозревших зерен ячменя и пшеницы или пищу из проса (Skruzny L., 1964, s. 370—391). Пекли хлеб или другую пищу в печах. При раскопках сели­ща Одая в бассейне Днестра в печи-каменке одного из полуземляночных жилищ найдена глиняная сково­рода, установленная на поде.

Древние авторы оставили скудные сведения о зем­ледельческих культурах, возделывавшихся славянами накануне образования древнерусского государства. Византийский автор VI в. Маврикий сообщает, что основными культурами у антов и с(к)лавинов были пшеница и просо (Мишулин А. В., 1941, с. 253). Пер­сидский историк X в. Гардизи отмечал, что большая часть посевов славян состояла из проса (Новосель­цев А. П., 1965, с. 390).

О составе культурных растений, возделывавшихся восточными славянами в V—IX вв., полнее можно судить по находкам зерна на поселениях. Находки зерен злаков и отпечатков зерна на глиняной посуде или обмазке при археологических исследованиях па­мятников Днестровско-Прутского междуречья позво­ляют утверждать, что славяне возделывали почти все культуры — просо, мягкую пшеницу, овес, ячмень и др. (Янушевич 3. В., 1976). При раскопках Ново­троицкого городища выявлены обгорелые зерна пше­ницы двух сортов — твердой и мягкой, озимой ржи, ячменя и, вероятно, проса (Ляпушкин И. Я., 1958а, с. 211,212).

Анализ зернового материала, происходящего из различных поселений второй половины I тысячелетия н. э. лесной зоны Восточной Европы, свидетельствует о довольно широком ассортименте земледельческих культур (Кирьянова Н. А., 1979, с. 72—84). Так, на городищах Банцеровщина, Близнаки, Демидовка и Загорцы, относящихся к тушемлинско-банцеровской культуре, найдены зерна мягкой пшеницы, ячменя, проса, овса, бобов, гороха и вики. На городище Камно под Псковом в слоях VIII—X вв. обнаружены зерна мягкой пшеницы, полбы, ячменя, бобов, гороха, овса и конопли. Первые находки озимой ржи датируются IX в. (городище Свила I на Витебщине).


Исследованиями зерновых остатков, полученных при раскопках нижнего слоя Старой Ладоги, показа­но, что основную массу их составляют зерна пшени­цы двузернянки—полбы, меньшая часть принадлежит зернам мягкой пшеницы, овса, ячменя, ржи и проса (Кирьянов А. В., 1959, с. 312-314). В слоях X в. Новгорода среди зерновых находок преобладают зер­на проса, меньше зерен ржи, ячменя и пшеницы (Кирьянов А. В„ 1959, с. 321-324).

Наряду с земледелием большое место в хозяйствен­ной деятельности восточных славян занимало живот­новодство. Костные остатки выявлены при раскопках многих поселений и дают исчерпывающее представ­ление о составе стада. Первое место всюду должно быть отведено крупному рогатому скоту. Кости круп­ного рогатого скота составляют до 50% (а на некото­рых поселениях — и более) остеологического материа­ла, связанного с домашними животными. Очевидно, стада крупного рогатого скота были важнейшим богатством славянской общины. Мясо его употребля­лось в пищу, кроме того, крупный рогатый скот ис­пользовался для получения молока и молочных про­дуктов, а в южных землях восточнославянской тер­ритории, может быть, и как тягловая сила в пашенном земледелии. О значении крупного рогатого скота в жизни восточных славян ярко говорят письменные источники. Прокопий сообщает, что славяне «счита­ют, что один только бог, творец молний, является владыкой над всем, и ему приносят в жертву быков и совершают другие обряды» (Прокопий из Кесарии, с. 297). О почитании быка славянами пишет и Гарди­зи (Новосельцев А. Д., 1965, с. 390). Бык является обязательным элементом всякой скотоводческой братчины — культового общинного пира.

Второе место в остеологической коллекции из восточнославянских поселений второй половины I ты­сячелетия н. э. принадлежит костям свиньи, третье — мелкого рогатого скота, четвертое — лошади. Овцы и козы использовались для получения молочных про­дуктов и шерсти. На поселениях Прутско-Днестров-ского междуречья найдены глиняные сосуды с от­верстиями в придонной части тулова и в днище, предназначенные для приготовления из молока тво­рога.

По всей вероятности, в обычное время мясо лошади не шло в пищу, и это животное служило для хозяйст­венных надобностей. Поэтому костные остатки, яв­ляющиеся главным образом пищевыми отбросами, не определяют места лошади в составе стада. Помимо использования лошади как рабочей силы в хозяйстве и земледелии, ею пользовались для верховой езды. Византийские историки не раз упоминают всадников в славянском войске. Находки удил свидетельствует о широком применении лошади для верховой езды. При раскопках селища Ханска найдена глиняная мо­дель седла, изображающая деревянное седло с дуго­образной передней и круглой задней лукой. Такой тип седел распространился в Восточной Европе после нашествия гуннов.

Древние авторы (Маврикий, Иоанн Эфесский) неоднократно говорят о многочисленных стадах, на­ходившихся во владениях славян и антов. На славян­ских поселениях найдены небольшие глиняные фи­гурки животных, очевидно связанные с ритуалом жертвоприношения, подчеркивающие значение до-


 

 


ГЛАВА 8. ХОЗЯЙСТВО И ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ СЛАВЯН В VI—IX ВВ.


 


машних животных в жизни и быте славян. На посе­лениях Бранешты I, Лопатна, Одая и Ханска такие фигурки изображали коня. Вероятно, это животное было наиболее почитаемо в славянском культе. Конь был культовым животным при строительной жертве (Седов В. В., 1957, с. 20-28).

Заметное место в хозяйственной деятельности вос­точных славян во второй половине 1 тысячелетия н. э. принадлежало охоте и рыбной ловле, чему во многом благоприятствовали природные условия. О роли охо­ты свидетельствуют прежде всего костные остатки, собранные при раскопках поселений. Кости диких животных в остеологическом материале составляют ох 10 (на поселениях Днестровско-Прутского меж­дуречья) до 50% (боршевские поселения в районе Воронежа), но чаще на их долю приходится 12— 20%. Среди них имеются кости кабана, лося, оленя, медведя, бобра, лисицы, куницы, зайца и некоторых других. Кабан и олень были, по-видимому, основным объектом охоты. Охота на них давала наиболее ощу­тимые результаты. Судя по костным остаткам, пре­обладала охота в лесу. Постоянно охотились и на птиц. Главной целью охоты на кабана, лося, оленя, медведя и некоторых других зверей было получение дшса. Охота на куниц, лисиц и бобров велась прежде всего ради пушнины.

Основными орудиями охоты на зверя служили лук и копье. Железные наконечники стрел найдены на многих славянских поселениях. Большинство из них не приспособлено специально для охоты, но могло быть использовано при этом. Специально охотничь­ими были костяные наконечники стрел, нередко встречаемые на памятниках лесной зоны восточно­славянской территории, и некоторые железные наконечники. Для охоты на птицу и мелких зверей широко применялись, как известно из более поздних письменных источников, силки и ловчие сети.

О рыбной ловле свидетельствуют находки костей и чешуи рыб, а также орудия рыболовства. Остатки рыб отмечены исследователями на многих поселени­ях, где велись более или менее крупные раскопки. Судя по этим материалам, ловили щуку, сазана, су­дака, леща, сома, осетра и др. Нередко находят же­лезные рыболовные крючки. Среди них обычны круп­ные—6—10 см в длину. Такие крючки предназнача­лись для лова крупных рыб — щук, сомов и т. п. Применялись и гарпуны, но более широко, очевидно, использовались сети, неводы и всевозможные плете­ные приспособления. Среди археологических находок сравнительно часты рыболовные грузила — глиняные или каменные, различных форм. В качестве грузил использовались и просверленные фаланги коров. Об употреблении сетей для рыбной ловли говорят и на­ходки роговых кочедыков.

Охоте и рыболовству принадлежала подсобная роль в хозяйстве славянского населения при господ­ствующем значении земледелия и скотоводства.

Судя по данным X—XIII вв., в древней Руси ши­рокое распространение получило бортничество. Нуж­но полагать, что возник этот промысел довольно рано и во второй половине I тысячелетия н. э. занимал заметное место в хозяйственной деятельности восточ­ных славян, заселявших лесные пространства. Одна­ко в материалах археологии этого периода следы бортничества почти не фиксируются. Однако о роли


бортничества у восточных славян мы можем судить по жертвоприношению, открытому при раскопках в Новгороде в слое первой половины X в. На месте, где оно было совершено первыми поселенцами одного из районов города, найдены расположенные по кругу семь деревянных ковшей и два куска воска, имев­ших форму правильных полукругов. Это — следы братчинного пира славян-язычников, в хозяйственной деятельности которых большое место принадлежало бортничеству (Седов В. В., 1956, с. 138—141).

С сельским хозяйством очень тесно связаны такие виды деятельности, как прядение, ткачество, дерево­обработка и изготовление изделий из кости. Они обеспечивали потребности в одежде, в жилище и бы­товых вещах еще в глубокой древности.

В археологическом материале отчетливо характе­ризуется обработка дерева — строительство жилищ и хозяйственных помещений, изготовление бытового и хозяйственного инвентаря. Однако дерево на славян­ских поселениях второй половины I тысячелетия н. э. сохраняется очень плохо, поэтому о деревообра­ботке приходится судить на основе находок разнооб­разных орудий труда. Повсеместны находки желез­ных топоров — универсального орудия при обработке дерева. С помощью тесла изготавливались долбленые изделия — лодки, корыта, колоды и т. п. Неоднократ­но найдены железные ложкари (табл. LXIII, 13, 14) — инструменты для изготовления столовой посу­ды и ложек. Встречены также долота и сверла. Раз­розненные, но весьма многочисленные материалы свидетельствуют о том, что восточные славяне во вто­рой половине I тысячелетия н. э. были знакомы со многими видами обработки дерева, в том числе с из­готовлением деревянной посуды (табл. LXIII, 12). Очевидно, что высокоразвитое деревообрабатывающее ремесло эпохи древней Руси, известное по раскоп­кам в Новгороде и других городах, имеет глубокие корни в древности.

В хозяйственной жизни восточных славян VI— IX вв. значительное место занимало также изготов­ление орудий и других изделий из кости и рога. Ско­товодство и охота давали в неограниченном количе­стве необходимый материал для таких занятий. Предметы из кости и рога, вероятно, изготовлялись почти в каждом доме, и этим делом занимались до IX—X вв. еще не ремесленники-специалисты. При изготовлении изделий кость или рог подвергались нескольким операциям — выпаривались, обрабаты­вались ножом, полировались, сверлились. На некото­рые изделия наносилась орнаментация.

На восточнославянских поселениях VI—IX вв. предметы из кости или рога встречаются довольно часто. Это различные проколки, иглы, кочедыки, ору­дия для ремонта сетей, лощила, мотыжки-скребки. рукоятки ножей, накладные пластины луков, под­вески-амулеты, зооморфные привески, гребни.

Прядение, как свидетельствуют повсеместные на­ходки пряслиц, было широко распространенной от­раслью хозяйственной деятельности. Прядением, оче­видно, занимались почти в каждом доме, в каждой семье. Прядение волокна производилось при помощи деревянного веретена с пряслицами. Пряслица, сде­ланные преимущественно из глины, имели различ­ную форму: известны биусеченноконические, диско-видные, цилиндрические и др. Начиная с VII в. как


 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 397; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.