Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гипотермия, или медицинская гибернация




Медицинская гибернация – это метод управляемого снижения температуры тела или его органов с целью уменьшения интенсивности метаболизма, уровня функций тканей, органов и их физиологических систем, повышения их устойчивости к гипоксии.

При глубоком охлаждении организма тормозятся метаболические процессы, и потребность тканей в кислороде падает. Эту особенность кислородного метаболизма, в частности мозга, учитывают хирурги в ходе проведения операций на разных органах под искусственной гипотермией в условиях значительного снижения или даже временного прекращения кровообращения, что получило наименование операций на сухих органах (сердце, сосудах, мозге, других органах). Обычно анестезиологи ориентируются на температуру в прямой кишке в пределах 28-30° C, но при необходимости можно создать более глубокую гипотермию (термолиз, по Лабори, специалиста по медицинской гибернации) с использованием аппаратного искусственного кровообращения, миорелаксантов, ингибиторов метаболизма и других манипуляций. Для общего охлаждения организма применяются жидкости с температурой от +2 до -12° C, циркулирующие в специальных «холодовых» костюмах, надеваемых на пациента, или «холодовых» одеялах, которыми их укрывают. В целом ряде случаев применяется локальная гипотермия, например, головы, с помощью специального надеваемого на голову пациента шлема, пронизанного трубочками-термодами, по которым циркулирует охлаждающая жидкость.

С целью устранения или снижения выраженных адаптивных реакций организма в ответ на гипотермию, ограничения стресс-реакции перед началом охлаждения пациенту дают наркоз и вводят миорелаксанты и нейроплегические вещества (литический коктейль). В совокупности указанные манипуляции обеспечивают градуальное снижение общего и клеточного метаболизма, потребление клетками кислорода, выделение углекислого газа и других метаболитов, предотвращают нарушения кислотно-основного равновесия, дисбаланса ионов и воды в тканях.

Преимущества медицинской гибернации состоит в том, что

· не наблюдаются жизненно опасные нарушения функций коры больших полушарий и рефлекторной деятельности нервной системы,

· снижается возбудимость, проводимость и ограничивается автоматия клеток-водителей ритма проводящей системы сердца,

· формируется синусовая брадикардия,

· падают минутный и ударный объемы сердца,

· снижается артериальное кровяное давление,

· тормозится функциональная активность и уровень метаболизма в органах и тканях организма.

Локально управляемая гипотермия отдельных органов и тканей (головного мозга, почек, желудка, печени, предстательной железы и других) применяется при необходимости проведения оперативных вмешательств или других лечебных манипуляций на них: коррекции кровотока, пластических процессов, обмена веществ и других целей.

Весьма важной и пока еще до конца не решенной проблемой является вывод пациента из состояния искусственной гипотермии. Если это состояние достаточно глубоко и продолжается относительно длительное время, в организме происходят существенные изменения практически всех видов метаболизма. Их нормализация в процессе выведения организма из гипотермии представляет собой важный аспект применения этого метода в медицине.

 

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

1. Выберите правильное утверждение (1): Перестройка функционального состояния те­плового центра наблюдается:

А. Только при лихорадке.

Б. Только при перегревании.

В. Как при лихорадке, так и при перегревании.

2. Выберите правильное утверждение. Укажите, на какой стадии лихорадки может возникнуть инфекционный коллапс:

А. На стадии подъема температуры.

Б. На стадии стояния температуры.

В. На стадии снижения температуры.

3. Выберите правильное утверждение. Укажите, какие из перечисленных пирогенов обладают видовой специфичностью (1):

А. Экзопирогены.

Б. Эндопирогены.

В. Те и другие.

4. Выберите правильные утверждения. Укажите, каков механизм действия пирогенов (2):

А. Повышают чувствительность нейронов теплового центра к холодовой стимуля­ции.

Б. Понижают чувствительность нейронов теплового центра к холодовой стимуля­ции.

В. Повышают чувствительность нейронов теплового центра к тепловой стимуля­ции.

Г. Понижают чувствительность нейронов теплового центра к тепловой стимуляции.

5. Выберите правильные утверждения. Укажите факторы, влияющие на степень повышения температуры при лихорадке (3):

А. Интенсивность выработки эндопирогенов.

Б. Масса тела.

В. Функциональное состояние центра терморегуляции.

Г. Интенсивность периферического кровообращения.

Д. Температура окружающей среды.

Е. Состояние ЦНС.

6. Выберите, какие из перечисленных факторов стимулируют синтез эндопирогенов (4):

А. Экзогенные пирогены.

Б. Комплексы антиген-антитело.

В. Нуклеиновые кислоты.

Г. Гистамин.

Д. Адреналин.

Е. Интерлейкин-1.

7. Сгруппируйте по соответствию буквы и цифры: (4)

А - вещества, относящиеся к экзопирогенам.

Б - вещества, относящиеся к эндопирогенам:

1) Липополисахариды.

2) Мукополисахариды.

3) Интерлейкин-1.

4) Интерлейкин-2.

5) Простагландины Е.

6) цАМФ.

7) Фосфолипиды.

8. Выберите правильные утверждения. Укажите в надлежащей последовательности стадии лихорадки (3):

А. Латентный период.

Б. Стадия подъема температуры.

В. Продромальный период.

Г. Стадия стояния температуры.

Д. Стадия падения температуры.

9. Выберите правильные утверждения. Одна из форм разрешения в течение некоторых инфекционных болезней с лихорадкой – «кризис» характеризуется (укажите, чем) (3):

А. Быстрым в течение нескольких часов снижением температуры тела до нормы.

Б. Быстрым в течение 1-3 суток снижением температуры тела до нормы.

В. Усиленным потоотделением и уменьшением мочеиспускания.

Г. Усилением потоотделения и мочеиспускания.

Д. Гипотензией и тахикардией.

Е. Полным освобождением организма от возбудителя.

10. Сгруппируйте по соответствию буквы и цифры (3):

Стадии лихорадки:

А) подъем температуры.

Б) стояние температуры.

В) падение температуры.

Проявления лихорадки:

1) жар.

2) озноб.

3) пот.

11. Выберите правильные утверждения. Как могут изменяться теплопродукция и теплоотдача на стадии подъема температуры лихорадочной реакции?

А. Теплопродукция увеличивается, теплоотдача снижается.

Б. Теплопродукция увеличивается, теплоотдача не изменяется.

В. Теплопродукция не изменяется, теплоотдача снижается.

Г. Теплопродукция увеличивается, теплоотдача увеличивается в меньшей степени.

Д. Все перечисленное верно.

Е. Верно все, кроме А, Б.

Ж. Верно все, кроме Г, В.

12. Выберите правильные утверждения Известно, что эндопирогеном является интерлейкин-1, который, кроме лихорадочной реакции, может вызвать следующие биологические эффекты:

А. Угнетение выработки белков острой фазы.

Б. Стимуляцию выработки белков острой фазы.

В. Торможение специфического иммунного ответа.

Г. Активацию специфического иммунного ответа.

Д. Лейкоцитоз.

Е. Лейкопению.

Ж. Активацию ЦНС.

З. Заторможенность ЦНС.

13. Сгруппируйте по соответствию буквы и цифры (4):

А – Инфекционные лихорадки.

Б – Неинфекционные лихорадки.

1) Асептическое воспаление.

2) Воспаление, вызываемое патогенными микроорганизмами.

3) Нейрогенные лихорадки.

4) Вирусные лихорадки.

14. Сгруппируйте по соответствию буквы и цифры (4):

А - Инфекционные лихорадки.

Б - Неинфекционные лихорадки:

1. Солевая.

2. При аллергических реакциях.

3. Вызванная токсическими веществами.

4. Вирусные.

15. Выберите правильные утверждения. В зависимости от происхождения пирогенов лихорадки делятся (2):

А. Инфекционные.

Б. Фармакологические.

В. Аллергические.

Г. Неинфекционные.

Д. Нейрогенные.

16. Выберите правильные утверждения. Перечислите клетки (3), которые являются основными источниками вторичных пирогенов (эндопирогенов):

А. Лимфоциты.

Б. Моноциты.

В. Тучные клетки.

Г. Плазматические клетки.

Д. Фиксированные макрофаги.

Е. Гранулоциты.

Ж. Тромбоциты.

17. Выберите правильные утверждения. Укажите, какие вещества действуют непосредственно на нейроны терморегулятор­ного центра, вызывая лихорадку (4):

А. Простагландины типа F.

Б. Простагландины типа Е.

В. Интерферон.

Г. цГМФ.

Д. цАМФ.

Е. Интерлейкин-1.

18. Выберите правильные утверждения и укажите гормоны, которые оказывают влияние на процессы терморегуляции в норме и патологии (4):

А. Вазопрессин.

Б. Адреналин.

В. Альдостерон.

Г. Тироксин.

Д. Эстрогены.

Е. Андрогены.

19. Выберите правильные утверждения и укажите гормоны, которые оказывают влияние на процессы терморегуляции (3):

А. Адренокортикотропный гормон (АКТГ).

Б. Кортикостероиды.

В. Андрогены.

Г. Гастрин.

Д. Соматотропный гормон (СТГ).

20. Выберите известные типы лихорадки по степени повышения температуры (4):

А. Субфебрильная.

Б. Постоянная.

В. Послабляющая.

Г. Высокая.

Д. Умеренная.

Е. Атипичная.

Ж. Чрезмерная.

21. Выберите основные защитно-приспособительные реакции, возникающие в организме во время лихорадки (4):

А. Повышение ферментативной активности ткани.

Б. Снижение ферментативной активности ткани.

В. Торможение фагоцитоза.

Г. Активация фагоцитоза.

Д. Интенсификация синтеза пропердина.

Е. Торможение синтеза пропердина.

Ж. Повышение антитоксической и барьерной функций печени.

22. Выберите основные защитно-приспособительные реакции, возникающие в организме во время лихорадки (3):

А. Стимуляция выработки антител.

Б. Торможение выработки антител.

В. Угнетение высшей нервной деятельности.

Г. Отрицательный азотистый баланс.

Д. Накопление кетоновых тел.

Е. Активация гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы.

Ж. Тахикардия.

З. Усиленный выброс гормонов адаптации.

23. Выберите правильное утверждение (1):

А. При лихорадке организм сохраняет способность адекватно реагировать на температурные воздействия.

Б. При гипертермии организм становится пойкилотермным.

В. При лихорадке отсутствует подчинение общего уровня обмена (теплопродукции) температуре среды.

Г. При простом перегревании повышение температуры тела на 1 градус влечет за собой возрастание газообмена на 10-15%.

Д. Все перечисленное верно.

Е. Верно все, кроме Б, В.

Ж. Верно все, кроме А, Г.

24. Выберите известные типы кривых инфекционных лихорадок (4):

А. Субфебрильная.

Б. Постоянная.

В. Послабляющая.

Г. Умеренная.

Д. Перемежающая.

Е. Изнуряющая.

25. Выберите известные типы температурных кривых при лихорадочных заболеваниях (3):

А. Атипичная.

Б. Высокая.

В. Чрезмерная.

Г. Возвратная.

Д. Неправильная.

Е. Субфебрильная.

26. Выберите правильные утверждения и укажите механизмы задержки тепла в организме при развитии лихорадки в условиях температуры комфорта (2):

А. Уменьшение испарения воды со слизистых дыхательных путей и альвеол.

Б. Уменьшение испарения пота с кожных покровов.

В. Уменьшение выделения тепла путем конвекции.

Г. Уменьшение выделения тепла путем излучения.

27. Выберите правильное утверждение (1). Возможными механизмами повышения температуры тела на первой стадии лихорадки могут быть:

А. Разобщение дыхания с окислительным фосфорилированием.

Б. Усиление непроизвольной локомоторной активности.

В. Активация анаболических процессов.

Г. Периферическая вазоконстрикция.

Д. Уменьшение потоотделения.

Е. Все перечисленное правильно, кроме А.

Ж. Все правильно, кроме В.

З. Верно все, кроме Б.

28. Выберите правильные утверждения и укажите возможные механизмы повышения температуры тела на первой стадии лихорадки (3):

А. Усиление непроизвольной локомоторной активности.

Б. Вазодилатация. Периферических сосудов.

В. Активация катаболических процессов.

Г. Угнетение потоотделения.

29. Выберите правильные утверждения (4).

А. Повышение температуры тела человека всегда свидетельствует о развитии ли­хорадочной реакции.

Б. Лихорадка характеризуется не только повышением температуры тела, но и при­знаками интоксикации организма.

В. Лихорадка - это защитно-приспособительная, выработанная в процессе эволюции реакция теплокровных на воздействие пирогенных раздражителей.

Г. Лихорадка может иметь патогенное значение для организма.

Д. Развитие лихорадки не зависит от температуры внешней среды.

30. Выберите правильное утверждение (1):

А. Пирогенной активностью обладают не только патогенные, но и непатогенные (условнопатогенные) виды бактерий.

Б. Пирогенные свойства патогенных микроорганизмов не зависят от их вирулентности.

В. Пирогенной активностью обладают не только экзотоксины, но и эндотоксины микробных клеток.

Г. Пирогенной активностью могут обладать компоненты оболочки бактериальных клеток.

Д. Все перечисленное правильно.

Е. Верно все, кроме А, В.

Ж. Правильно все, кроме Б, Г.

31. Выберите правильное утверждение (1). Неинфекционные лихорадки обычно развиваются при следующих патологических процессах:

А. Инфаркты тканей и кровоизлияния.

Б. Гиперпродукция тиреоидных гормонов.

В. Воспаление, вызванное химическими и физическими факторами.

Г. Злокачественные опухоли.

Д. Интоксикация кофеином.

Е. Атрофия ткани.

Ж. Гипертрофия миокарда.

З. Все перечисленное верно.

И. Верно все, кроме Б, В.

К. Правильно все, кроме Е, Ж.

32. Выберите правильное утверждение. Наиболее выраженной пирогенной активностью обладают следующие вещества:

А. Мукополисахариды.

Б. Чужеродные белки.

В. Липополисахариды.

Г. Фосфолипиды.

Д. Липопротеиды

33. Выберите правильное утверждение (1). Эндопирогены оказывают следующие эф­фекты:

А. Понижают возбудимость тепловых нейронов терморегуляторного центра.

Б. Повышают возбудимость холодовых нейронов терморегуляторного центра.

В. Смещают на более высокий уровень установочную точку центра терморегуля­ции.

Г. Все перечисленное правильно.

Д. Верно все, кроме А.

Е. Правильно все, кроме Б.

 

34. Выбрав правильные утверждения, укажите медиаторы лихорадки, опосредующие влияние эндопирогенов на центр терморегуляции (3):

А. Простагландины типа F.

Б. Простагландины типа Е.

В. Интерферон.

Г. цГМФ.

Д. цАМФ.

 

35. Выберите типовые нарушения теплового обмена (3):

А. Лихорадка.

Б. Эксикоз.

В. Переохлаждение.

Г. Гестоз.

Д. Перегревание.

 

36. Выберите правильные утверждения и перечислите патологические состояния, при которых наступает артериальная гипо­тензия:

А. Шок.

Б. Воспаление.

В. Венозная гиперемия.

Г. Кровопотеря.

Д. Коллапс.

Е. Эритроцитоз.

Ж. Критическое падение температуры при разрешении лихорадки.

З. Тиреотоксикоз.

 

37. Выберите правильные утверждения и укажите, какие вещества действуют непосредственно на нейроны терморегулятор­ного центра, вызывая лихорадку (4):

А. цАМФ.

Б. Простагландинны F-класса.

В.Интерлейкин-1.

Г. Эндогенный медиатор лейкоцитов.

Д. Фактор некроза опухоли (ФНО).

Е. Альдостерон.

 

 

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ НА ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

 

 

1. А 1

2. В 1

3. Б 1

4. А, Г 2

5. А, В, Е 3

6. А, Б, В, Е 4

7. А-1, Б-3, 5, 6 4

8. Б, Г, Д 3

9. А, Г, Д 3

10. А-2, Б-1, В-3 3

11. Д 4

12. Б, Г, Д, З 4

13. А-2, 4, Б-1, 3 4

14. А-4, Б-1,2,3 4

15. А, Г 2

16. Б, Д, Е 3

17. Б, В, Д, Е 4

18. Б, Г, Д 3

19. А, Б, Е 3

20. А, Г, Д, Ж 4

21. А, Г, Д, Ж 4

22. А, Е, Ж, З 4

23. Д 4

24. Б, В, Д, Е 4

25. А, Г, Д 3

26. А, Б 2

27. Ж 4

28. А, В, Г 3

29. В, Г, Д 3

30. Д 4

31. К 5

32. В 1

33. Г 3

34. Б, Д, 2

35. А, В, Д 3

36. А, Г, Д, Ж 4

37. А, В, Г, Д 4

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ ПО ТЕМЕ «ЛИХОРАДКА»

Задача 1

Больной С., 30 лет, доставлен на медицинский пункт в тяжелом состоянии. Кожные и слизистые покровы цианотичны. Пульс 146 уд./мин, слабого наполнения. Артериальное давление 90/60 мм рт.ст. Дыхание частое и поверхностное. Температура тела 40,6° С. По свидетельству сопровождающих, пострадавший, ликвидируя аварию, в течение 40 минут работал при температуре воздуха около 70° С и высокой влажности.

Какой патологический процесс обусловил повышение температуры?

Каков патогенез развившихся симптомов?

Какая стадия (фаза) патологического процесса у больного?

Целесообразно ли данному больному назначать жаропонижающие препараты? Почему?

Чем лихорадка отличается от перегревания (5 различий)?

 

Задача 2

У больной В., 47 лет, после удаления опухоли щитовидной железы появились симптомы гипотиреоза (недостаточность щитовидной железы). Больной был назначен тиреоидин. Состояние улучшилось и больная, не посоветовавшись с врачом, увеличила прием данного препарата. Через некоторое время появилась бессонница, участилась работа сердца, повысилась температура тела до 37,5-37,7° С.

Чем объяснить повышение температуры тела при избыточном приеме тиреоидина?

Является ли повышение температуры тела в данном случае лихорадкой?

Целесообразно ли назначение больной аспирина?

 

Задача 3

Коля С., 11 лет, был доставлен в приемное отделение в состоянии психомоторного возбуждения. Кожные покровы влажные, гиперемированы. Пульс 120 уд./мин. Артериальное давление 130/85 мм рт.ст. Число дыхательных движений 35/мин. Температура тела 37,7° С. Ребенок в течение двух часов с непокрытой головой находился под палящими лучами солнца.

Какой патологический процесс выявлен у ребенка?

Какая стадия (фаза)?

Каков патогенез развившихся симптомов?

Как изменится теплорегуляция при перегревании?

Какова тактика врача?

Назовите основные отличия лихорадки от гипертермиии.

 

Задача 4

Больной Н., 27 лет, доставлен в клинику в состоянии психомоторного возбуждения после аварии на стройке, где пострадавший упал с высоты и ударился головой. При осмотре: больной бледен, выявлен нистагм, температура тела 37,7° С, ушибы мягких частей тела, переломов нет. Поставлен диагноз - сотрясение головного мозга.

Объясните патогенез подъема температуры тела у больного.

Целесообразно ли назначение ему аспирина?

Перечислите положительные и отрицательные черты лихорадки.

 

Задача 5

Наташа К., 6 лет, поступила в клинику с диагнозом «Инфекционное воспаление околоушных слюнных желез (свинка)». Заболевание началось с общего недомогания и постепенного повышения температуры тела, которая достигла 39° С. Высокая температура держалась 10 дней. Колебания между утренней и вечерней температурой не превышали 1° С. Через 10 Дней температура постепенно стала снижаться, что сопровождалось усиленным потоотделением.

Какой патологический процесс развился у больной?

Какой тип температурной кривой выявился у больной?

Какие существуют типы температурных кривых?

Какова степень повышения температуры?

Какие стадии данного патологического процесса наблюдались у больной?

Объясните механизм развития слабости, сонливости и снижения аппетита.

Что такое «лизис» и «кризис» и каковы механизмы их развития?

Целесообразно ли назначение больной аспирина для снижения температуры?

 

Задача 6

Больной К., 18 лет, поступил в терапевтическое отделение по поводу крупозного воспаления легких. Температура тела 40,5° С. Больной бледен, кожа сухая. Язык обложен белым налетом. Больной жалуется на головную боль, полное отсутствие аппетита, сонливость, сильный кашель с мокротой, одышку, болезненность в мышцах и суставах. АД - 130/90 мм рт.ст. Пульс 98 уд./мин. Границы сердца в пределах нормы. Тоны сердца приглушены. Дыхание частое и поверхностное. В нижних отделах правого легкого вы­слушивается крепитация. Печень слегка увеличена. В крови: лейкоцитов 18×109/л, нейтрофилия, СОЭ 22 мм/час. Содержание сахара в крови 7 ммоль/л, альбуминово/глобулиновый коэффициент снижен.

Составьте патогенетическую цепочку, характеризующую механизм повышения температуры тела у данного больного.

Какова степень повышения температуры?

1. Объясните связь между воспалительным процессом в легких и общими реакциями организма.

С каким феноменом воспаления можно связать появление крепитации?

Объясните механизмы: тахикардии, нейтрофилии, гипергликемии, снижения альбумино/глобулинового коэффициента.

 

Задача 7

К больному Т., 43 лет, по поводу почечной колики был вызван врач скорой помощи. Больной жалуется на приступообразные боли в правой поясничной области, отдающие в правое яичко. Боль доводит больного до обморочного состояния. Мочеиспускание учащено. В моче свежие эритроциты. Температура тела 37,7° С. Из анамнеза известно, что больной страдает почечно-каменной болезнью. После инъекции морфина с атропином и теплой грелкой на область поясницы боли исчезли. Через 2 часа после приступа тем­пература тела снизилась до нормы.

Какой патологический процесс развился у больного?

Объясните его патогенез и тактику врача.

Какова степень повышения температуры?

Изобразите патогенетическую цепочку, характеризующую механизм повышения температуры тела у данного больного.

Что такое лихорадка?

Чем лихорадка отличается от перегревания?

 

Задача 8

При объективном обследовании у пациента обнаруживается повышение температуры до 37,8° С. Из анамнеза известно, что субфебрильная температура отмечалась у него практически постоянно на протяжении последнего года, прием жаропонижающих средств типа аспирина не приводит к ее нормализации.

Какой патологический процесс (лихорадка или гипертермия) имеет место в данном случае?

Какие возможные причины могут вызвать его?

Какие дополнительные сведения необходимо получить для уточнения диагноза?

 

Задача 9

У больного, 72 лет, на протяжении последних 5 лет наблюдаются периодические обострения хронической пневмонии, сопровождающиеся повышением температуры максимум до 38° С.

Целесообразно ли в подобных случаях при субфебрильной лихорадке назначение антипиретиков типа аспирина?

Какие неблагоприятные последствия могут быть связаны с длительно протекающей субфебрильной температурой?

 

Задача 10

У больного с достоверно диагностированным онкологическим заболеванием в течение последнего года постоянно отмечалась субфебрильная температура. После назначения цитостатических препаратов (подавляющих синтез белков) зарегистрирована нормализация температуры.

Какой патологический процесс (инфекционная лихорадка, неинфекционная лихорадка, эндогенная гипертермия) обусловил повышение температуры в данном случае?

Чем Вы обосновываете свое заключение?

Каков механизм жаропонижающего действия препаратов, подавляющих белковый синтез?

Способны ли они нормализовать температуру при эндогенной гипертермии?

 

Задача 11

В стационар доставлен ребенок 8 месяцев с достоверно установленным диагнозом инфекционного заболевания. При объективном обследовании отмечается повышение температуры до 39,7° С.

Какие осложнения повышенной температуры можно ожидать в данном случае?

Целесообразно ли использование методов физического охлаждения в подобных случаях?

Чем Вы обосновываете заключение?

 

Задача 12

У больного 20 лет с достоверно диагностированным инфекционным заболеванием в момент осмотра отмечается температура 38,7° С.

Является ли факт наличия инфекционной лихорадки безусловным показанием для назначения антипиретиков типа аспирина?

Чем вы обосновываете свое мнение?

Какие дополнительные сведения необходимо получить в данном случае для правильного решения вопроса о целесообразности назначения жаропонижающих средств?

Целесообразно ли использование физических методов охлаждения для терапии инфекционной лихорадки, если да, то в каких случаях?

 

Задача 13

У больного 42 лет с тиреотоксикозом в течение последнего года отмечается постоянная субфебрильная температура. 5 дней назад у него была диагностирована пневмония. Температура в момент осмотра равна 38,7° С.

Можно ли в данном случае рассматривать повышение температуры как проявление инфекционной лихорадки?

Способно ли назначение жаропонижающих средств типа аспирина нормализовать температуру в подобных случаях?

Является ли целесообразным их назначение?

 

Задача 14

Кролику локально с помощью термода повысили температуру медиальной преоптической области гипоталамуса до 40° С. Затем внутривенно ввели эндогенный пироген (ИЛ-1) в дозе, повышающей температуру тела до 39° С.

Разовьется ли лихорадка у кролика?

Дайте обоснование Вашего ответа.

 

Задача 15

В результате предварительного тестирования двум кроликам подобрали дозу эндогенного пирогена (ИЛ-1), которая после внутривенного введения вызывала повышение температуры тела до 38,5° С. С целью изучения влияния факторов внешней среды на развитие лихорадки одного из кроликов по­стригли. Затем обоим кроликам внутривенно ввели эндогенный пироген. Интактного кролика поместили в помещение с температурой воздуха +20° С, а стриженного – в помещение с температурой +5° С. Через 2 часа у обоих кро­ликов измерили температуру тела.

Как изменилась температура тела у стриженного и интактного кроликов?

Отличались ли механизмы изменения температуры тела у интактного и стриженного кроликов?

Дайте обоснование Вашего ответа.

 

Задача 16

При сыпном тифе подъем температуры в первую стадию лихорадки быстрый, а при брюшном – медленный.

Объясните такое различие подъема температуры при резко выраженной интоксикации в обоих случаях.

 

Задача 17

При брюшном и сыпном тифе резко выражена интоксикация, однако, при сыпном тифе имеет место тахикардия, а при брюшном – брадикардия. Почему? Ответ аргументируйте.

 

Задача 18

Характерным признаком лихорадки является повышение температуры тела. Согласно правилу Алибермейстера повышение температуры на один градус сопровождается обычно ускорением сердцебиений на 8-10 ударов в минуту. При брюшном тифе чаще всего наблюдается высокая лихорадочная реакция (повышение температуры в пределах от 39-41° С). Однако при этом имеет место стойкая брадикардия (урежение пульса).

Объясните это парадоксальное явление при брюшном тифе.

 

 

Задача 19

Некоторые исследователи склонны считать, что лихорадка в ходе инфекционного процесса поддерживается исключительно лейкоцитарными эндопирогенами. Однако глубокая лейкопения при инфекционных заболеваниях не препятствует развитию лихорадки.

Почему? Ответ аргументируйте.

 

Задача 20

При лихорадочной реакции активируется обмен веществ, иммунная и сердечно-сосудистая системы, а функция пищеварительной системы угнетается.

Как объяснить разнонаправленность эффекта ответа острой фазы?

 

Задача 21

Рабочий литейного цеха к концу смены почувствовал головокружение, резкую слабость, потоотделение, резкую головную боль, шум в ушах, сильный жар. Он обратился за помощью к медсестре, которая посадила его и стала измерять температуру. Во время этой процедуры рабочий потерял сознание и упал, однако состояние больного очень скоро значительно улучшилось. Врач скорой помощи констатировал у больного перегревание, и предложил ему госпитализацию. Больной наотрез отказался, но согласился полежать в медицинском кабинете. Однако вскоре по просьбе мастера возвратился в цех и приступил к работе. Через несколько минут у рабочего наступила остановка дыхания, и он погиб.

Объясните причину смерти больного.

В чем заключалась ошибка сестры и врача?

 

Задача 22

Ребенок 5 лет длительное время лечился от хронической дизентерии в инфекционной больнице. Весной после выписки ребенка, отец пошел с ним по магазинам. В одном из магазинов ребенку стало плохо. Врач скорой по­мощи поставил диагноз «перегревание», оказал необходимую помощь и предложил госпитализацию. Отец категорически отказался, тем более, что самочувствие ребенка улучшилось. Врач взял расписку от отца об отказе от госпитализации. Через час вызов врача повторился, но ребенок погиб от остановки дыхания.

Почему врач предложил госпитализацию ребенка, несмотря на его хорошее самочувствие?

Объясните причину гибели ребенка.

 

Задача 23

Молодой врач обслуживает больного на дому по вызову в 8 часов утра. Больной предъявляет жалобы, указывающие на наличие гриппа. Объективные данные подтверждают диагноз. Однако, в связи с нормальной температурой тела (37,0° С), в больничном листе больному было отказано.

Прав или неправ врач?

Дайте обоснованное объяснение.

 

Задача 24

При гипертиреозе эндогенные пирогены не образуются, однако, наблюдается субфебрильная температура.

Объясните механизм подъема температуры в этом случае.

 

Задача 25

Поваренная соль не является пирогеном. Если ввести гипертонический раствор этой соли в желудочки мозга, то может повыситься температура тела. Объясните механизм подъема температуры.

 

Задача 26

В начальную фазу «лихорадочных заболеваний» может быть понижение или повышение аппетита, а в дальнейшем аппетит понижается. Объясните патогенез этих изменений.

 

Задача 27

Пациент 3., 39 лет, находится в хирургическом отделении больницы в связи с проведенной 8 дней тому назад операцией по поводу прободной язвы 12-ти перстной кишки. Утром почувствовал нарастающую слабость, головокружение, тошноту: температура тела 39,2° С. Жалуется на чувство полноты в эпигастрии. Эхография области живота выявила скопление жидкости размером 4×4×8 см слева от пупка. Пункция очага с жидкостью и последующий посев показали наличие в ней анаэробной флоры. Пациенту была назначена терапия антибиотиками в соответствии с результатами бактериологического анализа. Через 3 суток температура упала до 37,4° С и далее не снижалась.

Каковы причины повышения температуры тела у пациента 3. через 8 дней после операции? Ответ аргументируйте.

Каковы механизмы развития лихорадки в данном случае? Ответ обоснуйте.ачи.

Почему после 3 суток антибиотикотерапии температура тела снизилась, но не нормализовалась?

 

Задача 28

У пациентки Б., 25 лет, находящейся в стационаре в связи с наличием у нее СПИДа, развилась лихорадка (температура тела 38,9° С), появился кашель с мокротой и боль в правом боку при дыхании. При обследовании выявлена лейкопения за счет снижения числа лимфоцитов и моноцитов; в мокроте (при окраске по Грамму): большое число слущенных эпителиальных клеток, лейкоцитов, различных видов бактерий, положительная реакция на антигены трепонемы.

Каковы возможные источники пирогенов в данном случае? Ответ обоснуйте.

Как Вы объясните развитие у пациентки лихорадки на фоне лейкопении?

Может ли быть связано возникновение данного эпизода лихорадки с наличием у пациентки СПИДа? В случае утвердительного и отрицательного ответа аргументируйте его.

 

Задача 29

После введения пирогенала у пациента отмечалось побледнение и сухость кожных покровов, появился озноб и «гусиная кожа», увеличилась частота дыхания.

Для какой стадии лихорадки характерны клинические проявления?

Каковы механизмы развития?

 

Задача 30

У ребенка Е., 5 лет, с тяжелым отравлением ацетилсалициловой кислотой температура тела поднялась до 40°С.

Целесообразно ли назначение парацетамола в данной ситуации?

Можно ли рекомендовать холодное обтирание?

 

Задача 31

В палату интенсивной терапии доставлен ребенок с ректальной температурой 42,2° С. Подъем температуры родители связывают с длительным пребыванием на солнце. Ребенок заторможен, кожа сухая.

Какие лечебные мероприятия показаны в данной ситуации?

Нужно ли назначать ацетилсалициловую кислоту или парацетамол?

 

Задача 32

У подростка Ж., 13 лет, который пробежал более 8 км, температура тела поднялась до 39,9° С.

Является ли это патологией?

Поможет ли ацетилсалициловая кислота, принятая перед бегом, сохранить нормальную температуру тела и хорошее самочувствие?

 

Задача 33

Больной К., 18 лет, поступил в терапевтическое отделение по поводу крупозной пневмонии. Температура тела 40,5° С. Больной бледен, кожа сухая, язык обложен белым налетом. Аппетит отсутствует. Границы сердца в пре­делах нормы, тоны слегка приглушены. Пульс 98/мин, АД 130/90 мм рт.ст. Дыхание частое и поверхностное. Содержание сахара в крови увеличено до 10 ммоль/л. За сутки выделилось 900 мл мочи с высоким удельным весом (1,022). В моче обнаружен белок и сахар.

Для какой стадии лихорадки характерна клиническая симптоматика?

Каков патогенез глюкозурии в данной ситуации?

Имеется ли соответствие между степенью увеличения ЧСС и степенью увеличения температуры тела у больного?

 

Задача 34

У больного Т., 43 лет, жалобы на крайне интенсивные боли в правой поясничной области. Мочеиспускание учащено, болезненно, затруднено, макрогематурия. Температура тела 37,5° С. Из анамнеза известно, что больной страдает почечно-каменной болезнью. После инъекции атропина и теплой грелки на область поясницы боли исчезли. Через два часа после приступа температура тела снизилась до нормы.

Какой тип лихорадки развился у больного?

Играют ли значение пирогенные вещества в развитии данной лихорадки?

 

Задача 35

Наташа К., 6 лет, поступила в инфекционную больницу с диагнозом эпидемический паротит. Заболевание началось с общего недомогания и постепенного повышения температуры тела, которая достигала 39,0° С. Высокая температура держалась 10 дней, а затем постепенно стала снижаться, что со­провождалось потоотделением.

Какой тип лихорадки развился у больной?

Какой тип снижения температуры имел место?

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 3668; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.316 сек.