Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ практической деятельности журналистов




Аналитические жанры

Основными аналитическими жанрами должны быть: дайджест тематический, дайджест номинативный (по определенным СМИ), тематический прогноз, комментарий по прозвучавшему в СМИ анонсу, обзор отрасли (тематический), аналитическая статья (анализ соответствия цели и результатов деятельности в определенной теме), – в которых описывается, почему событие произошло не совсем так, как было запланировано журналистами. В ходе такого анализа выявляются ключевые основания новых событий, из чего вытекают новые анонсы.

Наконец, завершающим сектором системы жанров мобильной журналистики могут стать информационно-развлекательные жанры: информация (интерактивная лента новостей), блоговая аннотация, блоговая рецензия, блоговый обзор, блоговый комментарий, блоговая статья, чат, конференция (без участия аудитории), интерактивная конференция, форум.

Примеры подобной деятельности можно найти в истории новых СМИ. Например, мобильный журнал – вариант дизайна WAP-сервиса с возможностями чтения информации и просмотра графики. Он выполнен в виде загружаемого Java2ME-приложения, доступного для скачивания только для мобильных телефонов с поддержкой технологии Java2ME.

Как отмечают разработчики, в дальнейшем появится возможность выбора одного из вариантов компоновки и структурирования текстов по различным информационным блокам: политика, экономика, общество, происшествия и т.п. Размещаемые в мобильном журнале тексты могут нести фотографии и гиперссылки. Вся информация, доступная для пользователей мобильного журнала, будет храниться в базе данных контент-провайдера.

Весьма активно развиваются и иные сервисы мобильных СМИ. Например, мобильный телефон может заменить не только фотоаппарат, игровую приставку и записную книжку, но и телевизор. Только Samsung выпускает полдюжины «телефицированных» мобильников. За небольшую плату абоненты просматривают телевизионные программы в прямом эфире, выпуски последних новостей, интересные видеосюжеты и музыкальные клипы.

Подлинный расцвет такой журналистики еще только ожидается с развитием технических средств и стандартов мобильной связи.. И в предвидении этого события (цепи событий) можно спрогнозировать необходимость создания принципиально новых каналов сбора, обработки и распространения информации.


Глава седьмая

Уровень практической деятельности – исполнение приказов и распоряжений руководителей отделов редакции. Для разных компетентностных уровней непосредственная деятельность проявляется следующим образом:

– для блока С (основной деятельности) – создание текстов (видео, аудио, анимационного контента) согласно распоряжений непосредственного руководства.

– для блока С1 (технического обеспечения) – обеспечение работоспособности редакционных компьютеров, снабжение журналистов необходимой маркетинговой информацией, отслеживание наиболее важных событий и многое другое.

– для блока С2 (логистики) – материально-техническое снабжение, оснащение рабочих мест необходимой оргтехникой и канцтоварами, выдача денежного содержания и проведение бухгалтерского учета основных и оборотных средств.

Журналист (творческий сотрудник редакции) при этом действует по следующему алгоритму. Получив задание на создание того или иного текста, он, прежде всего, выявляет подоплеку события, о котором он должен сообщить массовой аудитории. На этой основе он составляет анонс предстоящего события. Автор полагает, и на то у него есть основания, что 90% новостийного материала должно быть написано задолго до того, как это событие произойдет. Только в таком случае журналист сможет присутствовать при его свершении с полным пониманием того, что, как и почему происходит. Это даст возможность сосредоточиться на ключевых моментах события, которые еще надо выявить, а не на разного рода мелочах, более всего бросающихся в глаза, но не имеющие никакого отношения к самому событию.

В виде схемы данные действия можно выразить так.

Рис. 16. Схема информационной цепочки

 

 

При обнаружении несоответствия анонса живому событию, журналист получает исходный материал для создания аналитических сообщений, из которых, как правило, вытекают новые анонсы о возможных предстоящих событиях. Так формируются тематические линии, которые сопровождает наш журналист. Чем их больше, тем выше вероятность публикации материалов в очередном номере газеты или журнала. Практика реальной деятельности журналистов в общественно-политических и экономических СМИ показывает, что журналист должен отслеживать не менее сотни тематических линий. Умение выстроить всю информационную цепочку от подоплеки до аналитики и новых анонсов является ключевым условием профессионального становления журналиста.

Следующим фактором творческого роста журналиста является его умение использовать различные методы самоконтроля в оценке актуальности и эффективности своего труда.

При рассмотрении литературы в области социологического анализа содержания текстов массовой информации было найдено, что одним единственным методом освоить и интерпретировать предлагаемый СМИ объем разноплановой и разнонаправленной информации практически невозможно.

Соответственно, необходимо определиться с набором методов исследования. Чрезвычайно широко использовать для подобных исследований контент-анализ, опросы общественного мнения, вторичный анализ данных, полученных другими исследователями, метод изучения отдельного случая (case study). Существуют и несколько иные наборы методик и инструментария подобных исследований.

Для анализа единичных текстов существует давно апробированный метод контент-анализа. Выбор изданий для практических исследований осуществляется методом экспертной оценки тиража, социальной направленности, подбора публикуемых авторов и тематикой изданий.

При использовании этого метода должны приниматься в расчет прежде всего те единицы текста, которые так или иначе связаны с избранным понятием. Поскольку в настоящей работе исходным является определение культуроформирующих функций журналистики как деятельности по предоставлению необходимой информации для выработки у массовой аудитории способности к разрешению возникающих проблем на путях саморазвития и привлечения всего накопленного человечеством опыта, то исследоваться должно прежде всего наличие в тексте данной статьи подобной информации в виде совокупности таких сравнительно легко фиксируемых в текстах элементов (категорий анализа): а) субъекты деятельности (действий, операций); б) признаки (параметры) и функции субъектов; в) объекты (предметы) деятельности, их признаки и функции; г) мотивы (включая потребности и интересы) и цели деятельности; д) процессы, виды деятельности (действий, операций), их признаки и функции; е) инструменты (средства) деятельности; ж) результаты деятельности (факты действительности).

Сведя эти и подобные им элементы в систему, получаем матрицу аналитических категорий, четко очерчивающих предмет исследования. В высшей степени важно, что при описанном подходе оказывается принципиально возможным четко различать:

1) характеризует та или иная структурная единица текста (трансформируемая затем в социальный показатель) собственно структуру культуроформирующей деятельности журналистики,

2) объективный продукт нужной нам деятельности,

3) предметы, мотивы или условия исполнения культуроформирующих функций журналистики.

При контент-анализе тексту приписывается некая мера информативности, поддающаяся измерению, которая может быть как первичной (характеризующей потенциальную способность конкретного текста донести до потребителя замысел, основное коммуникативное намерение его автора), так и вторичной (характеризующей потенциальную способность конкретного текста служить источником тех сведений, которые ищет в нем потребитель). Причем, эти два понятия не только не совпадают друг с другом, но и в абстракции могут иметь прямо противоположный смысл.

Далее необходимо рассмотреть синтаксический состав информации и определить, приводит ли знакомство с подобной информацией к овладению методологией использования уже имеющегося в социуме знания и выработке принципиально нового. Таким образом, будут исследованы коммуникативные составляющая культуроформирующих функций данного текста.

По мере освоения коммуникативной компоненты, должно произойти углубление в нижележащие слои – признаваемых за нормальные технологий сложившихся в социуме понятий о данной деятельности и ее долговременных социальных последствиях и функции обеспечения отношения к основным средствам совместной жизнедеятельности людей.

Однако иногда для исследования сложных социальных явлений традиционных приемов одного только контент-анализа может оказаться недостаточно. Существуют и другие возможности оценки культурного содержания материалов СМИ. Существует, например, информативно-целевой метод анализа текстов. Данный метод является взаимосвязью двух методик: одна, ориентированная на анализ собственно текстов, а другая – на анализ ответов, полученных в ходе опросов населения, а также наблюдений самого исследователя. При информативно-целевом анализе текстов должны приниматься в расчет, прежде всего те единицы текста, которые так или иначе связаны с избранным понятием.

Однако любые данные о деятельности самой по себе недостаточно информативны, если не учитывать условий, в которых данная деятельность совершается. Сами эти условия оказываются для анализа не менее важны, как и деятельность, поскольку они детерминируют ее в той или иной мере, и только анализ условий деятельности способен прояснить причины, характер и целенаправленность деятельности.

То есть нам необходимо определить:

– знакомит ли журналистика (СМИ) аудиторию с информацией на требуемые нам темы;

– приводит ли такое знакомство к овладению некими новыми способами разрешения стоящих перед аудиторией проблем, к повышению когнитивно-знаниевого уровня аудитории;

– какую социальную среду (атмосферу) создает журналистика вокруг того или иного социального объекта с точки зрения создания условий для саморазвития данного объекта.

Постоянный анализ по этой методике собственного творчества является хорошим подспорьем для творческого роста.

Помимо самоанализа можно использовать и профессиональное общение журналистов. Необходимо только учитывать специфику профессии: журналистика – профессия индивидуалистическая и конкуренция в этой профессии велика как ни в какой иной. Просто так никто никому помогать или что-то советовать не будет (хотя иногда такое все же возможно).

С другой стороны, надо понимать, что высшей похвалой со стороны профессиональных журналистов будет лишь «ну ты даешь», высказанное с едва скрываемой досадой за твой успех, а любое «ты сделал все, что мог...», или «ты же хотел как лучше» практически всегда означает лишь едва скрываемую радость от профессиональной неудачи, которая означает, что одним конкурентом на рынке труда становится меньше.

Вместе с тем есть и достаточно объективные показатели профессионального успеха. Это – различные профессиональные конкурсы. Их довольно много. Самый знаменитый – Бал прессы, который проходит в двадцатых числах января каждого года. Награды, вручаемые на нем, очень высоко котируются в профессиональном mass community.

Критериями профессионального роста при работе в сфере культуры могут быть как достаточно субъективные показатели как расширение базы данных (знакомств) с деятелями культуры, особенно из высшего разряда. Этими критериями могут быть также уважительные высказывания в ваш адрес со стороны деятелей культуры. Очень серьезным показателем того, что Ваш профессиональный рост происходит «нормальным образом» может стать тот факт, что через 5-6 лет профессиональной деятельности наш журналист через каждые 1-2 года будете издавать книги статей и очерков по сфере своих профессиональных интересов.

Есть также крайне специфичный, но очень точный критерий успеха профессиональной деятельности – рост гонораров за публикации и рост заработной платы, с одновременным получением приглашений на работу в серьезные издания. Есть, наконец, и аудиторные показатели профессионального успеха – количество и содержание писем от читателей.

Временная составляющая профессиональной деятельности журналиста представляется следующей. Если за «0» обозначить время выпуска нашего журналиста из университета, то следующие два-три года его ждет крайне сложный период. Он должен доказать свою профессиональную состоятельность (суметь выстроить первые тематические линии и показать, что способен реализовать свои творческие потенции), он также должен показать, что он действительно хочет работать в выбранном издании, он должен доказать, что способен научиться работать по установленным в данной редакции правилам и принципам.

Как показывает практика, данные два-три года являются решающими для карьеры журналиста. Если он их преодолевает, то будет работать в своей профессии до самой пенсии и даже дальше. Ну а если нет, то ему придется искать другую профессию. Не зря данный период еще называют «долиной смерти». Не всем дано ее пройти…

Затем следует период профессиональной реализации. К своим тридцати годам журналист должен занять тот или иной административный пост в редакции (руководителя отдела, редактора направления или обозревателя). Как показывает практика, если этого не происходит, то так или иначе, но журналист расстается со своей редакцией, особенно, если он работал в отделе информации.

Ну и наконец, к 35-40 годам наш журналист должен стать членом редколлегии издания, акционером или совладельцем своего СМИ. Одновременно к этим годам у него нарабатывается и тот бесценный практический опыт, который можно передавать молодым журналистам или даже студентам в вузах. Отдельные журналисты, способные к научной рефлексии по отношению к наработанному массиву практических знаний и умений, могут заняться и теоретическими исследованиями в этой сфере.


Глава восьмая




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 977; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.