Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ внешних факторов журналистики




Переход от дискретно-спорадической концепции журналистики и СМИ к системной требует рассмотрения и внешних условий существования этих институций. В частности, особого внимания требует правовая база массово-информационной деятельности. Как показывает анализ существующего законодательства России о СМИ, в нашей стране существует проблема активного участия граждан России в массово-информационном процессе. Причина большинства проблем в этой сфере заключается в том, что единственное дело, которое по закону «О СМИ» могут доверить наши mass media гражданам России, – это безвольное и нерефлективное поглощение приготовленного журналистами, пиарщиками и рекламистами во главе с предпринимателями от СМИ и политиками массово-информационного продукта как в виде газетных статей и заметок, так и в виде разного рода радио- и телевизионных программ или контента Интернет-СМИ. Только так – тупо, равнодушно, бездумно и абсолютно безучастно поглощать приготовленные продукт и не пытаться протестовать даже в том случае, когда аудитории начинают подсовывать нечто явно «несъедобное»: например, пытаются рекламировать совершенно негодный товар или печатают откровенную ложь.

Эта ситуация обусловлена наличием положений закона «О СМИ», согласно которым все права и обязанности по обеспечению массово-информационного процесса находятся лишь и только у журналистов. Обществу отводится лишь роль средства по обеспечению максимально комфортной работы журналистов даже в ущерб собственным правам и свободам.

Но Конституция России исходит из совершенно иных положений. В ней гражданин России – единственный источник власти и источник права в стране. То есть, существующая ситуация требует проведения серии корректирующих мероприятий. Возьмем сначала, (поскольку в нашей стране определено, что соответствующие международные правила и договоренности имеют приоритет над национальными законами и правилами), международные договоры и договоренности, касающиеся принципов и правил соотношения СМИ и гражданина.

Согласно пункта 2 статьи 19 «Хартии прав человека: всеобщей Декларации прав человека» (принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948г.) «Каждый человек имеет право на свободное выражение своего мнения; это право включает свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи независимо от государственных границ, устно, письменно или посредством печати или художественных форм выражения, или иными способами по своему выбору.

Однако в пункте 3 этой статьи устанавливаются и особые обязанности и особая ответственность при пользовании свободой выражения своего мнения и свободой искать, получать и распространять информацию. Установлено, что особая ответственность заключается в установленных законом ограничениях для уважением права и репутации других лиц и для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения.

Подтверждая все эти положения «Конвенция о правах ребенка» (одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989г.) подчеркивает особую значимость таких СМИ, которые способствуют социальному, духовному и моральному благополучию, а также здоровому физическому и психическому развитию ребенка.

В свою очередь Декларация ЮНЕСКО «Об основных принципах, касающихся вклада средств массовой информации в укрепление мира и международного взаимопонимания, в развитие прав человека и в борьбу против расизма и апартеида и подстрекательства к войне» (от 28 ноября 1978г.) устанавливает, что свободное, более широкое и более сбалансированное распространение информации (статья I) укрепляет мир, позволяет бороться против расизма, апартеида и подстрекательства к войне. В этом же документе в статье II пункт 2. определено, что доступ общественности к информации должен гарантироваться разнообразием доступных ей источников и средств информации, позволяя, таким образом, каждому убедиться в достоверности фактов и объективно оценить события. Статья X определяет важность поощрения свободного, более широкого и более сбалансированного распространения информации.

Об этом же идет речь в «Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод» (принята Советом Европы 4 ноября 1950г.) в статье 10 которой в пункте 1. установлено, что право на свободу выражения своего мнения (который имеет каждый человек) включает свободу придерживаться своего мнения, получать и распространять информацию и идеи без вмешательства со стороны государственных органов. При этом пункт 2. этой статьи устанавливает, что свобода выражения своего мнения не противоречит установлению в демократическом обществе правил и ограничений, направленных на предотвращение разглашения конфиденциальной информации, на соблюдение государственной безопасности, беспристрастности правосудия и др.

В Российской Федерации Конституцией установлено в статье 29 пункт 4, что «каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом». Конституция особо оговаривает, что перечень сведений, представляющих государственную тайну, определяется Федеральным законом. В настоящее время таким законом является Гражданский кодекс РФ (статья 139). В этом же правовом акте в статье 152 «Защита чести, достоинства и деловой репутации» устанавливается ответственность СМИ (пункт 2.) за распространение порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина РФ сведений.

8 декабря 1991 г. были подписаны Беловежские соглашения, уничтожившие Советский союз. 27 декабря 1991 года был принят ныне действующий закон «О средствах массовой информации» (№ 2124-1, от 27 декабря 1991г.). Этот закон можно было бы назвать первым российским законом (раньше его был издан лишь указ Президента РФ о свободном распоряжении природными богатствами Саха(Якутии). Понятно, что такие правовые акты за две недели не напишешь, что работа над ним началась еще в глубоко советские времена, во время кухонных посиделок шестидесятников, во время споров и «разборок» с ЛИТовцами, (которые, правда, трудно было назвать спорами, потому как они заканчивались они сакраментальным – «не положено»), во время выбивания фондов на работу редакции... Когда лишение заветной корочки с надписью «Союз журналистов» означало голодное существование, а наличие такой книжечки давало высокий социальный статус, квартиру, зарплату намного выше средней по стране и прочие блага близости к кормушке... А по ночам полстраны слушали различные голоса, но никто в этом не признавался...

И потому стремление сделать ХОРОШИЙ закон, дающий СВОБОДУ, устраняющий все эти безобразия – совершенно понятно. Вот только писался этот закон не для России, а для совершенно иного государства...

12 декабря 1993г. всенародным голосованием была принята Конституция России. После этого в закон «О СМИ» пришлось вносить массу изменений. На сегодняшний день из закона удалены часть вторая статьи 15, часть третья статьи 19, статьи 29 и 30 полностью. Внесены изменения в статью 4, 5, 7, 8, 10, 12, 13, 14, 15, 16 часть первая, 19 часть первая, 34 часть 4, 35 части третья и четвертая, 41 часть 4, 49 части девять и десять, статья 54 переписана заново, так же как и статьи 59 и 60, изменена статья 57 часть вторая и статья 61 часть первая. Трудно найти закон, который был бы столь же похож на лоскутное одеяло…

Вместе с тем, в нем сохраняется множество нестыковок и положений прямо нарушающих действующую Конституцию. Например, он дает право гражданам России лишь на получение информации из средств массовой информации. Но вот Конституции гарантирует всем россиянам не только получение, но и полноценное участие в информационном процессе: свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию. А еще Конституция провозглашает единственным источником власти в стране – народ, а не журналистов. И тогда соответствующее положение закона «О СМИ» должно быть таким: «народ России делегирует СМИ часть своих полномочий по поиску, получению, обработке, созданию, передаче, распространению и созданию массовой информации».

Такая трактовка по логике вещей потребует дополнения в виде требования (аналогично требованиям закона «О правах потребителя») о достоверности, объективности и оперативности распространяемой информации. А это уже ведет к тому, что все разговоры – должны ли журналисты говорить только правду и ничего кроме правды, или журналистская ложь – лишь одна из сторон свободы слова – все эти разговоры прекращаются. Кроме того, встает вопрос о гражданском контроле за деятельностью СМИ, а также требование о профессиональных требованиях к журналистам (ведь не доверяем же мы сверлить свои зубы необученным коновалам, да и одежду предпочитаем носить сшитую профессионалами, так почему должны читать новости, составленные неизвестно кем?).

Да и столь когда-то злободневный вопрос о цензуре ныне действующим законом «О СМИ» решается крайне неуклюже и непрофессионально.

Конституция РФ в ст. 29 п.5 дает четкую норму: «Цензура запрещается». Закон не столь категоричен: «Цензура массовой информации, то есть требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей, – не допускается.

Создание и финансирование организаций, учреждений, органов или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой информации, – не допускается» (ст.2).

То есть, Законом установлен запрет лишь на называемую «предварительную» цензуру, что описано следующим образом «...требование... согласовывать сообщения и материалы..., а равно наложение запрета на распространение...». Однако существует, по меньшей мере, четыре типа цензуры:

- предварительная,

- согласовательная,

- надзирательная,

- карательная, а также ряд других. Так в исторической литературе много пишется о том, что в России XIX века цензура была «попечительской[168]». О запрете всех этих видов цензуры в Законе ничего не сказано, что по основному правилу демократического правового общества «что не запрещено - то разрешено» означает лишь возможность цензуры. Парадокс? Нелепица? Недоразумение?

Далее, Законом установлено, что запрет на занятие цензурой распространяется лишь на государственных чиновников, партийных деятелей и общественных деятелей, что описано следующей дефиницией: «...со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений...». Для бизнесменов, для лиц, работающих в некоммерческих организациях (в нон-профитных предприятиях), для членов Российской Академии Наук, для граждан иностранных государств, а также для частных лиц – граждан России, реализация права на цензуру Законом сохраняется.

Кроме того, требование Закона, о том, что не допускается «...наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей...» в данной редакции не корреспондируется с требованием этого же Закона (ст.4) «Не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для осуществления экстремистской деятельности, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости» в смысле подачи рекомендаций государства и институтов гражданского общества руководителям и сотрудникам СМИ по нераспространению подобной информации, а не только по наказанию в судебном порядке за распространение подобной информации, а также противоречит требованиям законов «О государственной тайне» и «О чрезвычайной ситуации».

Кроме того, такое требование противоречит требованиям Конституции (ст.19) о равенстве всех граждан России. В трактовке Закона получается, что работники СМИ обладают большими правами, чем остальные граждане России.

И это только две дефиниции закона «О СМИ». Системный же анализ этого документа показывает множество проблем. Например, то, что реклама в нем рассматривается как «нормальный» информационный продукт, несмотря на то, что она – по самой своей природе манипулятивна и агрессивна... В законе совершенно не рассматривается пиар-деятельность. Если судить нему, страна до сих пор живет при социализме, где у газет не было и не могло быть владельцев, где не было информационных войн, «черных технологий» и порнографии...

В данной связи является настоятельной потребность создания принципиально нового законодательства о СМИ и массово-информационной деятельности в различных ее видах.

Рис. 17 Идеальная система законодательных актов о СМИ

 

 


 

 

То есть системная организация правовой базы СМИ должна исходить, прежде всего, из неотъемлемого права граждан России: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ… Никто не может присваивать власть в Российской Федерации» (Конституция РФ, ст.3).

Первый шаг к созданию такой системы был сделан с принятием закона № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29 октября 2010 г. В нем (в ст.5) представлены все виды информационных угроз для детей. Для информации, которая должна быть полностью исключена для трансляции на детскую аудиторию, они таковы:

- та, что побуждает детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;

- способна вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;

- обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

- отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;

- оправдывающая противоправное поведение;

- содержащая нецензурную брань;

- содержащая информацию порнографического характера.

Перечислена также информация, распространение которой среди детей определенных возрастных категорий должно быть ограничена:

- представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия;

- вызывающая у детей страх, ужас или панику, в том числе представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий;

- представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной;

- содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани.

Для контроля за соблюдением этих требований по закону должна быть создана система общественного контроля в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию (ст.21). Этот контроль должны обеспечивать зарегистрированные в установленном федеральным законом порядке общественные объединения и иные некоммерческие организации в соответствии с их уставами, а также граждане вправе осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации общественный контроль за соблюдением требований настоящего Федерального закона.

При осуществлении общественного контроля общественные объединения и иные некоммерческие организации, а также граждане России вправе:

- осуществлять мониторинг оборота информационной продукции и доступа детей к информации, в том числе посредством создания «горячих линий»;

- обращаться в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, для проведения экспертизы информационной продукции в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

В результате, можно говорить, что в России с сентября 2012 года начато строительство принципиально нового информационного мироустройства на том простом основании, что массовую информацию получают, в том числе и дети, даже если первоначально предполагалось, что ее адресат – только взрослая аудитория.

Ранее, с принятием закона «Об информационной открытости органов государственной власти», по которому соответствующие инстанции обязаны сообщать гражданам всю интересующую их информацию, за исключением государственной тайны, была создана крайне интересная правовая ситуация. Теперь получается так, что наиболее закрыты для граждан в информационном плане именно СМИ. Получить информацию об их учредителях, членах попечительских советов, об источниках финансирования – крайне сложно и возможно только проведя анализ большого количества косвенных данных.

При этом из правого регулирования совершенно исключены собственно профессиональные организации журналистов, сотрудников рекламной сферы и PR. Россия является, как это ни странно, одной из немногих стран мира, в которых не действуют собственные кодексы профессионального поведения членов mass community[169]. Пока же остается лишь констатировать «наличие отсутствия» крайне необходимых документов.

 

 


Заключение и выводы




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 611; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.214 сек.