Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

А.М. Горький и В.В. Маяковский – публицисты

Алексей Максимович Горький (Пéшков), 1868–1936. В дореволюционные годы часто выступал со статьями в большевистских изданиях. В 1913–14 гг. проявляется ряд идейно-мировоззренческих разногласий А.М. Горького с Лениным и др. лидерами РСДРП(б) (статья Горького «Еще о ‘‘карамазовщине’’», 1913; участие в коллективном обращении русских литераторов «Война, отечество и человечество», 1914; переписка Горького с Лениным). В начале I Мировой войны писатель подчеркнуто отмежевался от «пораженческой», антинациональной позиции большевиков (хотя в целом I Мировую войну осуждал).

В 1917–18 гг. Горький публикует цикл статей «Несвоевременные мысли», где высказывает свое скептическое отношение к идее социалистической революции в России и негативно оценивает первые мероприятия советской власти. В частности, в конце 1917 г. он публично осуждает большевиков за зажим свободы слова. В 1921 г. писатель переселяется за границу.

К 1922 году относится заступничество Горького за эсеров, осужденных Верховным Трибуналом к смертной казни. Реакцией на заступничество стала травля Горького в крупнейших советских газетах «Правда» и «Известия» (статьи К. Радека, С. Зорина, стихотворный памфлет Д. Бедного в июле 1922 г.).

В 1928 г. Горький вернулся в СССР. С этого момента (точнее, немного ранее) он решительно изменил свои политические позиции и в дальнейшем до конца жизни выступал как ортодоксально советский писатель и публицист. На смену позиций Горького повлиял ряд факторов. С одной стороны, писателя впечатлило то, что, вопреки его же прогнозам, советская страна и коммунистическая система оказались жизнеспособными. Было очевидно, что мероприятия большевистского правительства в период НЭПа обеспечили сдвиги к лучшему в жизни народа. Но неверно думать, что Горький в этот период перестал замечать неприглядную изнанку советской действительности. Опубликованная в послевоенное время переписка Горького 1920-х гг. указывает на другую причину его возвращения в Советский Союз – материальную необеспеченность писателя за рубежом. (Популярность А.М. Горького на Западе была значительно меньшей, чем на родине, что быстро сказалось на его финансовом положении.). Условием возвращения Горького и его дальнейшего благополучного пребывания в СССР могла быть его полная лояльность власти. При этом от Горького ждали не нейтральной позиции, а прямой, активной пропаганды всех сторон советской жизни. Понимая всё это, писатель делает выбор в пользу возвращения в Союз.

Еще находясь в эмиграции, он меняет тон своих статей. Его публицистика 1926 г. и особенно 1927 г. – вполне просоветская. Осенью 1927 г. Горький написал два материала к 10-летнему юбилею октябрьской революции – один для «Правды», другой для «Известий». Эти статьи были посвящены заслугам советской власти и достижениям СССР в экономической, политической и культурной сферах. Главным из всех достижений Горький считал воспитание нового советского человека. Он пытался доказать читателю, что русский рабочий 20-х годов, «помня завет своего вождя – Владимира Ленина, успешно учится править своим государством».

Одну из важных заслуг советской власти Горький видел в создании прессы нового типа, которая «умело и широко знакомит население Союза с жизнью всего мира и беспощадно разоблачает ложь и скверну этой жизни» («Правда», 6–7 ноября 1927). В статье для «Известий» (23 октября 1927) отмечена другая особенность советской печати 20-х годов – ее чрезвычайное внимание к жизни и быту рабочих и крестьян. В похвалах советским газетам Горький впадает в явные преувеличения, – например, в фабрично-заводских «многотиражках» усматривает целую школу самовоспитания рабочих («многотиражная» газета производственного предприятия повышает культурные запросы рабочего, участие в ее издании свидетельствует о стремлении рабочих к знаниям и способствует «повышению их чувства собственного достоинства»).

Такие панегирики писателя коммунистическому режиму произвели тяжелое впечатление на русскую эмиграцию и на многих в самом Советском Союзе. Эмигрантская газета «Руль», издававшаяся Иосифом Гессеном, выступила со статьей «Ответ Горькому». Из СССР к Горькому стали приходить возмущенные письма. Их авторы апеллировали к совести писателя, к его литературному авторитету, призывая вернуться к прежним позициям. Многие обращения не были подписаны либо были помечены явными псевдонимами – авторы опасались репрессий.

Горький ответил и эмигрантам, и советским корреспондентам.

Публичная отповедь писателя эмигрантам содержала ряд упреков и обвинений. Эмигранты, «как слепые, не видят успехов советской страны», клевещут на свою родину и подталкивают капиталистические страны к войне против СССР. 25 декабря 1927 г. в «Известиях» Горький публикует свой ответ советским анонимным корреспондентам – статью «Анонимам и псевдонимам». В ней Горький еще раз подробно перечисляет успехи Советского Союза. Полемизируя с авторами эпистолярных протестов, писатель не останавливается перед прямым оскорблением людей, приславших ему свои письма.

Вскоре Горький возвращается в СССР.

Итогом путешествий писателя по разным регионам страны в 1928 г. становится цикл очерков «По Союзу Советов» (опубликован в 1929 г. в журнале «Наши достижения»). Цикл написан в контраст к дореволюционным очеркам Горького «По Руси», посвященным преимущественно изображению нищеты и бедствий опустившихся людей – бездомных бродяг, «босяков». Теперь же Горький изображал счастливую жизнь в СССР.

Оптимистический взгляд писателя на советскую действительность не разделялся большинством выходцев из старой, дореволюционной интеллигенции. С такими соотечественниками – лишь проживавшими в СССР, но людьми несоветскими по образу мыслей – Горький жестко полемизировал в статьях «Механическим гражданам СССР» и «Еще о механических гражданах» (май и ноябрь 1928 г.). В статьях Горький определенно давал понять, что «механические граждане» – скрытые враги Советского Союза.

В 1929 г. по просьбе руководства страны Горький посетил Соловецкий лагерь особого назначения, встречался с заключенными и по итогам поездки написал о «замечательных» условиях содержания осужденных на Соловках (очерк публиковался в СССР и за границей). Хвалебный тон публикации невозможно объяснить доверием автора к устроенной лагерным начальством «показухе». Сохранились сведения, что одному из заключенных местной детской колонии удалось при встрече с Горьким рассказать о реальных условиях жизни на Соловках (этот подросток был расстрелян по отбытии Горького с Соловецкого архипелага 23 июня 1929 г.)1. Неубедительной выглядит версия самого Горького о редакторской правке его очерка, якобы исказившей текст до неузнаваемости (версия принята в учебнике И.В. Кузнецова «История отечественной журналистики (1917–2000)» – см. с. 230). Очерк о Соловках перепечатывался во многих изданиях с согласия автора именно по тексту первой публикации. К тому же существуют другие хвалебные произведения Горького о сталинских лагерях, напр., книги «О трудовых колониях ОГПУ» (1931 г.) и «Беломорско-Балтийский канал им. И.В. Сталина» (коллективное сочинение, Горький – соавтор и редактор текста; 1934 г.).

Книга о работе заключенных на постройке Беломоро-Балтийского канала была написана по итогам поездки большой делегации писателей на объект в августе 1933 г. Соавторами Горького были Валентин Катаев, Вера Инбер, Михаил Зощенко, Бруно Ясенский (Польша) и др. Сочинение повествует о «трудовом подъеме», энтузиазме строителей канала, об «исправлении» заключенных подневольным трудом. Главы книги переполнены лестью в адрес высших чинов ОГПУ (Генриха Ягоды, Матвея Бермана – начальника ГУЛага) и «чекистов», руководивших постройкой канала (Лазарь Коган, Яков Рапопорт, Нафталий Френкель и др.)2.

Пропаганда Горьким политических репрессий не сводилась к вышеназванным очеркам и книгам о лагерях. Еще 15 ноября 1930 г. писатель помещает в «Правде» известную статью «Если враг не сдается – его уничтожают» (заглавие публикации тогда же стало лозунгом). Положительно оценил Горький и насильственную коллективизацию сельского хозяйства (статья «12 миллионов 838 тысяч хозяйств в колхозах» в «Правде» и «Известиях» в мае 1931 г.).

Некоторые другие темы выступлений Горького в советской прессе:

проблемы культуры (статьи «О пользе грамотности», «О пролетарском писателе», «О формализме», «О литературе и прочем» и множество других). Материалы посвящены задачам «культурной революции» в СССР, особенностям тематики и творческого метода советского искусства («отображать социалистическую действительность в доступных массам формах»). Культуру и искусство буржуазного Запада публицист считал обреченными на вырождение. В принципе не принимал модернизма, в т.ч. его проявлений в советском искусстве.

вопросы внешней политики. Основная цель выступлений – пропаганда советского внешнеполитического курса в «левых», радикальных кругах западноевропейской интеллигенции. Многие «внешнеполитические» статьи Горького 30-х годов направлены против итальянского фашизма и германского нацизма.

Помимо «Правды» и «Известий», Горький публиковался в ряде других газет («Комсомольская правда», «Литературная газета», «Рабочая газета», «Крестьянская газета», провинциальные издания) и в некоторых журналах. Писатель сам выступал инициатором создания новых журналов и потом их редактировал («Наши достижения», «СССР на стройке», «За рубежом», «Литературная учеба» – созданы на рубеже 20-х – 30-х годов – и «Колхозник» – создан в 1934 г.). Пробовал себя и в качестве радиожурналиста (радиогазета «Пролетарий»).

Горький вел активную переписку с профессиональными газетчиками, а также с рабкорами и селькорами, которые обращались к нему за советами. Некоторые ответные письма Горького публиковались в газетах. Более всего известен оригинальный ответ Горького рабкору Сапелову, спрашивавшему, о чем нужно больше писать: о хорошем или о плохом. Горький призывал своего корреспондента (и других журналистов) целенаправленно отбирать положительные факты (т.е. приукрашивать действительность): «Я – за то, чтоб писали больше о хорошем. <...> Потому, что плохое-то не стало хуже того, каким оно всегда было, а хорошее у нас так хорошо, каким оно никогда и нигде не было»3.

Умер А.М. Горький в 1936 году.

 

Владимир Владимирович Маяковский, 1893–1930. Первым опытом журналистской работы В.В. Маяковского стало сотрудничество в газете-плакате «Окна РОСТА» во время Гражданской войны. Во 2-й половине 20-х годов поэт возвращается к профессии газетчика, с 1926 г. постоянно печатается в «Известиях», «Труде», «Правде», «Рабочей Москве», «Заре Востока», «Бакинском рабочем» и др. изданиях. Маяковский-журналист почти не писал статей. В прессе он выступал с публицистическими стихами, став одним из родоначальников этого особого феномена советской поэзии1.

Основными темами «газетных стихов» Маяковского были индустриализация промышленности и выполнение первого пятилетнего плана («Американцы удивляются», «Первый из пяти»), «социалистические соревнования» на производстве («Марш ударных бригад»), начало коллективизации сельского хозяйства, укрепление обороноспособности страны («Марш-оборона»). Многие произведения имели сатирическую направленность (объекты критики весьма разнообразны: бюрократизм, подхалимство, сплетничество, клевета, халтура, бездарность в литературе и проч.).

Маяковский разрабатывал особые жанры публицистической поэзии: стихотворный очерк, стихотворный фельетон, рифмованный репортерский отчет, рецензия в стихах и др. Агитационные стихи для газеты поэт называл маршами («Марш времени», «Марш-оборона», «Урожайный марш», «Марш двадцати пяти тысяч»2). Наиболее сильные строки «маршей» и других стихов Маяковского становились лозунгами, использовались как названия газетных рубрик или как аншлаги над тематическими страницами – напр., «Догнать и перегнать!» –

На работе,

в аэроплане,

в вагоне

вашу

быстроногую

знаменитую Америку

мы

и догоним,

и перегоним.

(«Американцы удивляются»);

«Мир! Труд! Май!» –

Первое Мая.

Снега доконавши,

солнечный флаг подымай.

Вечно сияй

над республикой нашей,

Труд,

Мир,

Май.

(«Солнечный флаг»).

С 1927 г. Маяковский становится штатным сотрудником и членом редколлегии «Комсомольской правды». Участвует в планировании работы редакции, в разборе редакционной почты (некоторые стихи Маяковского написаны на материале писем читателей «КП»), принимает посетителей, выступает на специально организованных встречах с читателями и внештатными корреспондентами газеты. Иногда, прочитав статью, подготовленную в номер, поэт писал стихи на тему материала – стихотворение публиковалось рядом со статьей.

Работа Маяковского в «Комсомольской правде» была исключительно напряженной. Бывали недели, когда без его стихов не выходило ни одного номера; иногда в выпуске газеты появлялось два или три его стихотворения. Через пресс-бюро «КП» произведения Маяковского рассылались в редакции областных и районных изданий. Для местной прессы поэт писал и специально, будучи в командировках. Всего за 1928 год в газетах было опубликовано около 100 его новых стихотворений.

Как и Горький, Маяковский участвовал в пропаганде массовой коллективизации и связанного с ней витка репрессий. В 1928 году в «КП» появилась рубрика «Лицо классового врага»; в числе ее материалов были стихи Маяковского «Кулак» и «Буржуй-нуво»3. Тогда же в газете вышло его стихотворение «Даешь хлеб!» (о принудительных хлебозаготовках).

14 апреля 1930 г. В.В. Маяковский покончил с собой. Немного позднее Сталин назовет его «лучшим поэтом нашей советской эпохи», что послужит началом культа Маяковского в СССР.


1 См.: А.И. Солженицын. Архипелаг ГУЛАГ. Ч. III. Гл. 2.

2 На строительстве канала погибло до 286 тысяч заключенных. По замечанию А.И. Солженицына, книга «Беломорско-Балтийский канал им. И.В. Сталина» – «позорное» произведение, «впервые в русской литературе восславившее рабский труд».

3 Переписка Горького с Сапеловым относится к концу 1927 г. Т.е. Горький всё это утверждал еще до возвращения из эмиграции в Советский Союз (1928 г.).

1 Стихотворная публицистика отличается от художественной поэзии своим функциональным назначением (главное – не удовлетворить эстетический вкус читателя, а настроить его на определенный лад), характерной тематикой («злоба дня», а не «вечные темы»), стилистикой (эмоциональная напряженность, обилие лозунгов и др.). На газетной полосе публицистические стихи помещаются рядом с обычными журналистскими материалами, а не в специальных поэтических рубриках.

2 В 1929 г. коммунистическая партия командировала 25 тысяч рабочих в деревню на организацию колхозов.

3 Нувó (nouveau) – новый (франц.).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Группа С – участники 15-17 лет | Introduction
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 1965; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.