Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бесстолпные храмы




Бесстолпный храм как сложившийся тип церковного здания появился на Руси значительно позднее крестово-купольного. По характеру организации внутреннего пространства бесстолпные храмы можно разделить на два вида. К первому относятся те, в которых внутреннее пространство имеет простые прямоугольные очертания и завершается сводчатым перекрытием, иногда глухим, иногда — прорезанным кольцом светового или темного барабана с куполом (рис. 4). Ко второму виду принадлежат храмы со столпообразным внутренним пространством — шатровые или типа «восьмерик на четверике» («под звоны», или «под колоколы») (рис. 5,6).

 

Церковь Никиты Гусятника в Пскове, 1170 г

Церковь Николы Каменногородского в Пскове, XV в

 

Церковь Трифона в Напрудной Слободе, в Москве, 1492 г

 

Церковь Покрова в Рубцове в Москве, 1619-1626 гг.

Рис. 4. Бесстолпные храмы, перекрытые сводами

 

Церковь Вознесения в Коломенском в Москве, 1532 г.

 

Церковь Петра митрополита в Переславле-Залесском, 1585 г.

Церковь Спаса-Преображения в селе Острове, кон. XVI в.

Рис. 5. Бесстолпные шатровые храмы

Церковь Покрова в Филях в Москве, 1693 г.

 

Церковь Троицы в Троицком-Лыкове близ Москвы, 1698-1703 гг.

 

Церковь Успения на Покровке в Москве, 1695-1699 гг.

Рис. 6. Бесстолпные ярусные храмы «под звоны» типа «восьмерик на «четверике»

Бесстолпные храмы, имеющие перекрытое сводами прямоугольное «кубическое» пространство, возникли раньше столпообразных. Снаружи такой храм полностью повторял форму крестово-купольного здания. Попытки обойтись без внутренних столбов в небольших храмах велись издревле, причем основой для них служила все та же крестово-купольная система. По существу такое сооружение имело основное ядро крестово-купольного храма, несущие столбы которого располагались в углах здания, а проемы между ними закладывались стенами. Таким образом, внутреннее пространство подобного храма равнялось пространству основной подкупольной ячейки. Примерами могут служить уцелевшие до наших дней Ильинская церковь в Чернигове и Никольская церковь в селе Каменском под Москвой.

Уподобление основному ядру крестово-купольного храма наблюдается в композиции планов бесстолпных зданий и в дальнейшем, когда можно говорить об уже сложившемся типе бесстолпного храма. Первые памятники этого типа появились в псковской архитектуре в конце XV - начале XVI вв. Такие храмы представляют собой квадратные в плане здания с одной апсидой, перекрытые системой опирающихся друг на друга сводов, несущих небольшой барабан главы. К их числу относятся псковские церкви Никиты Гусятника и Николы Каменноградского, а также церковь Успения в Гдове.

В начале XVI в. бесстолпный тип церковного здания получил широкое распространение в церковном строительстве Москвы, с той лишь разницей, что здесь эти храмы обычно перекрывались крещатым сводом, в центре которого помещался барабан главы. Барабан мог быть световым, как в церкви Зачатия Анны и Антипьевской церкви в Москве, или темным, глухим, как в церкви Трифона в Напрудном в Москве.

В конце XVI в. бесстолпная конструкция была впервые применена в соборном храме — старом соборе Донского монастыря в Москве. Несколько видоизмененная конструкция крещатых сводов позволила перекрыть помещение большего объема. Благодаря этому своды получились более высокими, а композиция внутреннего пространства стала цилиндрической, где высота помещения возрастает от периферии к центру. Подобным образом были построены церкви Троицы в Хорошеве в Москве и Покрова в Рубцове под Москвой.

В дальнейшем такой тип храма развивается в сторону увеличения объемов здания, не усложняя при этом характера внутреннего пространства. Иногда в этих храмах конца XVI в. преобладающее значение приобретает вертикаль, а площадь уменьшается. Это можно наблюдать в церкви Спаса на Сенях в Ростове Великом или в соборе Введенского монастыря в Сольвычегодске (рис. 7).

Собор Введенского монастыря в Сольвычегодске, 1689-1693 гг.

Рис. 7. Увеличение объема бесстолпного храма, перекрытого сводами, за счет развития композиции по вертикали

Помимо самостоятельных храмов, бесстолпная конструкция широко применялась при строительстве церковных приделов. Наиболее древние из зданий этой группы (XV-XVI вв.) отличаются очень небольшими объемами (175-300 м3), высота четверика не превышает 6-7 м, высота подкупольного пространства — 8-11 м. Барабаны часто не имеют окон, встречаются и ложные барабаны. Ограждающие конструкции массивны (1-1,4 м), толщина стен в барабанах колеблется в пределах 0,4-0,8 м. Площади остекления невелики и вместе с дверными проемами составляют не более 1,5-4% площади ограждающих конструкций. В XVII-XVIII вв. объемы зданий этого типа несколько больше (до 500-700 м3, высота четверика — 7-9 м), остальные характеристики в основном совпадают.

Другой разновидностью бесстолпных храмов являются храмы шатровые и ярусные («под звоны»), внутреннее пространство которых напоминает по форме башню или столп.

Шатровые церкви появляются в XVI в. Это самобытное национальное явление в древнерусской архитектуре. Если храмы с кубическим внутренним пространством ведут свое происхождение от крестово-купольной системы и во многом повторяют традиционные формы, то в храмах со столпообразным внутренним пространством использовался опыт предшествующего деревянного шатрового зодчества в сочетании с опытом строительства каменных стен, крепостных башен.

Наиболее ранним памятником шатровой архитектуры является московская церковь Вознесения в Коломенском, которой присущи все наиболее характерные черты этой группы храмов: строгая центричность плана (церковь даже не имеет апсид), вытянутые вертикальные пропорции, преобладание выразительных наружных объемов над скромным внутренним пространством, характерная строительная конструкция наружных ограждений. Основной объем образован четвериком стен, поставленных на высокий, крещатый в плане подклет, и следующим ярусом восьмигранной формы — восьмериком с шатровым завершением. Внутреннее пространство имеет меньшую высоту, так как перекрыто сводом на уровне 2/3 общей высоты шатра, но это не изменяет его вертикальной устремленности. Подобная композиция характерна для церкви Петра Митрополита в Переславле-Залесском (рис. 5).

Церковь Петра митрополита в Переславле-Залесском, 1585 г.

Рис. 5. Бесстолпные шатровые храмы

Некоторые шатровые церкви имеют такой же план, как простейшие бесстолпные: прямоугольник, близкий к квадрату, с одной алтарной апсидой с востока. К их числу относятся церкви: Козьмы и Дамиана в Муроме, Рождественская в селе Беседы под Москвой и др.

В XVII в. патриарший запрет на строительство каменных шатровых церквей ограничил эту линию развития древнерусской архитектуры. В дальнейшем шатровыми верхами оканчиваются главным образом здания колоколен. Иногда шатер служит глухим декоративным завершением храма, имеющего внутри простое сводчатое перекрытие. Таковы церкви Рождества в Путниках (рис. 11) в Москве или Успенская церковь («Дивная») Алексеевского монастыря в Угличе.

Церковь Рождества в Путинках в Москве, 1649-1652 гг

Рис. 11. Многосоставные храмы со сложной объемно-пространственной структурой

В конце XVII в. сложился новый тип храма со столпообразным внутренним пространством — тип ярусной церкви «под звоны», или «под коло-колы», объединяющей в одном здании храм и колокольню. Его появлению предшествовало возведение немногочисленной группы церквей малых размеров, отличавшихся строго центричным многолепестковым планом. Основание такого храма было образовано восемью лепестками полукруглых апсид. На него помещен восьмерик меньшего диаметра с небольшой световой главкой. Примером может служить церковь Петра Митрополита Высокопетровского монастыря в Москве.

Ярусные церкви «под звоны», имеющие сильно вытянутую по вертикали композицию, строились на высоком подклете. План храма был также строго центричен, но основанием служил четверик с четырьмя или двумя более низкими полукруглыми пристройками. Выше помещались два восьмерика меньших размеров: нижний восьмерик имел сводчатое перекрытие и завершал собой внутреннее пространство, в верхнем располагалась колокольня.

Устройство колокольни в верхней части церкви определило конструкцию здания этого типа. Основной ее принцип состоит в передаче сосредоточенной нагрузки тяжелого верха через свод нижнего восьмерика на его стены и затем через разгрузочные арки — на стены четверика, имеющие большую толщину и значительный запас прочности. К числу храмов этого типа относятся церкви Покрова в Филях и Троицы в Троице-Лыкове в Москве (рис. 6), а также Спаса в Уборах под Москвой.

В дальнейшем на этой; же основе развивается тип церкви с трехчастным планом, где центральную часть составляет восьмерик на четверике, к которому вместо боковых полукруглых пристроек примыкают более объемные прямоугольные помещения. Таковы московские церкви: Успения на Покровке, Ивана Воина на Якиманке и Архангела Гавриила (Меншикова башня).

 

Церковь Покрова в Филях в Москве, 1693 г.

Церковь Троицы в Троицком-Лыкове близ Москвы, 1698-1703 гг.

 

Церковь Успения на Покровке в Москве, 1695-1699 гг.

Рис. 6. Бесстолпные ярусные храмы «под звоны» типа «восьмерик на «четверике»

Для храмов шатровых и ярусных типа «восьмерик на четверике» («под звоны») характерна «столпообразная» организация внутреннего пространства: они имеют большую высоту при довольно компактном плане. Объемы их колеблются в весьма значительном диапазоне — от 600 до 2000-2600 м3, площади в плане составляют 70-110 м2 а высота подкупольного пространства достигает 20-27-38 м. Ограждающие конструкции зданий этой группы очень массивны. Толщина стен первого яруса обычно равна 1,5-2,5 м, а в местах распора нагрузок — до 4-5 м. Толщина степ верхнего яруса, шатра и светового барабана постепенно уменьшается до 0,4-0,5м. В храмах часто есть хоры, куда ведет лестница, устроенная в толще стены. Площади остекления и дверных проемов обычно не превышают 3-5% площади ограждающих конструкций. Однако в отдельных храмах площади остекления значительно больше, что оказывает специфическое воздействие на формирование микроклимата. В качестве примера можно назвать церковь Покрова в Филях, где большие оконные проемы расположены в три яруса по всему периметру здания. Это увеличивает инсоляционный нагрев внутреннего объема и меняет характер формирования микроклимата в различные периоды года по сравнению со зданиями других типов.

У всех бесстолпных церковных зданий, как правило, сильно развитые подклеты, заглубленные или высокие, повторяющие в плане очертания основного храма. Часто такие здания с трех сторон окружены открытыми папертями.

Общим для всех бесстолпных храмов является относительная простота и беспрепятственность распределения воздушных потоков, так как в них отсутствует членение основного объема на отдельные структурные ячейки. Основной преградой распространения внутренних воздушных потоков является иконостас.

На характер распределения температур внутреннего объема храмов шатровых и «под звоны» большое влияние оказывает существенно изменяющаяся по высоте толщина наружных ограждений. Развитые подклеты сводят к минимуму влияние грунтовых вод на влажность конструкций основного объема. Воздухообмен при большей высоте центрального объема и высоко расположенных окнах светового барабана интенсивный, особенно если в окнах барабана установлены аэрационные устройства. Застойная зона возникает только в скуфье барабана. Главной проблемой при нормализации микроклимата в таком здании является организация достаточной вентиляции алтарной части, отделенной от основного объема иконостасом. Последние наблюдения можно отнести и к бесстолпным храмам с «кубическим» внутренним объемом, если они имеют световые барабаны. Однако если «кубический» объем, перекрытый сводами, не имеет светового барабана, в нем возникает обширная «застойная» зона выше окон четверика, которая может быть ликвидирована только с помощью грамотно организованной вентиляции.

Варианты усложнения крестово-купольных и бесстолпных храмов

Выше все типы храмов рассматривались в своих наиболее простых вариантах, когда цельному наружному объему соответствует единое внутреннее пространство той или иной конфигурации. Однако существует достаточно большая группа церковных зданий, в которых при монолитности наружного объема внутри имеются практически изолированные объемно-пространственные ячейки, сообщающиеся с основным объемом храма через один или несколько проходов.

Наиболее характерными вариантами усложнения внутреннего объема в ранних постройках (XI-XIV вв.) были следующие:

- приделы, которые сооружались при строительстве храма с северной или южной стороны и сообщались с ним через проход. Приделы часто служили усыпальницами (Троицкий придел-усыпальница в Георгиевском соборе Юрьева-Польского, разобранный в XVIII в.);

- притворы у западного входного проема (притвор церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде, разобранный в XX в.);

- внутренние лестницы, ведущие на хоры, проложенные в толще западной и северной стен (собор Рождества Богородицы в Суздале, церковь Успения на Городке в Звенигороде);

- лестничные башни, пристроенные к основному объему храма, которые завершались собственным световым барабаном (Георгиевский собор Юрьева монастыря (рис. 8) и собор Антониева монастыря в Новгороде).

 

Георгиевский собор Юрьева монастыря в Новгороде, 1119 г. Лестница в лестничной башне

 

Церковь Георгия в Старой Ладоге, кон XII в. Внутристенная лестница

Рис. 8. Варианты усложнения объемно-пространственных решения крестово-купольных храмов

 

Следует отметить, что до нашего времени практически не сохранилось храмов XI-XIV вв. с древними приделами и притворами. Реально существующими вариантами усложнения внутреннего объема древних зданий являются лишь внутристенные лестницы и лестничные башни.

Устройство в стене храма лестничного прохода, часто имеющего собственные небольшие световые проемы, изменяет ее теплотехнические характеристики в сравнении с другими стенами. Наружная стена лестничного объема обычно тонкая, часто промерзает, что должно учитываться при климатизации таких зданий.

Наличие лестничной башни, сообщающейся с основным объемом храма через арочные проходы на уровне пола и хор и имеющей собственный световой барабан, оказывает влияние на характер внутреннего воздухообмена. В таком здании объем лестничной башни работает как вентиляционная шахта по отношению к основному объему храма (Георгиевский собор Юрьева монастыря в Новгороде). В этом случае пришлось решать вопрос о способах защиты настенных росписей XII в. в барабане лестничной башни.

По-настоящему сложные, многосоставные храмы появились и получили широкое развитие, начиная с XV в. Пристройки могли сооружаться одновременно со строительством храма или позднее. К таким зданиям можно отнести псковские церкви Василия с Горки и Успенья с Пароменья, церковь Николы Надеина в Ярославле и др. (рис. 9)

Церковь Василия с Горки в Пскове, 1413 г

Церковь Успения с Пароменья в Пскове, 1521 г

 

Церковь Николы Надеина в Ярославле, 1621 г

Рис 9 Варианты усложнения объемно-пространственных решений крестово-купольных храмов Многосоставные храмы

Сложное многосоставное здание состоит из основного объема, чаще всего крестово-купольной конструкции, и примыкающих к нему приделов, расположенных с северной и южной сторон. Апсиды приделов выводятся на одну линию с апсидами церкви. Приделы, длина которых обычно меньше длины основного объема, часто имеют продолжение вдоль северных и южных стен в виде крытых галерей — папертей. С западной стороны храма сооружаются притвор или крытая паперть, которая также представляет собой отдельное помещение. При этом южная и северная галереи обычно сообщаются с западной папертью. Пристройки никогда не закрывают восточную (алтарную) часть храма.

Приделы обычно имеют меньшую, по сравнению с основным объемом, высоту, бесстолпную конструкцию, перекрытую сомкнутыми ступенчатыми сводами, со световым или ложным барабаном. Возможны шатровые завершения приделов и притвора.

Внутреннее пространство таких многосоставных храмов всегда представляет собой сложную объемную структуру. Приделы соединяются с основным объемом арочными проемами, устроенными в северной и южной стенах, притвор — западным входным проемом. Пристройки обычно имеют собственные окна. В северных областях при холодных летних храмах иногда сооружались теплые зимние приделы, отапливаемые печами.

Сооружение приделов часто сопровождалось значительными перестройками основного объема храма. В качестве примера можно назвать собор Рождества Богородицы Снетогорского монастыря в Пскове (рис. 8). В первоначальном виде он имел четырехстолпную крестово-купольную трехапсидную конструкцию с одним световым барабаном. В течение XVI-XVIII вв. к нему были пристроены северный и южный приделы и два развитых в плане притвора. При этом в западной стене древнего храма были сооружены три широких арочных проема. Таким образом, получилась сложная объемно-пространственная композиция, не имеющая аналогий. Она состоит из разных по высоте ячеек, соединенных между собой широкими арками. Доминирует центральный подкупольный объем с алтарной апсидой древнего ядра собора. Все позднейшие пристройки, начиная с пристройки XVI в., образуют единый с древним ядром собора, сложный в плане пространственный объем, расчлененный опорными столбами.

Собор Рождества Богородицы Снетогорского монастыря в Пскове, 1310 г. Сооружение приделов и притворов в XVI-XVII вв. и перестройка основного объема.

Рис. 8. Варианты усложнения объемно-пространственных решения крестово-купольных храмов

К числу многосоставных памятников можно отнести и такие сложные сооружения, как церковь Иоанна Предтечи в Дьякове и Покровский собор (храм Василия Блаженного) в Москве, поскольку их внутреннее пространство имеет такое же четко выраженное членение, как и наружные объемы (рис. 10). Основным элементом архитектурной композиции церкви Иоанна Предтечи в Дьякове является восьмигранная башня в центре, увенчанная плоским куполом на высоком барабане, окруженная четырьмя небольшими башенками, расположенными по углам здания. Покровский собор отличается еще более сложной композицией, центральной частью которой является храм, представляющий собой восьмерик на четверике, крытый шатром. К нему примыкают восемь приделов в виде восьмигранных башен с шатрами: четыре из них ориентированы по частям света, другие четыре расположены между ними по концам диагоналей плана.

Покровский собор на рву — храм Василия Блаженного в Москве, 1555-1560 гг

Церковь Иоанна Предтечи в с Дьяково близ Москвы, 1547 г

Рис 10. Варианты усложнения объемно-пространственных решений крестово-купольных храмов Многосоставные храмы

Еще одну группу памятников, характерных для московской архитектуры второй половины XVII в, составляют сложные сооружения, имеющие живописную композицию наружных объемов, а внутри разделенные на несколько различных по величине помещений. Таких церквей много, их композиции несимметричны и каждый раз индивидуальны. Таковы церкви Троицы в Никитниках (рис. 11), Николы в Хамовниках, Успения в Гончарах, Николы на Берсеневке, Троицы в Останкине и др.

Многосоставные здания следует рассматривать как комплексы, состоящие из основного ядра и дополнительно пристроенных объемов. Каждый из этих комплексов своеобразен, а потому требует индивидуального подхода при решении вопроса его климатизации. Пристройки сглаживают влияние наружных метеоусловий на микроклимат основного объема.

Церковь Троицы в Никитниках — Грузинской Божьей Матери в Москве, 1628-1653 гг.

Рис. 11. Многосоставные храмы со сложной объемно-пространственной структурой

 

В отдельную группу «особых случаев» следует выделить храмы с очень сложной организацией внутреннего пространства — пятинефные крестово-купольные соборы: Софийские в Киеве и Новгороде и Успенский во Владимире (рис. 3).

 

Софийский собор в Новгороде, 1045-1052 гг.

 

Успенский собор во Владимире, 1158-1160; перестроен в 1185-1189 гг.

Рис. 3. Сложные многонефные крестово-купольные храмы

 

Усложненность интерьера входила в круг художественных задач строителей обоих Софийских соборов. Основой композиции служило четко выделенное и хорошо освещенное подкупольное пространство, контрастировавшее с боковыми нефами и западной частью собора, разделенной хорами на две части. Такая композиция была построена на сопоставлении разновысоких различно освещенных, частично изолированных и сообщающихся между собой объемных ячеек. Композиция владимирского Успенского собора отличается большей строгостью, поскольку он строился как шес-тистолпный, а пятинефным стал в результате перестройки после пожара, когда был расширен за счет обнесения его новыми стенами с севера, запада и юга.

Заключение

Принципы предложенной типологии памятников древнерусской культовой архитектуры основаны на тех общих характерных особенностях организации внутреннего пространства храмов, которые являются определяющими при создании в них необходимых микроклиматических условий.

Разделение существующих памятников древнерусской архитектуры по степени сходства их внутреннего пространства преследует цель указать ориентацию, «первое приближение», основной методический подход при исследовании температурно-влажностного режима и при выборе технических решений.

Речь не идет и не может идти о создании на этой основе типовых проектных решений в силу индивидуальных особенностей каждого древнерусского храма. Предложенная типология может послужить лишь отправной точкой при выборе наиболее рациональных решений.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 6516; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.