Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сюжетно-композиционные особенности сказок о животных




Система образов в сказках о животных

Система персонажей русской народной сказки о животных представлена, как правило, образами диких и домашних животных. Образы диких животных явно преобладают над образами домашних: лиса, волк, медведь, заяц, а из птиц – журавль, цапля, дрозд, дятел, воробей, ворон и др. Домашние встречаются значительно реже, причем появляются не как самостоятельные или ведущие персонажи, а лишь в соединении с лесными: собака, кот, козел, баран, лошадь, свинья, бык, из домашних птиц – гусь, утка и петух. Сказок только о домашних животных в русском фольклоре нет. [42]

Как уже упоминалось чуть ранее, в сказках о животных действуют рыбы, звери, птицы; они разговаривают друг с другом, объявляют друг другу войну, мирятся. В основе таких сказок лежит тотемизм (вера в тотемного зверя, покровителя рода. [38), вылившийся в культ животного. Разная особенность характеров особенно четко выражена в образах диких животных: лиса рисуется прежде всего как льстивая, хитрая обманщица, обаятельная разбойница; волк – как жадный и недогадливый «серый дурак», вечно попадающий впросак; медведь – как глупый властитель, «лесной гнет», употребляющий свою силу не по разуму; заяц, лягушка, мышь, лесные птицы – как слабые, безобидные существа, всегда служащие на посылках. Неоднозначность оценок сохраняется и при описании домашних животных: собака изображается как умное животное, преданное человеку; в коте отмечено парадоксальное сочетание смелости с леностью; петух криклив, самоуверен и любопытен, и т.д.

Сказки о животных выделяются в особую группу по характеру действующих лиц. Подразделяются они по типам животных. Сюда примыкают и сказки о растениях, неживой природе (мороз, солнце, ветер), о предметах (пузырь, соломинка, лапоть).

В сказках о животных человек:
1) играет второстепенную роль (старик из «Лиса крадёт рыбу из воза»);
2) занимает положение, равноценное животному (мужик из сказки «Старая хлеб-соль забывается»). [38]

Для понимания смысла русских народных «животных» сказок необходима работа над их сюжетной организацией и композицией. Сюжет сказок характеризуется ясностью, четкостью и простотой: «строятся на элементарных действиях, лежащих в основе повествования, представляющих собой более или менее ожидаемый или неожидаемый конец, известным образом подготовленный …».

Композиция русских сказок о животных отличается простотой и лаконизмом. Нередко они являются одноэпизодными («Лиса и журавль», «Журавль и цапля» и др.). В этом случае для них характерна гиперболизация основных свойств и черт персонажа, определяющая необычность, фантастичность их поступков.

Однако гораздо чаще встречаются сказки с сюжетами, основанными на последовательном сцеплении однотемных сюжетных звеньев-мотивов. События в них связываются аналогичными по характеру действиями сквозных персонажей: в сказке «Лиса и волк» три сюжетных мотива – «Лиса крадет рыбу из саней», «Волк у проруби», «Битый небитого везет». Многоэпизодность не осложняет композиции, т.к. речь обычно идет об однотипных действиях персонажей, совершаемых в разных ситуациях.[42]

Фольклорная сказка имеет свою специфическую поэтику, в установлении которой настаивал А.И. Никифоров и В.Я. Пропп.

Три фактора влияли на поэтический стиль сказок о животных: связь с древними поверьями о животных, воздействие социальной иносказательности, возобладавшее детское начало.

Каждая сказка несет в себеобобщенную мысль. Каким бы множеством правильных наблюдений над повадками зверей и птиц ни были наполнены сказки, они всегда говорят об общем. Мысль сказочных историй о животных переходит в пословицы, в которых явно ощущается переносный смысл.

Даже небольшая сказка даёт основание говорить об интонационно-звуковом богатстве речевых характеристик персонажей. Сказки воспроизводят бытовую речь людей разных сословий и разного индивидуального облика.

Сказки имеют общий иронический замысел, который иногда сопровождается ритмизацией повествования. Сказки «Ёрш Ершович», «Курочка ряба», «Колобок», «Бобовое зернышко» о том, как петух подавился зерном. Иронический стиль таких сказок выражается в рифмовках и созвучиях слов по ходу рассказа. Простые рифмы звучат насмешливо и комически: «В старые годы, в старо-прежние, в красну весну, в теплые лета сделалась такая соморота. В мире тягота: стали появляться комары да мошки, людей кусать, горячую кровь пропускать» («Мизгирь»).

Но не длявсех сказок характерно сплошное ритмизованное повествование. В иных случаях рифма и созвучия появляются в тексте только там, где этого требует ироническое развитие темы.

В большинстве сказок используется богатство образности, скрытое в разговорной речи. Ведь сказка — это, прежде всего, проза. В сказках встречаются и стилевые ритмические клише: зачины вроде «жил-был», концовки типа «стали жить-поживать и добра наживать», типичные формулы с характерными инвер­сиями: «Прибежала лиса и говорит»; «Вот идет лиса и говорит мужику» и т. д. Правда, эти свойства сказочного стиля в природе повествовательной речи. Речь точно передает душевное и психологическое состояние говорящего. В сказках о животных проза обычно перемежается с небольшими песенками.

Своеобразны художественные особенности некоторых сказок о животных. Сюжет их можно сформулировать одной фразой: например, колобок убегает из дома, и его съедает лиса, тетерев захотел дом строить, а потом раздумал.

Сказки о животных в русском фольклоре исчисляются сравнительно небольшим числом сюжетов. Они занимают десятую часть сказочного репертуара. [2]




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 10169; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.