Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Полифонизм романов ФМД




Полифонизм (Бахтин) романов ФМД – это не только многоголосие героев, но и отдельный голос автора, не сливающийся с голосами героев. За голосом героев не следует услышать голос автора.

 

«Преступление и наказание» (1865–1866) – отклик на современные идеи, идеи 1860-х гг. Роман проникнут антинигилистическим пафосом. Однако в нем нет карикатурности идей и их носителей. Идеи века – материализм, атеизм, социализм провоцируют Д. на отповедь. Моноцентрический роман с одним центральным героем, к которому ведут все нити.

Жизнь СПб и других героев даны в романе глазами Раскольникова.

Истинное наказание – понимание ложности теории – это внешний план. Преступление и наказание Раскольникова в символическом смысле – это смерть и возрождение героя. Смерть – отрыв от почвы, попытка героя заявить своеволие оборачивается утратой своей воли – утратой свободы рассудка.

Чудовищная «мечта» Раскольникова, его арифметическая идея осознается им самим как чары, колдовство, обаяние, наваждение. В тот момент, когда Д. берет своего героя дьявол захватил душу героя (внутренняя хронология романа: статья написана полгода назад, 2 месяца назад была опубликована, 1,5 месяца назад Раскольников побывал у старухи, 1 месяц назад задумывает убийство). Убийство – это духовная смерть самого Раскольникова. Атмосферой смерти пронизан весь роман (многочисленные противоестественные смерти). Ситуация смерти создается за счет метафор: квартира Раскольникова – это гроб (по определению матери), его как будто ножницами отрезали от остального мира и т.д. Это обнаруживает последовательно выстроенная система реминисценций (число 3).

Центральное место в романе занимает проблема веры и неверия (библейская легенда о воскрешении Лазаря). Вопрос о вере вводится на первых страницах романа – исповедь Мармеладова. Возникает мечта о утром пришествии, вера об искуплении его греха и греха его семьи. Даже на кабацкую публику слова Мармеладова производят впечатление, но не показана реакция Раскольникова. Соня, узнав о том, что Раскольников – убийца, говорит, что «от бога вы отошли, вас бог поразил – дьяволу предал». Раскольников поддается разговору о вере. Образ Нового Иерусалима из Апокалипсиса.

Гл. 21. рисует состояние нового мира после пришествия Христа, но Новый Иерусалим, его образ использует и социалисты-утописты (сен-симонисты).. Символизируют наступление земного рая.

«Новый Иерусалим» звучит явно двусмысленно.

Ч. 4, Гл. 4. Раскольников у Сони. Он видит у нее Новый Завет и задает ей вопрос: «Где тут про Лазаря?» Раскольников уподобляется Лазарю.

3-я встреча с Порфирием Петровичем (тот пришел к Раскольникову). Порфирий дает характеристику Раскольникову.

Раскольников потенциально воспринимается как тот, который не только за идею, но и за бога может претерпеть мучения. В финале романа Раскольников выходит на берег реки. Там возникает тема второго пришествия. Эта тема воскресения Лазаря образует глубинный пласт романа, здесь речь идет не просто о преступлении и наказании. В бытийном смысле речь идет о смерти и возрождении человека.

Раскольников – амбивалентный герой. Он совершает убийство во имя благодеяния. Его эксперимент – проверка себя.

Раскольников – герой-идеолог. Это смирившийся герой.

Свидригайлов – подпольный герой, но в самом неприглядном его варианте. Свидригайлов – самый трагический герой, т.к. он не способен веровать. Смирение для него оказывается невозможным. Ему принадлежит мрачное видение вечности. Это несмиряющийся герой-идеолог. Он выступает в функции идейного двойника, но именно такой образ станет главным в остальных романах Д.

Эстетический принцип Д.: «Вся глубина заключается в типах и характерах». Внутренний человек (метафизический).

*Бахтин – эстетик, философ, который оказал влияние на развитие западноевропейской науки. Определил развитие гуманитарных наук в XX столетии. Первые работы Бахтина относятся к 1920-м гг. Вопросы литературы и эстетики, эстетика словесного творчества (работы, посвященные вопросам текста, философским основам гуманитарных наук). Бахтин – создатель теории полифонического романа. Это специфика творчества Достоевского. Бахтин говорит о главном герое Д. как о герое-идеологе. Главное для Бахтина – показать особенное отношение автора к герою. Изображается не герой для мира, а мир для героя, т.е. для героя Д. важно, как он себя чувствует в мире. Для Д. мир, т.е. социальная и природная сфера, не являются определяющими для героя. Герой необъясним, неисчерпаем, индетерминирован, хотя фактор среды присутствует (генетическое начало). Но это не является доминантой. Протест против теории среды, т.к. она оправдывает любое деяние человека, снимая с него нравственную ответственность. Д. противопоставляет теории среды христианство как учение, налагающее нравственную ответственность на человека. Герой Д. протестует против социального детерминированности. Зачатки такого протеста есть уже в «Двойнике», герой, который ощущает себя «ветошкой», но эта «ветошка» с амбицией. Герой Д. может обладать определенным социальным статусом и существовать вне этой прикрепленности. Действие в романах Д. «карнавализовано», герои находятся в форме «фамильярного» контакта (любые социальные стены разрушены). Отказ от социального объяснения – образ Настасьи Филипповны.

Герой Д. – герой фантастический, не механистический. Настасья Филипповна любит свой позор и отвергает столь социально значимую партию как Мышкин.

Герой Д. не социальный и не природный человек. Отказываясь от социальной и природной категорий, Д. закрепляет категорию внутреннего человека. Важным является создание человека как чистой сущности, неподдающейся овнешнению. Его существование – нарушение и разрушение социальных норм. Герой Д. всегда на грани безумия. Хронотоп героя – кризисный. Кризисное существование – норма для героев Д. Сюжет развивается в романах как нагромождение экстремальных ситуаций, которые создаются самими героями, потому что вулкан бушует в каждом из них. Эти ситуации спровоцированы нерациональной человеческой природой.

Смерть в романах Д. неестественна: убийство или самоубийство (деяние, которое нарушает естественный циклический хронотоп). К убийству и самоубийству стянуты все сюжетные линии романа. Главное, что в неестественной смерти проявляется крайняя степень вседозволенности и произвола, утрата веры, отсутствие благообразия жизни.

Герои Д. – люди идеи. Это амбивалентные герои, в которых рациональное сознание неразрывно слито с бессознательным началом – натурой. Будучи рационалистом, герой воспевает натуру и отдается на волю натуры. Наслаждение низостью, наслаждение страданием – формулы, которые осознают Герои. Они сознают это и демонстрируют.

Наиболее яркое воплощение амбивалентного героя – подпольный герой.

Д. строит свое повествование так, чтобы читатель сам понял главную мысль. Он якобы не навязывает, стремится к объективному тону, но он один из субъективнейших авторов, т.к. у него была своя идея (русская идея, религиозная утопия). Он был противником тенденциозного романа («Что делать?»), Д. не прямо дидактическими средствами художественно реализует свою авторскую интенцию.

«Идиот» (1869). В этом романе Д. использует те же нарративные, т.е. повествовательные принципы, что и в «Преступлении и наказании»: повествование от автора, сюжетно-композиционно это моноцентрический роман (ярков выражено в названии), структурно подобен «Преступлению и наказанию».

В первоначальной редакции Мышкин близок к Раскольникову, но постепенно его образ меняется. «Князь Христос», т.е. герой, воплощающий в себе, в своем поведении основные христианские заповеди, т.е. живой носитель христианской идеи.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 619; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.