Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Расширение драматургического конфликта




Конфликт является одним из основных элементов драматургического действия. «В конфликте, - по словам французского теоретика театра П.Пави,- противостоят друг другу персонажи, взгляды на мир или различные позиции в определенной ситуации». Без конфликта действия просто не может быть - в конфликтной ситуации раскрываются характеры персонажей, и задача драматурга определиться с конфликтом как можно раньше – в самом начале работы над сценарием или пьесой. Одним из приемов обогащения драматургического конфликта может служить методика формирования множественности конфликтов в характерах персонажей. Конфликт протагониста и антагониста может быть сформирован сразу же, как только определился хотя бы один персонаж.

Конфликты, выражаемые через слова – диалоги или монологи – наиболее простая, легкая, примитивная форма проявления противостояния персонажей в кинематографе. Найти словесный эквивалент противоборства персонажей гораздо легче, чем создать полновесный визуальный образ. Пожалуй, это в полной мере удавалось только великому мастеру кинематографа, превосходно знавшему материальную культуру Европы, погруженному в пласты истории Италии представителю древнего рода, - Лукино Висконти. Другие режиссеры опираются на профессионализм художников, композиторов, консультантов.

По-гречески «фликтена» – прыщ, и именно этот образ лежит в основе слова «конфликт», т.е. несколько прыщей собираются вместе – «кон», образуя крайне неприятную структуру, где облегчение от страданий может наступить только через болезненное, но необходимое действие – хирургическое вскрытие нарыва. Конфликт всегда виден, как любой прыщ на лице. Но созревает он исподволь, и причины нарыва следует искать либо в его глубине, анализируя предшествующие ошибки поведения, либо – после того, как нарыв вскрыт, проверяется его содержимое, дабы не повторить ошибок. Древние были великими мастерами переводить бытовые определения в термины Искусства: наглядность и простота терминологии на уровне физических ощущений позволяла понять сущность происходящих процессов творчества. Тот же кáтарсис – очищение через страдание, не что иное, как воспаление, после которого наступает выздоровление. Так что и отдельный «прыщ», и «прыщи, собранные вместе», и «воспаление гортани» - всё это необходимо знать для того, чтобы ощущать свое тело здоровым. Ибо, как подытожили древние, только «в здоровом теле – здоровый дух».

В нашей жизни огромное количество «нарывов», которые необходимо обнаруживать и вскрывать. Конфликты окружают нас, клубятся, порой не позволяя определить, какой из них является главным, определяющим, и с которого следует начать распутывать клубок проблем, порожденных конфликтами. «Природа различных конфликтов крайне разнообразна, - пишет П.Пави. - Если бы была возможна научная типология, можно было бы нарисовать теоретическую модель всех мыслимых драматических ситуаций и тем самым с точностью определить драматический характер театрального действия, выявились бы следующие конфликты:

- соперничество двух персонажей по экономическим, любовным, нравственным, политическим и др. причинам;

- конфликт двух мировоззрений, двух непримиримых моралей;

- нравственная борьба между субъективным и объективным, привязанностью и долгом, страстью и рассудком (эта борьба может происходить в душе личности или между двумя «лагерями», которые пытаются привлечь на свою сторону героя;

- конфликт интересов индивидуума и общества, частные и общие соображения;

- нравственная или метафизическая борьба человека против какого-либо принципа или желание, превосходящее его возможности (Бог, абсурд, идеал, преодоление самого себя и т.д.)».

Как видно из приведенного отрывка, исследователь театра П.Пави классифицирует конфликтные ситуации, не давая рекомендаций по моделированию конфликтов, признавая невозможность предусмотреть все варианты конфликтов, возникающих в процессе взаимодействия людей. Придумывать конфликты – довольно сложное занятие, тем более, что при написании оригинальной, авторской вещи хочется удивить читателя, подбросить ему «вкусность», о которой он еще нет имеет представления. Однако вариантов конфликтных ситуаций у нас в жизни не так уж и много, в кино вообще чаще всего используется страсть к наживе – деньги, золото, доллары, драгоценности, грины и капуста – вот предметы вожделения практически всех главных действующих лиц практически всех кинофильмов. Тем не менее, даже этот однообразный список можно расцветить другими конфликтами. В приведенной ниже таблице показаны дополнительные конфликты, которые позволяют обогатить персонажей, давая им возможность обсудить друг с другом вещи, не связанные напрямую с гринами и капустой. Какие-то конфликты легко решаются через действия – через поступки, жесты, мимику; какие-то выражаются визуально – через костюмы, предметы, которыми пользуются персонажи; какие-то могут решаться исключительно аудиально – через диалоги, монологи, через мелодию или соответствующие звуки.

 

Вид конфликта: Формы проявления конфликта в кинематографе:

 

Конфликт Действенно – через поступки, жесты, мимику Визуально – через предметы, костюмы Аудиально – через слова, звуки, музыку
1. полов действенно визуально аудиально
2. расовый действенно визуально аудиально
3. национальностей действенно визуально аудиально
4. темпераментов действенно визуально аудиально
5. жизненного опыта действенно визуально аудиально
6. особенностей психики действенно визуально аудиально
7. социальный действенно визуально аудиально
8. образований действенно визуально аудиально
9. профессиональный действенно визуально аудиально
  религиозный действенно визуально аудиально
  политический   визуально аудиально
  собственности   визуально аудиально
  достатка действенно визуально аудиально
  вкусов действенно визуально аудиально
  образа жизни действенно визуально аудиально
  физиологий действенно визуально аудиально
  привычек действенно   аудиально
  происхождения действенно визуально аудиально
  воспитания действенно   аудиально

 

В представленном списке, безусловно, нашли отражение не все конфликты – их мир безграничен, ведь, несомненно, только один «конфликт вкусов» таит в себе массу вариантов – кто-то любит мороженое, а кто-то селедку, кто-то предпочитает отдыхать на Мальдивах, а кто-то на продавленном диване, кто-то оглядывается на блондинок, а кто-то – на мулаток… Но работа с таблицей позволяет не только проанализировать визуальную составляющую образа персонажа, но и добавить к нему необходимые детали, элементы. Например, в политическом конфликте между фашистами и коммунистами, можно не только, например, фашистов одеть в их коричневую форму, а коммунистов украсить красными бантами, но и придать им определенные жесты. Однако буржуазные партии не отличаются друг от друга определенностью жестов, поэтому на экране развести их по разные стороны конфликта бывает практически невозможно, и если мы не находимся в контексте страны, не знаем, что там у них с политикой, то и понять, к какой партии кто принадлежит практически невозможно, разве что они нацепят на себя какие-либо значки и станут во всеуслышание говорить о своей партийной принадлежности. Разумеется, в кинематографе всё решается намного проще, чем в театре, поскольку крупные планы персонажей, фиксируемые камерой малейшие нюансы - поведения, жестикуляции, мимики, подчеркивание отдельных деталей позволяют увидеть зрителю то, что не произносится вслух персонажами. В театре всё намного грубее и проще – персонаж обязан вслух говорить о своих привычках, политической принадлежности и т.д.

Для чего необходима таблица? После того, как в общих чертах прописан сценарий или пьеса, полезно сверить его с таблицей конфликтов, поскольку она является хорошим резервом для наполнения образов. Многие реплики могут уйти в действенный или визуальный ряд, переводя действие на язык кинематографа - с неуклюжего языка телесериала, ограниченного доступными телеэкрану крупными планами и элементарным монтажом –склейками средних планов.

Для примера возьмем произвольных персонажей и попробуем составить конфликтную компанию, обогатив действие всевозможными конфликтами. Например, у нас есть студент, будем считать его протагонистом. Формируем конфликтную пару:

Протагонист Антагонист

мужчина женщина
белый черная
немец суданка
флегматик холерик
юнец взрослая женщина
параноидальный тип шизофренический тип
богатый бедная
университет безграмотная
химик гадалка
агностик мусульманка/язычница
социалист вне политики
владелец фирмы владелица шатра
средне-европейский достаток средне-африканский достаток
свиные сосиски с капустой кислое верблюжье молоко
дневной ночной
болезнь позвоночника вегетарианка
раскачиваться сидя «мычать» про себя
обычный бюргер из древнего рода
среднее европейское - вежливое своевольное, свободное

 

Из приведенной произвольной таблицы видно, как быстро можно сформировать структуру будущего фильма или спектакля. Важно далее насытить столкновения конкретными деталями, диалогами, музыкой. Найти для персонажей место столкновения. Это может быть вынужденное путешествие, может быть встреча в стенах университета, где учится студент, конференция по правам человека, автокатастрофа, в которой они оказываются вместе и т.д. и т.п. Но главное – они все время вместе, и мы видим, какие они разные, как сталкиваются их интересы. Как назревает невыносимость их сосуществования, и как этот нарыв потом взрывается, и к каким последствиям это приводит – к примирению, или к новым нарывам – с подобными людьми. Собирая варианты конфликтов, мы хорошо прорисовываем персонажей, их привычки, внешний облик. Как будут выражаться конфликты между студентом-немцем и гадалкой-африканкой? Через что мы можем показать эти два противоположных мира? Прежде всего, через детали, минуя пространные диалоги, и таким образом, фильм может быть полностью немым. Подобный прием был реализован в фильме «Вавилон» режиссера А.Г.Иньярриту, где действие развивается в пустыне Африки, в урбанистической Японии, на празднике в Мексике и Соединенных Штатах. Яркие визуальные контрасты – природы, образа жизни, привычек, поведения людей – становятся, по сути, содержанием фильма. Нелепый выстрел, повлекший за собой роковые для всех персонажей последствия, явился лишь стержнем, на котором были нанизаны контрасты как визуальные конфликты. Средний режиссер, не несущий в себе ощущения конфликтности мира, не стремящийся к намеренному обострению конфликтных ситуаций, изначально не смог бы смоделировать визуальные контрасты, поместив все действие в приличный киногородок с приличными кинодекорациями. Осознание трагической разности миров на общей планете позволило А.Г.Иньярриту сделать запоминающуюся картину.

Кроме табличного варианта расширения драматургического конфликта, есть еще и так называемый «букет конфликтов». Термин не так красив, как может показаться на первый взгляд – устойчивое идиоматическое выражение «букет болезней» в большей степени соответствует данному образу, поскольку в букет собраны конфликты - цветы зла. Работу по методике «букета конфликтов» следует начинать с произвольно нарисованной вазы, в которую втискиваем стебли, и к каждому стеблю – венчик цветка, в каждый из которого впишем название конфликта (см.таблицу). С букетом забавных цветочков нудный процесс моделирования фильма или пьесы идет веселее, тем более, что букет можно сделать столь красочным, что он позволит украсить рабочий кабинет. Тем самым мы можем легко и быстро делать проекты фильмов, добиваясь наибольшей выразительности, ведь драматургия – это, прежде всего, точный расчет. Именно поэтому талантливых писателей много, а драматургов… всегда было мало.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 739; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.