Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Заангажированность

Преобладание идей реализма

Существование любви только лишь через ее проявление

Отвержение оправдания любых поступков страстью

Концепция одиночества

Отвержение существования Бога

Майор внутренней службы Е.Н. Коломников

Исполнитель

Судаков В.Г.

8-(4712)70-06-41

Экзистенциалисты отбрасывают идею существования Бога.

Однако для того, чтобы существовала мораль, общество, мир культуры, необходимо, чтобы некоторые ценности принимались всерьёз и считались существующими a priori. Следовательно, нужно показать, что ценности все же существуют как скрижали в умопостигаемом мире, даже если бога нет. (сартр)

4) Отсутствие в литературе понятия «детерминизма»

Человек в произведениях экзистенциализма выступает абсолютно свободным, не зависящим от обстоятельств своей жизни.

Следовательно, если человек «отрезан от мира» и является абсолютно свободным, проявляется концепция одиночества, которая также проявляется во многих произведениях экзистенциализма.

Экзистенциалист не верит во всесилие страсти. Он никогда не станет утверждать, что благородная страсть — это всесокрушающий поток, который неумолимо толкает человека на совершение определённых поступков и поэтому может служить извинением. Он полагает, что человек ответствен за свои страсти.

Экзистенциалист не считает также, что человек может получить на Земле помощь в виде какого-то знака, данного ему как ориентир. По его мнению, человек сам расшифровывает знамения, причём так, как ему вздумается. (сартр)

7) Человек – совокупность собственных поступков

Человек существует лишь настолько, насколько себя осуществляет. Он представляет собой, следовательно, не что иное, как совокупность своих поступков, не что иное, как собственную жизнь.

Экзистенциалист, описывая труса, полагает, что этот трус ответствен за собственную трусость. Он таков не потому, что у него трусливое сердце, лёгкие или мозг. Он таков не вследствие своей физиологической организации, но потому, что сам сделал себя трусом своими поступками. (сартр)

 

В действительности, как считают экзистенциалисты, нет никакой любви, кроме той, что создаёт саму себя; нет никакой «возможной» любви, кроме той, которая в любви проявляется. Нет никакого гения, кроме того, который выражает себя в произведениях искусства.

Мечты, ожидания и надежды не определяют личность человека. Определяет его лишь реальность, в которой он находится.

Это понятие ввел Сартр, сущностью которого есть то, что человек не может находиться в стороне исторических событий, он обязательно должен быть их неотъемлемой частью.

Проведя анализ работы Ж.-П. Сартра, можно сделать вывод, что в основе идей течения экзистенциализма лежит человеческая сущность, которую предопределяет сам человек, а не кто-то другой, или что-то другое. Человек – существо свободное и не от чего не зависящее. Он сам в праве принимать свой выбор и решения.

 

1.3. Понятие экзистенциальной проблематики

 

Разобравшись в вопросе, что такое экзистенциализм, можно перейти к другому, более фундаментальному, а именно – к вопросу экзистенциальной проблематики. Идеи этого философского и литературного течения, описанные в работе Сартра, имеют свою историческую основу.

Экзистенциалистской философии придерживаются люди, различающиеся по своим политическим убеждениям. Так, Хайдеггер в Германии в 30 - 40 гг. не прекращал сотрудничества с нацистами, а либерал К. Ясперс, не принявший фашизма, был лишен возможности преподавать и печатать свои труды; Сартр, Камю и Бовуар были участниками французского Сопротивления, боролись с немецким фашизмом, выступали за мир и демократию [пособие].

Но не смотря на всё это, экзистенциализм имеет общие принципы. Центральным положением этой философии является одинокий человек с его крайним индивидуализмом и раздвоенным сознанием.

Делая ссылку на то, в какие годы пускает свои корни экзистенциализм, можно сделать заключение, что это были не простые времена для всего мира. Разрушения после Первой мировой войны, угроза Второй, привели человечество на порог новых идей, а так же, новых проблем в литературе.

Эрих Мария Ремарк описывает в своих произведениях представителей «потерянного поколения».

«Потерянным поколением» на Западе называли молодых солдат-фронтовиков, участвовавших в Первой мировой и вернувшихся домой физически или морально изуродованными. После войны эти люди уже были неспособны вернуться к нормальной жизни. Им, пережившим ужасы и опасности войны, обычная жизнь казалась мелкой, серой, недостойной внимания [].

Интерес к философии экзистенциализма связан с тем, что она выступила защитницей гуманизма, что она привлекла внимание к «вечной» проблеме – человека, его места и роли в мире, выступила глашатаем эмансипации личности – и это создало ей широкую популярность [ ].


РАЗДЕЛ 2.

 

2.1. Характеристика романа Э. М. Ремарка «Триумфальная арка»

 

«Триумфальная арка» - роман, написанный в 1945 году. Впервые был опубликован в США.

Место действия романа – Франция, Париж – преподносится автором как последний оплот мирной жизни, в которой относительно спокойно могут сосуществовать как обычные беженцы, так и убиваемые в немецких гестапо евреи [].

Все они нелегально живут в тех парижских отелях, хозяева которых сочувствуют беззащитным, ни в чём неповинным людям, имеют высоких покровителей в правительственных или полицейских кругах и пользуются этим как для получения стабильного заработка, так и проявления своей естественной природной доброты.

 

2.2. Корреляция проблем экзистенциализма с произведением Ремарка «Триумфальная арка»

 

В теоретической части моего исследования представлена информация о понятии экзистенциализма и экзистенциальных проблемах.

Как уже было установлено выше, большинство произведений Ремарка имеют множество экзистенциальных проблем. «Триумфальная арка» - не исключение. Наоборот, этот роман буквально пропитан теми идеями и проблемами, которые оглашали в своих работах Сартр и Хайдеггер. Так как за основу в моем исследовании была взята работа Сартра «Экзистенциализм – это гуманизм», на основе его идей можно выявить проблематику в «Триумфальной арке».

Идея того, что человек ответственен за то, кем он является, находит свое отражение в самоотверженном и человеколюбивом характере Равика. Главный герой произведения – хирург, а врач, как известно, находится в ответе за своих пациентов. Равик, даже под угрозой попадания в тюрьму, спасает человеку жизнь. Из-за этого он должен был скрыться из Парижа на долгое время. И именно это событие служит причиной первой «трещины» в отношениях Равика и Жоан. Таким образом, главный герой жертвует своим собственным счастьем ради спасения жизни другого человека.

В романе также отсутствует проявление сущности детерминизма. Читая роман, мы практически ничего не узнаем о прошлом героев и его влиянии на настоящую жизнь. Мы не прослеживаем никаких причинно-следственных связей в поведении того или иного персонажа. Жоан и Равик, встречая друг друга, обретают новую жизнь:

«Помнишь... когда ты в первый раз встретил меня... я не знала,куда податься... Я хотела наложить на себя руки... Последний год моей жизни одарил мне ты. Это твой подарок» [].

Только лишь прошлая жизнь Равика не дает ему покоя. Единственное чувство, которое побуждают воспоминания о прошлом у главного героя – это желание отомстить за свою возлюбленную, Сибиллу, убив Хааке.

Жизни всех остальных героев романа также не предопределены детерминизмом. Ремарк только лишь показывает отрезок какой-то жизни, не пытаясь выискать причинно следственную связь.

Любовь Жоан Маду и Равика обусловлена экзистенциальной идеей о том, что страсть не является всепоглощающей. Как бы сильно не хотели возлюбленные быть вместе, они сами осознанно выбирают свой путь порознь. Жоан подсознательно стремиться к той жизни, которую она хочет обрести с Равиком, но которой он не может ей дать. "Далеко не все люди могут распоряжаться собственной жизнью, как домом, который можно все роскошнее обставлять мебелью воспоминаний, - объясняет своей возлюбленной доктор Равик. - Иной проводит жизнь в отелях, во многих отелях. Годы захлопываются за ним, как двери отдельных номеров". Равик, в свою очередь, не может жить с женщиной, которая его предала. Их чувство друг к другу хоть и является очень сильным, но, всё же, оно не способно перечеркнуть установленные принципы.

Следующим концептом, который проявил себя в «Триумфальной арке» является проявление реализма. Мечты и грёзы слабо представлены в романе, либо описываются как скорее что-то недостижимое.

В произведении также находит место понятие «заангажированность», введенное Сартором. Человек не может находиться в стороне исторических событий. Он является неотъемлемой частью истории. Как известно, главными историческими событиями, отображающимися в произведении являются отголоски Первой мировой войны и Вторая мировая война, которая начинается в финале произведения. Следовательно, герои романа являются «заложниками обстоятельств», представителями «потерянного поколения».

Наконец, главной экзистенциальной проблемой романа Ремарка является положение человека с его крайним индивидуализмом и раздвоенным сознанием. Человек у экзистенциалистов «отрезан от мира», является абсолютно свободным. Но в этой свободе проявляется также его одиночество. Пациентка Равика, Кэт Хэстрем, хочет жить полной и свободной жизнью после операции, которую ей сделал хирург. Но как она может реализовать свои мечты, узнав о своем смертельном диагнозе? Кэт живет свободно, но чувство одиночества не покидает ее.

Главный герой, Равик, находясь не в своей родной стране, и это заставляет его постоянно прятаться от чего-то или кого-то. Неужели в этом и проявляется свобода?

Встретив в Париже гестаповца Хааке, пытавшего его, Равик решает его убить, хотя и мучается от бессмысленности этого поступка. Он, как и предыдущие герои Ремарка, верит в неизменяемость мира. Для Равика убийство гестаповца - не просто акт личной мести, это начало... Но начало не имеет продолжения: что же дальше? Такой вопрос задает себе Равик и не отвечает на него. В романе Ремарка все настойчивее звучит мысль о том, что человеческая жизнь бессмысленна. Образ Равика, который вошел в роман, распался, в романе действует совсем другой человек. Это один из людей «потерянного поколения» без веры в жизнь, в человека, в прогресс, даже без веры в друзей.


 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Загальна характеристика надзвичайних ситуацій
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 862; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.