Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Зачем человеку общение?




Занятие 5. Зачем и как люди общаются. Эффективность общения

Итог занятия.

Каковы особенности передачи информации в лекции, докладе?

Что такое сообщение?

Как правильно подготавливать и произносить сообщения?

 

Домашнее задание. Составьте текст речи в жанре сообщения на одну из тем:

  1. Как люди приветствуют друг друга в разных странах.
  2. Этикет деловой беседы.
  3. Особенности использования жестов в разных культурах.
  4. Учёт особенностей слушателей в публичной речи.
  5. Как общаться с мужчинами. Как общаться с женщинами.
  6. Особенности объяснительной речи учителя.

Учитывайте все требования, предъявляемые к информирующей речи.

 

 

Цели: 1) Осмыслить роль общения в жизни людей.

2) Познакомиться с понятиями «речевая ситуация», «коммуниканты», «эффективность общения», «барьеры в общении».

3) Выяснить факторы, влияющие на эффективность общения.

Проверка домашнего задания.

Послушайте сообщения о родах красноречия.

Задание 1.

Выучите и произнесите в быстром темпе, чётко и без ошибок следующие скороговорки.

  • Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла. Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.
  • Наша река широка, как Ока. Как? Как Ока широка ваша река? Так, как Ока, широка наша река.

!!! Человек не может существовать без общения. Общение – это естественная среда обитания человека. Это сложный процесс, в котором люди взаимодействуют, обмениваются информацией, влияют друг на друга, стремятся понять друг друга. Инструментом общения является речь.

Задание 2. Мозговой штурм.

В течение 2 3 минут по кругу ответьте на вопрос «Зачем людям нужно общение?». При этом у каждого будет право высказать за один подход только одну мысль. 2 3 человека должны постараться быстро зафиксировать все идеи в сжатом виде на доске.

После этого разбейтесь на группы по 4 5 человек и выберите из составленного вами списка 4 самые важные, по мнению группы, функции общения. Мотивируйте свой выбор. Обсудите предложенные каждой группой функции, обращая внимание на случаи несовпадения приоритетов. Составьте общий список из 5 6 пунктов.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

!!! Почти все сферы жизнедеятельности человека связаны с общением. Мы общаемся в неформальной обстановке и в деловой сфере, в Интернете, в пути, дома, в магазине. Даже когда читаем книгу, газету или журнал, мы опосредовано общаемся с автором.

 

Задание 3.

Отметьте на схеме самые важные, на ваш взгляд, сферы общения студента.

Схема 4.

 

 
 

 

 


!!! Когда человек вступает в общение, он имеет определённое намерение (коммуникативное намерение) – хочет спросить (получить информацию), рассказать (передать информацию), призвать к действию, повлиять на настроение собеседника, установить контакт с целью налаживания отношений и т.д. Если в результате общения говорящий добился реализации собственного коммуникативного намерения (хотел получить информацию – получил именно ту, в которой нуждался; хотел рассказать – рассказал и был верно понят и т.д.), то общение было успешным. Такое общение называется эффективным. При эффективном общении цель говорящего достигается полностью. Эффективности общения способствуют:

1) осмысление целей общения;

2) учёт особенностей слушателя;

3) правильный выбор средств общения и речевого поведения;

4) представление о возможных барьерах в общении и их преодоление.

Если намерение говорящего реализовано частично (например, получил информацию, но не полную), от можно говорить о коммуникативном промахе, если коммуникативное намерение не реализовано вообще – о коммуникативной неудаче.

Всегда ли общение организуется одинаково? Конечно, нет. Мы по-разному общаемся дома и на работе, с равными и с теми, кто выше нас по статусу или старше, с теми людьми, кого хорошо знаем, и с малознакомыми людьми. Значит, на процесс общения влияет всё то, что в целом составляет ситуацию общения. Речевая ситуация – это все условия, в которых протекает речевое общение. В речевой ситуации принимают участие коммуниканты: говорящий и слушающий. Их как минимум двое (диалог), однако бывает и так, что говорящий один (монолог), а слушающих миллионы (вспомним выступление Президента Российской Федерации в новогоднюю ночь!), а бывает, что и говорящих несколько: они высказывают своё мнение по очереди (полилог). Особенности коммуникантов влияют на эффективность общения. Если у них разный возраст, ценности, картина мира, статус, то достижение эффективности в общении может быть затруднено.

В структуру речевой ситуации входят условия общения. Более эффективным будет общение, протекающее в спокойной обстановке, удобном месте и в удобное для коммуникантов время. Названные и другие особенности речевой ситуации отражены на схеме 4.

Схема 5.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 868; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.