Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Постулаты Грайса




 
 


Количества Качества Отношения Способа
Общение должно содержать не больше и не меньше информации, чем нужно Высказывание должно быть истинным; не следует говорить то, на что нет достаточных оснований Ответная реакция на общение должна быть адекватна тому, что побудило к общению; нельзя уклоняться от темы Следует выражаться ясно, избегать непонятных фраз, неоднозначности, многословия; слушателю должен быть понятен любой вклад в общение

Дж. Линч сформулировал ещё один важный принцип коммуникации – принцип вежливости, который раскрыл в шести максимах (правилах поведения):

· максима такта – соблюдение дистанции (нельзя без желания собеседника затрагивать темы, касающиеся его личной жизни, предпочтений, религиозных убеждений, зарплаты и т.п.);

· максима великодушия – стремление создать для собеседника комфортные условия (нельзя обременять его обязательствами, ставить в неудобное положение);

· максима одобрения – позитивная оценка других, стремление к совпадению позиций по отношению к миру, людям;

· максима симпатии – доброжелательность, отказ от безучастного контакта;

· максима согласия – отказ от конфликтной позиции, снятие конфликта путём взаимной коррекции поведения;

· максима скромности – неприятие похвал и лести в свой адрес, реалистическая самооценка.

Не все эти максимы могут быть реализованы в каждой речевой ситуации: не всегда необходимо соглашаться с собеседником, выказывать ему симпатию, но обязательно надо быть тактичным, корректным, уважать право собеседника на получение точной и полной информации и на выражение ее со своей стороны.

Общение будет более эффективным, если протекает в благоприятной атмосфере. Чтобы создать такую атмосферу, следует опираться на психологические принципы общения:

1. Принцип равной безопасности – непричинение вреда собеседнику в информационном обмене (запрет оскорблений, унижения достоинств партнёра, грубых выражений, насмешек и т.п.).

2. Принцип децентрической направленности – выдвижение на первое место общей цели общения, интересов дела, а не личных амбиций; умение посмотреть на проблему глазами другого человека.

3. Принцип адекватности того, что воспринято, тому, что сказано – отсутствие намеренного искажение смысла получаемой информации.

Несоблюдение принципов общения ведёт к разногласию и взаимному непониманию. Это бывает тогда, когда собеседник только на словах, а не на деле признаёт возможность существования различных точек зрения, не признаёт права каждого высказать свою точку зрения, не подходит конструктивно к решению проблем. Мешают конструктивному диалогу (а иногда делают его невозможным) амбициозность, уверенность в собственной непогрешимости, стереотипность мышления, нежелание идти на компромиссы, отсутствие здравого смысла.

 

Задание 1.

Прочитайте басню И.А. Крылова «Демьянова уха».

«Соседушка, мой свет!

Пожалуйста, покушай». –

«Соседушка, я сыт по горло». – «Ну́жды нет,

Ещё тарелочку; послушай:

Ушица, ей-же-ей, на славу сварена!» –

«Я три тарелки съел». – «И полно, что за счёты:

Лишь стало бы охоты, –

А то во здравье: ешь до дна!

Что за уха! Да как жирна:

Как будто янтарём подёрнулась она.

Потешь же, миленький дружочек!

Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек!

Ещё хоть ложечку! Да кланяйся, жена!» –

Так потчевал сосед Демьян соседа Фоку

И не давал ему ни отдыху, ни сроку;

А с Фоки уж давно катился градом пот.

Однако же ещё тарелку он берёт:

Сбирается с последней силой

И – очищает всю. «Вот друга я люблю! –

Вскричал Демьян. – Зато уж чванных не терплю.

Ну, скушай же ещё тарелочку, мой милой!»

Тут бедный Фока мой,

Как ни любил уху, но от беды такой,

Схватя в охапку

Кушак и шапку,

Скорей без памяти домой –

И с той поры к Демьяну ни ногой.

____________

Писатель, счастлив ты, коль дар прямой имеешь;

Но если помолчать вовремя не умеешь

И ближнего ушей ты не жалеешь,

То ведай, что твои и проза и стихи

Тошнее будут всем Демьяновой ухи.

 

Охарактеризуйте итог общения героев. Какие принципы общения нарушены Демьяном? Подпишите на полях. В чём мораль басни?

 

Задание 2.

В общении часто применяется замена прямых речевых актов косвенными. Например, заменяя прямую просьбу косвенной, следует сказать не «Вам необходимо решить проблему с оплатой наших услуг до 13-го ноября», а «До 13-го ноября мы хотели бы получить от Вас сведения о погашении задолженности», не «Съезди со мной в библиотеку», а «Мне было бы так приятно съездить в библиотеку именно с тобой». С какой целью это делается? Каким принципам общения соответствует эта тактика?

Замените прямые просьбы косвенными.

Дай фломастер! ______________________________________________________________

Купи журнал! _______________________________________________________________

Сделай потише! ______________________________________________________________

Забери брата из садика! _______________________________________________________

Убери сумку! _____________________________________________________________

Задание 3.

Проанализируйте диалог.

– Катя, у меня завтра экзамен по физике. Дай мне, пожалуйста, вопросы или лучше свои лекции.

– Маш, ты знаешь, я вчера ходила на такой концерт!

– Я эту физику учу-учу... Ты не знаешь, какой учебник лучше?

– Просто фантастика! Выступали наши студенты.

– Так у тебя лекций нет? Тогда пойду в библиотеку.

– Маша, ты куда? Мы так хорошо разговаривали...

Какие принципы общения нарушены?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4.

Принципкооперации требует правильного выполнения коммуникативных ролей: говорящий – слушающий. С нарушением каких максим и постулатов могут быть связаны такие ситуации:

Во время диалога мы хотели, но не смогли высказаться.  
Слушатель нас постоянно перебивает.  
В разговоре между равноправными партнерами наш собеседник использует менторский или покровительственный тон, нотки категоричности или назидания.  
Собеседник высказывает лишь сомнение в успехе коммуникации, недоверие к нашим суждениям.  
Мы высказали мысль, через некоторое время вернулись к ней, но наш собеседник воспринял её как абсолютно новую.    

Задание 5.

Прочитайте сокращённый вариант интервью, которое дала основательница фонда «Русский силуэт» и создательница телепроекта «Ты – супермодель» Татьяна Евгеньевна Михалкова корреспонденту журнала «Hеllo!» Ксении Крушинской.

Корр. Татьяна Евгеньевна, у вас большой опыт в создании проекта «Ты – супермодель», на ваших глазах прошло три сезона. Как меняются участницы шоу, как меняется сам проект?

Т.М. Это шоу – потрясающая школа, уникальная возможность стать профессионалом. Во время съёмок проекта с моделями работают лучшие режиссеры, стилисты, фотографы. У конкурсанток происходит настоящий рывок в жизни, для них открываются новые возможности. У многих девушек это первые шаги в модельном бизнесе, первые испытания. Они ещё очень юны, и они вне дома – и это большая психологическая нагрузка, а шоу помогает им повзрослеть. Этот опыт пригодится потом везде, чем бы они ни занимались.

Корр. Возникает ли у вас привязанности к каким-то девушкам? Нравится ли роль главы жюри или ближе роль советчицы?

Т.М. Этот проект требует от меня большой самоотдачи – и эмоциональной в том числе! Конечно, у меня есть привязанности, и после проекта понравившихся девушек я приглашаю работать с дизайнерами «Русского силуэта» на различных показах в Москве и за рубежом.

Корр. А почему когда-то Вы сами решили связать свою жизнь с миром моды?

Т.М. После института мне отказали в приёме на работу, потому что кому-то не понравился мой внешний вид: длинные волосы, короткие юбки. Руководство посчитало, что их сотрудница не может так выглядеть. Расстроенная, я шла по Кузнецкому мосту, увидела объявление о наборе манекенщиц и … решила попробовать. Когда я появилась перед членами худсовета Дома моделей, все в один голос воскликнули: «Как хорошо! Какие ножки! Какие длинные красивые волосы!» Так я попала в совершенно новый для меня мир.

Корр. Вы быстро адаптировались?

Т.М. Поначалу было непривычно. Юность я провела в библиотеках, могла изо дня в день носить одно и то же платье. Поэтому вся атмосфера – показы, примерки – была настолько необычной! А в Доме моды каждая из нас научилась быть самой себе визажистом и стилистом. Мне, например, пришлось долго учиться правильно двигаться – так, чтобы на подиуме суметь создать образ, заворожить зрителя.

Корр. В те годы модели не сталкивались с предвзятым отношением?

Т.М. Конечно, всякое бывало… Мы ведь одевались нестандартно: все эти макси, мини для большинства людей казались вызывающими. На улице нам могли как аплодировать вслед, так и камень бросить…

Корр. Легко ли было манекенщице завязывать отношения с противоположным полом?

Т.М. Скорее наоборот. Манекенщица должна была олицетворять идеальный образец советской женщины. Поэтому за нами пристально следили и не позволяли нам никаких вольностей. Ни в ресторан, ни в бар было нельзя. Мы тайком убегали на дискотеку.

Корр. Получается, сейчас жизнь модели гораздо легче, чем много лет назад?

Т.М. Возможно. Но я не уверена, что это хорошо. Современным моделям можно всё, поэтому их подстерегает много соблазнов – дорогая одежда, внимание мужчин… Я считаю, что в первую очередь модель должна много трудиться, обладать силой воли и неким внутренним стержнем, чтобы противостоять искушениям.

 

Определите цели общения каждого из коммуникантов.

Строится ли общение на основе принципа кооперации? Соблюдаются ли в нём постулаты Грайса? Как в выборе микротем общения корреспондент учитывает максимы Дж.Линча?

Встречается ли в журналистике нарушения психологических принципов общения? А соблюдаются ли эти принципы в данном интервью?

 

Задание 6.

Разбейтесь на пары и разыграйте ситуацию «Телеинтервью». Выберите себе любую социальную роль. Представьте, что вы стали героем дня, победителем конкурса, призёром олимпиады. Корреспондент известной молодёжной телепрограммы берёт у вас интервью. Составьте текст интервью, приготовьте его разыграть «в эфире». Подумайте, как специфика ситуации (телеэфир) скажется на речевом поведении коммуникантов. Стройте общение на основе известных вам принципов.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 7.

Просмотрите выступление 3 – 4 пар. Оцените общение по предложенным критериям.

 

Критерии оценки Выступление 1 ________________ (имена) Выступление 2 ________________ (имена) Выступление 3 ________________ (имена) Выступление 4 ________________ (имена)
Содержательность            
Ориентация на собеседника            
Опора на постулаты Грайса          
Соблюдение максим Линча          
Учёт ситуации общения (телеинтервью)            

 

Выберите лучшее выступление. Свой выбор обоснуйте.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 6431; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.