Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Миллер, Галантер, Прибрам




Халл. Стимул-организм-реакция.

Организм – некоторые пртекающие внутри него процессы.

Основная детерминанта поведения – потребность. От силы потребности зависит сила реакции (потенциал реакции). Потребность определяет характер поведения, различного на разные потребности. Важное условие образование связи – смежность стимула, реакции и подкрепления, которые снижают потребность. (Торндайк: сила связи зависит от количества подкрепления и отсрочки подкрепления).

Градиент цели – неодинаковое поведение на разных участках пути в процессе выработки навыка. (число ошибок больше вдали от цели, скорость выше ближе к цели).

Антиципирующие реакции (частичные ответы) – способствуют нахождению действий ведущих к цели (все меньше заходит в тупики).

По аналогии с ЭВМ: инстанции связывающие стимул и реакцию – образ и план.

Образ – все накопленные и организованные знания организма о себе и о мире в котором он существует.

План – всякий иерархически построенный процесс организма, способный контролировать порядок, в котором должна совершаться какая-либо последовательность операций.

Поведение – серия движений. Человек сложная вычислительная машина. Стратегия плана строится на основе проб, проводимых в условиях, созданных образом. Проба – база целостного процесса поведения, с помощью которой выясняется, что операциональная фаза осуществляется правильно (идея обратной связи). Операции, выполняемые организмом, постоянно регулируются результатами проб.

Рудестам. “Тренинг умений”. Подражание, проигрывание. Задача: отработать внешний рисунок поведения.

Обуславливание: энурез и звонок.


 

ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССАХ. КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ОЩУЩЕНИЙ

Понятия ощущений.

 

В результате воздействия раздражителя в органе чувств возникает определенный физиологический процесс — так называемое возбуждение. Посредством про­водящего нерва этот процесс достигает головного мозга и распространяется в его определенных областях — в соответствующих сенсорных центрах. Психический процесс, возникающий вследствие этого, можно назвать ощущением.

В психологии девятнадцатого века ощущение считалось элементом восприя­тия; подразумевалось, что в результате воздействия среды у человека обычно возникает восприятие — некое сложное явление, для понимания которого необходим анализ. В качестве конечного результата такого анализа получаем элементарные процессы, которые с целью их размежевания от восприятия именуются ощущениями. В среде ощущению соответствует элементарный физико-химический процесс, воздействующий, в свою очередь, на нервные элементы и вызывающий в них этот элементарный физиологический процесс — возбуждение.

Таким образом, представление психологии девятнадцатого века об ощуще­нии было следующим: элементарный физический процесс (раздражение) вызывает элементарный физиологический процесс (возбуждение), за которым следует элементарный психологический процесс — ощущение. Восприятие строится из та­ких элементарных процессов, представляя собой производный процесс. Например, утверждалось, что восприятие яблока происходит следующим образом: к ощущению цвета прибавляется ощущение вкуса, запаха и др.; вместе все эти ощущения дают восприятие яблока.

В основе такого понимания ощущения лежит заведомое убеждение в том, что психика имеет такое же строение, как физическая реальность. А ведь эта последняя состоит из элементарных процессов! Следовательно, при ее воздействии на нас, в сущности, одновременно действует целый ряд элементарных физических процессов, то есть раздражителей, каждый из которых вызывает соответствующее возбуждение и соответствующее ощущение. Стало быть, результат их совместного действия — восприятие должно представлять собой простую сумму отдельных ощущений.

Исходя из этого, казалось очевидным, что для изучения восприятия достаточно изучить соответствующее ему раздражение; обнаруживая действие раздражения, следует признать и существование соответствующего ему ощущения, даже если в восприятии оно никак не проявляется. Например, мы слышим аккорд; даже сконцентрировав внимание, нельзя сказать, что в нем слышится несколько тонов вместе. Нет, аккорд испытывается нами как совершенно простое переживание.

Таким образом, согласно этому мнению, получается, что могут существовать и незаметные ощущения. Заслугой психолога Кёлера следует считать то, что он впервые обратил внимание на это непроверенное исходное положение традиционного взгляда на ощущения — так называемую «гипотезу константности», показав ее несостоятельность. Совершенно очевидно, что наше восприятие ни в коем случае не строится из таких психических элементов, каждый из которых представляет собой отдельную, самостоятельную психическую реальность, простое отражение от­дельного, частичного раздражения — между раздражением и психическими процес­сами нет такого прямолинейного соответствия, подобного параллелизма.

Следовательно, старое атомистическое понимание понятия ощущения сегодня не может считаться правомерным. Однако понятие ощущения все-таки должно ос­таться в психологии. Анализ восприятия все-таки необходим, и среди единиц, полученных в результате подобного анализа, встречается специфический чувственный психический материал, предоставляющий данные об отдельных органах чувств. Так вот, для обозначения именно этих чувственных психических содержаний в психологии по сей день употребляется понятие ощущения.

Конспект – пособие. Понятие об ощущениях

Ощущение - психический процесс непосредственного, чувственного отражения элементарных (физических и химических) свойств действительности; чувствительность человека к сенсорным воздействиям среды. Вся сложная психическая деятельность человека базируется на ощущениях. Ощущение - сенсорная первооснова психики, акт перехода внешне­го сенсорного воздействия в факт сознания.

Ощущение является элементарным, но базовым психическим процессом. Оно - не пассивный Отпечаток физических свойств действительности, а активный психический процесс взаимодействия человека с миром. В ощущениях отражаются не только специфические свойства предметов и явлений, но и их интенсивность, продолжительность и пространственная локализация. Ощущение - субъективный образ объективного мира. Ощущения человека взаимосвязаны, ассоциированы так же, как связаны между собой и различные свойства действительности. Жизнедеятельность человека основана на непрерывном приеме и анализе информации о физико-химических характеристиках внешней сре­ды и внутренних состояниях организма. Этот процесс осуществляется посредством функционирования специализированных нейрофизиологических механизмов - анализаторов, обеспечивающих прием и анализ сенсорных, чувственных воздействий.

Информация, получаемая анализаторами, называется сенсорной, а процесс ее приема и первичной переработки - сенсорной деятельностью. Ощущение - акт перехода внешнего воздействия в факт сознания.

Ощущение как элемент образа (ассоцианизм как объяснительный принцип).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 480; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.