Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Перцептивная психофизика




Гештальттеория

Критика структурализма:

- отвержение механизма ассоциаций как главного

- отвержение прошлого опыта

Предмет полностью определяет образ. Выделение особенностей объекта, которые влияют на выделение целостной фигуры (близость стимулов, сходство, стремление к замкнутому контуру, хорошее продолжение). Стремление к равновесной фигуре (прегнантность). Круг – наиболее равновесная.

Келер: принцип изоморфизма – в стимуле и в психике существуют идентичные структуры. Образ просто отражает объект, а не строится. Восприятие не рассматривается как процесс.

Стимул полностью определяет образ – в нем есть все. Но необходима активность субъекта для дифференциации стимула.

Узнадзе. Общ. Психология. Понятие гештальта

Понятие гештальта - форма, строение, структура. Предполагается, что, несмотря на многоликость ощущений, содержание восприятия все-таки представляет собой целостность — изнутри расчлененную, а извне более или менее четко отделенную от всех остальных целостностей. Такая целостность называется гсштальтом. Совокупность ощущений, данных в содержании восприятия, представляет собой гештальт. Следовательно, восприятие гештальтно, поэтому неудивительно, что подобное содержание может отражать целостность предмета.

Восприятие переживается в виде целостности, причем в этой целостности есть многое такое, даже похожего на которое не было в частях. Например, ряд точек, расположенных в форме треугольника, переживается как целостный, настоящий треугольник, хотя разве можно сказать, что отдельные точки, совокупностью которых является этот треугольник, содержат нечто, напоминающее треугольник? Разумеется, нет.

Вундт: сознание не просто объединяет между собой ощущения как психические элементы, но производит их «творческий синтез»; именно поэтому продукт их соединения есть нечто новое, нечто иное по сравнению с тем, что было дано в его отдельных частях.

Майнонг предложил так называемую «теорию продукции», согласно которой интеллект, объединяя возникшие ощущения, создает в этот момент и то, что специфично для целостности. По мнению Витасека, эту роль выполняет внимание — именно оно создает особенности целостности.

Совершенно иначе думают представители так называемой «гештальттеории» (Вертхаймер, Кёлер, Коффка). По их мнению, целостность, гештальт вовсе не строится из частей, Нельзя представлять дело так, будто вначале возникают различные ощущения, затем объединяющиеся в процессе восприятия. Нет, гештальт дан изначально. Он представляет собой не вторичное, производное явление, а первичное переживание.

Особенность гештальта состоит в том, что он относительно своих элементов является не производным, а первичным переживанием. Об элементах можно говорить лишь после того, как появится переживание целого; элемент — это элемент целого. Вне целого он как элемент не существует. Элемент — это вторичное, производное переживание.

М. Вертхаймер- факторы гештальта:

1. Факторе близости. Данный принцип имеет у не только в сфере зрения и пространства. Слуховые впечатления так же подвержены воздействию этого фактора — соседние звуки объединяются в одну групп создавая ритм.

2. фактор сходства — схожие элементы имеют тенденцию объединяться в один гештальт.

3. фактором общей судьбы.

4. принципом установки, или фактором диспозиции, гештальта.

5. Важным фактором является фактор внутренней принадлежности, или фактор хорошего гештальта.

6. фактор замкнутости

7. фактор расположения. Расположение может способствовать как созданию, так и разрушению гештальта.

8. фактор опыта, или привычки. Человек в первую очередь видит то, с чем ему чаще всего приходилось сталкиваться. Таким образом, в основе объединения содержания восприятия в целостность лежат определенные факторы. Однако следует отметить, что какой бы гештальт, какую бы целостность они ни создавали, любой гештальт, согласно наблюдению представителей гештальтпсихологии, стремится к максимальной полноте и завершенности. Это основной закон гештальтизации, известный под названием «прегнантности гештальта» (Вертхаймер).

Классическая психология отстаивала следующее положение: восприятие представляет собой комплекс элементарных психических процессов, ощущений. Стало быть, ее задача заключалась в выявлении этих элементов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 385; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.