Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Шиффман Х. Ощущение и восприятие




 

Традиционно принято использовать термины «ощущение» и «восприятие» для обозначения разных явлений. Термином «ощущение» обозначаются начальные процессы обнаружения и кодирования энергии физического мира. Отсюда следует, что ощущения связаны с начальной стадией контакта организма с окружающей его средой. Потенциальными энергетическими сигналами, которые может послать среда, являются свет, давление, тепло, химические вещества и т. д., и наши органы чувств — окна в окружающий мир — получают эту энергию и трансформируют ее в биоэлектрический нейронный сигнал, который отправляется в мозг. В реализации этой первой стадии познания мира участвуют специальные нейронные единицы, или рецепторные клетки (они будут описаны ниже в этой же главе), реагирующие на тот или иной вид энергии. Так, например, клетки сетчатки глаза реагируют па световую энергию, а столь же избирательно действующие вкусовые рецепторы языка реагируют на молекулы химических соединений. Изучение ощущения включает изучение всех этих биологических событий, но не исчерпывается ими. Психолог, изучающий зрительные ощущения, не ограничится рассмотрением физического строения глаза и его реакции на световую энергию, но попытается также понять, как именно сенсорный опыт связан и с внешним стимулированием, и с функционированием глаза.

Под ощущениями как таковыми понимают непосредственные, фундаментальные и прямые контакты (переживания) определенного рода, иными словами, они относятся к осознанному знанию о качестве или характеристических признаках окружающих нас предметов, таких как «тяжелый», «теплый», «громкий» и «красный», и это знание, как правило, является результатом воздействия простого, изолированного раздражителя.

Что же касается восприятия, то оно является результатом психологических процессов, в которых задействованы такие понятия, как смысл, взаимосвязи, контекст, субъективная оценка, предшествующий опыт индивидуума и память. В соответствии с этими различиями между ощущением и восприятием наши глаза могут вначале зафиксировать ряд быстро сменяющих друг друга на телевизионном экране цветных изображений (это есть работа ощущения), но то, что мы видим на экране или воспринимаем благодаря ему, представляет собой изображение зрительных событий, в которых люди и предметы осмысленно взаимодействуют между собой в пространстве. Точно так же типичный внешний звуковой раздражитель заставит наши барабанные перепонки вибрировать определенным образом, создавая мгновенно узнаваемую его особенность, в частности громкость, но мы слышим или воспринимаем разговор или мелодию. Следовательно, восприятие включает систематизацию, интерпретацию и осмысление информации, поступающей от сенсорных систем. Иными словами, восприятие представляет собой результат упоря- дочения ощущений и их превращение в знания о предметах и событиях физического мира.

Определив эти различия, следует отметить, что они имеют скорее историческое, нежели практическое или функциональное значение. Говоря о многих значимых контактах с внешним миром, трудно, если вообще возможно, провести границу между ощущением и восприятием. Слушая музыку, мы разве отдаем себе отчет в том, каковы особенности отдельных нот, в частности какова их абсолютная высота и громкость? Беря в руки знакомый предмет, будь то книга или карандаш, можем ли мы почувствовать давление, оказываемое ими на наши пальцы или ладони, независимо от того, каков предмет на ощупь? В обоих случаях ответ отрицательный. В общем, ощущение и восприятие представляют собой взаимосвязанные и неразделимые процессы. Как правило, лишь в контролируемых лабораторных условиях можно инициировать изолированные ощущения, не имеющие ни смысловой, ни контекстуальной нагрузки и не связанные с предшествующим опытом испытуемого. Следовательно, хоть эти термины и станут частью нашего словаря, в данной книге мы, как правило, будем избегать четкого разграничения ощущения и восприятия и будем придерживаться интегрированного подхода. Иными словами, мы согласны с теми, кто считает, что результатом воздействия окружающей среды обычно является полезная для организма информация, часть которой — сравнительно простая информация общего характера (например, яркость предмета), а часть — более сложная (например, информация, связанная с идентификацией предмета).

Генри Глейтман, Алан Фридлунд, Даниэль Райсберг «Основы психологии»

Восприятие. Выводы.

 

1. Основные исследования в области визуального восприятия рассматривают то, каким образом мы видим глубину, форму и движение целостных объектов внешнего мира.

2. Мы видим мир в трех измерениях, хотя в образе, который формируется на сетчатке наших глаз, даны только два из них. Этот факт вызвал интерес к визуальным признакам глубины. Среди них — бинокулярная асимметрия и монокулярные признаки, такие, как линейная перспектива, относительность размеров и неоднородность структур поверхностей. Все эти признаки — важнейшие детерминанты восприятия глубины. Не менее важны движения головы и тела, вызывающие двигательный параллакс.

3. Некоторые клетки действительно отвечают за перемещение образа по сетчатке, но одним лишь этим нельзя объяснить восприятия движения, что видно из феномена псевдодвижения и из того факта, что нервная система компенсирует смещения, вызываемые движениями глаз.

4. Мы не только замечаем движения, мы их интерпретируем. Это хорошо видно на примере спровоцированного движения, когда мы заключаем, что более мелкие объекты движутся, в то время как более крупные объекты, окружающие их, кажутся неподвижными.

5. Главным критерием идентификации наблюдаемого объекта является его форма.

Данная форма может восприниматься таковой даже при условии, что все составляющие ее части были изменены. Это — ключевой феномен гештальт-психологии, теории, делающей акцент на восприятии целостной формы объектов, а не суммы всех ее отдельных компонентов.

6. Многие современные исследователи убеждены в том, что восприятие формы осуществляется на нескольких этапах обработки информации, на которых изначальная зрительная информация перерабатывается в конечный когнитивный продукт — восприятие объектов внешнего мира. Этот процесс начинается с обнаружения простейших деталей, которые могут быть идентифицированы потому, что «внезапно появляются» в процессе зрительного поиска. На ранних стадиях обработки информации эти детали распознаются, но не соотносятся друг с другом, что подтверждает феномен иллюзорных соединений.

7. До того как воспринимающий субъект опознает форму, должен пройти процесс перцептивного зрительного деления. Кроме того, он должен отделить фигуры от фона (как видно из примера с реверсивными изображениями). Дальнейшее деление порождает перцептивную организацию, зависящую от таких факторов, как близость, сходство и хорошая форма.

8. Распознавание образа базируется на двух моделях обработки информации. Одна — восходящая (управляемая данными) — от детекторов низкого уровня (на­пример, прямые линии) к детекторам более высокого уровня (геометрические фигуры). Вторая — нисходящая (управляемая знанием), основанная на убеждениях и гипотезах субъекта, что подтверждается эффектом контекста.

9. Нисходящая модель позволяет вы­двинуть перцептивные гипотезы, которые затем проверяются с помощью восходящей модели. Результат иногда описывается как решение перцептивных задач. Иногда перцептивные задачи не имеют решения, как, например, в случае с невероятными фигурами.

10. Обработка визуальной информации ведется с помощью двух специализирован­ных систем. Система «что» передает информацию из затылочной доли коры в височную и играет решающую роль в идентификации зрительных объектов. «Система где» обеспечивает информацией теменную долю коры и сообщает о месте локализации объекта.

11. Зрительная система включает в себя множество специализированных подсистем, что порождает вопрос: как мы объединяем отдельные кусочки информации, чтобы сформировалось единое перцептивное целое? Этот вопрос, названный проблемой связывания, до сих пор вызывает интерес исследователей.

12. Восприятие избирательно. Частично эта селективность обусловлена ориентацией, как в случае с движениями глаз. Огромную роль в этом процессе играет такой фактор, как избирательное внимание. Методы изучения избирательного внимания — избирательное рассматривание (как, например, в процедурах визуального

поиска) и избирательное слушание, в частности, дихотическое слушание, где испытуемый концентрирует свое внимание на одном из сообщений, игнорируя при этом другое.

13. Основная функция восприятия — помогать организму постигать внешний мир таким, каков он есть на самом деле. Это хорошо иллюстрируется константностью восприятия, когда воспринимающий субъект реагирует на определенные постоянные признаки удаленных объектов, несмотря на различные факторы (включая освещенность и расстояние), которые приводят к изменению первоначальных стимулов. В случаях с константностью восприятия формы и размеров субъект реагирует на реальную форму и реальные размеры объекта, делая неосознанные заключения, опирающиеся на расстояние до объекта. А в случаях с -константностью восприятия светлоты субъект ориентируется на информацию более высокого порядка, реагируя на истинную светлоту объекта и игнорируя уровень, его освещенности.

14. Современная трактовка зрительного восприятия показывает, что эмпирики недооценивали роль активности воспринимающего субъекта в организации и интерпретации входной зрительной информации. Взгляд рационалистов на эту роль более точен, но они переоценивали роль врожденных, механизмов. Безусловно, зрительная система в момент рождения человека уже достаточно сложна, но решающую роль в формировании способов ее функционирования играет опыт. В общем и целом, можно утверждать, что врожденные механизмы формируют научение, а научение преобразует врожденные механизмы.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 1091; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.