Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные виды и свойства внимания




Внимание – необходимый универсальный психический процесс, оно есть везде, но его содержание и специфику выделить очень трудно. Для этого его нужно рассматривать на уровне деятельности в целом. 2 основные характеристики внимания: 1) необходимость селекции материала, 2) образование прошлого опыта (для сохранения нужно удерживать его некоторое время в сознании, необходима активность субъекта). Внимание как усилие сознания, которое имеет ограниченный ресурс.

Внимание – наличие особой активности субъекта, оснащенной специальными средствами и связанной с усилием субъекта.

 

Свойства внимания (модель Титченера).

 

Простые (первичные, элементарные). Сложные (вторичные составные).
Объем внимания – количество элементов, которые в данный момент воспринимаются ясно и отчетливо. Направленность: обычно одна. Распределение внимания – возможность совмещать выполнение нескольких действий. Два фокуса внимания: а) невозможно, одно действие – сосредоточение, другое – автоматически; б) расщепление внимания, нет совмещения двух фокусов.
Степень внимания – периферия и центр. Современная психология: интенсивность внимания. Характеристики концентраций: а) направленность (фокус); б) узкий объем; в) высокая интенсивность.
Длительность внимания – изменение во времени. 1) изменение неопределенности, сдвиг внимания:
  • переключение (произвольное),
  • отвлечение (непроизвольное).
2) изменение степени внимания:
  • устойчивость (психическая работа с объектом);
  • колебание (ригидность).
     

 

Критерии:

1) предмет,

2) функция, как процесс решения задачи;

3) генез.

1. Предметное содержание деятельности, требующей внимания.

У. Джемс: виды внимания по связи с познанием:

а) перцептивное внимание – наблюдательность (восприятие);

б) интеллектуальное внимание – проницательность (мышление). Всякая деятельность непроизвольно сопровождается потоком сознания, которое позволяет контролировать исполнение действий – исполнительное внимание.

2. А. Смирнов: любая деятельность сопровождается мнемической направленностью.

Задача:

а) цель и усилие по ее достижению - непроизвольные и произвольные процессы;

б) средства – непосредственные и опосредованные процессы;

в) роль в процессе переработки информации (когнитивная информация) – П. Я. Гальперин: функция внимания – контроль. Внимание – движение психического контроля, автоматизированный контроль.

3. Н. Ф. Добрынин: функциональные критерии уровней развития:

1) наличие цели – непроизвольное и произвольное внимание;

2) наличие средств – непосредственное и опосредованное.

Уровни: 1) пассивное (натуральное – вслед за объектом);

2) ВПФ (активность);

3) послепроизвольное (активность личности).

 

Подходы к исследованию внимания:

1) структурный,

2) функциональный,

3) генетический.

 

Структурный: соотношение внимания и сознания. Классическая психология сознания. Модели сознания.

Вундт: различение центра и периферии – характеристики центра сознания.

Джемс: поток сознания. 3 составляющие внимания:

а) познавательная,

б) аффективная,

в) волевая (моторная) части.

 

связь внимания с восприятием, характеристики и условия восприятия:

1) сенсорная ясность.

Титченер: усиление внимания – интенсивность внимания.

2) Вундт: отчетливость – аналитический эффект внимания. Все, что не входит в поле внимания, разделяется на части, анализируется.

3) Задержка и фиксация материала – мнемический эффект, условия образования прошлого опыта.

Вундт: 1) переживание внутренней активности часто связано с чувством неудовольствия. 2) состояние волнения, вовлеченности в деятельность, интерес к объекту, связь с мотивацией.

(В) Наличие кинестетического ощущения – мышечное чувство (чувство телесной напряженности). Компоненты ориентировочных рефлексов: изменение мимики; физиологические реакции; сосредоточение и т.д. Структурная психология: только мышечное чувство.

Является ли внимание самостоятельной активностью субъекта? “Да ”, -

Вундт. 1) внимание – состояние сознания, которое характеризуется ясностью и отчетливостью. 2) внимание – процесс, который переводит элементы с периферии к центру. Внимание - апперцепция. Основной механизм внимания – стремление к центру. Внимание – наличие произвольного усилия. “Нет”, -

Титченер. Внимание – атрибут сознания. Внимание – степень сенсорной ясности, различие между центром и периферией.

Внимание: 1) пассивное. Непроизвольное, подчиняющееся особенностям внешнего объекта, субъект не совершает усилия – внимание утрачивает свою направленность. Беспорядочное внимание. 2) активное. Если в поле существует несколько хороших стимулов, то необходим выбор, активность субъекта.

Только когнитивный аспект внимания. Первая постановка проблемы генезиса внимания. Классическая психология сознания: функции внимания – синтез сознательных впечатлений. Вундт: эту функцию выполняют субъективные элементы – чувства. Это аффективный и волевой аспекты внимания.

 

Функциональный подход: соотношение внимания и жизнедеятельности.

У. Джемс: мир для субъекта – набор хаотических воздействий. Основная функция внимания – упорядочивание этих воздействий и возможность осуществлять направленную деятельность. Внимание – избирательность потока сознания (процесс). Внимание – выражение спонтанной активности субъекта, функция которой – установление порядка восприятия впечатлений (селекция). Другая функция: сосредоточение / удержание материала в сознании за счет работы с ним. Поток сознания может замечаться субъектом – удержание материала (некоторое свойство рефлексии). Представление о механизмах внимания: механизмы приспособления к наилучшему восприятию, т.к. внимание рассматривается и в связи с его телесными проявлениями (например, усиление контроля, позы приспособления). Основной механизм внимания – преперцепция – предвосхищение восприятия материала.

Виды внимания:

1) перцептивное (связь с восприятием): восприятие текущих событий и построение модели ближайшего будущего, свойство субъекта – наблюдательность,

2) интеллектуальное (связь с мышлением) – проницательность, способность ориентироваться в новых данных опыта, возможность выделить существенные атрибуты воспринимаемого материала.

Внимание связано с развитием воли. Избирательность потока сознания – перебор различных впечатлений. Произвольность (волевая активность, активность “духовного Я”) – выбор впечатлений. Развитие личности – развитие внимания. Развитие внимания связано с развитием всех способностей субъекта (“Гений есть внимание”).

 

генетический подход: соотношение внимания и общественной культуры.

Т. Рибо: собственно человеческие психические функции разделены между людьми, не являются индивидуальными свойствами. Внимание – не индивидуальное свойство, т.к. неестественно для человека. Естественное состояние – полиидеизм. Внимание – моноидеизм.

Управление и развитие внимания может быть только косвенным.

· развитие внимания связано с мотивацией: присвоение социальной мотивации, внешних требований. Внимание как результат социального научения. Определение развития внешней мотивации через развитие движения – моторная теория внимания: внимание связано с набором выразительных движений, которые можно контролировать (развитие внимания).

2 плана развития внимания:

1) развитие личностной активности субъекта,

2) создание и развитие внешних средств управления внимания.

3 уровня развития внимания (Титченер: типы внимания):

1) непроизвольное (вынужденное), управляемое внешним объектом,

2) произвольное, социальное. Условие развития произвольности – диалог с другим, внимание первоначально управляется извне. 3) послепроизвольное, активность личности – высшее проявление внимания, означающее вовлеченность деятельности. Нет необходимости во внешнем требовании. Развитие внутренней мотивации субъекта, субъект мотивирован внутренним содержанием выполняемой деятельности: а) натуральная, б) социальная, в) личностная.

 

· само освоение культурных предметов предполагает развитие внимания. Созданные предметы управляют психическими функциями: освоение культурного предмета формирует определенные психические качества, образование которых связано с развитием внимания.

Л. С. Выготский: внимание – ВПФ, связанная с

  • направленностью
  • возможностью удерживать в сознании определенный материал. Средства?



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 371; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.