Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Права, обязанности и ответственность наблюдателей. Правовой статус иностранных наблюдателей




Институт наблюдателей как одна из форм контроля за выборами. Формы участия наблюдателей в избирательном процессе. Виды наблюдателей.

Прекращение (утрата) статуса кандидата.

Запрет на использование кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения.

Доверенные лица кандидата.

Гарантии деят-ти зарегистр-ных кандидатов.

Обеспечение равного статуса зарегистр-ных кандидатов. Полномочия зарегистр-ных кандидатов.

Кандидат - это лицо, выдвинутое в установленном избирательным зак-вом РФ и ее субъектов порядке в качестве претендента на замещаемую посредством прямых выборов должность в органе (палате органа) гос-ной власти или местного самоупр-я.

Зарегистрированный кандидат - это лицо, которое зарегистрировано соотв. избирательной комиссией на должность Президента РФ, кандидатом в депутаты Гос-ной Думы Федерального Собрания РФ, депутаты законодательного (представительного) органа гос-ной власти, выборный орган местного самоупр-я, или на должность главы исполнительной власти субъекта РФ, в ином избираемом непосредственно гражданами федеральном или региональном государственном органе, предусмотренном Конституцией РФ, конституциями (уставами) субъектов, кандидатом на иную должность в органе местного самоупр-я, предусмотренную уставом муниципального образования и замещаемую посредством прямых выборов.

От имени кандидатов вправе выступать исключительно их уполномоченные представители по финансовым вопросам, доверенные лица, а в случае выдвижения кандидата в составе списка кандидатов также уполномоченные представители, доверенные лица избирательного объединения, выдвинувшего этот список.

Конституционно-правовой статус кандидатов, зарегистр-ных кандидатов и их представителей урегулирован федеральным и региональным зак-вом. Среди федеральных нормативно-правовых актов следует назвать Конституцию РФ, ФЗ: «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 19 сентября 1997 г. с изменениями и дополнениями от 30 марта 1999 г.; «О выборах Президента РФ» от 31 декабря 1999 г.; «О выборах депутатов Гос-ной Думы Федерального Собрания РФ» и др.; избирательные законы субъектов Федерации.

Граждане РФ, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с ФЗ «Об основных гарантиях…», иным законом.

Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено: - путем самовыдвижения, - путем выдвижения избирательным объединением.

Выдвижение кандидатов в составе списка кандидатов может быть осуществлено политической партией, имеющей в соответствии с ФЗ право участвовать в выборах, либо ее региональным отделением или иным структурным подразделением, имеющими в соответствии с ФЗ право участвовать в выборах соотв. уровня.

Не может быть выдвинут кандидатом гражданин РФ, не обладающий пассивным избирательным правом на соответствующих выборах.

Кандидат не может быть выдвинут на одних и тех же выборах по нескольким избирательным округам. Данное правило не применяется при выдвижении кандидата одним и тем же избирательным объединением одновременно на одних и тех же выборах по одномандатному (или многомандатному) избирательному округу и в составе списка кандидатов.

Кандидат не может дать согласие на выдвижение на одних и тех же выборах более чем одному инициатору выдвижения.

О выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке.

Основаниями отказа в регистрации кандидата явл-ся:

- отсутствие у кандидата пассивного избирательного права;

- для кандидатов, выдвинутых политической партией, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных ФЗ "О политических партиях";

- отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим ФЗ, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата;

- установленный решением суда факт несоблюдения кандидатом в течение агитационного периода ограничений;

- неоднократное использование кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения;

- регистрация кандидата в другом списке кандидатов на данных выборах;

- отсутствие каких-либо документов, либо наличие документов, оформленных в отношении кандидата с нарушением требований.

Правовой статус кандидата в депутаты возникает с момента его регистрации в соотв. избирательной комиссии. Он характеризуется равенством прав и обязанностей у всех прошедших регистрацию лиц, за исключением отдель­ных случаев, установленных законом.

Для обеспечения этого равенства законом устанавливает­ся ряд требований.

Период выдвижения кандидатов (списков кандидатов) составляет не менее 45 дней при выборах Президента РФ, депутатов Гос-ной Думы Федерального Собрания РФ, в иные федеральные гос-ные органы, предусмотренные Конституцией РФ и избираемые непосредственно гражданами. При выборах в органы гос-ной власти субъектов РФ период выдвижения кандидатов (списков кандидатов) - 30 дней, а при выборах в органы местного самоупр-я, глав и иных должностных лиц муниципальных образований - 20 дней.

Избирательная комиссия в трехдневный срок заверяет список кандидатов и только после этого начинается сбор подписей избирателей в поддержку выдвинутых кандидатов (списка кандидатов).

После представления списка кандидатов в избирательную комиссию его состав и порядок размещения в нем кандидатов не могут быть изменены, за исключением изменений, вызванных выбытием (отзывом) кандидатов.

В поддержку кандидатов (списков кандидатов), выдвинутых в порядке самовыдвижения, избирателями или избирательными объединениями (блоками), собираются подписи избирателей в порядке и количестве, определяемых законами. Максимальное количество подписей, необходимых для регистрации кандидатов (списков кандидатов), не может превышать 2% от числа избирателей, зарегистр-ных на территории избирательного округа.

Участие администрации предприятий всех форм собственности, учреждений и организаций в сборе подписей, равно как и принуждение в процессе сбора подписей и вознаграждение избирателей за внесение подписи, не допускается. Сбор подписей в процессе и местах выдачи заработной платы запрещается. Грубое или неоднократное нарушение этих запретов может быть основанием для признания соотв. избирательной комиссией либо судом недействительности собранных подписей и (или) отмены регистрации кандидата (списка кандидатов). Подписи, собранные в поддержку кандидата, выдвинутого избирательным объединением (блоком) по одномандатному избирательному округу и зарегистрированному окружной избирательной комиссией, не могут включаться Центральной избирательной комиссией РФ в число подписей в поддержку федерального списка кандидатов, выдвинутого этим объединением (блоком).

Общий объем бесплатного эфирного времени, который может быть выделен каждой российской телерадиокомпанией для проведения агитации на выборах в федеральные органы власти, должен составлять не менее одного часа в рабочие дни. Региональная телерадиокомпания должна выделять не менее 30 минут, если же ее объем вещания составляет менее двух часов — не менее одной четвертой общего объема време­ни вещания. Бесплатное эфирное время распределяется меж­ду кандидатами на равных основаниях, обычно путем жеребь­евки.

В целях создания условий для наиболее полного представ­ления программ кандидатов не менее одной трети от общего объема бесплатного эфирного времени отводится кандидатам для совместного проведения дискуссий, "круглых столов" и иных аналогичных агитационных мероприятий. В них могут участвовать все депутаты на равных основаниях, однако такое участие является делом добровольным.

Для проведения предвыборной агитации кандидаты в де­путаты могут получать, кроме бесплатного, и платное эфир­ное время. Оно должно предоставляться на условиях договора за плату, размер которой един для всех кандидатов и опреде­ляется не позднее того дня, когда начинается выдвижение кандидатов или списков кандидатов. При этом каждый канди­дат вправе получить из общего объема зарезервированного эфирного времени свою долю.

Согласно Главе VI Статье 41 Гарантии деят-ти зарегистр-ных кандидатов:

1. Администрация организации, командир воинской части, руководитель органа внутренних дел РФ, в кот-х работает, служит, проходит альтернативную гражданскую службу, военные сборы, учится кандидат, со дня регистрации кандидата до дня официального опубликования рез-тов выборов обязаны по заявлению, рапорту зарегистрированного кандидата освободить его от работы, исполнения служебных обязанностей, учебных занятий в любой день и на любое время в течение этого срока.

2. Во время проведения выборов зарегистрированный кандидат не может быть по инициативе администрации (работодателя) уволен с работы, со службы, отчислен из образовательного учреждения или без его согласия переведен на другую работу, а также направлен в командировку, призван на военную службу, на военные сборы или направлен на альтернативную гражданскую службу.

3. Время участия зарегистрированного кандидата в выборах засчитывается в общий трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации в качестве кандидата.

4. Решения о возбуждении уголовного дела в отношении зарегистрированного кандидата, привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу могут быть приняты с согласия Председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ, руководителя следственного органа Следственного комитета при прокуратуре РФ (соответственно уровню выборов). Ходатайство перед судом об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу в отношении зарегистрированного кандидата может быть возбуждено с согласия Председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ, руководителя следственного органа Следственного комитета при прокуратуре РФ и (соответственно уровню выборов). Зарегистрированный кандидат не может быть подвергнут административному наказанию, налагаемому в судебном порядке, без согласия прокурора (соответственно уровню выборов). При даче соотв. согласия Председатель Следственного комитета при прокуратуре РФ, руководитель следственного органа Следственного комитета при прокуратуре РФ, прокурор обязаны известить об этом избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата.

5. Кандидат утрачивает права и освобождается от обязанностей, кот-е связаны со статусом кандидата, за исключением обязанностей, предусмотренных пунктом 9 статьи 59 настоящего ФЗ, с момента официального опубликования (обнародования) общих данных о результатах выборов, а при досрочном выбытии - с даты выбытия. Если соответствующая избирательная комиссия назначит на основании закона повторное голосование, кандидаты, по кандидатурам кот-х не проводится повторное голосование, утрачивают свой статус со дня назначения избирательной комиссией повторного голосования.

6. В случае, предусмотренном пунктом 3 статьи 71 настоящего ФЗ, кандидат, занявший место выбывшего кандидата, вновь приобретает права и обязанности, связанные со статусом кандидата.

При нарушении указанных требований соответствующая избирательная комиссия вправе отказать кандидату в регистрации, а в случае выдвижения такой программы после регистрации - отменить ее.

Кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования избирательной кампании после письменного уведомления избирательной комиссии о начале сбора подписей избирателей в поддержку кандидата (кандидатов).

Кандидатам, зарегистрированным кандидатам предоставляется равное право проводить встречи со своими избирателями на предвыборных собраниях и в другой удобной для избирателей форме.

Собрания избирателей организуются участковой избирательной комиссией совместно с низовыми органами гос-ной власти и местного самоупр-я.

Гос-ные органы и органы местного самоупр-я должны оказывать содействие зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям (блокам) в организации собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов, дискуссий, митингов, демонстраций и шествий, обеспечивать безопасность при проведении массовых мероприятий. Однако предоставление для этих целей зданий и сооружений, включенных в государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов России, запрещается.

Избирательные комиссии обязаны обеспечить равные возможности зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям (блокам) для проведения массовых мероприятий.

Зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям (блокам) гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации. Они имеют право на предоставление им бесплатного эфирного времени на каналах организаций, осущ-х теле- и (или) радиовещание, в периодических печатных изданиях, учредителями кот-х явл-ся гос-ные или муниципальные органы, организации и учреждения.

К использованию бесплатного эфирного времени все зарегистр-ные кандидаты, избирательные объединения (блоки) должны быть допущены на равных основаниях.

На условиях договора, за плату зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям (блокам) эфирное время должно предоставляться без ограничения. Агитационные материалы в периодических печатных изданиях должны публиковаться с указанием бесплатно или за счет избирательного фонда кандидата, избирательного объединения (блока) они помещены.

Зарегистр-ные кандидаты, избирательные объединения (блоки) вправе выпускать агитационные печатные материалы. Экземпляры агитационных печатных материалов или их копии до начала их распространения должны представляться в избирательную комиссию, зарегистрировавшую соотв. кандидата (список кандидатов).

Зарегистр-ные кандидаты, избирательные объединения (блоки), выдвинувшие списки кандидатов, вправе самостоятельно определять форму и характер своей агитации через СМИ(собрания и встречи с гражданами; публичные дебаты и дискуссии; митинги, демонстрации, шествия).

Зарегистрированный кандидат, его доверенное лицо имеют право на получение в соотв. избирательной комиссии субъекта РФ списка избирательных участков с указанием их границ, адресов и телефонов территориальных и участковых избирательных комиссий, адресов помещений для голосования.

Полномочия доверенных лиц начинаются со дня их регистрации соотв. избирательной комиссией и заканчиваются вместе с утратой назначившим их зарегистрированным кандидатом своего статуса. Исключения составляют случаи, когда зарегистрированный кандидат досрочно отзывает своих доверенных лиц или доверенное лицо по собственной инициативе слагает свои полномочия. Полномочия доверенных лиц сохраняются не позднее официального опубликования общих рез-тов выборов, а если по жалобам в связи с нарушением избирательного зак-ва ведется судебное разбирательство - до вынесения окончательного решения суда.

Доверенные лица регистрируются соотв. избирательной комиссией в течение трех дней со дня поступления письменного заявления зарегистрированного кандидата о назначении доверенных лиц и письменного заявления самого гражданина о согласии быть доверенным лицом кандидата. В названных заявлениях указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий), адрес, место жительства доверенного лица (наименование субъекта РФ, район, город, иной населенный пункт, улица, номер дома и квартиры), а также серия, номер и дата выдачи паспорта или замещающего его документа. Список доверенных лиц представляется в соответствующую избирательную комиссию в печатном и машиночитаемом виде по форме, установленной Центральной избирательной комиссией РФ.

Доверенные лица зарегистрированного кандидата получают от соотв. избирательной комиссии удостоверение. На срок проведения избирательной кампании доверенные лица зарегистрированного кандидата могут получить по их просьбе неоплачиваемый отпуск.

Доверенные лица зарегистрированного кандидата осуществляют агитационную и иную деят-ть, способствующую избранию зарегистрированного кандидата. Доверенное лицо имеет также полномочия наблюдателя.

Доверенные лица агитируют за избрание кандидата, представляют его интересы во взаимоотношениях с избирателями, гос-ными органами, общественными объединениями, избирательными комиссиями. Зарегистр-ные кандидаты избирательные объединения (блоки), назначившие доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их, уведомив об этом избирательную комиссию. В этом случае удостоверение, выданное доверенному лицу, аннулируется. Число доверенных лиц зарегистрированного кандидата, избирательного объединения (блока) устанавливается действующим зак-вом. Так, кандидат в Президенты РФ может иметь 600 доверенных лиц. Доверенное лицо не может быть членом избирательной комиссии.

Прекращение статуса зарегистрированного кандидата. Кандидат, зарегистрированный кандидат, выдвинутый избирательным объединением (блоком) может быть в любое время отозван по решению выдвинувшего его органа, но не позднее чем за пять дней до голосования. Для этого в соответствующую избирательную комиссию подается письменное заявление от избирательного объединения (блока). Указанное заявление не подлежит отзыву. В случае отзыва зарегистрированного кандидата соответствующая избирательная комиссия принимает решение об отмене регистрации кандидата и взыскивает с избирательного объединения (блока) средства федерального бюджета, полученные зарегистрированным кандидатом.

Избирательная комиссия, приняв решение об отмене регистрации кандидата, незамедлительно уведомляет об этом лицо, в отношении которого принято это решение, и выдает ему копию указанного решения.

Избирательная комиссия признает выбывшим кандидата, зарегистрированного кандидата в случае его смерти, признания его умершим или утраты кандидатом зарегистрированным кандидатом права быть избранным депутатом или должностным лицом.

В случае, если ко дню голосования останется менее двух зарегистр-ных кандидатов, выборы по решению соотв. избирательной комиссии откладываются для дополнительного выдвижения кандидата и осуществления последующих избирательных действий.

Во всех случаях, если зарегистрированный кандидат снял свою кандидатуру или избирательное объединение (блок) отозвал зарегистрированного кандидата без вынуждающих к тому обстоятельств, расходы, понесенные избирательными комиссиями при подготовке и проведении выборов, взыскиваются с этого зарегистрированного кандидата, соответственно - с избирательного объединения (блока).

Расходы избирательного блока в данном случае распределяются в равных долях между избирательными объединениями, входящими в этот блок.

Обстоятельствами, вынуждающими зарегистрированного кандидата к снятию своей кандидатуры, а избирательное объединение (блок) к отзыву зарегистрированного кандидата, понимается: а) признание зарегистрированного кандидата судом недееспособным или ограничено дееспособным; б) тяжелая болезнь; в) стойкое расстройство здоровья зарегистрированного кандидата, его близких родственников.

Зарегистрированный кандидат утрачивает права и освобождается от обязанностей, связанных со статусом зарегистрированного кандидата, со дня официального опубликования общих рез-тов выборов.

Признание зарегистрированного кандидата избранным осуществляется при условии представления в соответствующую избирательную комиссию копии приказа (распоряжения) об освобождении его от обязанностей, несовместимых со статусом депутата или выборного должностного лица.

В случае, если соответствующая избирательная комиссия назначит повторное голосование, зарегистр-ные кандидаты, по кандидатурам кот-х не проводится повторное голосование, утрачивают свой статус со дня назначения соотв. избирательной комиссией даты повторного голосования. Однако если до проведения повторного голосования один из зарегистр-ных кандидатов, по которому должно проводиться повторное голосование, снял свою кандидатуру, зарегистрированный кандидат, занявший место выбывшего зарегистрированного кандидата, вновь приобретает права и обязанности, связанные со статусом зарегистрированного кандидата.

Зарегистрированный кандидат утрачивает права и освобождается от обязанностей, связанных со статусом зарегистрированного кандидата, с момента официального объявления избирательной комиссией рез-тов выборов в средствах массовой информации.

Практически у него остается только одна обязанность: представить соотв. избирательной комиссии отчет о расходовании средств избирательного фонда.

Если проводится повторное голосование, а в списках остается только один кандидат, то место выбывшего кандидата занимает кандидат, получивший на общих выборах наибольшее число голосов избирателей после кандидатов, по кот. первоначально было назначено повторное голосование. Этот кандидат вновь приобретает статус зарегистрированного кандидата.

Статус доверенных лиц (ст.43):

1. Кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее кандидатов, список кандидатов, вправе назначить доверенных лиц. Регистрация доверенных лиц осуществляется избирательной комиссией в течение трех дней со дня поступления письменного заявления кандидата (представления избирательного объединения) о назначении доверенных лиц вместе с заявлениями самих граждан о согласии быть доверенными лицами.

2. Доверенными лицами кандидатов, избирательных объединений не могут быть кандидаты, лица, замещающие гос-ные или выборные муниципальные должности, главы местных администраций, работники аппаратов избирательных комиссий. Гос-ные и муниципальные служащие могут быть назначены доверенными лицами при условии их освобождения от исполнения служебных обязанностей на период исполнения полномочий доверенного лица. Регистрация доверенного лица, явл. государственным или муниципальным служащим, осуществляется при условии представления в соответствующую избирательную комиссию приказа об освобождении его от исполнения служебных обязанностей (в том числе на период отпуска).

3. Доверенные лица получают в избирательной комиссии удостоверения. Доверенные лица осуществляют агитационную деят-ть в пользу назначившего их кандидата, избирательного объединения. Доверенные лица не имеют полномочий наблюдателя. На период полномочий доверенного лица работодатель обязан предоставлять доверенным лицам по их просьбе неоплачиваемый отпуск. Кандидаты, избирательные объединения, назначившие доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их, уведомив об этом избирательную комиссию, кот-я аннулирует выданные этим доверенным лицам удостоверения. Число доверенных лиц кандидата, избирательного объединения устанавливается законом.

4. Полномочия доверенных лиц прекращаются по решению кандидата, избирательного объединения либо вместе с утратой статуса назначившим их кандидатом или с утратой статуса кандидатами, включенными в список кандидатов, который выдвинут избирательным объединением, назначившим этих доверенных лиц.

Согласно Главе VI Статье 40 ФЗ: «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»:

1. Кандидаты, замещающие гос-ные или выборные муниципальные должности, кандидаты, находящиеся на гос-ной или муниципальной службе либо явл. членами органов упр-я организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом упр-я кот-х является собрание, - членами органов, осущ-х руководство деят-тью этих организаций), за исключением политических партий, а также кандидаты, явл. должностными лицами, журналистами, др. творческими работниками организаций, осущ-х выпуск средств массовой информации, при проведении своей избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.

2. Зарегистр-ные кандидаты, находящиеся на гос-ной или муниципальной службе либо работающие в организациях, осущ-х выпуск средств массовой информации, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения должностных или служебных обязанностей и представляют в избирательную комиссию заверенные копии соответствующих приказов (распоряжений) не позднее чем через пять дней со дня регистрации. Законом субъекта РФ может быть установлено, что на выборах в представительные органы муниципальных образований при определенном числе избирателей в избирательном округе (но не более пяти тысяч избирателей) зарегистр-ные кандидаты, находящиеся на гос-ной службе, на время их участия в выборах могут не освобождаться от выполнения должностных или служебных обязанностей.

3. Лица, не явл. кандидатами и замещающие гос-ные или выборные муниципальные должности, либо находящиеся на гос-ной или муниципальной службе, либо явл. членами органов упр-я организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом упр-я кот-х является собрание, - членами органов, осущ-х руководство деят-тью этих организаций), за исключением политических партий, в период избирательной кампании, кампании референдума не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения в целях выдвижения кандидата, списка кандидатов и (или) избрания кандидатов, выдвижения и поддержки инициативы проведения референдума, получения того или иного ответа на вопрос референдума.

4. Под использованием преимуществ должностного или служебного положения в настоящем ФЗ понимается:

а) привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, гос-ных и муниципальных служащих к осуществлению в служебное (рабочее) время деят-ти, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума;

б) использование помещений, занимаемых гос-ными органами или органами местного самоупр-я, организациями независимо от формы собственности, за исключением помещений, занимаемых политическими партиями, для осуществления деят-ти, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума, если иным кандидатам, избирательным объединениям, группам участников референдума не будет гарантировано предоставление указанных помещений на таких же условиях;

в) использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование гос-ных органов, органов местного самоупр-я, гос-ных и муниципальных учреждений, организаций независимо от формы собственности, за исключением указанных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование политических партий, для проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, если их использование не оплачено из соотв. избирательного фонда, фонда референдума;

г) использование на безвозмездной основе или на льготных условиях транспортных средств, находящихся в гос-ной или муниципальной собственности, собственности организаций, за исключением транспортных средств, находящихся в собственности политических партий, для осуществления деят-ти, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума. Данное положение не распространяется на лиц, пользующихся указанными транспортными средствами в соответствии с зак-вом РФ о гос-ной охране;

д) сбор подписей избирателей, участников референдума, ведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лицами, замещающими гос-ные или выборные муниципальные должности, либо находящимися на гос-ной или муниципальной службе, либо являющимися главами местных администраций, либо являющимися членами органов упр-я организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом упр-я кот-х является собрание, - членами органов, осущ-х руководство деят-тью этих организаций), за исключением политических партий, в ходе служебных (оплачиваемых за счет средств соотв. бюджета, средств соотв. организации) командировок;

е) доступ (обеспечение доступа) к государственным и муниципальным средствам массовой информации в целях сбора подписей избирателей, участников референдума, ведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, если иным кандидатам, избирательным объединениям, группам участников референдума для этих целей не будет гарантирован такой же доступ в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом;

ж) агитационное выступление в период избирательной кампании, кампании референдума при проведении публичного мероприятия, организуемого гос-ными и (или) муниципальными органами, организациями независимо от формы собственности, за исключением политических партий;

з) обнародование в период избирательной кампании, кампании референдума в средствах массовой информации, в агитационных печатных материалах отчетов о проделанной работе, распространение от имени гражданина, явл. кандидатом, поздравлений и иных материалов, не оплаченных из средств соотв. избирательного фонда.

5. Должностным лицам, журналистам, иным творческим работникам организаций, осущ-х выпуск средств массовой информации, если указанные лица явл-ся кандидатами либо их доверенными лицами или уполномоченными представителями по финансовым вопросам, доверенными лицами или уполномоченными представителями избирательных объединений, запрещается участвовать в освещении избирательной кампании через средства массовой информации.

Нарушениями, связанными с использованием преимуществ должностного и служебного положения, признаются:

1) привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, иных гос-ных и муниципальных служащих для осуществления в служебное время деят-ти, способствующей выдвижению и (или) избранию;

2) использование помещений, занимаемых гос-ными органами или органами местного самоупр-я, для осуществления деят-ти, способствующей выдвижению и (или) избранию, в случае, если иные кандидаты либо зарегистр-ные кандидаты не могут использовать эти же помещения на таких же условиях;

3) использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг, оргтехники, обеспечивающих функционирование гос-ных учреждений или органов местного самоупр-я для проведения сбора подписей и предвыборной агитации;

4) бесплатное или на льготных условиях использование для осуществления деят-ти, способствующей выдвижению и (или) избранию, транспортных средств, находящихся в гос-ной или муниципальной собственности. Данное положение не распространяется на лиц, пользующихся указанным транспортом в соответствии с федеральным зак-вом о гос-ной охране;

5) проведение сбора подписей, предвыборной агитации гос-ными и муниципальными служащими в ходе служебных (оплачиваемых за счет гос-ных или муниципальных средств) командировок;

6) преимущественный доступ (по сравнению с др. кандидатами, зарегистр-ными кандидатами) к средствам массовой информации в целях проведения сбора подписей или предвыборной агитации.

Ст. 38 ФЗ «Об основных гарантиях…» орган избирательного объединения, принявший решение о выдвижении кандидата по единому избирательному округу, списка кандидатов, вправе отозвать этого кандидата, этот список кандидатов. Решение об отзыве кандидата, списка кандидатов представляется в соответствующую избирательную комиссию не позднее чем за пять дней до дня голосования (в том числе повторного голосования). С момента вынесения комиссией решения о регистрации кандидата, списка кандидатов кандидат приобретает статус зарегистрированного кандидата.

Регистрация кандидата (списка кандидатов) аннулируется решением избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов), на основании заявления кандидата о снятии своей кандидатуры, решения избирательного объединения об отзыве кандидата (списка кандидатов), представленных в данную избирательную комиссию.

Статус выдвинутого кандидата также прекращается в случае отказа избирательной комиссии зарегистрировать кандидата. Избирательная комиссия, приняв решение об отмене регистрации кандидата, незамедлительно уведомляет об этом лицо, в отношении которого принято это решение, и выдает ему копию указанного решения.

Избирательная комиссия признает кандидата выбывшим в случае его смерти, признания его умершим или утраты кандидатом/зарегистрированным кандидатом права быть избранным депутатом или должностным лицом (пассивное право).

Прекращается статус кандидата во всех случаях, если зарегистрированный кандидат снял свою кандидатуру. Обстоятельствами, вынуждающими зарегистрированного кандидата к снятию своей кандидатуры, а избирательное объединение к отзыву зарегистрированного кандидата, понимается: а) признание зарегистрированного кандидата судом недееспособным; б) тяжелая болезнь; в) стойкое расстройство здоровья зарегистрированного кандидата, его близких родственников.

Зарегистрированный кандидат утрачивает права и освобождается от обязанностей, связанных со статусом зарегистрированного кандидата, с момента официального опубликования общих данных о результатах выборов, а при досрочном выбытии - с даты выбытия, за исключением обязанностей по представлению в соотв. избирательную комиссию итогового финансового отчета о размере своего избирательного фонда, источниках его формирования, расходах, произведенных за счет средств фонда (30 дней со дня официального опубликования результатов). Признание зарегистрированного кандидата избранным осуществляется при условии представления в соответствующую избирательную комиссию копии приказа (распоряжения) об освобождении его от обязанностей, несовместимых со статусом депутата или выборного должностного лица.

В случае, если соответствующая избирательная комиссия назначит повторное голосование, зарегистрированные кандидаты, по кандидатурам которых не проводится повторное голосование, утрачивают свой статус со дня назначения соответствующей избирательной комиссией даты повторного голосования. Однако если до проведения повторного голосования один из зарегистрированных кандидатов, по которому должно проводиться повторное голосование, снял свою кандидатуру, зарегистрированный кандидат, занявший место выбывшего зарегистрированного кандидата, вновь приобретает права и обязанности, связанные со статусом зарегистрированного кандидата.

Если соответствующая избирательная комиссия назначит на основании закона повторное голосование, кандидаты, по кандидатурам которых не проводится повторное голосование, утрачивают свой статус со дня назначения избирательной комиссией повторного голосования. В случае, предусмотренном законом, кандидат, занявший место выбывшего кандидата, вновь приобретает права и обязанности, связанные со статусом кандидата.

В избирательном законодательстве установлены гарантии реализации избирательных прав граждан, а одним из элементов этих прав является наблюдение за избирательными процедурами. Право граждан осуществлять наблюдение также закреплено и на региональном уровне в соответствующих законах субъектов РФ, регламентирующих порядок проведения выборов в представительный (законодательный) орган государственной власти субъекта России и в органы местного самоуправления.

Основная цель наблюдения заключается в соблюдение закона в ходе избирательного процесса и при проведении избирательных действий. Деятельность наблюдателей в ходе предвыборной борьбы, присутствие на избирательных участках в день выборов повышают уверенность общественности в справедливости выборов и способствуют более активному участию граждан в избирательном процессе. Присутствие наблюдателей на избирательных участках предупреждает фальсификации, различные нарушения процедуры проведения выборов и снижает вероятность организационных и административных ошибок. Работа наблюдателей также позволяет предотвратить запугивание или принуждение избирателей в ходе предвыборной кампании и в день выборов. Кроме того, наблюдатели следят за процессом подсчета голосов, обеспечивают параллельное подведение общих итогов голосования или используют иные способы и методы контроля, таким образом, являются беспристрастным источником информации, на основе которого могут быть сделаны оценки и заключения относительно подлинности официальных итогов выборов.

Оценки, сделанные независимыми наблюдателями после окончания выборов, могут сказаться на отношении кандидатов к законности избирательного процесса в целом.

Наблюдатель может быть назначен любым зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением. Законом может быть предусмотрена возможность назначения наблюдателей иными общественными объединениями. Наблюдателями не могут быть выборные должностные лица, депутаты, высшие должностные лица субъектов РФ (руководители высших исполнительных органов субъектов РФ), главы местных администраций, лица, находящиеся в их непосредственном подчинении, судьи, прокуроры, члены комиссий с правом решающего голоса.

Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в направлении в письменной форме, выданном зарегистрированным кандидатом или его доверенным лицом, избирательным объединением, общественным объединением, интересы которых представляет данный наблюдатель. В направлении указываются ФИО наблюдателя, адрес места жительства, номер избирательного участка, наименование комиссии, куда наблюдатель направляется, а также запись об отсутствии ограничений. Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе, а в случае направления наблюдателя кандидатом, его доверенным лицом и проставление печати не требуются. Направление действительно при предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Предварительное уведомление о направлении наблюдателя не требуется.

Наблюдателям должен быть обеспечен доступ в помещение даже такой участковой избирательной комиссии, которая сформирована на избирательном участке, образованном в воинской части, закрытом административно-территориальном образовании, больнице, санатории, доме отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, равно как и в помещение для голосования на этом избирательном участке. Они вправе присутствовать в иных комиссиях при проведении ими досрочного голосования, установлении итогов голосования, определении результатов выборов, составлении соответствующих протоколов об итогах голосования, о результатах выборов, а также при повторном подсчете голосов избирателей.

При этом не допускается одновременное осуществление полномочий наблюдателя в помещении комиссии, помещении для голосования двумя и более наблюдателями, представляющими интересы одного зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, общественного объединения. Не допускается установление каких-либо иных, кроме установленных законом, ограничений, касающихся присутствия наблюдателей в помещении для голосования, наблюдения за проведением голосования, подсчетом голосов избирателей, участников референдума, составлением протоколов об итогах голосования, а также выдачи копий протоколов об итогах голосования.

Наблюдатель - гражданин РФ, уполномоченный осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью комиссии в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, включая деятельность комиссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов.

Наблюдатели вправе:

- знакомиться со списками избирателей, реестром выдачи открепительных удостоверений, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования;

- находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования, а также в дни досрочного голосования в любое время;

- наблюдать за выдачей бюллетеней избирателям,

- присутствовать при голосовании вне помещения для голосования;

- наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, бюллетеней, выданных избирателям, погашенных бюллетеней;

- наблюдать за подсчетом голосов избирателей на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержащихся в бюллетенях отметок избирателей, знакомиться с любым заполненным или незаполненным бюллетенем при подсчете голосов избирателей,

- наблюдать за составлением комиссией протокола об итогах голосования и иных документов;

- обращаться к председателю участковой комиссии, а в случае его отсутствия к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования;

- знакомиться с протоколами соответствующей комиссии, нижестоящих комиссий об итогах голосования, о результатах выборов и приложенными к ним документами, получать от соответствующей комиссии заверенные копии указанных протоколов;

- носить нагрудный знак с обозначением своего статуса и указанием своих ФИО, а также ФИО зарегистрированного кандидата или наименования избирательного объединения, общественного объединения, направивших наблюдателя в комиссию.

- обжаловать действия (бездействие) комиссии в вышестоящую комиссию, избирательную комиссию субъекта РФ, ЦИК РФ или в суд;

- присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующих комиссиях.

Наблюдатель не вправе:

- выдавать избирателям, участникам референдума бюллетени;

- расписываться за избирателя, участника референдума, в том числе по его просьбе, в получении бюллетеней;

- заполнять за избирателя, участника референдума, в том числе по его просьбе, бюллетени;

- предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;

- принимать непосредственное участие в проводимом членами комиссии с правом решающего голоса подсчете бюллетеней;

- совершать действия, препятствующие работе комиссии;

- проводить агитацию среди избирателей;

- участвовать в принятии решений соответствующей комиссией.

Наблюдатель удаляется из помещения для голосования, если он нарушают закон о выборах. Мотивированное решение об этом принимается участковой или вышестоящей комиссией в письменной форме. Правоохранительные органы обеспечивают исполнение указанного решения и принимают меры по привлечению отстраненного члена участковой комиссии, а также удаленного наблюдателя и иных лиц к отв-ти, предусмотренной федеральными законами (например УК РФ ст. 141 воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий, нарушение тайны голосования, а также воспрепятствование работе избирательных комиссий, комиссий референдума либо деятельности члена избирательной комиссии, комиссии референдума, связанной с исполнением им своих обязанностей).

Иностранный наблюдатель (международный наблюдатель) - представитель иностранной или международной организации, наделенный правом осуществлять в порядке, установленном законом, наблюдение за подготовкой и проведением выборов в РФ.

Деятельность иностранных наблюдателей регулируется международными договорами РФ и законод-вом РФ о выборах.

Иностранные наблюдатели получают разрешение на въезд в РФ в порядке, установленном федеральным законом, и при наличии приглашения органов государственной власти, комиссий, организующих выборы, аккредитуются ЦИК РФ. Приглашения могут быть направлены Президентом РФ, палатами Федерального Собрания РФ, Правительством РФ, ЦИК РФ после официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов. Предложения о направлении приглашений могут быть поданы Уполномоченным по правам человека в РФ, международными и национальными правительственными и неправительственными организациями, а также частными лицами, имеющими признанный авторитет в области защиты прав человека. ЦИК РФ направляет приглашения избирательным органам иностранных государств, а также международным организациям, специализирующимся по вопросам избирательного законод-ва и выборов, защиты прав граждан на участие в выборах.

ЦИК РФ выдает иностранному наблюдателю удостоверение установленного образца на основании представленных им документов (заявления об аккредитации в качестве иностранного наблюдателя, копии приглашения, полученного от любого из указанных органа или лица, а также документа, удостоверяющего личность). Удостоверение дает иностранному наблюдателю право осуществлять свою деятельность в период со дня его аккредитации, заканчивая днем официального опубликования результатов выборов.

Избирательные комиссии, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица обязаны оказывать иностранному наблюдателю необходимое содействие в пределах своей компетенции.

Иностранный наблюдатель осуществляет свою деятельность самостоятельно и независимо. Материально-финансовое обеспечение деятельности иностранного наблюдателя осуществляется за счет средств стороны, направившей наблюдателя, или за счет его собственных средств.

Иностранные наблюдатели вправе встречаться с кандидатами, представителями политических партий и иных общественных объединений, наблюдателями. Публично излагать свое мнение об избирательном законодательстве РФ, проводить пресс-конференции и обращаться к представителям СМИ они вправе только после окончания времени голосования на всей территории РФ.

Иностранные наблюдатели не вправе использовать свой статус для осуществления деятельности, не связанной с наблюдением за подготовкой и проведением выборов. ЦИК РФ вправе отозвать аккредитацию иностранного наблюдателя в случае нарушения им общепризнанных принципов и норм международного права и ФЗ.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 1358; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.118 сек.