Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Состояний человека 17 страница




Показано наличие синдрома «эмоционального выгорания» у учи­телей (Форманюк, 1994; Румянцева, 1998), врачей и медицинских се­стер (Абрамова, Юдчиц, 1998; Малышева, 2000; Dierendonck et al., 1994; Schaufeli, Yanczur, 1994), ученых (Noworol, Marek, 1994), управ­ленцев (Водопьянова с соавт., 1997). Таким образом, этот синдром, очевидно, довольно распространен среди многих профессий, в том числе и не исследованных еще психологами.

Глава 10

Состояния психического напряжения

Обилие причин, приводящих к психической напряженности во вре­мя деятельности, обусловливает многообразие форм ее проявления. Можно, например, отметить такие состояния, сопровождающиеся психической напряженностью, как психическое пресыщение, о кото­ром речь шла в предыдущем разделе, операциональное и эмоциональ­ное напряжение, утомление, «мертвая точка», стресс. Однако какого бы вида ни было напряжение, оно сопровождается выраженной веге­тативной и эндокринной реакцией (увеличение ЧСС и кровяного дав­ления, экскреции адреналина, норадреналина, 17 оксикортикостеро-идов — Томашевская, 1974). Длительное напряжение может приво­дить к патологическим нарушениям сердечно-сосудистой и других систем организма (Анохин, 1965).

Выделяют несколько видов (форм) напряженности: операциональ­ную и эмоциональную (Наенко, Овчинников, 1970), торпидную, им­пульсивную и генерализованную (Марищук, Серова, 1983), психиче­скую и физическую и др.

10.1. Состояния операционального и эмоционального напряжения

Если психическая напряженность обусловлена высоким темпом сен­сорной или интеллектуальной деятельности, говорят об операцио­нальной напряженности, а если психическое напряжение возникает вследствие фрустрации — об эмоциональной напряженности (Наен­ко, Овчинников, 1970). И та и другая характеризуются повышенным уровнем активации (возбуждения). Кроме того, зачастую эти виды психического напряжения сопутствуют друг другу, так что разделить их и выделить в чистом виде бывает трудно.

Причиной возникновения психической напряженности может быть не только высокий темп деятельности, но и вынужденная без­деятельность, затянувшееся ожидание предстоящей деятельности,

238 Раздел IV. Характеристика негативных психофизиологических состояний

отсрочка ее выполнения или незапланированное прерывание (напри­мер, вынужденный перерыв в деятельности). Всякое прерывание дея­тельности (по К. Левину) вызывает у человека состояние напряжен­ности, поскольку он стремился закончить данную деятельность, реа­лизовать возникшую у него потребность добиться поставленной цели.

Состояния эмоционального напряжения в процессе деятельности

Большинство авторов не разделяют понятия «эмоциональное напря­жение» и «эмоциональная напряженность» («Человек — производ­ство — управление», 1982; Куликов, 1997, и др.). В. Л. Марищук(1974) предложил разделить понятия «эмоциональное напряжение» и «эмо­циональная напряженность». Первое, с его точки зрения, характеризу­ется активизацией различных функций организма в связи с активными волевыми актами, вторая приводит к временному снижению устой­чивости психических процессов и работоспособности. Разделить эти понятия действительно целесообразно, но выбранное автором осно­вание для такого разделения представляется мне не очень удачным и прежде всего потому, что эмоциональным напряжением автор назы­вает волевое напряжение. Развести эти понятия нужно в связи с тем, что напряжение — это характеристика состояния, а напряженность — характеристика работы, труда, ситуации.

Л. В. Куликов вообще считает, что добавлять к слову «напряже­ние» определение «эмоциональное» нет необходимости, потому что трудно представить себе любое напряжение безэмоциональным. Ду­маю, что это заявление излишне категорично, хотя по своей сути оно справедливо. Ведь выделение эмоционального напряжения обуслов­лено не тем, что есть напряжение, сопровождаемое эмоциональными переживаниями, а тем, что причиной психического напряжения чело­века является развившаяся сильная эмоция. Недаром Н. И. Наенко и О. В. Овчинников выделили и операциональную напряженность, ко­торая связана с высоким темпом работы. При данном виде напряжен­ности труда, ведущем к операциональному напряжению, эмоциональ­ные переживания тоже могут иметь место, но они вторичны, а не пер­вичны, как при эмоциональном напряжении. Собственно, и Куликов отмечает, что у акцентуированных личностей причиной напряжения могут быть эмоции.

Причины возникновения. Эмоциональное напряжение в процессе выполнения деятельности чаще всего возникает как результат трудно

Глава 10. Состояния психического напряжения 239

преодолимого препятствия на пути к достижению цели. Однако и ус­пех в деятельности может привести к эмоциональному напряжению. Оно также возникает у человека при межличностных и внутрилично-сшых конфликтах.

Влияние состояния психического напряжения на деятельность

Состояние психического напряжения может выражаться в двух фор­мах: в увеличении возбуждения, реакциях мобилизации резервов ор­ганизма и в тормозных реакциях. Улучшение кратковременной памя­ти при оптимальной степени эмоционального напряжения отмечено И. А. Лапиной (1974), Е. А. Громовой (1976). Поданным Е. А. Ивано­ва с соавторами (1969), эмоциональная напряженность перед прыж­ком с парашютом увеличивает мышр"ную силу, но расстраивает мо­торную координацию (Архангельский, 1934).

Е. А. Милерян тоже наблюдал снижение эффективности сенсомо-торной деятельности при воздействии сильных эмоциональных фак­торов. Ухудшение работоспособности было трех типов: 1) скованное, импульсивное выполнение действий; 2) уклонение человека от выпол­нения своих функций; 3) полная заторможенность действий.

Поведение в состоянии напряженности отличается негибкостью: утрачивает пластичность, свойственную ему в спокойной обстановке. Например, спортсмены нередко отмечают, что при встрече с серьез­ным противником из-за сильного волнения подсказанная тренером или товарищем комбинация становится настолько навязчивой, чго в ходе борьбы спортсмены только о ней и думают, забывая обо всех дру­гих приемах. Это происходит потому, что спортсмен некритически воспринимает рекомендованную комбинацию как лучшую.

В состоянии напряженности в первую очередь страдают сложные действия и интеллектуальные функции: сокращается объем внима­ния, нарушаются процессы восприятия и мышления, появляюья лишние ненаправленные действия, снижается объем памяти и элемен­тарных мыслительных операций. Один из известных волейболис гс в писал: «Напряжение порой бывает так велико, что потом не можешь вспомнить ход встречи, забываешь, что и как делал. В таком состоя­нии немудрено проиграть что угодно. Это как воздушная яма, куда проваливается самолет. Команда в такой ситуации полностью теряет управление».

240 Раздел IV. Характеристика негативных психофизиологических состояний

Возникновение того или иного типа напряженности (реакции мо­билизации или реакции торможения) обусловлено многими факто­рами. Одним из них является степень объективной и субъективной трудности задачи для данного человека. Если степень трудности мак­симальная и задача неразрешимая, продуктивность работы вначале повышается, а затем снижается. Если же задача трудная, но разреши­мая, то повышение или понижение продуктивности зависит от степе­ни подготовленности человека: при хорошей подготовленности (тре­нированности) помехи и препятствия улучшают выполнение задачи, а при плохой — ухудшают.

Большое значение имеют также личностные особенности, в том числе типологические особенности проявления свойств нервной сис­темы. Лица с сильной нервной системой лучше выдерживают экстре­мальные условия, чем лица со слабой нервной системой.

Э. Л. Носенко (1978) изучены изменения речи при эмоциональном напряжении, наблюдавшиеся в естественных, а не в лабораторных условиях: перед экзаменом, перед хирургической операцией у боль­ных, у диспетчеров при выполнении ими тестовых заданий в присут­ствии авторитетной комиссии, у военнослужащих при выполнении профессиональной деятельности, связанной с большой личной ответ­ственностью. Воспользуюсь описанием этих изменений, данным са­мим автором. «Для состояния эмоционального напряжения характер­ны затруднения в формулировании мыслей и выборе слов для их адек­ватного выражения, которые проявляются в увеличении в устных высказываниях количества и длительности пауз, нерешительности, поисковых слов, семантически нерелевантных повторений, "запол­ненных" пауз, поисковых и описывающих жестов, сопровождающих речь. Одним из проявлений этих затруднений является также сни­жение словарного разнообразия речи. Кроме того, отмечаются су­щественные сдвиги в осуществлении тех речевых операций, которые требуют сознательного контроля за качеством их реализации. В част­ности, отмечается более контрастное, чем в обычном состоянии, про­явление в речи тенденций к синкретизму в области строевого синтак­сиса (т. е. к незавершенности морфологического оформления слов во фразе в соответствии с синтаксическими "обязательствами") и к не­расчлененности в области актуального синтаксиса (выражающейся в том, что последовательности слов, которые могли бы быть представ­лены как синтаксически непрерывные цепочки, членятся на отдель­ные синтагмы, соединенные путем простого соположения). Об ослаб-

Глава 10. Состояния психического напряжения 241

лении сознательного контроля за качеством лексико-грамматическо-го оформления высказывания в состоянии эмоциональной напряжен­ности свидетельствует также увеличение количества синтаксически и логически незавершенных фраз, нарушение целостности сверхфра­зовых единств, возрастание количества некорректируемых ошибок.

В состоянии эмоциональной напряженности активизируются спонтанные речевые проявления; резко возрастает количество при­вычных речений, слов-"паразитов", клише. Эти привычные речения артикулируются в более высоком темпе, чем в речи, происходящей в обычном состоянии, что приводит к изменению темпа артикулирова­ния. Существенно возрастает количество некоммуникативных жес­тов, сопровождающих речь, факт появления которых не осознается говорящим. Наличие затруднений в выборе слов и в формулировании мыслей, с одной стороны, и активизация спонтанных проявлений, с другой стороны, приводят к резким колебаниям общего темпа речи на отдельных участках речевой цепи, с чем, в известной степени, связа­ны и колебания частоты основного тона» (с. 78).

На основе анализа вышеприведенных особенностей речи в состоя­нии эмоциональной напряженности Носенко выделила целый ряд по­казателей, поддающихся количественной оценке, которые могут ис­пользоваться при диагностике этого состояния.

1. Средняя длина отрезка речи, произносимого без пауз нерешитель­ности. Она рассчитывается путем деления времени «чистой речи» (или количества слов в высказывании) на количество пауз нере­шительности. За паузы нерешительности принимаются паузы дли­тельностью от 250 мс и выше.

2. Темп артикулирования, т. е. отношение количества слогов в вы­сказывании ко времени, затраченному на их произнесение (т. е. ко­личество времени «чистой речи»).

3. Латентный период речевой реакции.

4. Диапазон колебаний темпа речи в процессе устного высказывания. Этот показатель характеризует два разнонаправленных сдвига: возникновение затруднений в оперативном выборе слов в речи и оживление спонтанной речевой активности, сопровождающейся увеличением темпа речи. Чем шире диапазон колебаний темпа речи на отдельных участках речевой «цепи», тем с большей веро­ятностью можно утверждать, что говорящий переживает состоя­ние эмоциональной напряженности.

16-1411

242 Раздел IV, Характеристика негативных психофизиологических состояний

Облегчение

5. Длительность временного интервала, по истечении которого в ре­чевом потоке появляются зоны, где частота основного тона голоса превосходит среднюю типичную для данного говорящего частоту.

6. Количество явлений нерешительности (семантически нерелевант­ных повторов, переформулировок, «заполненных пауз», незавер­шенных слов или фраз).

7. Коэффициент словарного разнообразия речи, характеризующий отношение разных слов в высказывании к общему количеству слов.

8. Среднее количество жестов (в расчете на 100 слов высказывания), сопровождающих речь, в частности поисковых и некоммуникатив­ных жестов.

9. Среднее количество синтаксически незавершенных фраз в устных высказываниях.

10. Среднее количество ошибок (оговорок, парафазии) в речи.

Глава 10. Состояния психического напряжения 243

I

10.2. Эмоциональный стресс

В настоящее время стало модным вместо термина «эмоциональное напряжение» употреблять термин «стресс». Даже нажатие на динамо­метр, не говоря уже о сдаче экзамена, выступлении на соревновании, рассматривается как стресс. В результате это понятие постепенно те­ряет свое первоначальное предназначение, отведенное ему Г. Селье в его первых работах. Неудивительно, что в настоящее время, как отме­чает Ю. Г. Чирков (1988), стресс противоречив, неуловим, туманен. Он с трудом укладывается в узкие рамки определений. Его слабость — в неопределенности, расплывчатости границ. В. С. Мерлин (1971) пи­шет, что состояние в трудной ситуации обозначается как нервно-пси­хическое напряжение, или стресс. Отсюда эмоции, возникающие у спортсменов во время соревнований, тоже рассматриваются как эмо­циональный стресс (Вяткин, 1983; Мильман, 1983, и др.). «Термин "стресс" должен использоваться исключительно для обозначения условий окружающей среды, которые характеризуются определенной степенью физической или психологической опасности», — пишет Спилбергер (1983, с. 19). Речь, следовательно, идет о стрессорах, а не о состоянии стресса (см. «Точка зрения-32»).

Точка зрения-31

Отдельные подходы в исследовании стресса можно объединить в две боль­шие группы. Первая группа специалистов исходит скорее из клинического опыта, теоретически опираясь на концепцию гомеостаза. Ученые опреде­ляют стресс как внутреннее состояние организма. К этой группе следует отнести Селье (состояние, проявляющееся в форме специфического синд­рома, который представляет собой совокупность всех неспецифически вызванных изменений в рамках данной биологической системы, 1966), Кэннона (что-то, что может быть вызвано психологическими и физиологи­ческими компонентами страха, 1958), Базовица, Перски, Корхина, Гринке-ра (состояние, в котором угрожают удовлетворению основных потребно­стей организма и сохранению гомеостаза, 1955), Кофера, Эппли (состоя­ние организма, который чувствует, что его здоровью или индивидуальности угрожают, и который должен использовать всю энергию для защиты, 1964), Суворову (функциональное состояние организма, возникающее в резуль­тате внешнего отрицательного воздействия на его психические функции, нервные процессы или деятельность органов периферии, 1975). Из чехос­ловацких авторов это Харват (состояние, в котором находится живой орга­низм в процессе мобилизации защитных и компенсаторных механизмов, 1969), Чап, Дытрых (состояние, вызванное такой требовательной жизнен­ной обстановкой, при которой нарушается, затрудняется выполнение задач

16'

244 Раздел IV. Характеристика негативных психофизиологических состояний

и удовлетворение потребностей, 1968), Гомола (состояние организма в каждой ситуации, в которой человек считает, что угрожают его существо­ванию, психической уравновешенности, его Я, и в которой необходимо мобилизовать всю энергию для защиты, 1969).

Во вторую группу входят специалисты, понимающие стресс с точки зрения обстановки, т. е. как событие в процессе деятельности. Многие из них в своей теории опираются на бихевиоризм. Сюда следует отнести, напри­мер, Гильгарда (это условия, помещающие организм в обстановку боль­шого напряжения и нарушающие нормальные операции механизмов гоме-остаза, 1971), Александера (это любая ситуация, вызывающая тревогу, 1950), Арнольда (это любое условие, затрудняющее нормальное функци­онирование, 1967), Гринкера, Шпигеля (это необычное условие или требо­вание жизни, 1945), Микшика (это психическая нагрузка, при которой какое-нибудь мешающее обстоятельство оказывает воздействие на орга­низм... в период выполнения целенаправленной деятельности, 1969) (Го­шек, 1983, с. 65-66).

Такая многозначность в использовании любого термина всегда чре­вата утратой существа явления, обозначаемого этим термином, появ­лением неразберихи в использовании самого термина, возникновени­ем неоправданных дискуссий по поводу его сущности. К сожалению, как это будет видно из дальнейшего, к этому приложил руку и сам Селье.

Точка зрения-32

Термин «стресс» часто употребляют весьма вольно, в литературе встреча­ется множество путаных и противоречивых определений и формулировок. Поэтому необходимо сказать, чем не является стресс. Стресс — это не просто нервное напряжение (хотя нервное напряжение — тоже стресс). Этот факт сам Селье считает нужным подчеркнуть особенно. Многие спе­циалисты и даже отдельные ученые склонны отождествлять биологиче­ский стресс с нервной перегрузкой или сильным эмоциональным напряже­нием. Американский ученый Мейсон, являющийся одним из наиболее из­вестных исследователей психологических и патопсихологических аспектов биологического стресса, считает общим знаменателем всех стрессоров активацию физиологического аппарата, ответственного за эмоциональное возбуждение, которое возникает при появлении угрожающих или непри­ятных факторов в жизненной ситуации, взятой в целом... Но стрессовые ситуации присущи и низшим животным, вообще не имею­щим нервной системы, и даже растениям (Тигранян, 1988, с. 17).

Г. Селье (1982) полагает, что слово «стресс» пришло в английский язык из старофранцузского и средневекового английского и вначале

Глава 10. Состояния психического напряжения 245

I

произносилось как «дистресс». Затем первый слог исчез из-за смазы­вания или «проглатывания». Существует также точка зрения, что сло­во «стресс» произошло от латинского stringere — затягивать. Как бы то ни было, в самом слове не содержится ничего нового для обозначе­ния состояний человека. Новым был тот смысл, который в него вло­жил Селье.

В законченном виде учение о стрессе как об общем адаптационном синдроме при действии повреждающих агентов было сформулирова­но Селье, хотя и до него сходные явления наблюдали некоторые фи­зиологи и клиницисты. Так, У. Кеннон в 1914 г. описал нейроэндо-кринный феномен, который он назвал реакцией «бегства-защиты». Центральным органом, участвующим в этой реакции, является моз­говой слой надпочечников. Сама реакция рассматривается Кенноном как мобилизация организма, подготавливающая мышцы к действию в ответ на воспринимаемую угрозу. Этот механизм дает возможность индивиду либо бороться с угрозой, либо бежать от нее. Как указывает А. А. Виру (1980), в отдельных работах отечественных ученых раскры­ты механизмы неспецифической адаптации.

Так что у Селье были предшественники, и его учение о стрессе как общем адаптационном синдроме создавалось не на пустом месте.

Чем более модным становилось понятие «стресс», тем больше Се­лье отходил от первоначального понимания данного феномена. Эво­люция его взглядов хорошо показана в работе В. Я. Апчела и В. Н. Цы­гана (1999).

Авторы отмечают, что Селье трактует понятие «стресс» по-разно­му. Если в его первых работах под стрессом понималась совокупность всех неспецифических изменений, возникающих в организме под вли­янием любых сильных воздействий и сопровождавшихся перестрой­кой защитных систем организма, то в более поздних работах под стрес­сом стала пониматься неспецифическая реакция организма на любое предъявленное к нему требование, т. е. произошло упрощение данно­го феномена и соответствующего ему понятия. Очевидно, как и дру­гие ученые, Селье не устоял перед соблазном создать «всеобъемлю­щее и единственно правильное» учение, тем более что критики его первоначальной концепции усиленно подталкивали его к этому (то он не учел роль центральной нервной системы, то психического фак­тора, то мышечной нагрузки при занятиях спортом).

Первоначально Селье и его сотрудники уделяли внимание лишь биологическим и физиологическим аспектам проблемы стресса.

246 Раздел IV. Характеристика негативных психофизиологических состояний

Стадия 1. Тревога (возникает постоян­но на протяжении жизни)

Стадия 2. Сопротивление (возникает постоянно на протяжении жизни)

• Уменьшение размеров коры надпочечников

• Возвращение лимфатических узлов к нормальным размерам

• Выработка постоянного количества гормонов

• Сильное физио­логическое возбуждение

• Отпор со стороны парасимпатического отдела ВНС

• Стойкое отражение воздействия стрессора; сопротивление дальнейшим попыткам изнурить организм

Повышенная чувствительность к стрессу(если усиленное стрес­совое воздействие продолжается, запасы гормонов иссякают, наступает утомление и человек вступает в стадию 3)

Стадия 3. Истощение

Время

Рис. 10.1. Общий адаптационный синдром

'['* Набухание/дие-;; Функция шш; лимфатических!!! ^структур illl;• Увеличение 9111: количества \"Ш! гормонов в крови

• Истощение запасов приспособительных гормонов «Уменьшение способности сопротивляться воздействию

как изнача л ьн ых, так и любых новых стрессоров

• Аффективное состояние - зачастую это подавленность

• Болезнь

~Йа8уканив:к6ры '''

надпочечников

,• Набухание лимфа-

тических-уэлов

♦ увеличение количества л

ГОрМОНОЙ В ХрОВИ " • Щ

.» Реакция на специфичны^ стрессор • ^

♦ Выделение адреналина," связайнов с сильным ■ -' физиологическим [ возбуждением

и негативным

эмоциональным

состоянием

♦ Увеличение чувствительности к возросшей интенсивности стрессового воздействия

Повышенная расположен­ность к заболеванию {если стадия тревоги затягивается, тогда, начиная со стадии 2, "в"действие вводятся более сильные компоненты ОАС) ш,:

Глава 10. Состояния психического напряжения 247

Поэтому традиционным стало понимание стресса как физиологиче­ской реакции организма на действие отрицательных факторов, пред­ставляющих угрозу для организма. Стресс выражается общим адапта­ционным синдромом, проявляющимся независимо от качества пато­генного фактора (химический, термический, физический) и имеющим определенные стадии (рис. 10.1):

• реакция тревоги, во время которой сопротивление организма сна­чала понижается («фаза шока»), а затем включаются защитные механизмы («фаза противотока»);

• стадия устойчивости (резистентности), когда за счет напряжения функционирующих систем достигается приспособление организ­ма к новым условиям;

• стадия истощения, в которой выявляется несостоятельность за­щитных механизмов и нарастает нарушение согласованности жиз­ненных функций.

Ведущую роль в развитии общего адаптационного синдрома, по мнению Селье, играет эндокринная система, в частности гипофиз.

Важно отметить, что на первых этапах создания учения о стрессе Селье подчеркивал, что возникают не только функциональные изме­нения во внутренних органах, являющиеся обратимыми, но и морфо­логические необратимые изменения, т. е. серьезные заболевания. И то­му есть много доказательств, когда в результате психической травмы у человека возникает патология внутренних органов вплоть до онко­логических заболеваний.

Эти примеры показывают слабые места в первоначальной позиции Селье — отрицание ведущей роли центральной нервной системы в генезисе стресса, на чем настаивали отечественные ученые, пропове­довавшие идею центризма.

Постепенно, по мере изучения стресса, Селье пришел к пониманию в его развитии роли психологического фактора. Этому во многом спо­собствовали работы ученых, обобщавших опыт Второй мировой вой­ны. В публикациях все чаще стали появляться такие понятия, как «психический стресс», «эмоциональный стресс», что привело к раз­мыванию понятия «стресс», так как в их содержание стали включать и первичные эмоциональные реакции, возникающие при критических психологических воздействиях, и эмоционально-психические синдро­мы, порожденные телесными повреждениями, и аффективные реак­ции с сопутствующими им физиологическими механизмами (Китаев-Смык, 1983).

248 Раздел IV. Характеристика негативных психофизиологических состояний

В результате возникло смешение психофизиологического и физио­логического подходов к изучению стресса.

Первым попытался разграничить физиологическое и психологи­ческое понимание стресса Р. Лазарус (1970). Он выдвинул концепцию, согласно которой разграничивается физиологический стресс, связан­ный с воздействием реального физического раздражителя, и психи­ческий (эмоциональный) стресс, связанный с оценкой человеком предстоящей ситуации как угрожающей, трудной. Однако такое раз­деление тоже довольно условно, так как в физиологическом стрессе всегда есть элементы психического (эмоционального), а в психиче­ском стрессе не может не быть физиологических изменений. Речь, сле­довательно, должна идти скорее о причинах, вызывающих стресс (фи­зических и психологических), чем о различиях в наблюдающихся из­менениях в организме. В этом отношении более правомерна позиция В. Л. Марищука (1984,1995), считающего, что любой стресс является и физиологическим, и психическим (эмоциональным).

Стрессовая ситуация

На финальной стадии разработки своего учения Селье стал гово­рить о двух видах стресса — дистрессе, связанном с отрицательными эмоциональными реакциями, и эустрессе, связанном с положитель­ными эмоциональными реакциями. Это привело к тому, что в сферу данных понятий вошли все физиологические явления, включая и сон. Так, Селье пишет, что даже в состоянии полного расслабления спя­щий человек испытывает некоторый стресс и что полная свобода от

Глава 10. Состояния психического напряжения 249

стресса означает смерть. Мне же представляется, что такое толкова­ние означает смерть самого понятия «стресс».

Точка зрения-33

Классификация стресса и его определение представляют собой такую же проблему, как и его общая характеристика. Самым принятым является подразделение на физический и психический стресс согласно видам стрес­соров. Однако реакция организма всегда имеет общий характер, так что данное подразделение имеет лишь теоретическое и дидактическое значе­ние. Другая возможная классификация по факторам и условиям различа­ет стимулы, нарушающие гомеостаз, стимулы, нарушающие деятельность, и стимулы социального воздействия. Но это классификация причин стрес­са, а не собственно стрессов. Возможным критерием стресса является его интенсивность, но возникает проблема ее измерения и обозначения от­дельных степеней. В зависимости от воздействия стресса его подразделя­ют иногда на отрицательный (дистресс) и положительный (эвстресс). Це­лесообразным является подразделение стресса, согласно поведению ин­дивида, на активный и пассивный.

Разработанную классификацию представляет Суворова (1975). В зависи­мости от системы, на которую нагрузка оказывает преимущественное вли­яние, она подразделяет стресс на периферический и церебральный. Са­мым распространенным периферическим стрессом являются боль и реак­ция на нее — прежде всего гормональная. Церебральный стресс может относиться к первой или второй сигнальной системе. Стресс первой сиг­нальной системы, как правило, связан с органическими нуждами, и его реакция касается прежде всего вегетативной нервной системы. Стресс вто­рой сигнальной системы выражается в астенических эмоциях и, как прави­ло, вызывают его социальные стимулы (Гошек, 1983, с. 66—67).

Вполне естественно стремление исследователей найти какие-ни­будь границы стресса как психического (эмоционального) напряже­ния. По мнению Л. Леви (1970), эмоциональный стресс можно рас­сматривать как участок своеобразного континуума эмоциональных состояний, нижней точкой которого являются небольшие сдвиги фи­зиологического гомеостаза в условиях полного безразличия. Прият­ные и неприятные эмоции сопровождаются изменениями в уровнях физиологического гомеостаза.

В стрессовом состоянии, как отмечают С. Майер и М. Ланденсла-гер (Maier, Landenslager, 1985), в организме вырабатывается гормон кортизол, способствующий появлению дополнительной энергии (за счет расщепления белков) и поддерживающий уровень кровяного давления. Однако он ослабляет иммунитет, т. е. невосприимчивость

250 Раздел IV. Характеристика негативных психофизиологических состояний

Рис. 10.2. Стресс и вирусы, вызывающие простудные заболевания.

На диаграмме представлена зависимость количества испытуемых,

заболевших простудой после преднамеренного заражения пятью

различными вирусами, от уровня стресса.

Источник: New England Journal of Medicine

к инфекционным заболеваниям. Как следствие, в состоянии стрес­са или после него люди часто заболевают простудой, гриппом и т. п. (рис. 10.2).

В связи с этим говорить о том, что стресс полезен для организма, вряд ли правомерно, если иметь в виду действительно угрожающий уровень эмоционального напряжения, а не уровень, находящийся в пределах нормы и не представляющий никакой опасности, т. е. то, что обычно называется психическим напряжением. Такой «стресс» может рассматриваться и как полезное состояние. Так. Б. Карольчак-Бернацка (1983) считает, что в большом спорте стресс облегчает вы­полнение задания, он необходим для достижений на грани человече­ских возможностей. Именно поэтому, как пишет автор, возникает не­обходимость вызывать или поддерживать его в определенных типах действий. Собственно, ничего нового в подобных рассуждениях нет. Давно известно, что оптимальное эмоциональное возбуждение спо­собствует эффективности деятельности, а сверхоптимальное — ухуд­шает.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 508; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.082 сек.