Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

О сопротивлении злу силой




КОММЕНТАРИИ

Данная статья — это текст лекции, прочитанной И. А. Ильиным на собрании русской молодежи в Риге 9 марта 1931 г. Подготовлена к печасти Н. П. Полторацким. Впервые опубликована в мюнхенском журнала «Вече» (1984. № 16). Печатается по указанному изданию.

1 Идеолог русского революционного народничества, теоретик анархизма Михаил Александрович Бакунин (1814—1880) рассматривал государство как источник всех социальных зол и его ниспровержение считал ближайшей задачей революционного движения. По Бакунину, она достигается через мощный социальный взрыв в виде стихийно разрастающегося и все сметаю­щего на своем пути бунта угнетенных «низов». Носителями и движущи­ми силами этой разрушительной стихии выступают крестьянство, полу­пролетарские слои города и люмпены. Задача же революционеров за­ключается в том, чтобы бросить искру в уже готовый к взрыву социаль­ный материал.

2 Розанов Василий Васильевич (1856—1919) — русский философ, публицист, писатель, самобытный и оригинальный мыслитель. Его весьма об­ширное и многообразное творчество покоилось не на каких-то определен­ных философских принципах, общепринятых установках и взглядах, а на глу­боко личном восприятии мира. Оно несет на себе печать его трагической жизни с ее деликатными семейными проблемами, с острыми переживания­ми за судьбу России и русской нации, с сугубо индивидуальным, на грани ереси пониманием христианской веры, мучительными исканиями истины без оглядки на авторитеты. Увлечение Розанова вопросами пола, так раздра­жавшее И. А. Ильина, имеет свои объяснения. Однако Ильин не прини­мал их. В данном случае, упоминая Розанова, он неявно ссылается на его произведения «В мире неясного и нерешенного» (Спб., 1904) и «Люди лунного света» (Спб., 1911).

Справедливости ради необходимо отметить, что Розанов в своем творче­стве касался проблемы сопротивления злу, в частности, в работе «Еще о гр. Л. Н. Толстом и его учении о несопротивлении злу» (Русское обозрение. М., 1896. № 10. С. 497—507). См. об этом в сборнике «Роза­нов В. В. о Ф. М. Достоевском и гр. Л. Н. Толстом» (М., 1994).

3 Видимо, в данном случае сказалось эмоционально-негативное отноше­ние И. А. Ильина к творчеству Н. А. Бердяева, ибо Ильин невольно иска­жает мысли своего оппонента. В преданиях двуполые существа — гермафро­диты, андрогины — это мифические предки, соединяющие в себе мужские и женские признаки. В «Смысле творчества» Бердяев сознательно присое­диняется к учению об андрогине, восходящем к Платону (см. его диалог «Пир»), разделяет «бездонно глубокое учение Я. Бёме об андрогине и о Софии» и разграничивает понятия «андрогинизм» и «гермафродитизм»: «Но священная, мистическая идея андрогинизма имеет свое карикатурное подо­бие в гермафродитизме. Вывороченный наизнанку андрогинизм в «мире сем» принимает форму гермафродитизма. Но всякий гермафродитизм есть карикатурное уродство, подмена, лжебытие... опасная вульгаризация...» (Бердяев Н. А. Смысл творчества. М., 1989. С. 418.)

4 Булгаков Сергей Николаевич (1871—1944) — русский экономист, ре­лигиозный философ, богослов. В 1917 г. принял священство, с 1922 г. в эми­грации, жил в Париже. Следуя философским разработкам В. С. Соловьева, П. А. Флоренского, Н. А. Бердяева, Л. П. Карсавина, развивал учение о Святой Софии — Премудрости Божией, которое восходит к положению Платона о Душе мира, а в русской традиции связано с фундаментальной философской идеей всеединства и богословской проблемой соотношения Бога и Человека, их единения во Христе, отношений Божественного мира и тварного, земного. Сам Булгаков дает следующее краткое определение Софии: «София есть всеединство, полнота идеальных образов Логоса, кото­рым принадлежит и реальность, как Красота в Духе Св.» (Путь. Париж. 1933. № 41. С. 102).

Говоря о Булгакове, И. А. Ильин имел в виду его статью «Софийность твари. (Космодицея)» в журнале «Вопросы философии и психологии» в № 132 и 133 за 1916 г. Позже она вошла в булгаковскую книгу «Свет невечерний» (Сергиев Посад, 1917). Следует отметить, что «софиология» о. Сергия Булгакова позже, в октябре 1935 г., была осуждена Поместным архиерейским собором Русской зарубежной Церкви в Карловцах как «еретическое учение», а самому ему предлагалось «публично отречься» от своих взглядов по этому вопросу. Булгаков дал ответ митрополиту Евлогию и заявил о своем несогласии с таким определением (см.: Путь. 1936. № 50. Прилож. С. I—24).

В свое время Синод Русской Православной Церкви, возглавлявшейся патриархом Сергием (1867—1944), также высказал свое отрицательное отношение к этому учению.

В трудном споре о богословской проблеме Св. Софии, не имеющей апо­стольского предания, можно сказать одно: хотя это и ложное догматиче­ское мнение, однако оно не имеет пока широкого распространения, чтобы квалифицировать его как ересь.

5 Имеются в виду сторонники Young Men Christian Association (YMCA) — Христианской ассоциации молодых людей (янкменский — от «янг мен», первых двух слов английского названия). Это эмигрантская мо­лодежная организация, примыкавшая к Русскому студенческому христиан­скому движению (РСХД), в числе организаторов которого был Н. А. Бердя­ев. Он же долгое время занимал пост главного редактора издательства «YMCA-PRESS». Среди части эмигрантов YMCA слыла масонской органи­зацией.

6 Экосез — старинный шотландский народный танец, получивший с XVII в. широкое распространение как парный бальный танец.

7 Зеньковский Василий Васильевич (1881—1962) — русский философ, богослов. Родился в Проскурове Подольской губернии, окончил гимназию в Киеве. До 17 лет был церковным служкою, но под влиянием сочине­ний Д. И. Писарева, сделался ярым атеистом и радикалом. После 1903 г. по­степенно возвратился к вере. В 1916—1919 гг. профессор философии Киевского университета. В 1920 г. эмигрировал из России. В 1920—1923 гг. — профессор богословия и философии Белградского университета, в 1923— 1926 гг. — директор Педагогического бюро по зарубежным школьным делам в Праге, в 1927—1962 гг. — профессор Православного богословского ин­ститута в Париже. В 1942 г. был рукоположен митрополитом Евлогием в сан священника, позже стал протоиереем. Возглавлял Русское студен­ческое христианское движение. Написал двухтомную «Историю русской философии», в которой резко критически охарактеризовал воззрения И. А. Ильина, однако проблему о сопротивлении злу силой обошел мол­чанием.

8 Чернов Виктор Михайлович (1873—1952) — один из основателей партии эсеров, ее теоретик. В революционном движении — с конца 80-х гг. Участник Циммервальдской (1915) и Кинтальской (1916) международных конференций социалистических партий. Занимал пост министра земледе­лия во Временном правительстве. Председательствовал на Учредительном собрании. После его разгона вел антибольшевистскую деятельность, летом 1918 г. возглавлял Комитет членов Учредительного собрания в Самаре (Комуч), объявивший себя верховной властью на территории Поволжья. В 1920 г. эмигрировал.

9 Степун Федор Августович (1884—1965) — русский философ, мыслитель, ученый, писатель. В 1922 г. выслан из Советской России. В 1926—1937 гг. — профессор Дрезденского университета, с 1947 г. работал в Мюн­хене.

10 Mot d'ordre (фр.) — указание.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 273; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.