Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теоретические и методологические основы ИП и Э




Раздел

Содержание разделов и тем лекционного курса

Разделы дисциплины и виды занятий (тематический план)

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Межпредметная связь

Наименование дисциплины Раздел Тема    
         
Общая психология     Когнитивные процессы Ощущение, основы психофизики, понятие абсолютного и дифференциального порогов, восприятие, его особенности и свойства, память, виды и характеристики памяти, мышление, виды мышления, внимание, характеристики внимания, виды внимания.    
Высшая математика   Теория вероятности и математическая статистика Методы статистической обработки эмпирических данных,      
  Математическое моделирование Имитационное моделирование, теория массового обслуживания    
Психодиагностика     Диагностика функционального состояния, идеографические методики психодиагностики    
Теория систем и системный анализ     Физические основы и принципы работы электронных устройств ЭВМ; Теория систем и системный анализ, закономерности строения систем; Методы и модели теории систем, методики системного анализа, классификация систем и их роль в выборе методов моделирования и методик системного анализа.    
   
Основы прикладной информатики   Назначение и виды информационных систем (ИС); Документальные и фактографические ИС; состав функциональных и обеспечивающих подсистем ИС; модели и процессы жизненного цикла ИС; стадии создания ИС; Назначение и виды информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); технологии сбора, накопления, обработки, передачи и распространения информации;      

Дисциплина «Инженерная психология и эргономика» является важной для изучения дисциплины «Проектирование информационных систем». Полученные при изучении дисциплины знания, позволяют грамотно осуществлять анализ предметной области; формирование требований к ИС; методологии и технологии проектирования ИС.


Вид учебной работы Всего часов 1 семестр 2 семестр
   
Общая трудоемкость дисциплины      
Аудиторные занятия      
Лекции      
Практические занятия (ПЗ)      
Семинары (С)      
Лабораторные работы (ЛР)      
И (или) другие виды аудиторных занятий      
Самостоятельная работа      
Изучение теоретического курса (ТО)      
Курсовой проект (работа)      
Расчетно-графические работы      
Реферат      
И (или) другие виды самостоятельных работы      
Вид итогового контроля (зачет, экзамен)   зачет экзамен

 


3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

N п/п Раздел дисциплины Лекции Пз (или С) ЛР Самост. работа
  Модуль 1 Теоретические основы информационного взаимодействия в системе «человек-машина»        
  Раздел 1 Теоретические и методологические основы ИП и Э Тема 1 Предмет и задачи ИП и Э 0,5 0,5    
  Тема 2 Методы ИП и Э 0,5 0,5    
  Тема 3 Особенности и классификация системы человек-машина   0,5 0,5    
  Раздел 2. Психофизиологические и психологические основы деятельности оператора Тема 4. Деятельность оператора в системе человек-машина     0,5 0,5    
  Тема 5 Психофизиологические и психологические основы деятельности оператора.     0,5 0,5    
  Тема 6. Прием информации оператором   0,5 0,5    
  Тема 7. Принятие решений. 0,5 0,5    
  Тема 8 Ошибки человека-оператора и его надежность 0,5 0,5    
  Модуль 2 Проектирование и эксплуатация систем «человек-машина»        
  Раздел 3. ИП и Э основы проектирования и эксплуатации СЧМ Тема 9 Принципы эргономического анализа трудовой деятельности   0,5 0,5    
  Тема 10 Образ в системе психической регуляции деятельности 0,5 0,5    
  Тема 11. Анализ и синтез проектирования систем отображения информации, психологические факторы сложности   0,5 0,5    
  Тема 12 . Проектирование органов управления 0,5 0,5    
  Тема 13. Инженерно-психологические принципы создания и оценки системы человек-машина   0,5 0,5    
  Тема 14. Профессиональная подготовка человека-оператора, организация труда.   0,5 0,5    
  Раздел4 ИП и Э основы взаимодействия человека с компьютером Тема 15. Разработка (проектирование и создание) пользовательского интерфейса 0,5 0,5    
  Тема 16. Эргономика пользовательского интерфейса.     0,5 0,5    

 

Таблица 3.2.1

Содержание разделов и тем лекционного курса Объем в (часах)
Ауд. Сам.
Модуль 1 Теоретические основы информационного взаимодействия в системе «человек-машина» Раздел 1 Теоретические и методологические основы ИП и Э Тема 1 (2 часа) (0,05 кред) Предмет и задачи ИП и Э Определение понятий – эргономика, инженерная психология, система «человек — машина». Предметная область эргономики и инженерной психологии. Цели и задачи эргономики и инженерной психологии. Разработка теоретических основ проектирования деятельности человека-оператора с учетом специфики эксплуатации им технических систем и окружающей среды. Исследование закономерностей взаимодействия человека с техническими системами и окружающей средой, определяющих качество его деятельности. Формулирование принципов создания СЧТС и алгоритмов деятельности в ней человека-оператора. Выдвижение и проверка гипотез о перспективах развития труда человека и связанных с ним технических систем, факторов внешней среды. Создание методов исследования, проектирования и эксплуатации СЧТС, обеспечивающих ее безопасность, эффективность и удовлетворенность трудом работающего в ней человека. Разработка специфических категорий эргономики, отражающих особенности ее предмета, содержания и методов. Поиск, обнаружение и описание фактов, демонстрирующих связь качества труда человека с эргономическими параметрами технических систем и внешней среды. Проблематика инженерной психологии. Психофизиологическое направление инженерной психологии. Понятия работоспособности и надежности человека-оператора. Системотехническое направление инженерной психологии. эксплуатационное направление инженерной психологии. Профессиональная подготовка операторов для работы в СЧМ 0,5 8
Тема 2 (2 часа) (0,05 кред) Методы ИП и Э Общая характеристика методов. Психологические методы. из психологических методов являются наблюдение и эксперимент Методы наблюдение и эксперимент. Анализ характера ошибок, причин их возникновения. Метод опроса. Тестовые испытания. Физиологические методы. Электроэнцефалограмма. Электромиограмма. Кожно-гальваническая реакция. Электрокардиограмма. Электроокулограмма. Пневмограмма. Речевой ответ. Математические методы. Методы теории информации. теории массового обслуживания. Методы имитационного моделирования 0,5 8
Тема 3 (2 часа) (0,05 кред)Особенности и классификация систем «человек-машина» Понятие системы «человек - машина». Классификация систем «человек - машина». Целевое назначение системы. Особенность управляющих и обслуживающих систем. Характеристика «человеческого звена». Системотехнические комплексы. Важнейшие принципы системного подхода к изучению системы «человек - машина». Показатели качества систем «человек - машина». Быстродействие. Надежность. Безопасность. Степень автоматизации. Экономический показатель. Эффективность системы «человек - машина». Оператор в системе «человек - машина». 0,5 8
Раздел 2Психофизиологические и психологические основы деятельности оператора Тема 4 (2 часа) (0,05 кред)Деятельность оператора в системе «человек-машина» Психологические особенности операторской деятельности. Факторы влияющие на эффективность деятельности оператора. Этапы деятельности человека-оператора. Функциональные характеристики человека и машины. Структура операторской деятельности. Понятие информационной модели. Понятие концептуальной модели. Компонентный состав системы психической регуляции операторской деятельности. Средства операторской деятельности. Средства отображения информации. Органы управления. Рабочее место человека-оператора   0,5 8
Тема 5 (4 часа) (0,1 кред)Психофизиологические и психологические основы деятельности оператора Проявление психологических характеристик в деятельности. Формирование системы мотивов. Цель деятельности. Процесс формирования перцептивного образа. Особенности функционирования когнитивных процессов у человека-оператора. Характеристики работы анализаторов. 0,5  
Тема 6 (2 часа) (0,05 кред)Прием информации оператором Психофизиологическая сущность и структура трудовой деятельности. Основные этапы деятельности оператора: восприятие информации, оценка информации, ее анализ и обобщение на основе заранее заданных или сформированных критериях оценки. Распределение информации между воспринимающими каналами человека – оператора. Выбор канала восприятия в зависимости от вида информации 0,5 8
Тема 7 (2 часа) (0,05 кред)Принятие решений Особенности труда операторов в современных условиях. Основные режимы работы оператора. Общая схема (и основные этапы работы) деятельности оператора системы «человек-машина». Сущность и концептуальная схема принятия решений. Основные стратегии поведения в условиях принятия решения. Принятие решения как горячий когнитивный процесс. Оптимальное решение. 0,5  
Тема 8 (2 часа) (0,05 кред)Ошибки человека-оператора и его надежность Понятие ошибки. Концепция ошибки в теории деятельности. Анализ ошибочных действий. Ошибки и психические процессы. Операции, культура, язык. Ошибка и страх. Установление причин ошибки путем выдвижения гипотез и исключения версий. Надежность человека-оператора.   0,5 6
Модуль 2Проектирование и эксплуатация систем «человек-машина» Раздел 3ИП и Э основы проектирования и эксплуатации СЧМ Тема 9 (2 часа) (0,05 кред)Принципы эргономического анализа трудовой деятельности Категория деятельности. Пять классов операторской деятельности: Оператор-технолог, оператор-манипулятор, оператор-исследователь, оператор-руководитель. Функциональная структура исполнительных (перцептивно-моторных) действий. Исследование характеристик когнитивных компонентов. Функциональная структура познавательных действий 0,5  
Тема 10 (2 часа) (0,05 кред) Образ в системе психической регуляции деятельности Проблема образа как фундаментальная проблема психологии и ее значение в исследовании трудовой деятельности человека. Уровни психического отражения: сенсорно–перцептивный, представлений, вербально–логический. Проблема образа в инженерной психологии. Многообразие образной сферы человека-оператора: оперативный образ, "образ—цель", концептуальная модель управляемого объекта     0,5 8
Тема 11 (2 часа) (0,05 кред) Анализ и синтез проектирования СОИ, ПФС Теория и методология инженерно-психологического проектирования. Принципы системотехники. Методологическая основа проектирования системы человек-машина. Инженерно – психологические требования к системе человек-машина. Эта­пы проектирование системы человек-машина. Структура инженерно-психологического проектирования. Понятие психологических факторов сложности. 0,5 6
Тема 12 (2 часа) (0,05 кред) Проектирование органов управления Классификация органов управления. Общие инженерно-психологические требования к органам управления. Совместное расположение индикаторов и органов управления. Инженерно-психологические принципы построения систем ввода информации. 0,5  
Тема 13 (2 часа) (0,05 кред)Э и ИП принципы создания и оценки СЧМ Особенности проектирования системы человек-машина. Проектирование и моделирование деятельности оператора. Учет инженерно-психологических требований в процессе производства. Общие понятия об инженерно-психологической оценке. Проведение измерений в процессе инженерно-психологической оценки. Оценка соответствия техники инженерно-психологическим требованиям. 0,5 8
Тема 14 (2 часа) (0,05 кред)Профессиональная подготовка человека-оператора, организация труда. Профессиональный отбор операторов. Обучение операторов. Тренировка операторов. Организация групповой деятельности. Принципы формирования групп. Разработка режимов труда и отдыха. 0,5  
Раздел 4ИП и Э основы взаимодействия человека с компьютером Тема 15 (2 часа) (0,05 кред) Разработка (проектирование и создание) пользовательского интерфейса Понятие пользовательского интерфейса. Виды интерфейса. Эргономика аппаратных и программных средств вычислительной техники. Эргономические исследования и разработки средств ввода информации.   0,5 8
Тема 16. (4 часа) (0,1 кред)Эргономика пользовательского интерфейса. Эргономические стандарты, которые описывают требования к процессу и процедурам разработки и оценки пользовательского интерфейса, основной стандарт – ISO 9241. Понятие юзабилити. Методы юзабилити-исследования. Инженерно-психологическая экспертиза пользовательского интерфейса программного продукта. 0,5 8

 

 

Модуль 1 Теоретические основы информационного взаимодействия в системе «человек-машина»

 

Тема 1 Предмет и задачи ИП и Э 8,5ч. ( 0,5 – аудиторно; 8 – самостоятельно)

Определение понятий – эргономика, инженерная психология, система «человек — машина». Предметная область эргономики и инженерной психологии. Цели и задачи эргономики и инженерной психологии.

Разработка теоретических основ проектирования деятельности человека-оператора с учетом специфики эксплуатации им технических систем и окружающей среды. Исследование закономерностей взаимодействия человека с техническими системами и окружающей средой, определяющих качество его деятельности. Формулирование принципов создания СЧТС и алгоритмов деятельности в ней человека-оператора. Выдвижение и проверка гипотез о перспективах развития труда человека и связанных с ним технических систем, факторов внешней среды. Создание методов исследования, проектирования и эксплуатации СЧТС, обеспечивающих ее безопасность, эффективность и удовлетворенность трудом работающего в ней человека. Разработка специфических категорий эргономики, отражающих особенности ее предмета, содержания и методов. Поиск, обнаружение и описание фактов, демонстрирующих связь качества труда человека с эргономическими параметрами технических систем и внешней среды.

Проблематика инженерной психологии. Психофизиологическое направление инженерной психологии. Понятия работоспособности и надежности человека-оператора. Системотехническое направление инженерной психологии. эксплуатационное направление инженерной психологии. Профессиональная подготовка операторов для работы в СЧМ

 

Тема 2 Методы ИП и Э 8,5ч. ( 0,5 – аудиторно; 8 – самостоятельно)

Общая характеристика методов. Психологические методы. из психологических методов являются наблюдение и эксперимент Методы наблюдение и эксперимент. Анализ характера ошибок, причин их возникновения. Метод опроса. Тестовые испытания. Физиологические методы. Электроэнцефалограмма. Электромиограмма. Кожно-гальваническая реакция. Электрокардиограмма. Электроокулограмма. Пневмограмма. Речевой ответ. Математические методы. Методы теории информации. теории массового обслуживания. Методы имитационного моделирования

Тема 3 Особенности и классификация систем «человек-машина» 8,5ч. ( 0,5 – аудиторно; 8 – самостоятельно)

Понятие системы «человек - машина». Классификация систем «человек - машина». Целевое назначение системы. Особенность управляющих и обслуживающих систем. Характеристика «человеческого звена». Системотехнические комплексы. Важнейшие принципы системного подхода к изучению системы «человек - машина». Показатели качества систем «человек - машина». Быстродействие. Надежность. Безопасность. Степень автоматизации. Экономический показатель. Эффективность системы «человек - машина». Оператор в системе «человек - машина».

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 362; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.