Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исторические традиции в веб-искусстве




Понятно, что никакой глубокой истории веб-дизайн – столь молодое направление в

искусстве, находящееся еще на стадии полуремесла, – не имеет. Однако он имеет солидную

предысторию. Если судить по общим тенденциям развития веб-дизайна, то можно пророче-

ствовать, что он проходит непростой путь по трем этапам:

> традиция Запада;

> традиция Востока;

> традиция Атлантиды.

Полагаю, что кое-кто усмехнется, читая эти строки: еще бы, верить в существование

Атлантиды – признак несерьезности. Однако рано посмеиваться, термин «традиция Атлан-

тиды» употреблен с тайным смыслом. Традиция прагматичного Запада зародилась в Древ-

ней Греции, первой европейской цивилизации. Свое отчетливое выражение она нашла в

философии афинянина Сократа, который, если верить его ученикам Ксенофонту и Платону,

сформулировал принцип юзабилити: «Все хорошо и прекрасно по отношению к тому, для

чего оно хорошо приспособлено, и, наоборот, дурно и безобразно по отношению к тому, для

чего оно дурно приспособлено».9 Концепция юзабилити, то есть удобства на грани искус-

ства, достигла апогея в своем развитии в трудах Я. Нильсена и вряд ли продвинется дальше.

На этом западная традиция угасает, уступая место восточной.

И это логично! Ведь Нильсен и вслед за ним другие дизайнеры, которые интуитивно

следуют духу западной традиции, требуют достижения максимальной простоты при верстке

веб-страничек. Но простота бывает разной, очень часто она оказывается хуже воровства.

Понятно, что традиция зашла в тупик, выйти из которого не сможет. А вот дизайн смо-

жет, он станет развиваться в русле восточной традиции, а если говорить конкретнее – даль-

невосточной, поскольку сформировалась она в искусстве Индии, Китая, Японии и Юго-

Восточной Азии. Две ключевые формулы успеха, которые препятствуют превращению про-

стоты в воровство, носят японские названия ваби-саби и канзай-инжиниринг. На их основе

современные «вебисты» стремятся построить дао дизайна. Потолкуем об этом подробнее.

Ваби-саби. Если переводить суть японского принципа ваби-саби на язык европейцев

(и нас в том числе), у которых микрочипы вместо мозга, то получим императивную форму-

лировку: доступность и полнота информационного потока при минимуме изобразительных

и технических средств. Добиться этой цели можно лишь при одном непременном условии,

а именно – на ваби-саби нельзя смотреть как на одиночный принцип, ибо в действитель-

ности это целая философия, провозглашающая великую силу простоты. Информационный

поток со странички ресурса может быть достаточно силен, эффективен и может обладать

нужной пропускной способностью при минимальных технических и изобразительных уси-

лиях, но при максимальных усилиях созидательного духа и творческого мышления, подчи-

ненных философии ваби-саби. Созидательный дух и творческое мышление в их крепком

союзе помогают раскрыть магию простоты, когда отсечено все лишнее. Говоря откровенно,

здесь нет ничего заумного, непонятного европейцу. Не одни японцы такие, ведь мы, напри-

мер, не утратили способности восхищаться безрукой Венерой Милосской – и другой мы ее

себе не представляем, словно бы сам скульптор отсек от статуи все лишнее, оставив для

обозрения чистую гармонию.

Обычно изысканность простоты в ее интерпретации посредством философии ваби-

саби передают через образ сдвоенной сосновой иголки. Отыщите такую иголку, гуляя по

парку. Посмотрите на нее, положив на белый лист бумаги, посмотрите внимательно. Поста-

9 Вукс Т. История дизайна: от Сократа до Баухауза. – http://www.nundesign.com [эл. ресурс]

С. Н. Бердышев. «Искусство оформления сайта. Практическое пособие»

райтесь отключить все сторонние мысли, добейтесь ровного дыхания. У вас это получается

лучше, чем на приеме у психолога? Почему так? Да потому, что вы поддались обаянию про-

стоты, гармонии и естественности. Мало фигур, мало линий, но все живое, в меру яркое,

привлекательное в своей скромности, утонченности и незащищенности. Именно этим каче-

ствам должен отвечать дизайн странички, как понимают его приверженцы ваби-саби. Впро-

чем, ваби-саби относится к техничности искусства, но не к ее энергетике. Чтобы насытить

страничку позитивной энергией, добавить образам выразительности и динамичности, тре-

буется обратиться к другой восточной (тоже японской) доктрине – канзай, которая сегодня

приняла вид канзай-инжиниринга.

Канзай-инжиниринг представляет собой по сути дела философский фундамент сен-

сорной инженерии, берущий предметом изучения чувственное восприятие и эмоциональ-

ность. Ключевых принципов канзай только два – это традиционные символы японской куль-

туры: Ябусаме, верховой лучник, и Дзинба Иттай, старинное японское упражнение для

воина, когда требуется поразить мишень на полном скаку. Через символ Дзинба Иттай пере-

дается единство всадника и лошади в момент выстрела из лука. Таким образом, канзай про-

водит мысль, что поразить цель (завладеть вниманием юзера) реально лишь при полном,

стопроцентном совпадении векторов, которые мы придаем разным элементам сайта в ходе

создания последних. Однонаправленность всего: текста, шрифтов, графики, кода, контента

– вот залог успеха. При этом важно добиться активного эмоционального отклика посетителя.

Добиться такого отклика возможно путем комплексного воздействия на разные уровни

обработки внешней информации, присущие человеческой психике. Эти уровни американ-

ский психолог Д. Норман снабдил более привычными для западного человека медико-био-

логическими названиями: интуитивный, поведенческий и созерцательный уровни.

Интуитивный уровень – предварительный, когда реакция рождается автоматически

под влиянием подсознания и даже, отчасти, инстинктов. Именно на этом уровне («на автопи-

лоте») работает наша психика, заставляя мгновенно, без раздумий переходить по ссылочкам.

Поведенческий уровень – отчасти бессознательный, отчасти занимает область преддверия

сознания. Здесь рождаются решения, над которыми не приходится долго думать, поскольку

они продиктованы нашим опытом, тренировкой. Например, мы жмем на Escape, не заду-

мываясь, когда хотим прервать какую-нибудь операцию на ПК (если бы задумывались, то

поняли бы, что Escape еще ни одну операцию толком прервать не смог и вызывали бы сразу

диспетчер задач!). На сайте этому уровню соответствуют ай-стопперы – графические сиг-

налы, которые привлекают внимание к тому или иному контенту. Созерцательный уровень

– высший, на нем мы реально размышляем о выполняемых нами действиях, перерабатываем

информацию критически. Этот уровень отвечает за чтение и анализ контента.

Вот почему задача веб-дизайнера состоит в том, чтобы:

> удерживать и вести юзера, воздействуя на первый уровень восприятия;

> предлагать пользователю определиться с выбором, делая графические подсказки;

> завлечь интересным контентом, к которому привели адекватные подсказки, не обма-

нувшие ожиданий посетителя.

Попытки отыскать дао веб-дизайна привели к активному привлечению в эту область

технологий фэн-шуй и ваасту шастра, которые обучают, как аккуратно подбирать каждый

элемент пространства (в нашем случае – веб-узла и странички), чтобы одни гармонировали

с другими. Ваасту шастра представляет собой древнеиндийское искусство создания гармо-

нии стихий: земли, огня, воды и т. д. Сегодня стараниями С. Наранг оно трансформируется в

Web Vaastu. В. Нараян также отдает дань восточной философии, но делает акцент на потоки

энергии, протекающей через веб-страницы. Он справедливо полагает, что сайт, на котором

цвета режут глаз, музыка раздражает слух, а также тот, на котором слишком много инфор-

мации и нет порядка, не способен генерировать позитивный поток энергии жизни.

С. Н. Бердышев. «Искусство оформления сайта. Практическое пособие»

К сожалению, автор не знаком с индийской философией, а пересказывать здесь те

мысли, которые самому понятны слабо, означает заниматься профанацией и оглуплять окру-

жающих. Вот почему принципы веб фэн-шуй ниже будут изложены с позиций китайской

философии, поскольку ее учение о стихиях (у-син) мне хорошо известно, в том числе оно

неоднократно применялось мной в самых разных сферах деятельности.

Основу древнекитайской философии (даосизма и конфуцианства) составляют две тео-

рии: инь-ян и у-син. Рассматривать эти теории обособлено невозможно, это в корне неверно,

и в первую очередь порочность такого подхода очевидна при практическом использовании

философских положений. Согласно разным восточным доктринам позитивное восприятие

и понимание материалов сайта возможно при условии, если этот сайт пропускает через себя

поток энергии чи (в другой транслитерации – ци, цы). Существуют два рода чи – внешняя

и внутренняя. Внешняя чи поступает на сайт извне и складывается из двух родов потоков:

во-первых, в виде импульсов электрической энергии; а во-вторых, в виде информации из

информационного поля всемирной Сети и, в конечном итоге, информационного поля всей

человеческой культуры. Поступая на сайт, чи сталкивается с его материальным субстратом

чин. Чин осуществляет переработку внешней чи с ее трансформацией в чи внутреннюю.

Последняя в союзе с духом сайта шэнь, заложенным человеком-дизайнером, преобразует

исходный субстрат, придает ему свойства, которые позволяют нам говорить о новом чин.

Этот новый чин служит энергетическим каналом, через который на пользователя льется

поток информационной чи, преобразованной и обогащенной смыслом от шэнь.

Следовательно, при создании сайта дизайнер должен вложить в него смысл и дух –

шэнь, а также обеспечить оптимальное взаимодействие тех компонентов, которые соста-

вляют чин, материальный субстрат веб-узла. Гармоничное и, как следствие, продуктивное

взаимодействие компонентов сайта возможно при соблюдении требований, содержащихся

в теориях инь-ян и у-син. Теорию инь-ян в наш век чересчур далеко зашедшей сексуаль-

ной революции иногда ошибочно трактуют как исключительно теорию борьбы мужского и

женского начал и на практике сводят к даосской эротике и техникам тантрического секса.

На самом деле данная теория показывает универсальность взаимосвязей в мире. Инь сим-

волизирует собой материю, субстрат, внутреннее устройство. Ян (также пишут «янь», но это

неверная транслитерация) символизирует функцию материи, деятельность субстрата, внеш-

ние проявления объекта.

По причине своих неуничтожимых различий ян и инь пребывают в непрестанной

борьбе, но вместе с тем взаимно дополняют друг друга, а потому существование одного

немыслимо без существования другого. Вот почему в норме инь и ян объекта (в нашем слу-

чае – сайта) сбалансированы, то есть гармонично сочетаются и уравновешивают один дру-

гого. По своим свойствам и функциональному назначению все компоненты сайта подразде-

ляются на компоненты инь-типа (условимся называть их чжан) и ян-типа (назовем их

фу), смотря по преобладающему началу.

Задача чжан-компонентов сводится к тому, чтобы накапливать чи. Они аккумулируют,

хранят, перерабатывают и очищают энергию сайта в соответствии с установками шэнь. Сюда

относятся:

> HTML-код;

> информационное наполнение (контент).

Задача фу-компонентов сводится к тому, чтобы оптимизировать потребление и усвое-

ние чи. Эти компоненты в их совокупности нужно называть мастерской сайта по поглоще-

нию, усвоению, трансформации и выведению энергии. Сюда относятся:

> CSS-сценарии;

> скрипты;

> динамические эффекты;

С. Н. Бердышев. «Искусство оформления сайта. Практическое пособие»

> графика и цветовое решение;

> шрифты.

Взаимодействие между чжан и фу подчинено законам у-син, то есть законам сосуще-

ствования подвижных стихий (син в переводе означает «движение»). Всего существует

пять таких стихий, отчасти соответствующих пяти началам средневековой алхимии: земля,

дерево, огонь, металл, вода. Они связаны между собой родительскими отношениями, когда

один какой-то элемент играет роль материнского по отношению к последующему за ним,

сыновнему. Смысл понятия син состоит в том, что четыре наиболее динамичных элемента

сменяют друг друга циклично в последовательности «дерево – металл – огонь – вода», после

чего цикл повторяется. Пятая стихия, земля, не участвует в круговороте, но служит базисом

для движения, источником сил всех остальных (см. рис. 7).

Рис. 7. Круговорот стихий согласно учению у-син

Статичная земля, служащая основой для движения-син, в веб-дизайне представлена

html-кодом. Html-код служит тем неизменным фундаментом, который определяет свойства

как отдельных страничек, так и самого веб-узла. Код отчасти управляет пространством сайта

и страниц. Стоит поменять что-то в коде, как перед нами будет несколько иной ресурс.

Дерево рождается из земли и начинает великий круговорот син. Оно олицетворяет

такие понятия, как рождение, утро, восход солнца, восток. Стихии дерева соответствует

структура сайта как отражение концепции, идеи ресурса, как средство передать его инфор-

мационное наполнение. Дерево-структура склонно расти, ветвиться, усложняться; главная

задача его мощных ствола и ветвей – доносить живительную силу до листьев-страничек. И в

С. Н. Бердышев. «Искусство оформления сайта. Практическое пособие»

то же время листва вбирает в себя космическую энергию и поддерживает жизнь структуры,

направляет ее развитие: точно также активность посетителей обеспечивает обратную связь

и подсказывает, в каком направлении развиваться далее ресурсу. В ходе взаимодействия со

страничкой юзер как бы тестирует структуру узла, проверяет ее потенциал, юзабилити, аде-

кватность тематике сайта.

Огонь – это символ максимальной активности, он соответствует полдню, летнему

зною. Стихия огня представляет тему сайта, то есть цветовое решение и баланс (гармонию)

деталей странички. Это подвижная стихия, несущая в себе энергетику динамических эффек-

тов. Согласно логике у-син огонь приходит на смену дереву, пожирая его. В этом состоит

глубокий смысл восточной философии для веб-дизайна: огонь при избытке энергии может

разрушить до основания дерево, аналогично некорректный интерфейс и неадекватная пали-

тра способны исказить информационный поток со страничек либо даже вовсе сделать ресурс

непривлекательным.

Стихия огня сменяется стихией металла, потому что металл закаляется и крепнет,

забирая жар огня. Металл соответствует информационному наполнению, которое довлеет

над структурой сайта и цветом. Подлинно продуманная, качественная и удобная структура,

а также адекватно подобранный цвет – как для всего ресурса, так и для отдельного доку-

мента – возможны лишь за счет четкого тематического членения информации на контенты и

обеспечения необходимых ссылок между ними. Металл жесток, тверд: контент имеет огра-

ниченные пределы вариабельности. Можно сказать: «Пойдем вечером в кино!», а можно:

«Сгоняем на вечерний сеанс!». Содержание одинаково, но форма и внутреннее содержание

различны. Металлу, чтобы прорубиться к слушателю, нужна конкретная форма. На деловом

сайте, например, неуместен жаргон, который позволителен на сайте развлекательном, даже

если комментируется одно и то же общественное событие. Металл символизирует угасание,

поэтому хороший контент статичен.

Вода – это шрифты и графика. Стихия подвижна, изменчива, прихотлива. Она погло-

щает и трансформирует информацию, может погубить, а может передать в адекватном виде,

наиболее красочно и убедительно. Благодаря воде ветвится, растет, расцветает, зеленеет и

плодоносит дерево, то есть шрифты и графика на разумно построенном сайте должны облег-

чать навигацию, упрощать понимание структуры узла и указывать на переходы между стра-

ничками. Вода есть символ легко текучей речи, живого общения, вот почему именно шриф-

там и рисункам дано облегчать понимание информации. Вода способна разрушать металл.

Неправильно подобранный шрифт и неуместные картинки дисгармонируют с контентом,

искажают его, снижают способность юзера к адекватному восприятию текста. Вот почему

для прихотливой воды подвижность не означает высокой активности. Ручей может весело

играть на скалах тысячи лет, прежде чем разрушит хотя бы один валун.

Восстановление нарушенных связей и взаимодействий в вэб в соответствии с фэн-

шуй осуществляется несколькими базовыми приемами. В основу всех этих приемов поло-

жен закон «созидание, преобладание – разрушение, недостаток», который в отношении веб-

технологий можно сформулировать так: убрав лишнее, возмести ущерб. Заметим, что сей-




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 377; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.102 сек.