Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Как делать стихи. 3 страница




8) для веселостей планета наша мало оборудована;

9) не особенно планета наша для веселий оборудована;

10) не особенно планета наша для веселья оборудована;

11) планетишка наша к удовольствиям не очень оборудована;

 

и, наконец, последняя, 12-я –

 

12) для веселия планета наша мало оборудована.

 

Я мог бы произнести целую зищитительную речь в пользу последней из строк, но сейчас удовлетворюсь простым списыванием этих строк с черновика для демонстрирования, сколько надо работы класть на выделку нескольких слов.

 

К технической обработке относится и звуковое качество поэтической вещи – сочетания слова со словом. Эта «магия слов», это – «быть может, все в жизни лишь средство для ярко певучих стихов», эта звуковая сторона кажется также многим самоцелью поэзии, это опять-таки низведение поэзии до технической работы. Переборщенность созвучий, аллитераций и т.п. через минуту чтения создает впечатление пресыщенности.

 

Например, Бальмонт:

 

Я вольный втер, я вечно вею,

волную волны... и т.д.

 

 

дозировать аллитерацию надо до чрезвычайности осторожно и по возможности не выпирающими наружу повторами. Пример ясной аллитерации в моем есенинском стихе – строка:

 

где он, бронзы звон или гранита грань...

 

 

я прибегаю для аллитерации для обрамления, для еще большей подчеркнутости важного для меня слова. Можно прибегать к аллитерации для простой игры словами, для поэтической забавы; старые (для нас старые) поэты пользовались аллитерацией главным образом для мелодичности, для музыкальности слова и поэтому применяли часто наиболее для меня ненавистную аллитерацию – звукоподрожательную. О таких способах аллитерирования я уже говорил, упоминая о рифме.

 

Конечно, не обязательно уснащать стих вычурными аллитерациями и сплошь его небывало зарифмовывать. Помните всегда, что режим экономии в искусстве – всегдашнее важнейшее правило каждого производства эстетических ценностей. Поэтому, сделав основную работу, о которой я говорил вначале, многие эстетические места и вычурности надо сознательно притушевывать для выинрыша блеска другими местами.

 

Можно, например, полурифмовать строки, связать не лезущий в ухо глагол с другим глаголом, чтобы подвести к блестящей громкогромыхающей рифме.

 

Этим лишний раз подчеркивается относительность всех правил писания стихов.

 

К технической работе относится и интонационная сторона поэтической работы.

 

Нельзя работать вещь для функционирования в безвоздушном пространстве или, как это часто бывает с поэзией, в чересчур воздушном.

 

Надо всегда иметь перед глазами аудиторию, к которой этот стих обращен. В особенности важно это сейчас, когда главный способ общения с массой – это эстрада, голос, непосредственная речь.

 

Надо в зависимости от аудитории брать интонацию убеждающую или просительную, приказывающую или вопрошающую.

 

Большинство моих вещей построено на разговорной интонации. Но, несмотря на обдуманность, и эти интонации не строго-настрого установленная вещь, а обращения сплошь да рядом меняются мной при чтении, в зависимости от состава аудитории. Так, например, печатный текст говорит немного безразлично, в расчете на квалифицированного читателя:

 

Надо вырвать радость у грядущих дней.

 

 

Иногда в эстрадном чтении я усиливаю эту строку до крика:

 

Лозунг:

вырви радость у грядущих дней!

 

 

Поэтому не стоит удивляться, если будет кем-нибудь и в напечатанном виде дано стихотворение с аранжировкой его на несколько различных настроений, с особыми выражениями на каждый случай.

 

Сделав стих, предназначенный для печати, надо учесть, как будет восприниматься напечатанное, именно как напечатанное. Надо принять во внимание среднесть читателя, надо всяческим образом приблизить читательское восприятие именно к той форме, которую хотел дать поэтической строке ее делатель. Наш обычная пунктуация с точками, с запятыми, вопросительными и восклицательными знаками чересчур бедна и маловыразительна по сравнению с оттенками эмоция, которые сейчас усложненный человек вкладывает в поэтическое произведение.

 

Размер и ритм вещи значительнее пунктуации, и они подчиняют себе пунктуацию, когда она берется по старому шаблону.

 

Все-таки все читают стих Алексея Толстого:

 

Шибанов молчал. Из пронзенной ноги

Кровь алым струилася током...-

 

как –

 

Шибанов молчал из пронзенной ноги...

 

Дальше:

 

Довольно, стыдно мне

Пред гордою полячкой унижаться...-

 

читается как провинциальный разговорчик:

 

Довольно стыдно мне...

 

 

Чтобы читалось так, как думал Пушкин, надо разделить строку так, как делаю я:

 

Довольно,

стыдно мне...

 

 

При таком деления на полустрочия ни смысловой, ни ритмической путаницы не будет. Раздел строчек часто диктуется и необходимостью вбить ритм безошибочно, так как наше конденсированное экономическое построение стиха часто заставляет выкидывать промежуточные слова и слоги, и если после этих слогов не сделать остановку, часто бо’льшую, чем между строками, то ритм оборвется.

 

Вот почему я пишу:

 

Пустота...

Летите,

В звезды врезываясь.

 

 

«Пустота» стоит отдельно, как единственное слово, характеризующее небесный пейзаж. «Летите» стоит отдельно, дабы не было повелительного наклонения: «Летите в звезды», и т.д.

 

одним из серьезных моментов стиха, особенно тенденциозного, декламационного, является концовка. в эту концовку обычно ставятся удачнейшие строки стиха. Иногда весь стих переделываешь, чтобы только была оправдана такая перестановка.

 

В стихе о Есенине такой концовкой, естественно, явилась перефразировка последних есенинских строчек.

 

Они звучат так:

 

Есенинское –

 

В этой жизни умирать не ново,

Но и жить, конечно, не новей.

 

Мое –

 

В этой жизни помирать не трудно,

Сделать жизнь значительно трудней.

 

 

На всем протяжении моей работы всего стихотворения я все время думал об этих строках. Работая другие строки, я все время возвращался к этим – сознательно или бессознательно.

 

Забыть, что нужно сделать именно это, - невозможно никак, поэтому я не переписывал этих строк, а делал их наизусть (как раньше все и как теперь большинство из моих ударных стихотворений).

 

Поэтому не представляется возможным учесть количество переработок; во всяком случае, вариантов этих двух строк было не менее 50-60.

 

Бесконечно разнообразны способы технической обработки слова, говорить о них бесполезно, так как основа поэтической работы, как я неоднократно здесь упоминал, именно в изобретении способов этой обработки, и именно эти способы делают писателя профессионалом. Талмудисты поэзии, должно быть, поморщатся от этой моей книги, они любят давать готовые поэтические рецепты. Взять такое-то содержание, облечь его в поэтическую форму, ямб или хорей, зарифмовать кончики, подпустить аллитерацию, начинить образом – и стих готов.

 

Но это простое рукоделие кидают, будут кидать (и хорошо делают, что кидают) во все сорные корзины всех редакций.

 

Человеку, который в первый раз взял в руки перо и хочет через неделю писать стихи, такому моя книга не нужна.

 

Моя книга нужна человеку, который хочет, несмотря ни на какие препятствия, быть поэтом, человеку, который, зная, что поэзия – одно из труднейших производств, хочет осознать для себя и для передачи некоторые кажущиеся таинственными способы этого производства.

 

Вроде выводов:

 

1. Поэзия – производство. Труднейшее, сложнейшее, но производство.

2. Обучение поэтической работе – это не изучение изготовления определенного, ограниченного типа поэтических вещей, а изучение способов всякой поэтической работы, изучение производственных навыков, помогающих создавать новые.

3. Новизна, новизна материала и приема обязательна для каждого поэтического произведения.

4. Работа стихотворца должна вестись ежедневно для улучшения мастерства и для накопления поэтических заготовок.

5. Хорошая записная книжка и умение общаться с нею важнее умения писать без ошибок подохшими размерами.

6. Не надо пускать в ход большой поэтический завод для выделки поэтических зажигалок. Надо отворачиваться от такое нерациональной поэтической мелочи. Надо браться за перо только тогда, когда нет иного способа говорить, кроме стиха. Надо вырабатывать готовые вещи только тогда, когда чувствуешь ясный социальный заказ.

7. Чтобы правильно понимать социальный заказ, поэт должен быть в центре дел и событий. Знание теории экономии, знание реального быта, внедрение в научную историю для поэта – в основной части работы – важней, чем схоластические учебнички молящихся на старье профессоров-идеалистов.

8. Для лучшего выполнения социального заказа надо быть передовым своего класса, надо вместе с классом вести борьбу на всех фронтах. Надо разбить вдребезги сказку об аполитическом искусстве. Эта старая сказка возникает сейчас в новом виде под прикрытием болтовни о «широких эпических полотнах» (сначала эпический, потом объективный и, наконец, беспартийный), о большом стиле (сначала большой, потом возвышенный и, наконец, небесный) и т.д. и т.д.

9. Только производственное отношение к искусству уничтожит случайность, беспринципность вкусов, индивидуализм оценок. Только производственное отношение поставит в ряд различные виды литературного труда: и стих, и рабкорскую заметку. Вместо мистических рассуждений на поэтическую тему даст возможность точно подойти к назревшему вопросу поэтической тарификации и квалификации.

10. Нельзя придавать выделке, так называемой технической обработке, самодовлеющую ценность. Но именно эта выделка делает поэтическое произведение годным к употреблению. Только разница в этих способах обработки делает разницу между поэтами, только знание, усовершенствование, накопление, разноображивание литературных приемов делает человека профессионалом-писателем.

11. Бытовая поэтическая обстановка так же влияет на создание настоящего произведения, как и все другие факторы. Слово «богема» стало нарицательным для всякой художественно-обывательской бытовщины. К сожалению, борьба эта часто велась со словом, и только со словом. Реально налицо атмосфера старого литературного индивидуального карьеризма, мелких злобных кружковых интересов, взаимное подсиживание, подмена понятия «поэтический» понятием «расхлябанный», «подвыпивший», «зубылдыга» и т.д. Даже одежда поэта, даже его домашний разговор с женой должен быть иным, определяемым все его поэтическим производством.

12. Мы, лефы, никогда не говорим, что мы единственные обладатели секретов поэтического творчества. Но мы единственные, которые хотим вскрыть эти секреты, единственные, которые не хотят творчество спекулятивно окружить художественно-религиозным поклонением.

 

Моя попытка – слабая попытка одиночки, только пользующегося теоретическими работами моих товарищей словесников.

 

Надо, чтобы эти словесники перевели свою работу на современный материал и непосредственно помогли дальнейшей поэтической работе.

 

Мало этого.

 

Надо, чтоб органы просвещения масс перетряхнули преподавание эстетического старья.

 

 

 

Статья "Как делать стихи?", написанная, по всей вероятности, в марте-мае 1926 года, - своеобразный итог литературно-критической деятельности Маяковского. Она направлена против шаблона и штампа в поэзии и литературной критики. Сам поэт неоднократно подчеркивал ее ярко выраженный полемический характер. "Мной написана книжка на тему "Как делать стихи?", - сообщал он в предисловии к отрывку статьи, напечатанному в газете "Заря Востока" 5 июня 1926 года. - В этой книге я стараюсь подойти к поэзии не как свалочному месту для древностей - ямбов, хореев, сонетов и т.д., а как к живому производственному процессу. Одним из основных моментов поэтического произведения является "социальный заказ". Во второй части моей книги... я стараюсь обосновать это понятие на живом факте писания одного из стихотворений".

...по всем шенгелевским правилам... Шенгели Г.А. (1894-1956) - поэт, переводчик, литературовед, автор ряда "учебных руководств" для писателей.

...они составлены... - Маяковский говорит о книгах М. Бродского "Руководство к стихосложению", Г. Шенгели "Как писать статьи, стихи и рассказы", Н. Греча "Учебная книга российской словесности, или Избранные места из русских сочинений и переводов в стихах, и прозе, с присовокуплением кратких правил риторики, и пиитики, и истории российской словесности" и Н Абрамова "Полный словарь русских рифм" (Русский рифмовник)".

Мы стали злыми и покорными... - Маяковский неточно цитирует стихотворение З. Гиппиус "Сейчас".

Викжель - Всероссийский исполнительный комитет союза железнодорожников.

Герои, скитальцы морей, альбатросы... - строфа из стихотворения В.Т. Кириллова (1890-1943) "Матросам".

"Сии стихи..." - неточная цитата из "Учебной книги российской словесности..." Н. Греча.

"Развлечение" - еженедельный иллюстрированный журнал.

В тот день тебя... - Маяковский цитирует стихотворение Б. Пастернака "Марбург", несколько изменяя приводимую строфу.

Милый, милый, смешной дуралей... - из поэмы С. Есенина "Сорокоуст" (1920).

Небо - колокол, месяц - язык... // Маять моя - родина, // Я - большевик... - из стихотворения "Иорданская голубица" (1918).

Сосновский Л.С. (1886-1937) - экономист, журналист, литературный критик, выступал простив Маяковского с резкими статьями.

...кроме его, главным образом, за разросшийся вокруг него имажинизм. - В первые годы после революции Есенин был связан с группой русских имажинистов (А. Мариенгоф, В. Шершеневич, А. Кусинов и др).

Потом Есенин уехал... - Есенин был за границей в Западной Европе и Америке в 1922 - первой половине 1923 года.

ВАПП - Всероссийская ассоциация пролетарских писателей.

...утром газеты принесли предсмертные строки... - Есенин покончил жизнь самоубийством 27 декабря 1925 года. Его предсмертной стихотворение "До свиданья, друг мой, до свиданья...", которой цитирует Маяковский, впервые было опубликовано в "Красной газете" (вечерний выпуск) 29 декабря.

...откуда это неподходящее слово взял и Безименский. - Маяковский, по всей вероятности, имеет в виду стихотворение А. Безименского "Встреча с Есениным".

Но такого злого хулиганства... - из стихотворения А. Жарова "На гроб Есенина".

Начиная с Когана... - Литературный критик П.С. Коган в связи с самоубийством Есенина написал несколько статей, а также произнес в Академии художественных наук и в Доме печати речь, опубликованную затем в журнале "Печать и революция". Все эти выступления были выдержаны в панегирических тонах.

..."блохи все не плохи..." - несколько измененные слова Луки из пьесы М. Горького "На дне".

...книжонками Крученых... - В 1926 году, ко времени написания статьи, А. Крученых выпустил три брошюры о Есенине: "Гибель Есенина", "Есенин и Москва кабацкая", "Черная тайна Есенина".

Напостов. - Напостовцы - писатели и критики, группировавшиеся вокруг журнала "На посту".

"Неделя" - повесть Ю. Либединского (1898-1959), рассказывающая о революционной борьбе коммунистов одного из уездных городов Урала.

"Лепестки" - литературный сборник, составленный из произведений рабочих. Маяковский цитирует стихи из пьесы наборщика Грина "Карманьола".

...радимовские поросята... - Речь идет о стихотворении П.А. Радимова (1887-1967) "Свиное стадо".

...обрушившись на опошливающих есенинскую работу... - По воспоминаниям, Маяковский перед чтением с эстрады стихотворения "Сергею Есенину" говорил: "Вскоре после смерти Есенина в помещении Художественного театра состоялся вечер его памяти. На фоне тощей, надломившейся березки выступали с "прочувствованными" речами ораторы. Затем Собинов тоненьким голоском запел: "Ни слова, о друг мой, ни вздоха, мы будем с тобой молчаливы...", хотя молчалив был только один Есенин, а Собинов продолжал петь. Вся эта обстановка произвела на меня удручающее впечатление" (Лавут П.И. "Маяковский едет по Союзу").

Доронин И.И. (1900-1978) - поэт. Его поэма, о которой говорит Маяковский, называется "Тракторный пахарь" (1926).

Не придет он так же вот... - из стихотворения И.П. Уткина "Курган" (1926).

Мы ветераны... - неточная цитата из стихотворения Эмиля Верхарна "Мор" в переводе В. Брюсова.

..."быть может, все в жизни лишь средство..." - из стихотворения В. Брюсова "Поэту" ("Ты должен быть гордым, как знамя...").

Я вольный ветер, я вечно вею... - из стихотворения К.Д. Бальмонта (1867-1942) "Снежные цветы", входящего в лирический цикл "Воздушно-белые".

Шибанов молчал... - из баллады А.К. Толстого "Василий Шибанов".

Конец формы

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 272; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.075 сек.