Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Манипуляция сознанием




ВВЕДЕНИЕ В ПРОБЛЕМУ.

 

Конечно, гораздо приятнее было бы написать ликующий рапорт о том, сколько библиотек за последний отчетный период открылось во вновь построенных храмах, или как увеличились объемы продаж литературы в церковных лавках. Но не будем обманываться, а посмотрим на качество предлагаемых книг.

 

«Нашему сложному в духовном отношении времени дано милостью Божией великое утешение – в изобилии издается и беспрепятственно распространяется духовная литература. Уже изданы и переизданы почти все известные творения святых Отцов Церкви, жития мучеников и подвижников, произведения догматического, аскетического, катехизического направления. Практические издано все, что только можно издать. Но и среди этого несомненного блага, среди этого моря духовных сокровищ Церкви, можно встретить книги резко чуждые всему духовному опыту Церкви. Эти книги тем опаснее, что претендуют быть чуть ли не учебниками духовной жизни. Можно сказать, что такие книги – подводные камни в море духовной литературы. Они могут превратить, – перефразируя святителя Игнатия Брянчанинова, – церковные книжные лавки из пристаней спасения в пучины погибели» Игумен Игнатий (Душеин) и Иерей Алексей Махетов [1].

 

К сожалению, издание лжедуховной литературы давно приняло массовый характер. И осознание того, что она продается не где-нибудь, а за свечным ящиком, наполняет сердце горечью и гневом.

 

Здесь будет кратко изложен главный тезис всей статьи. Если читатель добросовестно с ним ознакомится, то одним только этим убережет себя и паству от многих и великих бед, даже если дальше читать не станет (например, по недостатку времени).

 

Все мы знаем, что такое прогресс. В русле мировой общепринятой идеи прогресса, в верности которой, кажется, никто здравомыслящий сомневаться не может, нам следует предпочитать более современных духовных писателей их предшественникам. Потому что они более современные, а прогресс носит поступательный во времени характер. Бессознательно мы так и делаем, таковых и ищем. Кажется, спорить не о чем, да вот беда. Предложенный вывод является ложным.

В самом деле, как посчитает верующий христианин, Спаситель, говоря о Своем втором пришествии «Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле»[2] пошутил или как? Или когда предупреждал о мерзости запустения[3] на святом месте, разыгрывал нас что ли? Если мы верующие, мы по крайней мере должны доверять словам Господа. Процесс, приводящий человечество к такому плачевному духовному состоянию, назван в богословской науке апостасией, т.е. всеобщим и всемерным отступлением от единственно верного пути, который предлагает нам Господь. Поэтому в области духовной жизни благодаря апостасии будет только регресс. Всё более поздние церковные писатели в массе своей (а в пределе, начиная с какого-то момента, и все из них), будут всё более деградировать и предлагать всё более далекие от христианства лжедуховные опусы.

Вот и всё, главный тезис статьи изложен. Кто предупрежден, тот вооружен[4]. Далее в статье рассказывается, как научиться эти опусы распознать.

 

Священнику. Конечно, при изложении основного тезиса допущен ряд неявных упрощений. Но в том-то и ценность простоты, что она обнажает суть вещей. Говоря академически, следовало бы упомянуть, что основная задача Церкви, а, значит, и всех ее членов – донести евангельское откровение до человека, используя культурный язык своего времени и не теряя при этом самого откровения. Там, где умножается беззаконие, преизобилует благодать, которую человек волен принять или не принять. И речь, таким образом, идет не о тривиальном регрессе, а о постепенном смещении динамического равновесия «положительных» и «отрицательных» церковных писателей и их писаний из-за неверного человеческого произволения. Однако самый принцип и конечный результат процесса от этого не меняются. А мы, хоть и много ученых слов потратили, всего лишь повысили незначимую вариативность ценой затенения основной мысли.

 

Мирянину. Сам прогресс, как какой-то процесс, в котором совершенствуется жизнь, мы считаем несомненным фактом. А точнее, прогрессом считаем постепенное увеличение наслаждений жизнью на основе НТР и постепенное уничтожение неравенства в распределении этих наслаждений на основе демократических завоеваний (да хоть коммунистических). В перспективе же - выработка у человека все новых потребностей и способов наслаждения, и их последовательное удовлетворение. И так до бесконечности.

На самом деле прогресс - это такой процесс изменения жизни, в котором достигается общая цель мироздания. Понять смысл прогресса означает понять эту конечную цель мироздания и уяснить, каким образом прогресс мировой жизни ведет к ее достижению. В понимании конечной цели мироздания христианство опирается на хранимое в своих недрах богооткровенное знание, согласно которому прогресс заключается в процессе разделении добра и зла. Действующими лицами прогресса являются существа, обладающие свободой воли (личности). Как-то: Бог, человек, Ангелы и наконец падшие ангелы со своим начальником. В окончательном разделении добра и зла человек участвует своим свободным (необусловленным) действием (выбором). Известно, что разделение добра и зла будет таково, что все большее количество людей будет выбирать зло. Так будет происходить до той поры, пока возможно будет сохранять и воспроизводить учение о спасении. Когда эта возможность будет утеряна[5], человеческой истории незачем будет больше быть, а мирозданию - незачем существовать. Времена исполнятся, история закончится.

 

Понятия прогресса духовного и прогресса мирского несводимы друг к другу, но обозначаются одним и тем же термином. В этом состоит один из основных обманов нашего времени. Впрочем, слово «обман» слишком грубое и режет наш цивилизованный слух, намекая нам на то, что мы не так уж умны, раз нас провести можно, поэтому назовем обман ученым словом манипуляция [6].

 

Миссионерская литература.

Мы, христиане, суть царственное священство… Все христиане исполняют миссию распространения истинной Церкви… Ой ли? Ну пусть значение слов Апостола о царственном священстве позабыто (ибо толкования требует). Но ведь не всех посылал Спаситель учить народы, а только избранных, а именно Апостолов. Это же прямо в Евангелии написано. Вот я, мирянин, если не буду специально заниматься миссионерской деятельностью, что мне за это на Страшном Суде будет? А ничего. Тщание же или разгильдяйство священника (преемника Апостолов) в его посмертной участи будет иметь собою вечные последствия.[7] А между тем, трудности по милости Господа невелики. Требуется лишь заинтересовать человека, и так ищущего Бога безо всяких миссионеров[8], а заинтересовав, снабдить правильными методическими материалами. Литературой то есть.

 

Священнику. Автор этой статьи, в бытность свою новоначальным, не встретил священников, которые порекомендовали бы почитать письма святителя Феофана Затворника или «Душеполезные поучения» аввы Дорофея. Никто не познакомил с понятиями «святые отцы и столпы Церкви», consensus patrum или «слишком твердая для духовных младенцев пища». Зато на втором месяце церковной жизни пришлось услышать, что «Лествица» и «Невидимая брань» написаны только для монахов и мирянам читать их не следует, в трудах Серафима (Роуза) нет Христа, а главный эксперт в духовной жизни это… Борис Гребенщиков. О «Добротолюбии» было узнано и вовсе случайно, из жития преп. Серафима, рекомендованного «злой бабушкой в платочке», благодаря тому, что отец будущего святого регулярно читал «Добротолюбие», и об этом было упомянуто в житии. Да что там говорить, сам святитель Игнатий Брянчанинов (!) был открыт только благодаря интернету.

Что же предлагалось к прочтению? Из безобидного – «евангелие» от «Фомы» и Т. де Шарден. Они названы безобидными потому, что при первом же знакомстве вызывали ощущение бреда и легко отторгались. Но были вещи и посложнее. Более чем достаточно было предложено новых и новейших религиозных писателей, с их пустым морализаторством, псевдоинтеллектуальным языком и пространными бессвязными текстами, фрустирующими неустоявшееся религиозное сознание. Сейчас-то понятно, что эти писатели являются представителями «нового религиозного сознания». А тогда ушло несколько лет, в течение которых растерянный новичок продирался через мутный поток псевдохристианских источников. Продирался сопровождаемый не благожелательной помощью, а насмешками в стиле «нашелся еще Максим Исповедник тут».

И вот, несколько лет потрачено на разгребание опаснейшей радиоактивной помойки. Что же мы видим, заходя в церковную лавку или библиотеку? На полочках аккуратно расставлены все те же авторы, на преодоление которых ушли годы, а духовный вред, полученный от их прочтения, чувствуется и доныне. Мало того, и других авторов, еще горше первых, прибавилось. ТВ «Союз» и радио «Радонеж» многократно исподтишка по-диссидентски осмеяны. Митрополита Иллариона (Алфеева), этого многогранного гения нашего времени, священники моложе него называют «парнишкой». Записей великолепных миссионерских передач Святейшего Патриарха Кирилла в бытность им руководителем ОВЦС, словно бы не существует в природе.

 

Миссионеры рекомендуют литературу. Во всяком случае, должны рекомендовать после того, как смогли заинтересовать. У нас сейчас печатают что угодно, на суперправославных суперобложках изображаются купола, колокола, кресты, иконы и все что захочешь (простейший прием манипуляции сознанием через образ; простейший, но как работает!).

Представляется, что миссионеры и катехизаторы обязаны честно предупредить свою аудиторию об имеющейся проблеме и не только рекомендовать правильную, духовно чистую литературу, но предостерегать и, подчеркнем особо, решительно открещиваться от разрушительной. Но как в ней самим разобраться?

 

 

«…рассудительность, исследуя все мысли и дела человека, отлучает и отстраняет всякое зло и неугодное Богу дело и удаляет от него всякое обольщение» авва Антоний




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 280; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.