Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ошибки




Обилие стилистических и даже орфографических и грамматических ошибок тоже важный признак того, что книга издавалась без корректора, а значит, в сомнительном издательстве.

Признак псевдоправославности - постоянные игры с приставками: вместо бес- пишется без- (такая своеобразная «борьба с бесами»), вместо «исцеление» - «иЗцеление». Очень любят в таких книгах лепить не к месту заглавные буквы: Старец, Отрок, Царь-Искупитель, Апостасия, Глобализм, Зверь и прочее.

Оглавление.

Затем следует обратиться к оглавлению книги, посмотреть названия глав, разделов. Должно насторожить частое употребление восклицательных знаков, необоснованное обилие цитат из Библии, упоминания «пророчеств», «шестёрок», «инн», «целительства», «даров от Бога», отрицание церковной иерархии, частое упоминание антихриста, конца света, призывы к покаянию в цареубийстве. Вообще, если оглавление оставляет впечатление возбуждённости, нездоровости, то это серьёзный аргумент против книги.

Можно полистать и книгу, но сходу лишь опытный глаз поймает несоответствия Православному учению. Если в книге есть фотографии, то следует к ним приглядеться, часто лжедуховные фото как-то себя выдают: или «иконами» Гришки Распутина, или ряжеными «архиереями» и «иереями» с бандитскими рожами, или безумными глазами очередной «пророчицы».

 

Как этим пользоваться?

Очень важно знать все перечисленные критерии. Помнить их важно, почаще приводить на ум, чтобы не дай Бог не забыть, поскольку вокруг нас в достатке имеется лжеучителей, лженаставников, лжестарцев, лжебогословов, лжеписателей. И одновременно, этими критериями надо пользоваться правильно, со вниманием и опаской, иначе можно нанести себе большое повреждение.

 

Мирянину. Не для того они даны, чтобы кормить чувство собственной важности – «а я-то еще ничего по сравнению с этими…». Конечно нет. Надо спокойно, трезво и твердо отсеять негодные источники и оберегать от них прихожан и будущих прихожан.

 

Если литература не отвечает критериям, необходимо отбрасывать ее. Не только не использовать в своей миссионерской и катехизаторской деятельности, но деятельно стараться уберечь от нее прихожан.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

Может быть, в статье читателю предлагается что-то необычное, новое, чего Церковь раньше не знала? Отнюдь, у Церкви богатый опыт отсечения от себя инородных учений. Церковь, если угодно, с этого и начала, сформировав канон Писания. Так что ничего особенного не предлагается, кроме верности Матери.

 

Православие хранит учение о неизбежности постепенного ухудшения состояния мира вследствие отступления человечества от Христа и христианских начал жизни. Слова Спасителя о Его грядущем Втором пришествии, когда «пришед, найдет ли Он веру на земле» (Лк. 18: 8), говорят о времени оскудения веры по всей земле. С оскудением веры произойдет и оскудение светильников святоотеческой мысли. Насколько близко к нам во времени находятся последние святые, опыту которых в прочтении и понимании Св. Писания можно доверять? Преподобный Симеон Новый Богослов в Х в. говорил: «Молитвами и слезами умоли Бога послать тебе руководителя бесстрастного и святого. Исследуй и сам Божественные Писания и особенно деятельные писания святых отцов, чтобы, сравнивая с ними то, чему учат тебя учитель и настоятель, мог ты, как в зеркале, видеть, насколько они согласны между собой, и затем согласное с Писаниями усвоять и удерживать в мысли, а несогласное, рассудив добре, отлагать, чтобы не прельститься. Ибо знай, что в эти дни много явилось прелестников и лжеучителей». Святитель Игнатий Брянчанинов цитирует святого Григория Синаита, который в XIV веке «решился сказать, что в его время вовсе нет благодатных мужей, так сделались они редки... Тем более в наше время делателю молитвы необходимо наблюдать величайшую осторожность. Богодухновенных наставников нет у нас!»

 

Думается, для нашего времени будет благоразумным предположить, что от времен святителей Феофана Затворника и Игнатия (Брянчанинова) в поисках преемственности святоотеческой традиции дальше Оптинских старцев удаляться или не следует, или необходимо делать это с величайшей осмотрительностью, когда предполагаемый преемник красной нити ничего не утверждает от себя, твердо стоя на плечах своих великих предшественников.

Это означает, что если учителями будем брать себе новых, а не старых – беда, деградируем. Бога ради, отцы и братья, не идите на поводу у моды. Пожалуйста, будьте «отсталыми» и «косными замшелыми ретроградами». Люди вам только спасибо скажут.

 

Перед будущими поколениями встанет непростая задача определения святоотеческой преемственности для своего времени. И можно только порадоваться, что решать эту задачу придется не нам.

 

С уважением,

системный администратор hramvidnoe.ru, missionary.su,

Ульянов Андрей Михайлович

Контактная информация.

[email protected]

 

 

P.S. Автор выражает глубочайшую благодарность засл. проф. МДАиС, д.б. А.И.Осипову, одна из лекций которого (курс МДС 2006-2007 гг. «Критерии истинности») легла в основу этой статьи.

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ (ПРИМЕРЫ).

 

 

Просим ознакомиться с несколькими наиболее яркими примерами авторов и произведений, не отвечающих святоотеческим критериям ведения правильной духовной жизни.

 

«Старец» Порфирий Кавсокалевит (Евангелос Баирактарис).

«Видел» откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис) так, как оно есть. В Греции Порфирия вот-вот канонизируют. Каково учение старца Порфирия о духовной жизни? Оказывается, «два пути ведут нас к Богу: путь суровый и утомительный, с суровыми сражениями против зла, и легкий путь посредством любви. Многие люди избрали суровый путь, и «пролили кровь, чтобы принять Дух», доколе не достигли великой добродетели. Я нахожу, что самый краткий и верный путь - это путь любви. Им следуйте и вы...». Что же это за легкий, краткий и верный путь любви, который так искусительно противопоставляется о. Порфирием пути суровых сражений против зла? Его путь, действительно, «легкий»: «Не боритесь за то, чтобы изгнать тьму из клети своей души. Проделайте маленькое отверстие, чтобы проник свет, и тьма исчезнет. То же в отношении страстей и немощей. Не воюйте с ними, но преображайте в силу, презирая зло... Не нужно ни диавола бояться, ни ада, ничего. Должна царствовать любовь ко Христу... Оставьте все немощи, чтобы не узнал о них супротивный дух и не стал мучить вас и погружать в уныние. Не делайте никаких усилий к тому, чтобы освободиться от них… И не говорите: «Боже мой, освободи меня от того-то», — например, от гнева, тоски. Не хорошо молиться или думать о какой-либо определенной страсти… Не сражайтесь с искушением напрямую, не просите, чтобы оно ушло, не говорите: «Убери его, Боже мой![49]».

 

«Богом данная» Макария.

Одним из ярких образцов псевдоправославной литературы является книга о схимонахине Макарии Темкинской Г.П. Дурасова под названием «Богом данная». «Мне Господь страдания дал выше благодати, - говорила она мне. - Такие муки не даны ни кому. А я страдаю и сама не знаю за кого». См. статью игумена Игнатия (Душеина) и иерея Алексея Махетова «Книга о схимонахине Макарии Темкинской «Богом данная»[50].

 

Наставник молитвы Иисусовой.
Жизнеописание старца Харалампия Дионисиатского.

 

старец Харалампий   святитель Игнатий (Брянчанинов)
     
«Первое упражнение заключается в том, чтобы произносить молитву устами вслух, причем как можно более отчетливо и быстро. Но будь внимателен. Когда мы проговариваем молитву, приходит сатана и обрушивает на наш ум целый ворох помыслов и мечтаний. Когда новоначальный произносит молитву про себя в уме, нападки лукавого удушают ее. Но если ты быстро-быстро произносишь ее устами, сатане не так-то просто успеть посредством различных помыслов ввергнуть тебя в рассеяние... Итак, начинаем первый урок. Я дам тебе эти четки-трехсотницу, и с вечера ты вместе с нами совершишь бдение. Будешь читать девять четок Спасителю: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя» и три — Божьей Матери: «Пресвятая Богородица, спаси мя». Протянув двенадцать четок, начинай новый круг…После того как были протянуты первые несколько четок, некоторая сладость мало-помалу стала проистекать из гортани и ощущаться на языке и губах. Она напоминала сладчайший леденец, с той разницей, что последний через пять-десять минут рассасывается. Эта же сладость не умолялась, скорее, наоборот, увеличивалась, так что молодой человек с чувством великой благодарности непрерывно повторял Божественные слова молитвы. Не прошло и часа, как он (юноша) закончил первые двенадцать трехсотиц (3600 молитв - менее секунды на каждую молитву!). В конце четвертого круга (14,4 тыс. молитв!) его душа внезапно затрепетала от слез славословия и благодарения…»     «Первоначально положи себе произносить сто молитв Иисусовых со вниманием и неспешностью. Впоследствии, если увидишь, что можешь произнести больше, присовокупи другие сто. С течением времени, смотря по надобности, можешь и еще умножить число произносимых молитв. На неспешное и внимательное произнесение ста молитв потребно времени 30 минут... Не произноси молитву спешно... делай после каждой молитвы краткий отдых и тем способствуй уму сосредоточиваться. Безостановочное произнесение молитвы рассеивает ум»... «Новоначальным должно заниматься молитвой понемногу, но часто, чтобы сохранить вкус к молитве и не произвести в уме утомления, от которого происходит оставление молитвы»... «Существенными принадлежностями этой молитвы должны быть: внимание, заключение ума в слова молитвы, крайняя неспешность при произнесении ее и сокрушение духа»  

 

 

См. статью засл. проф. МДАиС, д.б. А.И. Осипова «Об истинном и ложном в духовной жизни[51]», опубликованную в Официальном вестнике Талдыкурганского благочиния Астанайской и Алмаатинской епархии.

 

«Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть[52]»

Архимандрит Софроний (Сахаров).

Написал книжку «Видеть Бога как Он есть». Тайнозритель св. Апостол Иоанн Богослов говорит: «Бога не видел никто никогда[53]». Но что он понимает, этот поэт, по сравнению с нашим-то Софронием!

 

 

архим.Софроний «Видеть Бога как Он есть»   свт. Игнатий (Брянчанинов) Собрание писем
     
Мой путь, мои опыты по характеру своему, вероятно, не совсем обычны.   … я воспитан учением Святых иноков и от всякого пути особенного устраняюсь. Путем особенным, по особенному избранию и призванию Божию может идти угодник Божий, что случается очень редко. Наиболее путем особенным идут или находящиеся в самообольщении, или направившиеся к самообольщению. Нам должно держаться вдали и в осторожности от всех, идущих путем особенным, загадочным.  
В начале этого страшного, но все же благословенного периода преобладала безнадежная скорбь в молитве, сопровождавшейся нередко ощущением огня. Природу сего Огня я не узнавал; да и не искал я ему объяснения…   Не ошибитесь! человеческого разгорячения не сочтите действием Божественного огня. – Пишет святитель Игнатий – Многие ошиблись и впали в пагубное самообольщение. Из состояния разгоряченного возникли бесчисленные заблуждения и наполнили лжеучениями землю. За этими мрачными облаками скрывается от мира Солнце правды.
Бывало, света, как такового, я не видел, и, однако, мой взор проникал в абиссальные[54] глубины. Душа в болезненном отчаянии взывала к Богу…     В умном делании, в самом покаянии, должно избегать чрезмерности. Надо делать в великой тихости. Правильность такого делания свидетельствуется миром, приносимым душе.
Описываемое мною время отчаянного покаяния… Мой грех против Его любви предносился мне в своей кошмарной сущности… Молитва принимала форму томительного отчаяния… В моих безумных молитвах я бывал несдержанным, даже дерзким…   Они тотчас влекутся и влекут читателей своих к высотам недоступным для новоначального, заносятся и заносят. Разгоряченная, часто исступленная мечтательность заменяет у них все духовное, о котором они не имеют никакого понятия. Эта мечтательность признана ими благодатию… Где разгорячение, – там нет истины, оттуда не может произойти ничего доброго, ничего полезного: тут кипит кровь, тут дымится и строит воздушные замки лжеименный разум. Кротость и смирение, которых действие сопровождается каким-то тонким хладом, но потом является в бесчисленных благих плодах, – свидетели неподдельного, истинного, божественного добра

 

 

архим.Софроний «Видеть Бога как Он есть»   молитва Франциска Ассизского о двух милостях
     
Господь страдал за всех нас. Его страдания воистину покрывают все болезни истории нашей по падении Адама. Чтоб познать как должно Христа, и нам самим необходимо включиться в его страдания и пережить все, если возможно как и он сам. Так и только так познается Христос – Истинна.     Первая - это чтобы я мог пережить все те страдания, которые, Ты, Сладчайший Иисусе, испытал в Твоих мучительных страстях. И вторая милость - это, чтобы я мог почувствовать ту неограниченную любовь, которою горел Ты, Сын Божий.
Мы не умаляем жизненной силы жертвы Христа, но разделяем ее, соучаствуем в ней, живем всю ту же реальность (видимо англоговорящий автор имел ввиду: переживаем всю ту же реальность). Отсюда как бы урок нам: каждый из нас должен молиться за мир, искупляя его нашими молитвами. Так познается Бог.   Во время этой молитвы... передо мной явились два больших света. Один, в котором я узнал Создателя, и другой, в котором я узнал самого себя…

 

 

Ну что тут сказать. Оказывается, Бог - Христос познается не на путях исполнения Его заповедей (чистые сердцем Бога узрят), а на путях сострадания Ему (нервно-психического напряжения нравственных сил – Боженьку надо пожалеть, посочувствовать Ему). Ничего благодатного здесь нет, ибо в таком сострадании (сompassio) Христу нет той истинной любви, о существе которой Господь прямо сказал Сам: «кто соблюдает заповеди Мои, тот любит Меня» (Ин. 14;21). Потому подмена борьбы со своим ветхим человеком мечтательными переживаниями «сострадания» является одной из тяжелейших ошибок в духовной жизни, которая приводила и приводит многих подвижников к самомнению, гордыне - очевидной прелести, нередко связанной с прямыми психическими расстройствами.

 

Об искуплении мира нашими молитвами и говорить не хочется, но сказать надо. Речь идет о хорошо разработанной в католицизме идее соискупления. Поскольку католицизм не знает онтологической сути и смысла жертвы Христовой (исправление Богом принятой на Себя человеческой природы как таковой через её совершенствование страданиями), постольку римское богословие самонадеянно полагает, что сострадающий Христу является соискупителем мира. Ни больше, ни меньше.

Вот куда нас зовет авторитетнейший в определенных кругах современный подвижник с туманного Альбиона.

 

См. так же статью протоиерея Михаила Ходанова «Книга «Видеть Бога как Он есть» архимандрита Софрония (Сахарова) в свете святоотеческой традиции», опубликованную в журнале МДА «Духовная жизнь», а так же статью иером. Игнатия (Душеина) «Абиссальные глубины – о произведениях архим. Софрония (Сахарова)», вошедшую в библиотечку по семинарскому курсу МДС.[55]


[1] Цензурный комитет Нижегородской духовной семинарии, статья «Книга о схимонахине Макарии Темкинской «Богом данная», http://www.nds.nne.ru/content/30

[2] Лук.18:8

[3] Матф.24:15, Мар.13:14

[4] Современному церковному писателю дозволяется лишь актуализировать неизменное учение о духовной жизни, выработанное святыми аскетами под водительством Утешителя, рассматривать и опровергать современные нападения на святоотеческое наследие, защищать, осмыслять и популяризировать его. К сожалению, эта тема находится за рамками статьи, и мы не можем уделить ей столько внимания, сколько она требует.

[5] Откр.12:6

[6] Наш современник, желающий жить с открытыми глазами, должен хорошо изучить книгу С. Кара-Мурзы «Манипуляция сознанием». Книга содержит потрясающие вещи.

[7] Ни проф. Осипов не поможет, ни митрополит Антоний Сурожский, парадоксально сошедшиеся в вопросе антиномии геенны.

[8] Евр.11:6

[9] Мало того. Устраивают презентации этих сомнительных грибочков, посвящают грибникам, которые их собрали, семинары и круглые столы, важность деятельности которых всячески превозносят. Коротко говоря, рекламируют грибочки самым навязчивым и безапелляционным образом.

[10] Свт. Иоанн Златоуст, беседы о покаянии.

[11] См. пример видновского благочиния www.hramvidnoe.ru/docs/

[12]«Без епископа нет Церкви, где епископ, там должен быть и народ, так же как где Иисус Христос, там и соборная Церковь» Иоанн Богоносец, К смирнянам, гл. VIII. Отец Иустин Попович, крупнейший современный богослов, особо истолковывал эту истину, говоря, что Церковь – епископоцентрична. В то же время, «если, например, патриарх или митрополит или епископ будет еретик, и такой, который всенародно проповедует ересь, открыто учит еретическим догматам, то отделяющиеся от него, кто бы они ни были, не только не будут достойны наказания, но и должны быть удостоены чести, как православные, удаляющиеся общения с еретиками» Иоанн Зонара.

[13] Вот, например, образец, имеющий реальную миссионерскую (завлекающую) ценность, принадлежащий одному авторитетному миссионеру, но насколько прав автор? «Быть может разница в богопознании религиозных гениев, таких как Франциск, Тереза, Экхард (католические мистики), святой Серафим (Саровский) и людей обыкновенного уровня заключается в том, что для последних встреча с Богом была подобна мгновенной вспышке молнии, за которой нередко вновь наступает мрак, а первые всем своим существом приобщились божественной жизни и сами становились ее носителями. Следуя по пути проложенному созерцанием, индийские брахманы приходят к тому же, к чему приходили все мистики, в какое бы время и в каком бы народе они не жили. Яджньявалка и Будда, Плотин и Ареопагит, Мейстер Экхард и Григорий Палама, каббалисты и Николай Кузанский, Яков Бёме, Рейсбрук и множество других ясновидцев Востока и Запада, все они, как один, свидетельствуют, что там нет ни добра ни зла, ни света, ни тьмы. В священном мраке, скрывающем основу основ, они ощутили реальность Сущего, Абсолюта. Страшная, непереносимая тайна! Эту Бездну трудно даже назвать Богом. Великий германский мистик Экхард именует Абсолютное Начало божеством. За пределами всего тварного и ограниченного мистическому оку открылась реальность, которую Лао-Дзы называл дао, Будда – нирваной, каббалисты – энсофом, христиане – божественной сущностью, усия, божеством» прот. А. Мень.

[14] Каково? «Поелику человеческая природа отвращается от ядения невареного мяса, а между тем надобно было, чтоб через принятие Тела и Крови Христовых человек соединился со Христом, то, чтобы гнушающийся таким явством человек не отвергнулся сего соединения, Бог по снисхождению Своему, Собственную Плоть и Кровь Свою дает верующим в пищу и питие под прикрытием хлеба и вина» из "Исповедания православной веры" Киевского митрополита Петра Могилы.

[15] Преподобный Петр Дамаскин продолжает «… видение грехов своих, бесчисленных, как песок морской». Но это даже страшно прибавлять, чтобы не травмировать читателя, уж ладно, без песка морского хотя бы.

[16] Подобно блаженной Анжеле или Терезе Авильской. Прости, Господи.

[17] Чистые сердцем Бога узрят. А как очиститься? Каковы признаки, что очищение началось, что мы на правильном пути богопознания? Каждое воскресенье Святые Дары потребляем? Так ведь Иуду Искариота Сам Христос причастил… Или может мы и так Бога «зрим как Он есть»?

[18] Не грехов. Грех – это то, что я уже сделал. Страсти внутри: вот я готов убить этого человека, но убить-то не удается, греха я не сделал, убийства, но есть страсть убийства – я убийца уже внутри себя. Вот в чем разница, грех – это то, что уже сделано, а речь идет об обнаружении скрытых болезней, страстей.

[19] Псалом 103 стих 25.

[20] Ничего себе невелико! Да если бы нам показали человека, стяжавшего непрестанную молитву Иисусову, мы бы, наверное, туфлю ему целовать бросились. А Сысой не согласен.

[21] А еще невелико потому, что Иисусову молитву превращают в бездумный машинальный шлягер, и привыкают к ней, как иные привыкают к нецензурной брани.

[22] Преп. Иоанн Лествичник

[23] См. статью «Миссионерский Вестник» №хх от хх.хх.хх «О любви и встрече. Духовность модернизма – какая прелесть!»

[24] 1 Иоан.4:20

[25] утренняя молитва преп. Макария Великого

[26] свт. Игнатий Брянчанинов

[27] преп. Симеон Новый Богослов

[28] И не трогайте такового, иначе получите по полной программе: нашелся еще духовный тут.

[29] «Смысл христианской жизни состоит в том, чтобы наполниться Духом Святым, сделаться единоприродным с Господом, соединиться с Ним». прот. А. Уминский «Литургия как центр жизни христианина». В этой же книге автор утверждает богочеловечество человека, реальное участие в Царстве Божием тех, кто присутствует на Литургии, и немало других удивительных вещей.

[30] 1 Кор. 7, 23

[31] преп. Нил Сорский

[32] Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: "...Некоторые клирики нашей Церкви..., претендуя на роль неких "старцев",...непременным и единственным условием спасения...объявляют полнейшее подчинение себе тех, кто прибегает к их руководству, превращая их в неких роботов, не могущих без благословения такого "старца" совершить любое дело, каким бы незначительным оно не было. Человек, таким образом, лишается той благодатной свободы воли, которая дарована ему Богом. Для подтверждения своей правоты они неправомочно используют ссылки на творения святых отцов, профанируя их великое делание и извращая само понятие старчества... То гипертрофированное значение, какое придается в младостарческих приходах личности священника, пагубно сказывается и на богослужебной жизни... Нездоровая зависимость новообращенных от личности младостарца порождает искаженные формы приходской жизни... Искажения пастырской деятельности...имеют серьезные экклезиологические последствия... Происходящее в связи с этим разрушение церковного сознания... формирует в Церкви течение..., в котором теряется Дух, созидающий богослужебные и организационные формы Православия, наполняющий и животворящий их..." Из Определения Священного Синода РПЦ от 28 декабря 1998года: Указать священникам, несущим пастырское служение, на недопустимость принуждения или склонения пасомых, вопреки их воле, к следующим действиям и решениям: принятию монашества; несению какого-либо церковного послушания;...вступлению в брак; разводу или отказу от вступления в брак, за исключением случаев, когда брак невозможен по каноническим причинам; отказу от супужеской жизни в браке;...отказу от участия в выборах или от исполнения иных гражданских обязанностей; отказу от получения медицинской помощи; отказу от получения образования; трудоустройству или перемене места работы; изменению местожительства (п.1);...Особо указать на недопустимость для пастырей вмешиваться в вопросы, связанные с выбором жениха или невесты кем-либо из пасомых, за исключением случаев, когда пасомые просят конкретного совета (п.3);...Особо подчеркнуть, что принятие монашества является делом личного выбора христианина и не может совершаться "по послушанию" тому или иному духовнику (п.4);...Настаивая на необходимости церковного брака, напомнить пастырям о том, что Православная Церковь с уважением относится к гражданскому (т.е. зарегистрированному в органах ЗАГС) браку, а также к такому браку, в котором лишь одна из сторон принадлежит к православной вере, в соответствии со словами ап. Павла: "Неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим (1 Кор.7;14) (п.6);...Напомнить пастырям о необходимости особого целомудрия и особой пастырской осторожности при обсуждении с пасомыми вопросов, связанных с теми или иными аспектами их семейной жизни (п.8);... Напомнить православной пастве о том, что советы духовника не должны противоречить Священному Писанию, Священному Преданию, учению Святых Отцов и каноническим установлениям Православной Церкви; в случае же расхождения таковых советов с указанными установлениями предпочтение должно отдаваться последним (п.12).

[33] Современному читателю игумен Никон известен по сборнику духовных писем «Нам оставлено покаяние».

[34] Свт. Игнатий Брянчанинов.

[35] «Помни последняя твоя, и вовек не согрешишь» - Иисус сын Сирахов. (Сир. 7, 39)

[36] Матф.6:31-33, Лук.12:29-31

[37] обзорно здесь: http://www.missionary.su/beginners/4.htm

[38] Иоан.8:44

[39] Мф 6, 22-23

[40] Писания преподобного отца Иоанна Кассиана пресвитера к десяти посланным к епископу Леонтию и Елладию собеседованиям отцов, пребывавших в скитской пустыне. Второе собеседование аввы Моисея. О рассудительности.

[41] Там же.

[42] Митрополит Сурожский Антоний (Блум): «Я помню, как я был смущен, когда Николай Зернов мне сказал пятьдесят лет назад: "Вся трагедия Церкви началась со Вселенских Соборов, когда канонизировали те вопросы, которые должны быть оставлены открытыми". Сейчас я думаю, он был прав, но тогда я ужаснулся. Это не значит, что Вселенские Соборы ошибались, но они выражали ту точку зрения, к которой пришли... И с тех пор богословы достигли определенных вещей...».

[43] Игумен Петр (Мещеринов): «… из Отцов сделали – уж не знаю, чуть ли не идолов, по которым мы непременно должны “равняйсь – смирно”, поэтому они не убедительны для человека, который заведомо не принял установку на их сверхобязательную авторитетность» (http://www.pkrest.ru/n-5/05-5.html)

[44] Увы, мы рады этой мысли и спешим согласиться с ней. Такой подход нравится нашему ветхому человеку, которого мы должны искоренить.

[45] Которые и скрывают учение отцов в хитросплетениях своих бесстыдных словес.

[46] Это строгий термин, см. С. Кара-Мурза, Манипуляция сознанием, М.: Эксмо, 2010, с. 280

[47] Возьми у дедушки ключ на 12, он в багажнике.

[48] подразделы Обложка, Выходные данные и аннотация, Ошибки и Оглавление – взяты из статьи священника Алексия Плужникова «Как выбрать православную книгу (советы цензора)» http://www.psevdo.net/index.php?go=Pages&in=view&id=95

[49] цитаты по «Старец Порфирий Кавсокаливит. Житие и слова».Малоярославец, 2006, стр. 204

[50] Антираскол.ру, http://www.anti-raskol.ru/pages/776

[51] http://www.tald-blag.kz/node/684

[52] 1 Ин. 3, 2

[53] Иоанн 1, 18,

[54] абиссальные – значит «глубоководные»

[55] http://pravlib.ru/dogmatika74.htm, http://www.pkrest.ru/n-23/23-12.html




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 386; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.073 сек.