Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть 1 1 страница




 

Себастьян Кнейп, католический приходской священник и целитель, родился 17 мая 1821 в Германии, в Штефансриде (Stephansried) при Оттобойрне (Ottobeuren).
С малых лет он должен был сидеть за ткацким станком и работать в поле. Вместе с работой он посещал деревенскую школу и получал уроки от своего начитанного отца. В 21 год он зарабатывал себе на жизнь работой в полях и уходом за животными. В это время капеллан Матиас Меркле в Оттобойрне (позднее Аугсбург) готовил его к гимназии, куда 23-летний Кнейп и был принят.
В гимназии Диллинген своими превосходными показателями он добился того, что его допустили к изучению теологии (богословия) ранее, чем через 4 года после начала обучения. Все бы хорошо, да на втором году обучения в гимназии он заболел "кровохарканьем". Эта болезнь легких так ухудшилась в 1849, что мюнхенский студент Кнейп по книге J.S. Hahn " Учение о силе и действии свежей воды в человеческом теле, особенно больном..." начал применять водные процедуры на себе. Наибольшего успеха он добился купанием в по-зимнему холодном Дунае. Вылечивающийся Кнейп (к тому времени стипендиат мюнхенского Георгианиума) воодушевил заниматься водными процедурами одного студента, страдающего болезнью легких.
После недолгой деятельности в качестве капеллана третьего ранга в Бибербахе при Аугсбурге, Кнейп в 1854 году в Боосе при Меммингене получил почетное имя "Cholerakaplan" за то, что он бесстрашно принимал участие в уходе за больными холерой.
В этом же году его перевели в Аугсбург, и он получил там свой первый выговор за незаконное занятие нетрадиционной медициной. В 1855 последовало назначение на пост духовника (исповедника) монастыря Доминиканок в Верисхофене (Woerishofen). Кнейп работал в монастырской школе девочек, преподавал в Верисхофене и турецком общежитии, основывал школы, реформировал монастырское сельское хозяйство, писал трактаты о земледелии и пчеловодстве, консультировал крестьян, собирал и проверял действие лечебных трав.
Монастырская кухня стала на многие годы купальней, в которой Кнейп испытывал на себе обливания и ванны. До тех пор, пока в 1889 не создал купальный институт (Badeanstalt). Не имея никаких теоретических наработок, Кнейп развивал систему водолечения из ступеней точно рассчитанных температурных и водяных раздражителей, которые вызывают сильные изменения в распределении крови как у здоровых, так и у больных. Он проверял точную реакцию принимающих лечение и утверждал после этого план терапии. Много раз изменял он свою систему в сторону смягчения. Из простого лечения холодной водой (Kaltwasserkur) за три десятилетия возникла дифференцированная гидротерапия. К этому добавились применения лечебных трав для добавления в ванну, чаи или питьевой тур и определенные схемы питания для простых крестьян.
Терапия и профилактика были для него равнозначны: "Что лечит болезни, может сохранить и здоровье". Он не делал разделения между пастырской деятельностью и терапией. Многие его успешные излечения тяжелых болезней, возможно обусловливались самовнушением. Он часто советовался с врачами. На популярный лад делал он доклады о своем воззрении на лечение и болезни, позже писал об этом книги (1886 "Мое водяное лечение", 1889 «Так вы должны жить", 1891 "Советы по уходу за детьми в здоровых и больных днях", "Советчик для больных и здоровых"). Поездки с докладами по разным странам Европы, пожертвования благодарных пациентов и книги принесли значительный доход. Почти 1 млн. нем. марок пожертвовал Кнейп для благотворительных целей. Он сам жил аскетически просто и не использовал ничего из доходов для себя.
В последние десять лет своей жизни Кнейп был одной из известнейших личностей Европы. Десятки тысяч ищущих здоровья из многих стран и всех слоев общества стекались в Верисхофен, который из крестьянской усадьбы превратился в лечебницу и получил собственный железнодорожный узел.
Но не все было так просто, как могло показаться. В 1886 вышла заметка окружного врача о вреде водолечения. Кнейпу пришлось оправдываться перед судом и духовным начальством. Но справедливость восторжествовала, Кнейп был оправдан.
В 1881 он получил пост местного священника, в 1893 был провозглашен папским тайным казначеем. Папа Лео принял его в 1894 на личную аудиенцию. До самой смерти занимал Кнейп свой духовный пост и посвящал себя больным людям. Он покинул этот мир 17.06.1897 в Верисхофене.
В 1894 двадцать пять врачей из Верисхофена организовали Общество Кнейповских врачей. Сегодня в Германии почти 1000 врачей состоит в этом обществе.


К ЧИТАТЕЛЮ
Применение воды с гигиенической, профилактической и лечебной целями восходит своими истоками к временам глубокой старины (Ассирия, Вавилон, Древний Египет). Не будет преувеличением утверждение, что водолечение — один из самых древних методов лечения. В современной медицине бурное развитие инструментальной диагностики, удивительные достижения хирургии, медикаментозной терапии, изменившие основы лечебного процесса, характер и течение заболеваний, отодвинули водолечение на второй план: сегодня и больные, и, что еще прискорбнее, врачи используют и назначают лечение водой крайне ограниченно. Практически оно забыто. Между тем и тысячелетия эмпирического применения, и современные данные медицинской науки указывают на несомненную эффективность водолечения, чаще как одного из дополнительных видов терапии, но порой имеющего и самостоятельное значение.
Следствием невнимания к водолечению явилось отсутствие литературы по этому вопросу, что в свою очередь тормозило его применение. Поэтому издание книги С. Кнейп «Мое водолечение» следует только приветствовать. Несмотря на то, что написана она 100 лет тому назад, ее содержание актуально и сегодня. Живой язык, ясность, логичность изложения делают чтение книги весьма захватывающим. Разумеется, не все положения автора, особенно касающиеся механизма действия водолечения, можно принять безоговорочно. Тем не менее читатель найдет для себя немало ценных мыслей о здоровье и предложений, как закалить свое тело.
Книга написана не для врачей. Однако глубина освещения вопроса, описание оригинальных лечебных методик, своеобразный, порой неожиданный для нас, взгляд на сущность болезни, выздоровления, закаливания позволяют рекомендовать ее специалистам, медицинским работникам.
В. Я. Шварц, заведующий кафедрой курортологии и физиотерапии Ставропольского мединститута, доктор медицинских наук, профессор

 

Себастьян Кнейп
Родился в 1821 г, умер 1897 г, 5 (17) июня.
МОЕ ВОДОЛЕЧЕНИЕ испытанное в продолжении более 40 лет. и предлагаемое мною для излечения болезней поддержания здоровья.

СОСТАВИЛ
Себастьян Кнейп (Sebastian Kneipp)
Священник в Верисгофене (в Баварии).
С портретом автора И 228 рисунками.
Перевод под редакцией д-ра медицины И. Фдоринского
Издание второе исправленное и дополненное по последнему после смерти автора 62-му немецкому изданию.
С.-ПЕТЕРБУРГЪ Издание книжного склада Н. Аскарханова.6, Троицкая ул., в.1898.
Дозволено цензурою.— С.-Петербург, 15 сентября 1897 года

Предисловие к 1-му изданию
Как священник я принимаю ближе всего к сердцу благо бессмертной души. Для этого я живу и за это готов умереть. Но и смертные тела доставили мне в течение 30—40 лет немало забот и потребовали от меня самоотверженного труда. Я не искал этого труда. Приход больного был и остался для меня в тягость. И только взгляд на Того, Кто сошел с небес, чтобы исцелить все наши недуги, и воспоминание заповеди — «блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» —могли подавить во мне искушение отвечать отказом на обращаемые ко мне просьбы. Это искушение было тем сильнее, что мои лечебные советы доставляли мне не выгоду, а скорее потерю драгоценного времени; не почести, а клевету и преследование; не благодарность, а во многих случаях насмешки и злорадство. Понятно каждому, что при таком отношении к моей деятельности у меня не могло появиться особой охоты писать, тем более, что тело мое, удрученное годами, и душа уже требуют покоя.
Только настоятельные, неотступные требования моих друзей, утверждавших, что грешно унести с собой в могилу столько познаний, приобретенных долгим опытом, бесчисленные письменные просьбы излеченных мною людей, в особенности же мольбы бедных, покинутых, больных жителей деревни, заставляют меня против воли взять перо в слабые уже руки.
К беднейшим классам, к заброшенным и забытым жителям деревни я всегда относился с особенной любовью и вниманием. Им-то главным образом я и посвящаю свою книжку. Изложение, сообразно цели, просто и ясно. Я намеренно пишу в форме беседы, что, по-моему, гораздо лучше, чем сухое, лишенное жизни, якобы научное изложение.
Далекий от борьбы против существующего направления в медицине, я не думаю также ни полемизировать с кем-либо в отдельности, ни нападать на чью-либо ученость и славу.
Я прекрасно знаю, что в сущности только специалисту прилично издавать такие книги; но мне все-таки кажется и что и специалисты должны быть благодарны профану, который делится с ними своими сведениями, приобретенными долгим опытом.
Всякое честное возражение, всякую правильную поправку я встречу с благодарностью. На легкую же критику, вытекающую из партийности, я не стану обращать внимания и спокойно снесу «шарлатана» и «недоучку».
Сильнейшее мое желание состоит в том, чтобы врач - человек призвания — снял с меня эту тяжесть, эту трудную работу, чтобы специалисты основательнее изучили метод лечения водой. Пусть при этом на мою работу смотрят как на малое вспомогательное средство.
Должен сказать, что я мог быть страшно богатым, если бы захотел брать хотя бы часть предлагавшихся мне пациентами денег. А этих пациентов, без преувеличения, у меня было тысячи, десятки тысяч. Многие пациенты приходили ко мне и говорили: «Я даю 100, 200 марок, если вы меня вылечите». Страждущий ищет повсюду помощи и охотно платит врачу, что ему следует, если тот его излечивает, все равно — последует ли исцеление от бутылки с лекарством или от кружки с водой.
Знаменитые врачи решительно и с большим успехом положили начало методу лечения водой, но вместе с ними сошли в могилу и их познания и советы. О, если бы, наконец, после зари наступило светлое долгое утро!
Прежде всего да благословит Господь Бог эту выходящую в свет книжку!
И когда друзья моего водолечения узнают, что я перешел в вечность, пусть помолятся они за меня, пусть пошлют свою молитву туда, где Врач врачей исцеляет огнем наши бедные души.
Верисгофен, 1 (13) октября 1886. Автор

Из предисловия к 6-му изданию
Я пользуюсь здесь случаем, чтобы вновь рекомендовать водолечебное заведение близ Бибераха в Вюртемберге. Устроенное вполне по моей системе, оно будет открыто в мае 1889 г.; заведовать им будет опытный врач, д-р медицины И. Штюцле, всесторонне и основательно ознакомившийся с моей системой. Я твердо уверен, что мое водолечение доставит таким врачам удовлетворение, а их пациентам послужит на пользу.
Верисгофен, 1 (13) января 1889.

Из предисловия к 12-му изданию
Особенно радует меня то, что уже возникли и возникают в разных местах новые водолечебные заведения, так что больным не приходится теперь далеко ездить для облегчения своих страданий. Заведение близ Бибераха открыто уже; многие больные обращались туда и нашли там счастливое исцеление. Кроме того, есть заведение в Имменштадте. И о нем можно сказать только хорошее, так что существует надежда, что в будущем это дело примет еще более широкие размеры.
Третье водолечебное заведение открыто в Ульме и будет все больше и больше расширяться.
В Розенгейме по общему настоянию горожан открыто недавно заведение по моей системе, и мне уже пришлось слышать о хороших результатах. Да оно и понятно! Д-р Бернгубер был долгое время в Верисгофене врачом при моей водолечебнице и отлично знает свое дело. К тому же он не только хороший врач, но и прекрасный оператор. Не раз приходилось слышать от него: «Водой можно излечить такие болезни, при которых другие средства недейственны». Поэтому-то я не без основания надеюсь, что именно это заведение достигнет особенно хорошего состояния и развития.
Д-р Георг Вольф открыл новое заведение в Траун-штейне. У него спокойный, благородный характер. Он долгое время был у меня в Верисгофене и основательно "изучил мое водолечение, и я смело могу рекомендовать пациентам обращаться к этому врачу с полным доверием. Таким образом, и мои далекие друзья в Австрии имеют теперь возможность познакомиться под его руководством с хорошим действием моего водолечения, ибо больные из Австрии и Венгрии, посетившие мое водолечебное заведение в Верисгофене, по возвращении домой распространили о нем хорошую славу по всей стране.
Верисгофен, 3 (15) декабря 1889.

Из предисловия к 27-му изданию
Из новых заведений, основанных на моем принципе, следует упомянуть о холодной водолечебнице Шердинг в Верхней Австрии. Она находится в ведении моего ученика Отто Эбепгехта, и я охотно рекомендую это заведение каждому.
Второе заведение в Австрии открыто недавно в Брик-сене, в Южном Тироле, д-ром Отто ф. Гугенбергом. И это заведение, руководимое одним из лучших моих учеников, я также рекомендую.
В январе 1891 г. д-р Лёзер открыл водолечебницу, работающую по моему методу, в Фейтсгехгейме близ Вюрцбурга. Д-р Лёзер— здравомыслящий врач и, несомненно, окажется на высоте своей задачи.
Верисгофеи, 26 февраля (10 марта) 1891

Из предисловия к 33-му изданию
Я хочу указать теперь на то, что в 33-м издании сделаны кое-какие изменения. Есть люди, которых даже самый простой способ изложения вводит в сомнение. Поэтому здесь кое-что изменено, иное выпущено, другое добавлено, так что в общем все сочинение лучше выдержано и может быть применено с большей уверенностью. Если Богу угодно будет, после этого издания выйдет еще одно, совершенно переработанное.
Верисгофеи, 14 (26) августа.1891

Из предисловия к 50-му изданию
«Водолечение» дожило до 50-го издания и могла бы праздновать свой юбилей, взывая ко всем людям, в особенности к больным: «Изучайте воду, ее применение и действие, и она окажет вам помощь, где еще помощь возможна!»
Я же могу лишь радоваться и желать от всего сердца, чтобы и впредь повсюду больные получали облегчение и помощь. В особенности желаю, чтобы специалисты медицины потрудились над правильным применением воды и этой падчерице своего искусства отвели уголек в сокровищнице лечебных средств.
1894.

Из предисловия к 60-му изданию
В одном почтенном семействе был прекрасно воспитанный сын, подававший самые лучшие надежды и для своего положения и звания достаточно хорошо образованный. Однажды он обратился к своему отцу с просьбою позволить ему отправиться в кругосветное путешествие, обещая по прошествии девяти лет вернуться домой и рассказать все пережитое им в пути. Его намерением было остаться после путешествия при родителях добрым и верным сыном. Весьма неохотно отпустили своего сына добрые родители: они боялись, как бы он не попал в дурное общество, которое испортило бы его. Наконец, сын получил родительское благословение и отправился в путь с самыми лучшими намерениями и твердым желанием добросовестно и верно выполнить данное отцу обещание. Ровно через 9 лет он вернулся домой таким же прекрасным сыном, каким оставил родительский дом, и каждый, встречавшийся с ним, так же охотно, как и родители, слушал рассказ о его приключениях.
Изображенная здесь картина подходит к «Моему водолечению», которое я в благороднейшем намерении выпустил в свет 9 лет тому назад, дабы доставить людям облегчение и помощь в их многообразных немощах и болезнях и в то же время научить их как следует жить, чтобы оставаться здоровым, способным к труду и выносливым и достигнуть глубокой старости. Благосклонный повсюду прием и необычайно быстрое распространение «Моего водолечения» принадлежат, бесспорно, к редким явлениям. Действительно, нелегко найти книгу, которая в столь короткий срок выдержала бы 59 изданий, и теперь появляется 60-м. Не менее поразительна и перемена, постигшая скромный еще так недавно Верисгофен. Кто видел эту деревушку в прежние годы и увидит теперь, тот, пожалуй, не узнает ее. Чем более распространялись мои книги, тем большее количество больных стекалось в Верисгофен, и я вынужден был, хотя вовсе и не думал о том, учредить водолечебницу, чтобы больные могли найти утешение и помощь на самой «родине водолечения».
Поскольку я лично вначале был не склонен к устройству подобной больницы, постольку же мало сочувствия к этому высказывали долгое время и жители Верисгофена, и только добрые отношения между мною и моими прихожанами помогли, наконец, осуществить предприятие.
Спустя 9 лет сын возвратился домой и рассказал свою жизненную повесть. Точно так же и «Мое водолечение» по прошествии 9 лет могло бы кое-что рассказать о своей судьбе. Прекрасно принятое в лучших домах, иными оно. с неудовольствием было заброшено в дальний угол. С ним произошло то, что бывает со многими новшествами; все хорошее нередко подвергается нападкам, а если бы оно не подвергалось им, то это было бы также не совсем хорошо. То же самое случилось и с «Моим водолечением» и его автором.
Теперь выходит в свет 60-е издание. Желаю ему высшего успеха повсюду, где оно найдет себе применение!
А я своею душою стану всюду сопутствовать книге, призывая Творца и Устроителя всякой судьбы, да сделает Он всех участниками всего, что полезно для временного и вечного блага людей.
Верисгофен, 15 (27) марта 1896. Автор

ВВЕДЕНИЕ
Если на дереве не найдется двух листьев, совершенно похожих один на другой, то тем более на свете нет двух людей с совершенно одинаковой судьбой; и если б каждый мог перед смертью описать свою жизнь, то различных биографий было бы столько же, сколько людей. Часто кажется, что жизненные пути человека так же перепутаны друг с другом, как нитки в запутанном клубке — без всякой цели, без всякого порядка; но это лишь кажется, на деле же этого никогда не бывает. Светоч веры посылает свой освещающий луч в густую тьму и показывает нам, как все эти перепутанные нити ведут к одному и служат мудрым предначертаниям и целям Создателя. Пути Провидения неисповедимы!.. Когда я, удрученный годами, бросаю взгляд на прожитые годы и наблюдаю извилины моего жизненного пути, я вижу, что часто стоял на краю гибели; но потом, вопреки всякому ожиданию, путь мой осветился лучом призвания, и я имею тем большее основание превозносить мудрое и любвеобильное Провидение, что оно путем, ведущим, по людскому мнению, к гибели и смерти, указало мне и бесчисленному множеству других новые источники жизни.
Мне было около 21 года, когда я с путевой книжкой в кармане покинул родину. В книжке было написано, что я — ткацкий подмастерье; но в сердце у меня еще с детских лет было написано иное, С невыразимой и страстной тоской мечтал я об осуществлении своего идеала и долгие-долгие годы ждал этого отпуска — я желал сделаться священником. Итак, я ушел не для того; чтобы направлять и дальше ткацкий челнок, как того желали и надеялись, а переходил с места на место, отыскивая кого-нибудь, кто бы помог мне учиться. Во мне принял участие теперь уже покойный прелат Матиас Меркле (ум. 1881), бывший тогда капелланом в Грененбахе, и два года давал мне частные уроки с таким усердием, что я по прошествии этих двух лет мог быть принят в гимназию. Труд был не легкий и, как казалось, напрасный. После 5 лет величайших лишений и напряженной работы я был разбит телесно и душевно. Раз отец приехал, чтобы увезти меня из города, и у меня до сих пор еще звучат в ушах слова моего, квартирного хозяина: «Послушайте, господин ткач! На этот раз вы увозите своего сына в последний раз». И не Он один, так думал. Разделяли его мнение и другие. Знаменитый в то время военный врач, большой филантроп и великодушный утешитель бедных больных, посетил меня в предпоследний год моего пребывания в гимназии 90 раз, в последний год— более 100 раз; но моя все более развивающаяся болезненность побеждала его медицинские познания и готовую на всякие жертвы любовь к ближнему. Я сам потерял надежду на выздоровление и с тихой покорностью ожидал конца.
Для развлечения я часто с удовольствием перелистывал книги. Случай (пользуюсь этим общеупотребительным, но ничего не выражающим словом, потому что никакого случая не существует) подсунул мне под руки маленькую книжку; в ней речь шла о водолечении. Я ее перелистал; там были написаны невероятные, на первый взгляд, вещи. Вдруг у меня блеснула мысль: «да ведь здесь описано твое собственное состояние! Я начал перелистывать снова. Действительно, они были похожи, походили как две капли воды! Что за радость, что за утешение! Новые надежды наэлектризовали мое вялое тело и еще более увядший дух. Книжка эта сначала была соломинкой, за которую ухватился утопающий; вскоре она сделалась опорой для больного; наконец, теперь она является для меня вестником спасения, ниспосланным милосердным Провидением в надлежащее время, в минуту крайней опасности.
Книжка, в которой говорилось о лечебной силе свежей воды, написана была врачом; приемы лечения были большей частью очень суровы и строги. Я пробовал три месяца, потом полгода; заметного улучшения не было, но не было и вреда. Это придало мне бодрости. Наступила зима 1849 года. Я снова находился в Диллингене. 2—3 раза в неделю я выбирал уединенное место и купался несколько минут в Дунае. Быстро я подходил к месту купания, еще быстрее возвращался домой в теплую комнату. Эти холодные ванны никогда не вредили, но пользы приносили, как мне казалось, немного. В 1850 году я перешел в Георгианум в Мюнхене. Там встретился я с одним бедным студентом, которому было еще хуже, чем мне; врач заведения отказался выдать ему свидетельство о здоровье, так как, по его мнению, студенту оставалось недолго жить. Теперь у меня был товарищ. Я его посвятил в тайны моей книжки, и мы вдвоем стали взапуски лечиться. Вскоре мой Приятель получил от врача желаемое свидетельство и жив до сих пор. Я сам крепнул все более и более, сделался священником и отправляю св. службу уже более 38 лет. Друзья мои, льстя мне, говорят, что они удивляются силе моего голоса и моей телесной крепости при моем 70-летнем возрасте. Вода стала моим верным другом; кто упрекнет меня за то, что и я остался ей навсегда верен? Кто сам испытал нужду и несчастье, тот умеет сочувствовать нужде и несчастию ближнего.
Не все больные несчастны в одинаковой степени. Кто обладает средствами и путями к излечению, тот легко может примириться с кратковременным страданием. В первые годы таких больных я сам отсылал сотнями и тысячами обратно. В нашем сочувствии нуждается прежде всего бедняк, оставленный врачами и лишенный лечебных средств. Огромное количество таких людей я причисляю к своим друзьям; таких бедных и совершенно обнищавших, не находивших нигде помощи, я никогда не отсылал от себя. Мне всегда казалось, да и теперь кажется жестоким и бессовестным запирать перед такими несчастными двери, отказывать им в том источнике помощи, который принес мне самому исцеление и спасение.
Громадное количество больных, еще большее разнообразие их болезней побуждало меня к обогащению опытом и к усовершенствованию методов водолечения.
Своему первому советнику — вышеупомянутой книжке— я сердечно благодарен за ее первые уроки по водолечению. Но скоро уже я помял, что многие способы Применения воды слишком сильно действуют на человеческий организм, устрашают своею суровостью. Прежде все способы водолечения без разбора называли «лошадиным лечением», да и теперь еще многие из тех, что ругают все то, чего не знают, огульно называют водолечение мошенничеством, пачкотней и т. п. Я охотно допускаю, что некоторые приемы еще примитивного, т. е. только что возникшего и не развившегося водолечения приличествуют более одаренному крепкими мускулами и костями коню, чем слабому творению - человеку, обладающему нежными покровами и сильно развитыми нервами.
В биографии знаменитого Патера Равиньяяа имеется следующее место: «болезнь его, страдание горла от напряжения (патер был знаменитый проповедник, исполнявший свой долг в Лондоне, Париже и других больших городах с чисто апостольским рвением) усиливалась и скоро перешла в хроническую... Дыхательное горло представляло почти сплошную рану, голоса не было слышно. Целых два года (1846—1848) протекли для него в бездействий и страданиях. Лечение в различных местах, перемена воздуха на юге — все было безуспешно. В июне 1848 года патер Равиньян остановился у доктора К. на его даче в долине Б. Однажды после мессы, в час, когда собрались вместе все обитатели дачи, доктор с озабоченным лицом объявил собравшимся, что патер Равиньян не выйдет к завтраку, так как чувствует себя хуже. С этими словами он и сам ушел к больному и сказал ему: «Встаньте и следуйте за мной!» — «Куда же вы меня поведете?» — спросил тот.— «Я хочу бросить вас в воду».— «В воду? — спросил Равиньян. - При лихорадке, при кашле? Ну что ж, делать нечего, я в вашей власти и должен вам повиноваться!» Дело шло о так называемой внезапной ванне (Sturz-bad) - очень суровом, но действенном средстве, как говорит биограф. Результат был удивительный. Уже к обеду доктор с триумфом привел больного, который чувствовал себя превосходно и, утром еще немой, вечером рассказывал историю своего исцеления».
Это и я считаю чем-то вроде «лошадиного лечения», которого, несмотря на его успех, никогда не применял к себе и никому не советовал бы пробовать.
Здесь я должен сказать, что согласен далеко не со всеми способами лечения в наших водолечебницах, некоторые же прямо не одобряю. Последние кажутся мне слишком сильными и, если можно так выразиться, слишком односторонними. Часто лечение ведется по одному и тому же способу и слишком мало, по моему мнению, обращается внимания на различие между пациентами, их большую или меньшую слабость, более или менее укоренившуюся болезнь, различные степени ее разрушительного действия, последствий и т. д. Здесь-то, в применении разнообразнейших способов лечения, в приложении одного и того же способа отдельно к каждому пациенту, и должен проя-явиться знающий свое дело. Ко мне являлись из различных водолечебниц больные с горькими жалобами: «Это невозможно выдержать, я совершенно обессилен!» Ничего подобного не должно быть. Один здоровый мужчина рассказал мне, что он испортил себе здоровье умыванием по утрам.— «Как же это случилось?» — спросил я.— «Каждый день,— последовал ответ,— я держал 1/4 часа голову под ключевой водой, холодной как лед». Было бы удивительно, если бы подобный смельчак не заболел серьезно! Нам смешон такой неразумный поступок, а между тем сколько людей, которые, по-видимому, должны были бы уметь применять водолечение, действовали еще безумнее и тем самым отвратили больных навсегда от воды. Многочисленные примеры могут служить разительным доказательством моего мнения.
Я предостерегаю от всякого слишком сильного и слишком частого применения воды. Иначе польза, ожидаемая от лечения, превращается во вред, надежда и доверие пациента превращаются в страх и ужас.
30 лет я исследовал и испытывал всякое отдельное применение на самом себе. Три раза — сознаюсь в этом открыто — я был вынужден изменять свою систему водолечения, постепенно отпуская вожжи и переходя от строгого режима к мягкому, а от последнего к еще более мягкому. По теперешнему моему твердому убеждению, основанному на 17-летней практике и многочисленных излечениях, только тот может применять водолечение с наивыгоднейшим действием и вернейшими результатами, кто умеет пользоваться им в простейшей, легчайшей и невиннейшей форме.
В первой части моей книги указано, в каких формах я пользуюсь водой как целебным средством, а в третьей говорится об отдельных болезнях. Во второй части (см. особое введение к ней) я собрал, особенно для поселян, некоторые средства для домашней аптеки, служащие внутри организма для тех же трех целей, что и вода, а именно: для растворения, выделения вредных веществ и укрепления тела.
Каждому, кто обращается ко мне за помощью, я предварительно предлагаю несколько вопросов, чтобы не поступить опрометчиво и себе во вред.
В этой книжке я должен сам ответить вкратце на следующие вопросы;
1. Что такое болезнь и какой источник всех болезней?
Человеческое тело — одно из чудеснейших творений Создателя. Всякий член подогнан к другому, каждый член строго соразмерен и составляет часть единого гармоничного дивного целого. Еще удивительнее соединение органов и их общая деятельность внутри организма. Даже наибольший скептик из врачей и естествоиспытателей, «не открывший еще ланцетом и скальпелем души», не может не подивиться неподражаемому образу человеческому. Все внутри и вне человека как бы издает одну лишь мелодию: «все во мне и вокруг меня да благославляет имя Господне!» Эта гармония, этот образцовый порядок, называемый здоровьем, нарушается самыми разнообразными расстройствами и вмешательствами, которые и называют словом «болезнь». Болезни внутри, болезни и страдания тела снаружи составляют тот насущный хлеб, который большинству людей приходится жевать вольно или невольно.
Все эти болезни, как бы они ни назывались, по моему мнению, имеют свое основание и причину, свой корень и начало в крови, лучше сказать - в расстройствах крови, вызванных или неправильным ее обращением, или же нарушенным дурными соками составом. Подобно благоустроенной оросительной системе, сеть кровеносных сосудов прорезывает все тело, соответственным образом питая каждый орган своим красным живительным соком. В целом существует порядок; всякое усиление или ослабление течения крови, всякое проникновение в нее чуждых элементов нарушает покой и соглаеие, вызывает расстройство, вместо здоровья рождает болезнь.
2. Чем достигается излечение?
По следам на снегу опытный охотник узнает зверя. Если он хочет настигнуть оленя, серну, лисицу, он отправляется по их следам. Искусный врач быстро узнает, где гнездится болезнь, где ее корень и как далеко она расп-ространилась По симптомам он, узнает болезнь, а узнав ее, выбирает уже соответствующие средства. Можно подумать, что все это просто! Иной раз действительно просто, а иной раз нет. Если кто-нибудь придет ко мне с отмороженными ушами, то я прекрасно знаю, что это произошло от холода; если кто-нибудь отдавит себе мельничным жерновом палец и сильно вскрикнет, я его не стану расспрашивать, где у него болит. Далеко не так просто обстоит дело с обыкновенной головной болью или желудочными, нервными, сердечными и другими страданиями, которые могут быть вызваны не только разнообразнейшими причинами, но очень часто происходят вследствие страданий соседних органов, что в свою очередь болезненно действует на желудок, сердце, почки и т. д. Соломинка может остановить ход самых больших часов. Ничтожнейшая малость может вызвать мучительнейшее сердечной волнение. Отыскать немедленно эту малость - в том и заключается искусство. Исследование болезни часто бывает очень сложно и запутано и не обходится без ошибок. Немало примеров этому приведено в третьей части моей книги.
Когда я ударяю ногой или топором по стволу молодого дуба, он дрожит, а вместе с ним дрожит каждая ветка, каждый лист. Лист дрожит — значит, он тронут каким-либо предметом? Нет, это будет ложное заключение! Ствол дрожит,— а потому дрожит ветка, а на ней и лист как часть и частичка ствола. Нервы - те же ветки на дереве тела. «У него нервное расстройство!» Что это значит? А то, что весь организм получил удар, ослаблен, поэтому и нервы дрожат.
Разрежьте осторожно ножницами паутину от, центра к периферии (к крайнему кругу). Вся сеть распустится; сотканные с удивительной точностью, как бы отмеренные циркулем, четырехугольники и треугольники превращаются внезапно в беспорядочные, неправильные фигуры. Казалось бы, что труд паука пропал даром. Но стоит ему только найти конечную нить своей сети, и он снова приведет ее, в прежний удивительный порядок. Найти эту крошечную нить и составляет искусство! Если же, вместо того чтобы искать ее, он стал бы возиться в своей ткани без толку, он уничтожил бы ее совсем.
Теперь я отвечу на наш вопрос. Как просто, легко и несложно, почти безошибочно лечение, если я знаю заранее, что всякая болезнь происходит от расстройства в крови! Лечение тогда может иметь только две задачи:
или я должен восстановить правильное обращение крови, если оно нарушено, или же я должен постараться удалить из крови все дурные, нарушающие нормальный состав ее соки и вещества.
Другой работы в данном случае, исключая укрепление ослабленного организма, не существует.
3. Каким образом вода содействует излечению?
Чернильное пятно на руке быстро смывается водой, а кровоточащая рана очищается ею. Когда летом после напряженного дневного труда вы смываете холодной водой струящийся с вашего лба пот, вы оживаете вновь: вода освежает вас, укрепляет и доставляет вам облегчение. Мать, заметив на головке своего ребенка струпья или грязь, берет теплую воду, а не то щелок, и смывает все это.
Трех свойств воды — растворять, удалять (как бы смывать) и укреплять — достаточно_для нас, чтобы утверждать, что вода, и в особенности наше водолечение, излечивает все вообще излечимые болезни, ибо всякое применение воды при лечении имеет целью удалить корень болезни.
Благодаря этому возможно:
а) растворить в крови болезненные вещества;
б) удалить растворенное;
в) очищенную таким образом кровь привести снова к правильному обращению;
г) наконец, закалить ослабленный организм, т.е. укрепить его для новой деятельности.
4. Откуда происходит чувствительность нынешнего поколения, поразительно быстрая восприимчивость ко всевозможным заболеваниям, которых, по крайней мере отчасти, прежде не знали даже по имени?
Наверное, не один предложил бы мне этот вопрос. И мне самому он кажется вопросом особенной важности, и я спешу ответить, что все это громадное зло зависит преимущественно ог недостаточной закаленности. Изнеженность современного поколения достигла высокой степени. Тщедушные, слабые люди, малокровные, нервные, с пороками сердца и страдающие желудком больные составляют почти правило, а здоровые и крепкие являются исключением. Мы очень чувствительны ко всякой перемене погоды; смена времен года не проходит без насморка и кашля; даже слишком быстрое возвращение с холодной улицы в теплую комнату не остается безнаказанным и т, д. А 50, 60 лет тому назад было совсем иначе! К чему же мы придем, если, как повсюду раздаются жалобы здравомыслящих людей, человеческая жизнь и человеческие силы падают столь поразительно быстро, если уже появляется хилость, когда еще не наступила настоящая жизнь? Пора, наконец, обратить на это внимание, пора придти в. себя!
Небольшим пособием в такой крайности могут служить немногие невинные и безопасные средства, которые я присоединяю к водолечению, чтобы закалить кожу, все тело и отдельные его части.
Эти средства были уже испытаны огромным количеством лиц из всех сословий, некоторыми сначала с недоверчивой улыбкой, а впоследствии с одобрением и видимым успехом. Vivant Sequentes!
Не меньшее внимание, чем на закаленность, следовало бы обратить и на пищу, одежду и воздух. Но об этом в другой раз. Я знаю, мои взгляды встретят сильное сопротивление. Тем не менее я держусь их твердо, по тому что они выработаны долголетним опытом. Это не грибы, выросшие в одну ночь, а благородные плоды, кажущиеся Жесткими и незрелыми для предубежденных, но вкусные и питательные для здорового ума. Относительно питания главное мое правило: сухая, простая, питательная пища, не приправленная искусственно и не испорченная острыми пряностями, и чистый напиток, находящийся в любом Божьем источнике, то и другое в умеренном количестве — самое лучшее и полезное для человеческого организма. (Я не пуританин и охотно разрешаю стакан вина или пива, хотя не придаю этим излюбленным всеми напиткам значения. С медицинской точки зрения они иногда (например, при болезни) приносят некоторую пользу; но для здорового человека фрукты, по моему мнению, имеют гораздо большее значение).
В одежде я придерживаюсь старины: сам соткал, сам и сшил, вот наилучший деревенский наряд*. Я против странной неравномерности, неодинакового распределения одежды, что особенно зимой причиняет огромный вред здоровью. На голове меховая шапка; на шее твердый галстук, а сверху еще аршинный шерстяной шарф; плечи покрыты трижды или даже четырежды, а если выходишь на улицу, то еще надеваешь шубу; только ноги одни, бедные, заброшенные ноги, покрыты, как и летом, одними чулками или носками и ботинками или сапогами. Какие же последствия такого неразумного распределения? Верхняя одежда, как насос воду, тянет кровь и теплоту в верхний этаж, а нижние части тела беднеют кровью и стынут; отсюда головная боль, приливы крови, расширение кровеносных сосудов головы и множество других недомоганий. Затем я против шерстяного белья и за белье, приготовленное из чистого, сухого и крепкого льна. Для меня это самая лучшая одежда: она не изнеживает кожи. Шерсть на голом теле, по моему мнению, отнимает у него тепло и влажность; это тоже одна из причин, вызывающих страшно возрастающее малокровие нашего слабого, жалкого поколения.
Перехожу к проветриванию. Мы предпочитаем рыбу, водящуюся в ключевых водах, особенно горную форель. Речная рыба уже не так вкусна; наконец, рыба, живущая в стоячих водах, обладает отвратительным вкусом. Существует также и испорченный воздух, подобный стоячей болотной воде. Кто его вдыхает, тот отравляет свои легкие дуновением чумы. «Воздух, вдыхаемый в третий раз,— говорит один знаменитый врач,— действует подобно яду». Да, если бы люди понимали это и пользовались в своих покоях, особенно же в спальнях, всегда чистым, свежим, богатым кислородом воздухом, они избежали бы множества недомоганий и болезней! Мы знаем, что одно-два зернышка сожженного ладана наполняют благовонием целую комнату. Мы знаем также, что 15—20 сигарных затяжек достаточно, чтобы отравить табачным чадом огромное пространство. Самого ничтожного количества постороннего вещества часто бывает довольно, чтобы испортить чистый воздух, сообщив ему приятный или неприятный запах. И разве дыхание не подобно такому дыму?
А сколько вдыханий и выдыханий производим мы в минуту, в час, за день, за ночь!
Насколько же должен испортиться воздух, хотя мы и не видим дыма от дыхания, как видим сигарный дым?! Если я не буду проветривать, т.е. обновлять эту испорченную, насыщенную углекислотой атмосферу, то сколько вредоносных миазмов устремятся в мои легкие! Во всяком случае последствия должны быть вредны.
Так же вредно, как дыхание, действует на чистый, здоровый воздух и слишком высокая температура, особенно в комнатах. Уменьшая количество кислорода, необходимого для жизни, высокая температура портит воздух и делает его вредным для дыхания. 15-18 С совершенно достаточны, выше 18 никогда не следует переходить.
Итак, о проветривании всех комнат, и особенно спален, необходимо заботиться каждому, делать это нужно неустанно и последовательно каждый день. Это ни для кого не обременительно и полезно для общего здоровья. Особенно следует заботиться о проветривании постелей.
Сказанного здесь достаточно, чтобы дать понятие о содержании моей книги. Примут ее или не примут - в обоих случаях я буду доволен.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 440; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.