Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

V сграффито




IV.15. ИЗВЕСТКОВО-ПЕСЧАНЫЙ РАСТВОР, МОДИФИЦИРОВАННЫЙ КРЕМНИЙОРГАНИЧЕСКОЙ ЖИДКОСТЬЮ (ГКЖ-10, ИЛИ ГКЖ-11, ИЛИ ГКЖ-94) (40. С. 28—29, табл. 28)

IV.14. ИЗВЕСТКОВО-ПЕСЧАНЫЙ РАСТВОР, МОДИФИЦИРОВАННЫЙ ПОЛИВИНИЛАЦЕТАТНОЙ ДИСПЕРСИЕЙ (ПВАД) (40. С. 27, табл. 27)

IV.13. ГИДРОФОБИЗИРУЮЩИЙ СОСТАВ НА ОСНОВЕ СМОЛЫ К-42 (НА ОСНОВЕ ПОЛИОРГАНОСИЛОКСАНОВ) (29. С. 29)

 

Кремнийорганическая смола К-42.......................................................................................... 1,0—1,7

Ксилол.................................................................................................................................................... 30,0

 

В сосуд с ксилолом ввести мелко измельченную смолу, дать постоять и затем взбалтывать до полного растворения смолы.

Этот состав можно использовать для профилактической защиты красочных слоев произведений стенописи, находящихся в условиях резкого перепада температуры, высокой влажности и загрязнения воздуха.

Растворы смолы К-42 только гидрофобизируют поверхности, но пропитки этой смолой сочетают с последующими пропитками укрепляющими составами, такими, как ПБМА, БМК-5 или ВА-2ЭГА. Можно поступить и так: вначале укрепить красочный слой водной дисперсией сополимера ВА-2ЭГА (при температуре стены не ниже + 10° С) с последующей гидрофобизацией его раствором кремнийорганической смолы К-Г5/3 или К-42. Для профилактического предохранения прочных красочных слоев (фреска, темпера, клеевые) и их оснований от атмосферных воздействий в произведениях стенописи, находящихся в условиях резких колебаний температуры и высокой влажности, можно рекомендовать обработать красочный слой только 3—5%-ным раствором смолы К-42. Она придаст поверхности гидрофобные свойства, но не изменит цвета, фактуры, воздухо- и паропроницаемости как красочного слоя, так и основания — штукатурки (29. С. 29—32).

В химико-технологической лаборатории ВНИИР была проведена большая экспериментальная работа по проверке и сравнению укрепляющих свойств растворов кремнийорганических смол К-15/3 и К-42 в сочетании с укрепляющей дисперсией ВА-2ЭГА, а также растворов полимеров ПБМА, БМК-5 и ВА-2ЭГА с давно уже ставшими традиционными растворами осетрового и казеинового клея и желтковой эмульсией.

Лучшие показатели по всем параметрам дали растворы смол К-15/3 и комбинаций кремнийорганических смол с сополимерной дисперсией ВА-2ЭГА. Оптимальные результаты для закрепления распыленного (мелящего) красочного слоя дали 5— 10%-ные растворы смолы К-15/3 в уайт-спирите и бензине «калоша». 5%-ный раствор применяли при плотной штукатурке, 10%-ный раствор — при рыхлой крупнозернистой (при сильном распылении красочного слоя).

Все покрытия растворами смол наносились в два-три приема мягкой кистью. Каждое последующее наносили через 10—20 минут, давая просохнуть предыдущему.

По методике укрепления красочных слоев стенописи, разработанной во ВНИИР, в нашей стране в последнее время были отреставрированы десятки памятников, в том числе Успенский и Архангельский соборы в Московском Кремле (29. С. 29—32).

Пропиточные (закрепляющие) составы с меньшим количеством связующего рекомендуются для более слабых красочных слоев и оснований. Но в этом случае пропитку следует проводить большее количество раз. Отсутствие отмеливания красочного слоя или слабый блеск на его поверхности свидетельствует об удовлетворительном его закреплении.

Все вышеприведенные укрепляющие (пропиточные) составы (IV.6—15) разрабатывались для укрепления красочных слоев произведений стенописи и иконописи. И так как древнерусская стенопись в силу нещелочестойкости многих красок и методики ведения работ не могла быть и не была «чистой» фреской, а дописывалась и переписывалась известковыми, клеевыми и темперными красками, а иногда была и просто росписями только этими двумя материалами, в силу этого рецептура и методики, разработанные во ВНИИР и Государственном Эрмитаже, могут быть вполне рекомендованы и для профилактического укрепления красочных слоев и оснований современных фресок, а также произведений современной стенописи, выполненных клеевыми и темперными красками и в технике сграффито. Этими же составами могут быть укреплены и красочные слои современных работ с целью их реставрации, в той или иной мере уже подвергнувшиеся разрушению. Конечно, современные мастера стенописи, желающие использовать вышеприведенные укрепляющие составы для профилактического закрепления красочного слоя своих работ, выполненных в том или ином материале и на том или ином основании, должны провести некоторую экспериментальную работу (сделать пробы), прежде чем пускать рекомендованные нами составы в дело.

Они должны для каждого конкретного случая подобрать наиболее подходящий для них укрепляющий состав, подобрать соответствующую консистенцию и метод укрепления. Руководством им в этом деле будут служить как наши рекомендации, так и для более глубокого изучения этого вопроса наши ссылки на богатый опыт в этом деле Всесоюзного научно-исследовательского института реставрации (ВНИИР) и Государственного Эрмитажа.

Модификация штукатурных оснований (грунтов) для произведений стенописи. Стремление создавать произведения стенописи долговечными побуждало мастеров анализировать причины разрушения росписей, искать пути предохранения их от преждевременной гибели.

Многовековой практический опыт говорит о том, что одним из основных условий долголетия произведений стенописи является доброкачественность штукатурного основания, добротность грунта, на котором они написаны. Более того, добротность кладки стены, на которую этот грунт положен, качественность ее материалов. И это условие отмечается всеми авторами, писавшими о стенописи,— Витрувием и Ч. Ченнини, Л. Б. Альберта и Дж. Вазари, М. Кноллером и П. Бодуэном, Э. Бергером, Д. И. Кипликом, А. В. Виннером и другими.

Судя по литературным источникам, мастера античности очень тщательно готовили основания под свои росписи (так называемый текториум), пережигали на известь известняки хорошего качества и даже мрамор, доводя количество слоев текториума до 7 (по Витрувию), где каждый слой выполнял свою тектоническую функцию в сложном процессе создания произведения стенописи. Все это находило свое отражение, как в характере наполнителя, так и толщине каждого слоя текториума, в приемах и рецептуре приготовления самих растворов, в способах и последовательности их нанесения на стену, уплотнения и выравнивания на ней (8,38). Витрувий отмечал исключительную прочность штукатурок древних, говорил, что куски их, снятые со стен, могли служить столами, а поверхность была отполирована до зеркального блеска (38. С. 57—58).

По свидетельству Э. Бергера, в Древнем Риме на известь пережигали пуццолановую землю (продукт вулканического происхождения), дававшую известь с великолепными цементирующими свойствами, не требующими никаких улучшений (8). И все же в нижних слоях штукатурок в зданиях Помпеи и Геркуланума довольно часто встречаются кусочки пемзы, которая в своем составе имеет 62—77% кремнекислоты и 10% глинозема, в силу чего способна вступать в химическое взаимодействие с известью и давать штукатурки такой прочности, что они получили название естественных или римских бетонов[121] (38. С. 59).

Византийские мастера стенописи в VII—XII веках пользовались несколько измененной римской методикой подготовки стен под роспись — двухслойными известково-песчаными с добавлением кусочков кирпича, черепицы и пемзы (нижние слои) и известковыми и известково-мраморными (верхние слои) монолитными грунтами.

Мастера эпохи итальянского Возрождения в деле подготовки стен под роспись основывались на античных римских традициях: употребляли для приготовления штукатурных растворов те же материалы, добавляли в них те же наполнители, которые позволяли улучшить прочностные показатели слоев грунта (штукатурки) под роспись. Э. Бергер пишет, что в это время пуццолановая и санторинская земля, лава и трасс[122] Семигорья без предварительного их обжига добавлялись в известь в качестве наполнителя (вместо песка и в смесях с ним). И так как они являются известняковыми материалами, обожженными самой природой (вулканами), то есть естественными (природными) цементами, то эта композиция, затворенная водой, по высыхании давала штукатурки очень высокой прочности. И, несмотря на это, как он здесь же отмечает, в целях еще большего повышения прочности грунтов для фресок в штукатурные растворы добавляли казеин (8. С. 21—24). Это могли быть и козье молоко, и свежий творог или свежий сыр, которые, как и во времена античности, вводили в штукатурный раствор в процессе его приготовления.

Добавление молока в штукатурный раствор, а то и затворение его на чистом молоке имело место в странах, где извести были «тощими», в силу чего не могли дать в достаточной мере прочных штукатурок. Свидетельство об этом есть у испанского мастера XVI века Гуевары, на которого ссылается Э. Бергер в своем труде (8. С. 35).

По свидетельству епископа сербского города Велеса Нектария, мастера стенописи XVI века вели росписи стен по грунтам, состоявшим из сильно «отощенной» извести, перемешанной с мелкорубленой пенькой и добавлением значительного количества клея, в состав которого входили пшеничная мука, мука из еловой коры и коровья желчь, то есть это уже был не столько известковый грунт для фрески, сколько клеевой левкас, в котором наполнителем служила сильно «отощенная» известь; и, видимо, роспись велась сначала фресковыми красками, а по высыхании левкаса темперными и клеевыми (38).

С неменьшей тщательностью готовили основания под росписи древнерусские мастера стенописи X—XVII веков. В сравнении с текториумом античности и грунтами росписей итальянского Возрождения левкасы (грунты) древнерусских мастеров были более сложными по составу компонентов.

Древнерусские мастера, так же, как и мастера античности, Византии и итальянского Возрождения, отбирали для обжига на известь лучшие сорта белого известняка, но они же готовили грунты и на основе гидравлической извести, получаемой от обжига серых доломитовых известняков, дававшей в последующем основания под росписи исключительной прочности.

В качестве наполнителей известковых растворов на Руси X—XVI веков применялись дробленные и толченные в муку кирпич, черепица, известняки и доломиты. Наполнителями нижних слоев грунта часто служили толченные не очень мелко кирпич и черепица, которые способствовали лучшему твердению штукатурок, делали их более прочными (38). Кварцевый песок в чистом виде для этих целей не применялся, так как давал грунты, имеющие весьма низкую прочность. Его вводили в грунты в небольших количествах как добавку к вышеперечисленным наполнителям.

Этот короткий экскурс в историю стенописи говорит о том, что мастера прошедших эпох всеми доступными и известными им способами и материалами старались придать грунтам (текториуму, штукатуркам и левкасу) наибольшую прочность и что это были не обычные, рядовые штукатурки, а приготовленные по специально разработанной рецептуре и выполненные по определенной методике слои-облицовки, обеспечивающие создание художественного произведения в конкретном материале. Вот почему известный советский технолог Д. И. Киплик советует вообще не делать росписей по обычной штукатурке, так как в последующем она обязательно покроется сетью микротрещин, которые безвозвратно погубят произведение стенописи (38).

В условиях современного строительства — строительства из сборного (в основном) железобетона и стекла довольно затруднительно получить для стенописи известь, загашенную и несколько лет выдержанную в творильных ямах. При ритмах и темпах современного строительства вряд ли можно рассчитывать на то, чтобы потратить даже 7 недель на непрерывное приготовление левкаса... Великолепная технология приготовления его выпадает из ритма современной жизни. Конечно, в отдельных случаях это можно сделать, но нельзя рассчитывать на такие условия на любой стройке. Скорее следует иметь в виду рядовой штукатурный раствор. Поэтому во избежание в последующем неприятностей, вызванных недостаточно высоким качеством материалов (компонентов) и помня об опыте мастеров прошлых эпох, можно предложить несколько рецептов по укреплению грунтов введением в штукатурный раствор добавок синтетических полимерных материалов, таких, как поливинил-ацетатная дисперсия (ПВАД), гидрофобизирующие силиконовые жидкости (ГКЖ), эмульсия ГКЖ-94. Введение небольших доз этих полимеров в значительной степени повышает показатели прочности штукатурок, увеличивает их сопротивление механическим воздействиям и истиранию, повышает их атмосферостойкость, оставляя без изменений основные качества и свойства, как растворов, так и самих штукатурок.

Наиболее доступным в настоящее время и широко распространенным на строительстве полимером, часто применяемым для улучшения качества штукатурок при выполнении ответственных работ, является поливинилацетатная дисперсия (биологически совершенно безвредный продукт), которая и вводится в раствор при тщательном перемешивании последнего перед нанесением его на поверхность стены. Полимер может быть введен и в воду затворения штукатурного раствора.

 

 

Известковое тесто.................................................................................................................................. 1,0

Песок речной.......................................................................................................................................... 3,0

ПВАД (50%-ная).......................................................................................................................... 0,1—0,3

Вода (до рабочей консистенции)............................................................................................. 0,4—0,6

 

В известковое тесто ввести дисперсию, хорошо перемешать. Затем небольшими дозами, постоянно промешивая содержимое в растворном ящике, вмешать песок. При необходимости добавить воды и хорошо промешать раствор.

 

 

Известковое тесто.................................................................................................................................. 1,0

Песок речной.......................................................................................................................................... 3,0

ГКЖ-10, или ГКЖ-11, или ГКЖ-94 (50%-ная эмульсия)..................................................................................................................................... 0,003

Вода (до рабочей консистенции)............................................................................................. 0,4—0,6

 

Другими словами, на 1 м3 штукатурного раствора требуется 1,5 л ГКЖ, на одно десятилитровое ведро — 15—20 г.

В силу очень малого количества гидрофобизирующих жидкостей, вводимых в штукатурный раствор, их лучше вводить в воду затворения, тщательно размешивая, и затем на этой воде замешивать раствор.

Эти микродозы полимерных добавок не изменят сути техники фрески и приемов письма ею, не изменят и окончательного вида фрески, не повлияют на характер ее красочного слоя и поверхность штукатурки (грунта), но несколько задержат образование пленки углекислого кальция на ее поверхности и будут способствовать укреплению, как самого штукатурного слоя, так и закреплению красочного слоя на его поверхности.

Такие укрепленные и гидрофобизированные полимерными добавками штукатурные слои можно рекомендовать как основание для росписей в технике фрески с последующей пропиской (если в этом есть необходимость) темперными или клеевыми красками, а также как основания для росписей темперными и клеевыми красками, разумеется, с предварительной грунтовкой поверхности штукатурки соответствующими этим техникам грунтовочными составами.


 

«Сграффито» (от ит. "sgraffito") — относительно молодая техника стенописи, суть которой состоит в последовательном нанесении тонких цветных слоев известково-песчаного, известково-цементно-песчаного или цементно-песчаного растворов на архитектурную плоскость, в процарапывании (снятии) специальными инструментами (31, 85) свежих, не засохших верхних слоев до раскрытия (обнажения) нижних, отличающихся по цвету и тону, в соответствии с передавленным с кальки рисунком.

Впервые сграффито появилось в Италии в XV веке, когда там стали оштукатуривать большие плоскости фасадов зданий и возникла настоятельная необходимость их декора. В последующие времена эта техника была занесена в Германию, Швейцарию и Австрию (главным образом в южные районы этих стран), а также и в другие страны Европы. В первых трех сграффито стало одним из наиболее распространенных видов декора народных жилищ в сельской местности (8).

В нашей стране техника сграффито не получила широкого распространения. В довоенное время, в частности, в Москве в ней была выполнена только одна крупная работа — декор фасада здания павильона «Дальний Восток» на ВДНХ (художник А. Д. Гончаров) и ряд более мелких орнаментального характера — на некоторых домах города.

Однако в 60-е годы в этом материале стали охотно работать художники-монументалисты, как столицы, так и других городов. Примерами этому могут служить довольно крупные работы, выполненные в ряде городов нашей страны: в Москве — в залах кафе «Дружба» (художники А. В. Васнецов и В. Б. Эльконин), в Волгограде — на стене эстакады Волгоградской ГЭС (художники М. Я. Пышта и другие), в фойе Дворца культуры Светлогорска (художник Г. X. Ващенко) и многие другие. В этой технике работают художники-монументалисты и в настоящее время (ил. 49—53).

Техника сграффито — одна из наиболее распространенных в современной стенописи, так как позволяет в достаточной мере относительно простыми средствами как получать выразительные декоративные доминанты (орнамент, вставки и др.), так и создавать в этом материале значительные по масштабам сюжетно-тематические произведения.

Суть этой техники, как об этом упомянуто несколько выше, состоит в том, что на архитектурную плоскость последовательно друг на друга, начиная с наиболее темных тонов, наносятся слои цветных (известково-песчаных и др.) растворов-колеров. Эти растворы наносятся на архитектурную плоскость обычным способом оштукатуривания, то есть по просохшему набрызгу-грунту с помощью полутерка, мастерка, сокола и терки. Толщина слоев в пределах 0,2—1 см. (О технике нанесения штукатурных растворов см. 31, 66, 84, 85.) Когда все слои растворов-колеров нанесены, на верхний, еще только слегка подвявший (нажим большим пальцем не оставляет на нем следа), следует с кальки перевести рисунок, обводя его контуры карандашом или заостренной палочкой. После чего можно приступать непосредственно к вырезанию сграффито. (Более подробно о технике вырезания и инструментах см. 31, 85.)

Известково-песчаные сграффито. Наиболее простыми составами для выполнения той или иной работы в технике сграффито являются самые обычные известково-песчаные штукатурные растворы, подкрашенные до нужного цвета щелочестойкими пигментами.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 602; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.