Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Иллюстрации 1 страница




Комаров А. А.

К 63

Технология материалов стенописи: Учеб. пособие.— М.: Изобраз. искусство, 1989.— 240 с: ил.

ISBN 5-85200-004-3(в пер.): 1 р. 40 к., 30000 экз.

В учебном пособии рассматривается технология материалов стенописи, даны характеристики основным техникам и материалам, применяемым в настоящее время. Приведены рецептура составов, способы их приготовления и использования, рассмотрены вопросы модификации и укрепления материалов традиционных техник синтетическими полимерами, а также возможности создания новых материалов стенописи на их основе. В книге 69 цветных и черно-белых иллюстраций.

Для студентов художественно-промышленных вузов. Представляет интерес для студентов художественных вузов и средних художественных учебных заведений, преподавателей, ведущих курсы технологии, для художников-монументалистов, архитекторов и специалистов, занятых отделочными работами на строительстве современных зданий.

К 4903020000-128 21-88

24(01)-89

ББК 85.144

Александр

Александрович

Комаров

ТЕХНОЛОГИЯ МАТЕРИАЛОВ СТЕНОПИСИ

Художник макета и оформления А. А. Верцайзер Заведующая редакцией И. И. Березина Редактор Н. М. Лазарева Художественный редактор В. Г. Терещенко Цветную корректуру выполнила М. Л. Виноградова Технический редактор Л. П. Богатова Корректор Н. М. Скляренко

 

ИБ № 987. Учебное пособие

 

Сдано в набор 03.11.87. Подп. в печать 21.11.88. Формат 70X100/16. Бумага мелованная ДЧ 120 г. Гарнитура таймс. Печать офсетная. Усл. печ. л. 19,5. Уч.-изд. л. 21,16. Усл. кр.-отт. 77,1. Изд. № 20-243. Тираж 30000. Цена 1 руб. 40 коп. Заказ 2221

Издательство «Изобразительное искусство» 129272, Москва, Сущевский вал, 64

Ордена Октябрьской Революции и ордена Трудового Красного Знамени МПО «Первая Образцовая типография» Союзполиграфпрома при Государственном комитете СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли. 113054, Москва, Валовая, 28

 

1 p. 40 к.




















(↑илл.67)


[1] Относительно рецептуры составов (красок, колеров, эмульсий, грунтов и т. д.), приведенной в пособии, нельзя сказать, что она лабораторно точна, но при ее соблюдении практически обеспечивается технически высокое качество работ. Она дана в объемах (в объемных частях) — в литрах и т. д.; так как на строительстве всю рецептуру, опубликованную в литературе в процентах, весовых частях, массах и т. п., приходится переводить в объемы, это практически самый удобный способ измерения. Он позволяет все сыпучие материалы (не говоря уже о жидкостях), плотность которых колеблется на уровне единицы, то есть примерно равна плотности воды, измерять любой посудой, объем которой в литрах известен. Например: 1 л сухого казеинового клея равен по объему 1 дм3 и по весу почти 1 кг; или половина пол-литровой банки кальцинированной соды равна по объему 250 см3, или 250 мл, или примерно 250 г.

Наиболее простой способ определения нужного объема того или иного сыпучего материала (клей в гранулах, купорос, квасцы и т. п.) — насыпать его в какую-либо емкость с мерными делениями. Твердое тело (мыло, клей, воск в кусках и плитках) погрузить в воду в подобной же посуде. Материал, погруженный в воду, поднимет ее уровень на объем, равный его объему. Больших расхождений, заметно влияющих на качество состава, при переводе измерений в объемы, быть не может, так как большинство компонентов, входящих в рецептуры, как правило, имеет примерно одинаковую плотность, кроме наполнителей. Их же количество в составах всегда сильно колеблется.

У каждой рецептуры, приведенной в пособии, если она взята из того или иного источника или он является для нее основой, имеется на него ссылка. Например: в I.2 указано: 35. С. 75, что означает: под номером 35 в списке литературы указаны автор и название источника; 75 — номер страницы.

[2] См. I.2 и I.3. При составлении эмульсий для этих красок в качестве щелочи вводить буру или кальцинированную соду.

[3] «Проклейка» — термин широко распространенный в практике стенописи, обозначает водный раствор того или иного животного клея. Используется для проклеивания различных поверхностей и материалов, а также в качестве связующего клеевых красок и клеевого компонента в искусственных эмульсиях. Этот же термин употребляется и для обозначения самого процесса проклеивания (проклейка холста).

[4] См. I.4.

[5] В практике нередко применяют эмульсию состава: 1 объем 20%-ной проклейки +0,75 объема масла. Компоненты хорошо эмульгируют друг с другом, эмульсия стабильна при хранении — не расслаивается. Последнему способствуют и небольшие добавки в эмульсию ализаринового масла: 2—3 капли масла на 150 мл эмульсии. (Даже расслоившаяся эмульсия при добавке ализаринового масла и последующем интенсивном взбалтывании вновь эмульгируется.)

Казеиново-масляную эмульсию можно приготовить и на основе творога. Нежирный свежий творог положить в дуршлаг (сито, марлю) и хорошо промыть под струей теплой воды. Выложить в какую-либо посуду, залить нашатырным спиртом (25%-ный водный раствор аммиака) и размешивать до получения клея. Клей эмульгировать с маслом — получить эмульсию. Если эмульсия окажется очень густой, разбавить ее водой.

При необходимости казеиново-масляную эмульсию можно получить даже на основе канцелярского казеинового клея: клей — 1 объем, масло — 0,75 объема, вода — 1 объем. Клей хорошо эмульгирует с маслом. Эмульсия сохраняется в закрытой посуде неопределенно долгое время.

[6] Следует помнить, что любой жидкий состав: эмульсию, проклейку, пигментную водную пасту, краску — следует процедить через сито с металлической сеткой, имеющей 600—900 отверстий на 1 см2, или через марлю, или капроновую ткань (чулок), сложенные в 2—3 слоя, и только после этого пускать их в работу.

[7] См. I.4.

[8] Нашатырный спирт—25%-ный раствор аммиака (газа) в воде.

[9] Бура (борнонатриевая соль) — кристаллы или порошок белого цвета. С водой дает щелочную реакцию. Перед введением в клей следует растворить в 3—4 объемах воды. Необходимость добавления в проклейку антисептика (для длительного ее хранения) отпадает, если в нее ввести буру.

[10] Щелочи — бура, сода и углекислый аммоний вводятся в казеиновую проклейку в виде 25—30%-ных водных растворов.

[11] Двууглекислый натр. Водный раствор этой соли в воде дает щелочную реакцию.

При введении в проклейку соды необходимость добавления в нее антисептика (для длительного хранения) также отпадает.

[12] Углекислый аммоний — белая непрозрачная кристаллическая масса с сильным запахом нашатырного спирта (аммиака). Легко растворяется в теплой воде.

[13] Формалин — 40%-ный раствор формальдегида в воде (40 г формальдегида + 60 мл воды).

С этой же целью в проклейку можно ввести 30%-ный водный раствор фенола или нафтола (120 мл).

[14] Желток яйца — очень прочная натуральная (естественная) эмульсия. Имея в своем составе масло, он тем не менее способен эмульгировать еще какое-либо масло в количестве, равном себе по объему.

[15] Карболовая кислота — сильное консервирующее средство. Чистая кислота — бесцветные игольчатые кристаллы с характерным запахом. В продажу обычно поступает 15—20%-ный раствор, который вводят главным образом в клеевые краски, реже в темперные для консервации их связующего.

[16] Тимоловая кислота — бесцветные прозрачные кристаллы, с трудом растворяющиеся в воде. Легко растворяются в спирте, эфире и хлороформе.

[17] Уксус — бесцветная прозрачная жидкость. Различают четыре вида уксуса: а) винный уксус, готовится из сухого вина, содержит 6—8% уксусной кислоты; б) спиртовой уксус, имеет в своем составе воду, уксусную кислоту, уксусный эфир и т. д.; в) уксус, состоящий из 100 частей воды и 5—7% уксусной эссенции (5—7%-ный столовый уксус); г) древесный уксус, получают при сухой перегонке дерева, содержит 4—5% уксусной кислоты (27. С. 100).

[18] Салициловая кислота — белые игольчатые кристаллы. Хорошо растворяются в спирте, эфире и хлороформе. В воде растворяются труднее (35. С. 100).

[19] В практике нередко предпочитают писать на менее жирной эмульсии: желток — 1 (1/2 скорлупы) +масло или масляный лак — 0,07 (6 капель) +пиво — 1 (1/2 скорлупы) + вода — 1 (1/2 скорлупы). Красками на такой эмульсии легче работать, они дают возможность получать более ровные покрытия, мягче идет кисть, свободнее достигаются списывания одного тона с другим. Однако красочный слой на такой эмульсии нередко требует по высыхании дополнительного закрепления. Эту операцию выполняют мягкой кистью. Исходя из целесообразности, один или несколько раз пропитывают чистой или разбавленной водой эмульсией всю поверхность работы или отдельные ее участки, добиваясь необходимого и равномерного закрепления всего красочного слоя.

[20] Сок фигового дерева (смоковницы) входил в рецептуру эмульсии мастеров Италии XV века и рекомендуется Ч. Ченнини в работе «Книга об искусстве, или Трактат о живописи» (81. § 72).

Этот сок имеет вид молока. Его можно получить из вершинок фигового дерева (смоковницы), если их растереть в ступке. Сок этот — натуральная (естественная) эмульсия, состоящая из растительного клея и смолистых веществ. Обладает клеящими свойствами и кислой реакцией, поэтому и хорошо соединяется как с цельным яйцом, так и с желтком, разжижая и консервируя его (35. С. 96).

[21] См. I.14.

[22] Ч. Ченнини в своем трактате о живописи (81. § 72) дает очень краткое описание приготовления цельнояичной эмульсии. Суть его заключается в следующем: яйцо (желток и белок) влить в какой-либо сосуд, туда же прибавить несколько вершинок веточек фигового дерева (смоковницы), и все это хорошо растереть. В полученную смесь добавить (около половины ее количества) разбавленного наполовину водой вина.

На этой эмульсии, которую следует добавлять в краски, по словам Ч. Ченнини, «с умом и практической сметкой» (не слишком большое количество), и готовятся (затираются) краски.

[23] Ч. Ченнини рекомендует перед тем, как доску проклеивать, прокипятить ее в котле с чистой водой. Такое дерево впоследствии не потрескается и не искривится (81. § 113).

[24] О сборке досок в единую плоскость см. 77 и 81.

[25] Ч. Ченнини рекомендует все выбоины и щели заделывать опилками, смешав их с клеем, которым проклеивали доску.

[26] Проклейки из клея, животного, казеинового и желатины, делаются самой различной концентрации. Наиболее распространенные: трех-, четырех-, пяти-, десяти- и пятнадцатипроцентные.

[27] 5 плиток мелко раздробленного столярного клея равны по объему приблизительно 1 дм3 (1 л); если 5 плиток клея принять за 1 объем и развести в 9 л воды (9 объемов) — получим 10 л (10 объемов), или одно ведро 10%-ной проклейки. Для 15%-ной следует взять 7,5 плиток клея.

[28] Когда антисептик вводится в проклейку, добавочное его введение в колер (краску) нецелесообразно.

Фенол и нафтол — 3%-ные водные растворы.

[29] В стенописи того времени, от которого до нас дошли эти грунты и техника письма яичными темперами, грунтами назывались и слои штукатурки для фресок, и наши русские левкасы в этой же технике работы по сырому основанию.

Левкасами в настоящее время мы называем только грунты под яичные темперы. Правда, в последнее время по левкасам пишут и казеиново-масляной, и поливинилацетатной темперами.

[30] Лучше кусковой, карьерный.

[31] См. I.15.

[32] Здесь и далее: весь гипс (активный и инертный) и мел, употребляемые в дело, должны быть сухими, хорошо измельченными (без комков), просеянными (без посторонних примесей).

[33] См. I.15.

[34] В современной практике гипсовые и меловые эмульсионные левкасы делают на эмульсии и более крепкой, более масляной: 1 объем 20%-ной проклейки + 0,5—0,8 объема масла. В горячую проклейку эмульгируют масло и на этой эмульсии затирают до нужной консистенции инертный гипс или мел.

[35] См. I.15.

[36] В наше время это можно сделать горячей, примерно 15%-ной проклейкой животного (столярного) клея хорошего качества; плитки этого клея толщиной до 0,5 см — полупрозрачные, с золотистым отливом на просвет.

[37] В наше время это можно сделать с помощью наждачной бумаги.

[38] Употребляемый Ч. Ченнини термин «извольтерра» не дает возможности понять: инертный гипс или активный. Однако, когда он пишет, как готовить тонкий гипс, он ясно говорит о гипсе активном: «...чтобы гипс погасился и из него ушло все тепло» (81. § 116).

[39] В наше время это можно сделать с помощью наждачной бумаги.

[40] Видимо, залив гипс водой, его следует сразу же, еще долго взбалтывая, перемешивать с водой, чтобы он несколько погасился, в противном случае он застынет в монолитную массу... Ежедневно, слив воду и налив свежей, его следует, видимо, вновь с нею перемешать взбалтывая.

[41] По словам Д. И. Киплика, этот способ грунтовки был, по-видимому, распространен во всех европейских странах того времени (35. С. 55).

[42] Д. И. Киплик считал олифу «поистине варварским лаком» (35. С. 65), так как она со временем сильно чернела, подчас до такой степени, что на иконах совершенно пропадало изображение. Однако многие мастера и по сей день покрывают олифой работы, выполненные желтково-масляной темперой, считая этот лак наиболее органичным в этой системе построения красочного слоя.

[43] См. I.15

[44] См. I.15

[45] См. I.15.

[46] См. I.15.

[47] См. I.4.

[48] При составлении эмульсий (здесь и далее) вводить какую-либо жидкость (раствор, состав и др.) в любую другую только тоненькой струйкой (или по каплям) при непрерывном промешивании той жидкости, в которую вливают. При варке (приготовлении) или подогревании любого состава его следует периодически промешивать, не давая пригорать, и, как правило, не доводя до кипения.

[49] Дополнительно см. сноску 2 в I.25.

[50] Состав этой эмульсии разработан известным мастером-альфрейщиком М. Ф. Сахаровским и успешно применялся им в послевоенное время при восстановлении росписей во многих зданиях — памятниках архитектуры Ленинграда.

[51] Дополнительно см. сноску 2 в I.25.

[52] О наклейке холстов на архитектурные поверхности см. 73. Если об этом сказать коротко, то это надо делать так: клейстером (приготовление его см. в II.З) намазать холст и стену. Наклеить холст на стену и разровнять шпателем. Просушить.

[53] Приготовление проклейки из желатины идентично способу, описанному в I.15.

[54] Состав и приготовление казеиново-масляной эмульсии см. I.2, в данном случае ввести в эмульсию масла следует 3 объема или 5 объемов. О составе и приготовлении казеиновой проклейки см. в I.4.

[55] Дополнительно см. сноску 2 в I.25.

[56] Здесь и далее: все материалы, входящие в различные составы (проклейки, эмульсии и др.) перед использованием должны быть измельчены: медный купорос растолчен, животный клей в плитках раздроблен, мыло и воск мелко наструганы и т. д.

[57] Для новой штукатурки — 0,4 кг.

[58] Дополнительно см. сноску 2 в I.25.

[59] Рецептура грунта травянки и вышеописанного купоросного грунта разработана и успешно применялась известным мастером-альфрейщиком М. Ф. Сахаровским, давая прекрасные результаты, в работах при восстановлении в послевоенное время росписей русского классицизма во многих зданиях — памятниках архитектуры Ленинграда.

[60] О рецептуре и методике приготовления проклейки на основе казеинового клея см. в I.4.

[61] Дополнительно см. сноску 2 в I.25.

[62] Дополнительно см. сноску 2 в I.25.

[63] См. грунты I.30 и I.31.

[64] См. I.15.

[65] Здесь и далее: все шпатлевки, пасты и подмазки, содержащие в своем составе гипс, могут применяться только в сухих интерьерах (помещениях) зданий.

[66] См. I.32.

[67] См. I.4.

[68] См. I.33.

[69] См. I.15.

[70] См. II.З.

[71] См. I.15.

[72] См. I.15.

[73] См. I.15.

[74] Дополнительно см. сноску 2 в I.25.

[75] См. I.15.

[76] Дополнительно см. сноску 2 в I.25.

[77] См. I.15.

[78] В готовых клеевых колерах содержится 2% клея (считая на 100%-ный, сухой) или 0,2 объема 10%-ной проклейки от общего объема колера.

[79] Если колер рассчитан на долгий срок работы (на 1—4 недели), особенно в теплом помещении, в него следует ввести формалин, что предотвратит в нем загнивание клея. Но это надо делать только тогда, когда формалин не введен в саму проклейку заранее.

[80] См. II.3.

[81] Лучший растительный клей — отвар ржаных или пшеничных зерен, не доведенных до полного их разваривания. Таким клеем пользовались древнерусские мастера стенописи.

[82] Для этой же цели можно использовать и хорошего качества мучной обойный клей.

[83] Дополнительно см. сноску 2 в I.25.

[84] См. I.15.

[85] См. II.3.

[86] См. I.4.

[87] Ярким примером может служить то, что феррарский фрескист Эрколе (XV в.) 7 лет расписывал в Болонье фреской капеллу и затем еще 5 лет ретушировал росписи темперой (38. С. 65).

«Совершенно неверно утверждение отдельных исследователей о том, что Микеланджело, Рафаэль и многие другие итальянские мастера XVI столетия писали свои произведения только техникой одной чистой фрески. Они, так же как и в более ранние века, применяли ретушь по сухой штукатурке и живопись отдельными минеральными красками в виде темперы» (21. С. 458). Хотя такая работа в их время и считалась мастерством не самого высокого класса, так как краски фресковые, конечно, более атмосферостойкие, яичная темпера и известковые — значительно менее... И уж совсем мала атмосферостойкость красок клеевых. Однако Дж. Б. Арменини (XVI в.) в своем трактате пишет о том, что в его время некоторые художники ретушировали фрески даже пастельными карандашами и масляными красками (21. С. 464).

К этому следует добавить, что ни в одном из памятников русской стенописи X—XVIII веков нет росписей, выполненных только фреской,— все они в той или иной мере дописаны по-сухому. Особенно много прописей в памятниках XVII— XVIII веков, когда в круг материалов стенописи вошло много ярких, новых, но нещелочестойких красителей.

[88] Даже в XV веке в Италии это было письмо красками полупрозрачными, с расчетом на просвет фона (белого intonaco) через красочный слой. И это чаще имело место в написании лиц и обнаженных частей тела и даже в драпировках, одеждах и т. п. В большей степени это было все же письмо тонами кроющими.

К этому следует еще добавить, что русская система письма ликов и обнаженных частей тела, утвердившаяся после XII века, была письмом от темных тонов (санкирей), через «вохрения» к светлым движкам (бликам) и, естественно, не могла быть письмом акварельным, была письмом в достаточной степени тонами кроющими.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 311; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.096 сек.