Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ. Проблема педагогической диагностики остается одной из актуальных задач теории и методи­ки воспитания детей дошкольного возраста




Проблема педагогической диагностики остается одной из актуальных задач теории и методи­ки воспитания детей дошкольного возраста. Диагностика позволяет педагогу понять, в верном ли направлении он осуществляет свою деятельность. Она призвана, во-первых, оптимизировать процесс индивидуального обучения, во-вторых, обеспечить правильное определение результатов обучения, в третьих, руководствуясь выбранными критериями, свести к минимуму ошибки в оцен­ке знаний детей.

Главная цель диагностирования - получить не столько качественно новые результаты, сколько оперативную информацию о реальном состоянии и тенденциях изменения объекта ди­агностирования для коррекции педагогического процесса.

Общими признаками диагностического обследования являются:

- наличие целей педагогического оценивания состояния диагностируемого объекта;

- систематичность и повторяемость диагностирования как вида профессионально-педа­гогической деятельности, осуществляемой в типичных ситуациях на определенных этапах педа­гогического процесса (вводная диагностика, промежуточная диагностика, итоговая и т. д.);

- использование методик, специально разработанных и (или) адаптированных к данным кон­кретным ситуациям и условиям;

- доступность процедур для их проведения педагогами.

При проведении диагностического обследования необходимо руководствоваться следующи­ми принципами:

Принцип последовательности и преемственности диагностики проявляется в последова­тельном переходе от одних этапов, критериев, форм и методов диагностики к другим по мере развития, обучения и воспитания личности в воспитательно-образовательном процессе, в по­этапном усложнении и углублении процесса диагностики.

Принцип доступности диагностических методик и процедур. Общепедагогические прин­ципы наглядности и доступности обучения применительно к задачам диагностического изучения воспитанников означают необходимость такого подбора (построения) методик, вопросов, зада­ний, которые были бы рассчитаны на реальный уровень развития детей, их опыт. Зрительная на­глядность заданий практического характера становится главным условием получения необходи­мой информации (тесты с картинками).

Доступность диагностики требует создания естественных условий диагностирования, что как раз и стимулирует естественность поведения.

Среди специфических принципов педагогической диагностики выделяют прогностичность диагностики. Она проявляется в ориентации диагностической деятельности на коррекционную работу в «зоне ближайшего развития» дошкольников.

Заметим, что понятие «зона ближайшего развития» введено Л. С. Выготским: «Существен­ным является не столько то, чему ребенок уже научился, сколько то, чему он способен научить­ся, а зона ближайшего развития и определяет, каковы возможности ребенка в плане овладения тем, чем он еще не владеет, но может овладеть с помощью, по указанию взрослых, в сотрудни­честве».

Во время проведения диагностического обследования важно поддерживать доверительную, доброжелательную атмосферу: не высказывать своего недовольства неправильными действиями детей, не указывать на ошибки, не выносить оценочных суждений, чаще говорить слова: «Очень хорошо!», «Вы молодцы!», «Я вижу, у вас все замечательно получается». Продолжительность индивидуального обследования не должна превышать 15 минут.

Существует большое количество методов психологической диагностики. При разработке ди­агностической процедуры и отборе диагностических средств в предлагаемом опыте учитывались экономичность и надежность методик, их соответствие возрастным особенностям детей и воз­можность включения в воспитательно-образовательный процесс детского сада. В качестве основных методов, позволяющих выявить степень реализации программы и оценить уровень развития детей, предлагаются наблюдения за детьми, изучение продуктов их деятельности (ри­сунков, аппликаций), несложные эксперименты (в виде отдельных поручений ребёнку, проведе­ния дидактических игр и пр.), беседы. Регулярные наблюдения позволяют достаточно объектив­но оценить присущие возрасту достижения ребёнка (освоение им определенных способов умст­венных действий, уровень овладения знаниями).

Однако при наблюдении могут возникнуть сложности, одна из них - субъективизм наблюда­теля. Поэтому, чтобы уменьшить количество ошибок, следует отказаться от преждевременных выводов, продолжать наблюдения длительное время (по возможности) и лишь потом приступать к анализу результатов.

Наблюдения за ребёнком должны происходить в естественной ситуации: в группе, на прогул­ке, во время прихода в детский сад и ухода из него.

Обязательным условием успешного проведения педагогической диагностики является пере­ход педагога с позиции обучающего на позицию человека, проводящего диагностику. Это неиз­бежно влечет за собой изменение его деятельности. Если в процессе повседневной работы ос­новная цель - дать знания, добиться правильного ответа в данный момент, воспитывать, то в процессе проведения диагностики - получить достоверные данные об уровне развития ре­бёнка, сформированности тех или иных умений.

В пособии представлены диагностические задания из опыта работы МДОУ № 35 г. Усть-Илимска по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Василье­вой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Задания максимально учитывают особенности и возмож­ности детей 4-5 лет, обеспечивают адекватное понимание ими содержания, опираются на имею­щийся у дошкольников реальный опыт.

Результаты диагностического обследования каждого ребенка заносятся в диагностическую таблицу. Разработанная система комплексной диагностики позволит качественно и оперативно оценивать динамику подготовленности детей дошкольного возраста, а также эффективность об­разовательной работы детских образовательных учреждений по «конечному ценному продукту» -дошкольник-выпускник.

Предлагаемые диагностические карты ориентируют воспитателя на некоторую, очень при­близительную, среднюю норму развития ребёнка. Стандартных детей не существует, и диагно­стические карты могут быть только вехой на пути понимания особенностей ребёнка, его индиви­дуальности.

Результаты диагностики - это отправные точки индивидуальных образовательных маршру­тов для каждого ребёнка.

 

 

УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ Диагностические задания

 

Что изучается Дидактические игры, вопросы, упражнения Содержание диагностического задания Критерии оценки
Уровень познавательной активности Наблюдение за поведением ребенка во время занятий и вне их Педагог дает оценку в процессе наблюдений за поведением ребенка во время занятий, анализирует детские вопросы 3 балла - ребенок увлеченно слушает объяснения педагога на заня­тиях, с интересом выполняет задания, задает вопросы; проявляет познавательную активность вне занятий. 2 балла - познавательной активности не проявляет; на занятиях задания педагога может выполнять увлеченно, с интересом, но вне занятий интерес пропадает; вопросы задает редко. 1 балл - не проявляет заинтересованности и активности на занятиях; не выражает особого желания, предпочтения заниматься каким-либо видом деятельности; вопросы практически не задает.
Уровень развития произвольного слухового запо­минания (объем кратковременной памяти) Упражнение «Запомни и назови» Инструкция. Я назову тебе слова, внимательно их послушай и запомни: дым, туча, юбка, стул, карандаш, дождь, соль. Назови слова, которые ты запомнил 3 балла - ребенок с первого раза запомнил 4 слова. 2 балла - ребенок с первого раза запомнил 3 слова. 1 балла - ребенок запомнил меньше трех слов.
Уровень произ­вольного внима­ния, работоспо­собности Наблюдение за ребенком во время занятия Педагог дает оценку в процессе наблюдений за деятельностью ребенка во время занятий 3 балла - ребенок в течение занятия сосредоточен, активен. 2 балла - ребенок не может длительно удерживать внимание, начи­нает отвлекаться во второй половине занятия. 1 балл - ребенок отвлекается в процессе всей деятельности
Уровень владения детьми обобщающими понятиями, умение выде­лять лишнее Игры «Четвертый лишний», «Назови одним словом». Материалы: кар­тинки с изображе­нием фруктов, жи­вотных леса, куклы, кастрюли Педагог выкладывает перед ребенком кар­тинки: яблоко, банан, лимон, кукла; мед­ведь, заяц, лиса, кастрюля и предлагает убрать лишние. Педагог выкладывает перед ребенком кар­тинки с изображением животных, затем фруктов и предлагает назвать каждую группу картинок одним словом 3 балла - ребенок исключает лишнее, мотивирует свой выбор, называет обобщающие слова. 2 балла - ребенок исключает лишнее, может мотивировать свой выбор; перечисляет предметы на картинках, не называет их обобщающим сло­вом, но показывает предметы, относящиеся к животным, фруктам. 1 балл - ребенок затрудняется найти лишнюю картинку; не знает обобщающих слов, не может показать фрукты, животных на картинках
Умение детей выполнять задание в соответст­вии с инструкци­ей взрослого Наблюдения за деятельностью детей во время занятий Педагог дает оценку в процессе наблюдений за деятельностью ребенка во время занятий 3 балла - ребенок «слышит» и принимает инструкцию, выполняет задание в соответствии с ней. 2 балла - ребенок «слышит» инструкцию, но затрудняется выполнить задание в соответствии с ней, необходимо уточнение, разъяснение. 1 балл - ребенок не принимает инструкцию к действию. Разъясне­ние, уточнение инструкции не приносит желаемого результата.

 

Высокий уровень - 12-15 баллов; средний уровень - 8-10 баллов; низкий уровень - 4-5 баллов


ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА


ДОУ ______________________________________________________

Воспитатели: ______________________________________________

Дата проведения диагностики: начало года ______________________



конец года ______________________

 

№ п/п Ф. И. ребенка Уровень познавательной активности Уровень развития произвольного слухового запоминания (объем кратковремен­ной памяти) Уровень произвольного внимания, работоспособности Уровень владения обобщающими понятиями, умение выделять лишнее Умение детей выполнять задание в соответствии с инст­рукцией взрослого Рекомендации
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               

 

Окончание табл.

 

          б    
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               

Результаты диагностики уровня развития детей


Начало года:

Высокий уровень ____________

Средний уровень ____________

Низкий уровень ____________


детей _______%

детей _______ %

детей _______ %




Конец года:

Высокий уровень ____________

Средний уровень ____________

Низкий уровень ____________


детей _______ %

детей _______ %

детей _______ %


 

Анализ, комментарии ________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 515; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.094 сек.