Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Светотень




Цвет

В природе бесконечно и постоянно сменяется окраска растений, в общем колорите сада участвует и цвет поверхности земли: черный пар или газон, мощение дорожек и площадок, цвет неба, в том числе и отраженного в воде, и, конечно, цвет дома, сарая, садовой мебели. Очень важно, чтобы в саду не создавалось впечатление излишней пестроты, хаоса красок.

Эмоционально цветовые сочетания воспринимаются в различных соотношениях. И строятся они по правилам цветовой гармонии — либо на основе контраста, либо как сочетание оттенков одного цвета.

Цвет воспринимается человеком разносторонне — не одним зрением. а с участием всех чувств, включая слух, осязание, обоняние и даже вкус. Имеются интересные научные исследования по психологическому и физиологическому воздействию цвета на человека. В 1810г. Гёте в своем трактате “Учение о цвете” писал: “Цвета действуют на душу, они могут вызывать чувства и возбуждать мысли, которые нас успокаивают или волнуют, печалят или радуют”. Цвет способен создать впечатление легкости или тяжести предмета, тепла или холода, вызвать у человека чувства веселья или печали.

По степени возбуждения и характеру эмоционального воздействия цвета расположены в том же порядке, в каком они следуют в цветовом спектре. Соответственно они разделяются на теплые, или активные (красный, оранжевый, желтый), которые действуют возбуждающе, и холодные (синий, голубой, фиолетовый), которые действуют успокаивающе. Зеленый находится в середине спектра — это “цвет физического равновесия”. Эмоциональная реакция на цвет обусловила появление определенных ассоциаций, а вместе с ними— символики цвета.

Р. Хен в книге “Азбука цветов” приводит следующие данные реакции человека на цвета и их символику, установленную на основании обобщения ряда научных наблюдений:

желтый цвет вызывает ощущение тепла, света, солнца, живости, веселья и легкости; зеленовато-желтый цвет действует как что-то слегка ядовитое, сернистое, жесткое (символика: жизнь, свет, радость, роскошь, брак, уважение к старости; ярко-желтый — зависть, своеволие, ненависть, лживость);

оранжевый — теплый, праздничный, прелестный, полный жизни, вызывающий радость, сильно действующий (символика: тепло, радость, солнце, власть, тщеславие);

красный — наиболее действенный и активный цвет, который трудно подавить другими; светлые оттенки красного действуют возбуждающе, наступательно, темные — серьезно, солидно (символика: жизнь, кровь, любовь, страсть, революция, огонь, праздничность);

фиолетовый — светлый, но также и мрачный, торжественно-роскошный, служит для связи других красок, при большой поверхности может оказывать негативное действие (символика: величие, достоинство, роскошь, великолепие, дружба);

синий — тихий, тяжелый, строгий, отдаляющий, холодный, но полный энергии; голубые тона действуют как ясные, чистые, почти оживленные (символика: бесконечность, даль, тоска, верность, доверие);

зеленый — связующий, успокаивающий, мирный, пассивный; светло-зеленый — оживленный, веселый; темно-зеленый — холодный, сдержанный, отступает на второй план рядом с желтым, оранжевым и красным, но оттеняет синий (символика: надежда, покой, мир, плодородие);

белый — нейтральный, сильно контрастирует со всеми темными окрасками, в пестрые сочетания вносит свет и оживление, увеличивает объемность (символика: невинность, целомудрие, чистота);

черный — нейтральный, уменьшает объемность, в качестве фона усиливает действие желтого и красного цветов (символика: траур, скорбь, серьезная торжественность).

Физиологическое, или терапевтическое, воздействие цветов (цветотерапия) привлекало и привлекает внимание ученых. В санаториях отдельные участки сада оформляют в серебристо-синих тонах, организуют так называемые “голубые сады”, действующие успокаивающе на нервную систему человека. К примеру, с этой целью могут быть использованы такие растения, как ель колючая (форма голубая), ива белая, лох узколистный и серебристый, сцилла, мускари, незабудка, лобелия, василек, нигелла и многие другие растения.

Средневековые врачи, веря в магическую силу некоторых цветов, пытались лечить цветотерапией многие болезни. Такие методы частично сохранились и в наши дни. Французские психиатры лечат больных шизофренией, помещая их в комнаты со стенами, окрашенными в специально подобранные тона.

Более эффективной в наши дни признана пейзажетерапия — лечение серьезных нервных и психических заболеваний на природе с использованием специально созданных ландшафтными архитекторами и дизайнерами пейзажей — спокойных, грустных, веселых, создающих ощущение защищенности или, напротив, свободы, простора. При движении по такому саду происходит не только смена настроения и эмоций, медицинские датчики фиксируют положительные физиологические реакции организма: снижение кровяного давления, улучшение состава крови и др.

Все эти факты говорят о том, что разные цвета по-разному влияют на организм человека, и показывают, насколько велики возможности ландшафтного дизайна.

Все цвета разделяются на хроматические и ахроматические. Хроматические цвета — это цвет спектра: красный, оранжевый, желтый, голубой, фиолетовый, пурпурный, синий, зеленый (резких цветовых градаций в спектре нет, и указанные цвета выделены условно). Ахроматические — белый, черный и все оттенки серого. Они характеризуются лишь светлотой или ощущением яркости, которая определяется в процентах от яркости белого цвета. Белый цвет, как контраст со всеми темными оттенками, вносит свет и оживление, создает эффект объемности в растительных композициях. Черный цвет, напротив, уменьшает объемность и усиливает действие теплых тонов— желтого и красного.

Цвет характеризуют три компонента: цветовой тон, насыщенность (чистота) цвета, светлота (яркость). Насыщенность (чистота) зависит от степени “разбавления” спектрального цвета белым. Светлота (яркость) — это степень отличия этого цвета от ахроматического (белого), равного ему по светлоте. В природе мы никогда не увидим чистых, насыщенных тонов. Есть, конечно, виды растений с насыщенным цветом, но чаще — с вялым, размытым.

Усилить ощущение насыщенности бледно-красного цвета растения можно, например, разместив его рядом с зеленым; желтого — включив в композицию фиолетовый. Методом подбора цветовых компонентов можно снизить насыщенность какого-либо цвета, разместив, например, рядом с ярко-синим растением красное. При сочетании нескольких цветов ощущение насыщенности каждого из них тоже уменьшается, тем больше, чем ближе цвета располагаются в цветовом круге. Любопытно, что все светлые тона кажутся легкими, все темные — тяжелыми. Насыщенный желтый цвет как бы приподнимает, он стремится вверх; особенно ощутимо это на темном фоне. Голубой цвет воспринимается тоже как легкий, парящий.

В специальных учебниках по цветоведению есть таблицы восприятия цветного рисунка на фоне, окрашенном в другой цвет. Это пример одновременного цветового контраста, который также учитывается в ландшафтном проектировании, особенно при составлении цветников.

Все теплые тона при дневном освещении производят впечатление близких. Это цвета переднего плана, зрительно приближающиеся к нам. Холодные цвета, напротив, отдаляются, их используют для передачи глубины пространства. Чистые и сочные тона в отдалении стушевываются в голубой дымке. Синие и голубые тона при этом не изменяют своего цвета, они даже несколько сгущаются при удалении.

На этом и основан прием размещения на дальнем плане холодных, сине-голубых оттенков. Такой же эффект удаления создаст размещение на заднем плане темнолиственных пород, синих и голубых пятен цветников.

Вообще цветовая палитра сада насчитывает около 130 оттенков. Общий же колорит пейзажей меняется не три раза в году, как считают многие, а не менее девяти раз.

1-я фаза — ранняя весна (март— начало апреля), общий колорит парка серовато-черный;

2-я фаза — весна (апрель— начало мая), преобладают пурпурные, желто-зеленые тона слабой насыщенности и светлоты;

3-я фаза — конец весны (май— начало июня), растения окрашиваются в нежные (средней светлоты) зеленые тона;

4-я фаза — начало лета (июнь — июль), преобладают насыщенные зеленые тона;

5-я фаза — конец и вторая половина лета (июль — август), характеризуется темно-зеленым колоритом;

6-я фаза — осень (сентябрь — октябрь), преобладают желтые, красные тона разной насыщенности;

7-я фаза — поздняя осень (ноябрь— декабрь), в это время насаждения имеют серовато-бурый (слабонасыщенный желтый колорит);

8-я фаза — начало зимы (декабрь — январь) — слабонасыщенные, сине-фиолетовые, серые тона;

9-я фаза — вторая половина зимы (февраль — март) с темно-серым колоритом.

С ранней весны до поздней осени вы можете наблюдать нюансную, на первый взгляд малозаметную среду общего колорита сада. В весеннее, летнее и осеннее время окраска древесных растений слагается из цвета листьев, ветвей, ствола, цветков и плодов, а в зимнее, позднеосеннее и раннеосеннее время цветовой тон определяется окраской ветвей и стволов.

В создании колористики малого сада одинаково важны и общий подход к цвету, и продуманность, отточенность в деталях. Что имеется в виду? Важно помнить, что в общий колорит сада входит и окраска стен дома, ограждения сада, цвет мощения дорожек и площадок, садовой мебели. Красный кирпич, теплые тона деревянных конструкций, серые оттенки бетона — все эти цвета занимают в саду должное место.

Мы уже говорили о динамике в окраске растений. Не так просто учесть этот фактор относительно статичной окраски сооружений и мощения, но, выбирая цвет здания (или учитывая существующий), старайтесь “включиться” в цветовую гамму сада. Выбирайте цвета и оттенки, любимые вами, ласкающие ваш взгляд, и помните, что любой новый цвет, внесенный в колорит сада, изменяется в зависимости от окраски фона.

Важно научиться оценивать цвет предмета по отношению к цвету окружения и к общему фону. Это даст возможность построить композицию так, чтобы фон не оказывал отрицательного, раздражающего воздействия. Нужно также учитывать, что в сумерках соотношения цветов меняются. Синий и зеленый цвета производят впечатление светлых, находящихся на переднем плане; красный и желтый — более отдаленных и глубоких. Заметим, что во многом эти эффекты зависят еще от загрязнения воздуха и насыщенности его водяными парами.

Сильнее всего “работают” цветовые контрасты. Например, при общем темном колорите здания растения подбирайте светлые, с желто-зелеными или серебристо-серыми оттенками листвы. Хорошим контрастом в данном случае будет и серый цвет мощения из бетона. На фоне белого здания (штукатурка, неокрашенное дерево) эффектно смотрятся растения, имеющие темную листву, поглощающую часть отраженного света. Рядом с таким домом можно посадить барбарис, разбить цветник из красных цветов розы флорибунда, “выстелить ковер” из темно-зеленой стелющейся листвы барвинка. Около светлого здания должно быть темное, насыщенное по цвету мощение. Если ваш дом построен из кирпича (теплые оттенки — красный, терракотовый), используйте холодные и нейтральные тона растений: сине-зеленый можжевельник, магонию с ее серо-зеленой листвой, сизо-серебристый лох.

Важна и окраска стен комнат домика, особенно откуда вы будете наблюдать свой сад. Садовый дизайн должен гармонировать с дизайном интерьера. Цветовой фон может дать и повторение общего тона зеленой окраски стен комнаты, и введение ярких контрастов. Например, цвет обивки мебели может повторить гамму цветущих в саду растений. Так, серовато-зеленые оттенки листвы лоха или дерна пестролистного могут повториться в интерьере, в общем тоне обоев, но при этом нужно будет ввести цветовые акценты — яркие подушки на диване, занавески. Фиолетовой гамме обивки мебели в комнате будут вторить переливы цветущих флоксов; желтизне занавесок — отвечать золотистый всплеск цветков форзиции за окном.

Цвета ограды сада, покрытия дорожек и площадок должны включаться в общую цветовую гамму сада, а не разбивать ее, как это часто случается.

Представим себе, например, каким может быть цветовое соотношение дома и растений в случае, когда садовый домик, занимающий относительно большой объем и площадь сада, построен из дерева и окрашен в темные тона (коричневого цвета с белыми деталями — окна, двери, карниз) и имеет темно-коричневую крышу. На фоне стены эффектно будут выделяться светлая кора и зеленая листва небольшой группы берез. Дорожку к дому можно выложить из кирпича — ее подчеркнет рабатка из ромашек. Оформление дома завершит группа из нескольких кустов чубушника золотистолистного с его пахучими белыми цветами и постоянной нежно-желтой окраской листвы.

Совсем другим будет решение для садового домика, выполненного из силикатного кирпича или имеющего оштукатуренные белые стены. У входа можно посадить дерево с темной листвой — это может быть вишня или яблоня (в том числе красиво цветущая розовыми махровыми цветками яблоня Недзвецкого). Мощение из светлых бетонных плит станет фоном для низкой живой изгороди из стриженого кизильника блестящего с его темной листвой, которой вы подчеркнете цоколь здания. В тени кизильник примет на себя отраженный свет от стен. Кусочек газона перед домом может быть заменен прекрасным почвопокровным растением— барвинком. Его темная вечнозеленая листва ранней весной бывает украшена многочисленными розовыми или голубыми цветками. Можно посадить здесь можжевельник с темной хвоей либо куст парковых роз с нежно-карминной окраской цветков.

Китайская теория объемного цветового решения несколько отличается от привычной нам европейской (По Саймондсу). Согласно этой теории, человек так привык к цветовому решению природы, что питает отвращение к любому нарушению установленного порядка. Из этого следует, что при выборе цвета для любого архитектурного сооружения плоскость основания должна быть выдержана в тонах земли — в оттенках глины, камней, гравия, песка. лесного гумуса и мха. Синие и сине-зеленые тона воды, напоминающие ее изменчивую поверхность, применяются на плоскости основания или дорожек редко и только в тех местах. где проход нежелателен. Конструктивным элементам стен и крыши сообщаются цвета ствола и ветвей дерева — черный, коричневый, темно-серый, красный и охристый. Поверхности стен в глубине заимствуют свой оттенок от чащи бамбука, свисающих плетей глициний, струящегося солнечного света, сосновых сучьев и сплетающихся ветвей клена. Цвета потолка должны напоминать воздушность неба и меняться от глубокой лазурной синевы или водянисто-зеленого цвета до туманных облачно-белесых или мягких серых тонов.

Есть система, устанавливающая для любого сооружения один основной цвет. Все остальные цвета по отношению к основному будут его “сучьями, ветвями, листьями, цветами и плодами”. При такой схеме можно ощутить связную органичную систему цвета, наподобие той, которой обладает дерево, горная местность, долина реки или любой элемент или объект природы.

В практике современного ландшафтного дизайна используют три основных правила цветовой гармонии, которые помогут вам составить композиции из растений:

любой цвет на фоне контрастного воспринимается более насыщенным, сочетание контрастных цветов позволяет повысить общую насыщенность рисунков;

при сочетании некоторых цветов уменьшается ощущение их насыщенности, причем тем больше, чем ближе цвета располагаются в цветовом круге;

контраст тем сильнее, чем больше различия в светлоте и насыщенности.

Контрасты могут быть цветовыми (сочетание разных тонов при равных яркостях) и яркостными (сочетание различных яркостей, равных по цветности). Цвета, лежащие на диаметрально противоположных концах цветового круга, являются контрастными (синий — оранжевый, желтый — фиолетовый, голубой — красный, зеленый — пурпурный). Вообще же цветовой контраст — это преувеличение фактической разницы между одновременными ощущениями. Одновременным контрастом широко пользуются на практике для усиления кажущейся насыщенности цветов, помещая их по соседству с контрастными. Контрастные сочетания можно получить при увеличении числа дополнительных цветов, вводя на соответствующие места круга зелено-голубой и желто-зеленый. Контрастировать с ними будут соответственно красный и фиолетовый.

К гармоничным (приятным глазу) цветовым сочетаниям относятся не только контрастные (красный и зеленый, оранжевый и синий, желтый и фиолетовый), но и нюансные сочетания, различаемые по светлоте в пределах одного определенного цвета (бледно-розовый — розовый — ярко-красный).

Еще один “инструмент” ландшафтного дизайнера — это использование освещенности участка — светотени. С помощью светотени подчеркивается выразительность, объемность растительных групп. Различия в характере освещения участка, его построек и т. п. дают определенные светотеневые эффекты.

Поверхность любого тела отражает падающие на него лучи, образуя на земле неосвещенный участок — падающую тень. На той части тела, куда не попадают световые лучи, образуется собственная тень. На освещенной части изогнутой поверхности — от границы собственной тени в сторону света — образуется полутень. Наконец, в самих тенях могут возникать рефлексы свет, отраженный от других предметов. Рефлексы особенно заметны на поверхности блестящих предметов там образуются еще и сверкающие пятна — блики. Эти переходы от света к тени зависят от размещения источника света— перед предметом, сзади от него или сбоку. Цветовые градации светотени зависят от трех причин: общей силы освещения, окраски предметов, густоты тени.

Когда источник света находится прямо перед объектом (фронтальное освещение), светотеневые переходы выражены слабо, композиция невыразительна. При боковом освещении они выражены ярче, рельефнее: вы замечали, наверное, как вечерние и утренние косые лучи солнца высвечивают фактуру дерева или куста. Контражур (так называется освещение, когда объект находится между источником света и наблюдателем) усиливает окраску листьев и цветов, подчеркивает силуэт дерева и группы растений. Как видите, цвет и свет взаимно влияют друг на друга.

Влияет на цвет и характер освещения (дневное или электрическое). При электрическом освещении красные объекты кажутся более насыщенными, а синие — наоборот.

Существуют различные источники света: лампы накаливания, люминесцентные, натриевые и др. Лампа накаливания делает красный цвет чище и светлее, оранжевый — краснеет. голубой — зеленеет, а синий и фиолетовый приобретают пурпурный оттенок и темнеют. При освещении люминесцентной лампой цвета спектра останутся почти такими же, как при дневном свете. Ртутная лампа делает ярче синий и зеленый цвета, а красный превращает в черный. Если источником света будет натриевая лампа, все цвета, кроме желтого, станут серыми.

Пары ртути, используемые в источниках света, дают красивое голубовато-зеленое освещение, которое особенно благоприятно для подсветки хвойных пород деревьев: кедров, туй и др. Натриевые светильники (золотисто-желтые) больше подходят для освещения осенней листвы.

Искусственная подсветка в вечернее и ночное время по своему характеру близка к приемам театрального освещения. В ночном освещении создается эффектное чередование света и тени, высвечивается мозаика листьев, рисунок ветвей, преобразуется цвет листвы, газонов, цветников, кроме того, имеются большие возможности получения цветовых контрастов.

Смена естественного освещения в пейзаже происходит непрерывно, фиксировать какой-либо основной эффект мы можем не более чем 25— 40 мин, однако чем длиннее день, тем продолжительнее световые эффекты.

Световой режим различен в разных географических зонах страны. На севере это преимущественно рассеянный, мягкий свет. Туманы, облачные дни смягчают краски цветников, углубляют парковые перспективы. В южных районах страны, напротив, резкие тени, особенно в полдень, усиленная яркость красок создают зрительное сокращение глубины перспектив.

На участке важно определить длину и направление теней, падающих от предметов в течение дня, чтобы знать затененность участка. В практике ландшафтного проектирования пользуются специальными инсоляционными линейками, составленными для различных широт на периоды осеннего и весеннего равноденствия. С их помощью составляются планы расположения падающих теней от деревьев и зданий (существующих и проектируемых) — так называемые эпюры теней. Благодаря этим чертежам можно определить контур, размещение и размеры освещенных участков и их изменение в течение дня (Например, для условий Москвы (60" северной широты) дерево высотой 20 м в 8 ч утра имеет тень длиной 40м, в 12 ч дня— 10м, в 17 ч— 68м, в 18 ч— 94 м. Угол падения солнечных лучей принят при этом для данной широты на середину июня.). При ярком солнце способность различать цвета притупляется, особенно теплые тона (красные, оранжевые). На юге глаз различает меньше оттенков, в средней полосе — больше.

Днем максимально воспринимаются красные цвета, в сумерках чувствительность сдвигается в область сине-голубых тонов. С наступлением сумерек сначала “потухает и сереет” красный цвет, а затем —- желтый, потом — зеленый и синий (синий цвет высветляется, становится ближе к белому, т. е. ярче), белый цвет становится активнее. Летом в конце дня можно наблюдать, как ярко выделяются венчики белых ромашек, цветки калины, менее заметные в полдень.

Мы уже говорили о том, насколько важно знать условия освещенности садового участка, и притом заранее, еще при составлении проекта его планировки. Теперь, вы, наверное, убеждаетесь, что это важно не только для будущего урожая, но и для ландшафтного дизайна сада.

Итак, мы познакомились с основными законами композиции, которые могут быть использованы при создании сада,— с линейной и воздушной перспективой, законами цветовой гармонии, света и тени. Не забудем и о некоторых композиционных средствах, приемах ландшафтного дизайна, равно как и ландшафтной архитектуры, позволяющих разнообразить пейзаж. Это ритм, симметрия и асимметрия, контраст и нюанс.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 631; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.