Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные принципы организации местного самоуправления в РФ




 

В соответствии со ст. 2 Федерального закона 1995 г. под местным самоуправлением в РФ понимают признаваемую и гарантируемую Конституцией РФ самостоятельную и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

Полномочия органов местного самоуправления (ст. 6 ФЗ):

· владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;

· формирование, утверждение и исполнение местного бюджета;

· установление местных налогов и сборов;

· комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования;

· содержание и использование муниципального жилищного фонда и нежилых помещений;

· организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования, а также здравоохранения;

· обеспечение санитарного благополучия населения;

· охрана общественного порядка, содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;

· планировка и застройка территорий муниципальных образований;

· контроль за использованием на территории муниципального образования, земель;

· использование водных объектов местного значения, месторождений полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения;

· организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения, канализации, дорог;

· благоустройство и озеленение территорий муниципального образования;

· организация ритуальных услуг, транспортного обслуживания, торговли, массовой информации, зрелищных мероприятий;

· обеспечение противопожарной безопасности;

· охрана окружающей среды и т. д.

Ограниченными полномочиями в области местного самоуправления обладают органы государственной власти РФ и субъектов РФ, так как местное самоуправление не входит в систему органов государственной власти (ст. 12 Конституции РФ). Муниципальным образованиям в соответствии с разграничением предметов ведения обеспечивается экономическая и финансовая самостоятельность.

Муниципальное образование в обязательном порядке должно иметь свой устав, где указываются границы его территории, структура и порядок формирования органов местного самоуправления, наименование и полномочия выборных органов местного самоуправления и их должностных лиц, виды, порядок принятия и вступления в силу нормативных правовых актов, основания и виды ответственности органов местного самоуправления и их должностных лиц и другие вопросы. Устав подлежит государственной регистрации и принимается представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно.

Муниципальные образования вправе иметь собственную символику (герб, эмблему), отражающую исторические, культурные, социально-экономические, национальные и иные местные традиции.

Территории муниципальных образований (городов, поселков, районов, сельсоветов и т.д.) устанавливаются законами субъектов РФ. Изменение их границ не допускается без учета мнения населения соответствующей территории.

К органам местного самоуправления относятся выборные органы и другие органы, образуемые в соответствии с уставом муниципального образования. К выборным органам принадлежат представительный орган, состоящий из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании населением данной территории; глава муниципального образования (выбранное населением должностное лицо), который может в отдельных случаях входить в представительный орган местного самоуправления и др. Срок их полномочий (п. 2 ст. 18 ФЗ) не может быть меньше 2-х лет. Они могут в соответствии с уставом муниципального образования исполнять свои функции и на постоянной основе, в соответствии с п. 7 ст. 18 Федерального закона 1995 г. не могут быть задержаны (за исключением случаев задержания на месте преступления) на территории муниципального образования, а также подвергнуты обыску по месту жительства или работы, арестованы, привлечены к уголовной ответственности без согласия прокурора субъекта РФ.

Лица, выполняющие службу на должностях в органах местного самоуправления, являются муниципальными служащими. Общие принципы организации муниципальной службы урегулированы Федеральным законом от 17 декабря 1997 г. В соответствии с настоящим законом к муниципальной службе относится профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной (ст. 2 ФЗ). Муниципальный служащий не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой, принимать участие в забастовках, использовать свое служебное положение в интересах политических партий, религиозных и других общественных объединений и т. д. Муниципальный служащий ежегодно в соответствии с российским законодательством, а также гражданин при поступлении на муниципальную службу обязаны предоставить в органы государственной налоговой службы сведения о полученных ими доходах и об имуществе, которое является объектом налогообложения.

К формам осуществления местного самоуправления относят возможность проведения местного референдума по различным вопросам местного значения, проведение выборов в муниципальные органы и должностных лиц (Федеральный закон от 26 ноября 1997 г. “Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления”), проведение собраний (сходов) жителей муниципального образования (решения таких сходов считаются легитимными при участии в них более половины жителей муниципального образования), возможность предоставления в органы местного самоуправления проектов правовых актов, право граждан обращаться в индивидуальной и коллективной форме в органы местного самоуправления и к их должностным лицам, которые обязаны в течение месяца дать ответ по существу обращения (п. 2 ст. 26 Федерального закона 1995 г.). Одной из важнейших форм осуществления местного самоуправления является возможность самоорганизации граждан по месту жительства на части территории муниципального образования. В соответствии в уставом муниципального образования указанные органы могут являться юридическими лицами.

Без финансово-экономической основы, которая определена Федеральным законом 1995 г. и расширена Федеральным законом от 10 сентября 1997 г. “О финансовых основах местного самоуправления в РФ”, решение поставленных перед муниципальными образованиями задач было бы невозможно. Итак, экономическую основу местного самоуправления составляют муниципальная собственность, местные финансы, имущество, переданное из государственной собственности, а также иная собственность. В муниципальной собственности находятся средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, муниципальные земли и другие природные ресурсы, муниципальные предприятия, организации, учреждения, банки, жилищный фонд и нежилые помещения и т. д. В соответствии c указанными законами и гражданским законодательством РФ органы местного самоуправления вправе в полном объеме пользоваться и распоряжаться этой собственностью. Органы местного самоуправления в интересах населения вправе осуществлять и внешнеэкономическую деятельность. В доходы местных бюджетов зачисляются местные налоги, сборы и штрафы, отчисления от федеральных налогов и налогов субъектов РФ в виде закрепленных доходов, которые поступают в местный бюджет на постоянной или долговременной основе, и регулирующих доходов, которые устанавливаются на следующий финансовый год, а также дотаций (т. е. суммы, выделяемой из бюджета вышестоящего уровня, если закрепленных и регулирующих доходов недостаточно для формирования минимального местного бюджета) или субвенций (т. е. суммы, выделяемой из бюджета вышестоящего уровня на конкретные цели для выравнивания социально-экономического развития территории муниципального образования). В местный бюджет входят финансовые средства, переданные государством для реализации отдельных государственных полномочий, и другие поступления.

В соответствии с существующим законодательством муниципальные образования являются юридическими лицами. Кроме того, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 65 в РФ ведется Федеральный реестр муниципальных образований Министерством РФ по делам национальностей и федеративным отношениям.

О том, что местное самоуправление в РФ обеспечивается государственной поддержкой, свидетельствуют образованные в соответствии с Указом Президента РФ от 29.05.97 г. Совет по местному самоуправлению при Президенте РФ (им же возглавляемый) и в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.08.97 г. Совет руководителей органов местного самоуправления по проблемам социально-экономической реформы при Правительстве РФ.

Местное самоуправление в России еще находится в стадии развития, поэтому со временем могут появиться совершенно новые формы его осуществления. которые будут получать соответствующее правовое регулирование.

Вопросы для самоконтроля

 

1. Назовите правовую основу местного самоуправления в РФ.

2. История местного самоуправления в России.

3. Полномочия муниципальных образований.

4. Выборные органы и должности муниципальных образований, срок их полномочий и иммунитеты.

5. Статус муниципального служащего.

6. Назовите формы осуществления местного самоуправления.

7. Что относится к финансовым основам местного самоуправления?

 

Литература

 

1. Ясюнас В. Местное самоуправление. Комментарии. Разъяснения. — М., 1997.

2. Федеральный закон от 25.09.97 г. “О финансовых основах местного самоуправления в РФ” // Собрание законодательства РФ. — 1997. — № 39. — Ст. 1715.

3. Федеральный закон от 26.11.97 г. “Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранным в органы местного самоуправления” // Собрание законодательства РФ. — 1997. — № 45. — Ст. 2707.

4. Федеральный закон от 08.01.98 г. “Об основах муниципальной службы в РФ” // Собрание законодательства РФ. — 1998. — № 2. — Ст. 131.

5. Указ Президента РФ от 29.05.97 г. № 531 “О Совете по местному самоуправлению в РФ” // Собрание законодательства РФ. — 1997. — № 22. — Ст. 1009.

6. Указ Президента РФ от 11.06.97 г. № 568 “Об основных направлениях реформы местного самоуправления в РФ” // Собрание законодательства РФ. — 1997. — № 24. — Ст. 1231.

7. Постановление Правительства РФ от 15.08.97 г. № 1023 “О Совете руководителей органов местного самоуправления по проблемам социально-экономической реформы при Правительстве РФ” // Собрание законодательства РФ. — 1997. — № 34. — Ст. 1519.

8. Постановление Правительства РФ от 19.01.98 г. № 65 “О Федеральном реестре муниципальных образований в РФ” // Собрание законодательства РФ. — 1998. — № 4. — Ст. 486.

 

Вы завершили изучение конституционного (государственного) права России. В представленном учебном курсе содержатся только основные положения, позволяющие, однако, представить многообразие конституционно-правовых отношений и направлений конституционно-правового регулирования. Ряд вопросов изложены тезисно, в отдельных случаях автор ограничивается ссылками на федеральные законы. Чтобы расширить своё представление о данной отрасли права, овладеть в полном объёме специфической терминологией, а также успешно сдать экзамен, необходим глубокий анализ монографической литературы и законодательства Российской Федерации. В рамках данного лекционного курса не преследовалась цель проведения теоретических изысканий. Перед автором стояла другая задача – помочь студентам разобраться в существующих проблемах, стать грамотными специалистами и умело применять полученные знания в практической деятельности.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 607; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.