Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВСТУПЛЕНИЕ. Настоящая книга является кратким изложением книги «Шиизм - возникновение, убеждения и деяния» (2003 г




Настоящая книга является кратким изложением книги «Шиизм - возникновение, убеждения и деяния» (2003 г. Издание ICAS в Лондоне), написанной этим же автором. В данном издании в сокращении изложены основные темы, относящиеся к религии Ислам и шиизму в Исламе. Эта книга является малым вкладом для заполнения некоторых пустот в английских источниках по исламским исследованиям в целом, и в познании шиизма, в частности.

Эта книга, обладая простотой, является результатом 20-ти летнего изучения Ислама. А также итогом практического обучения шиизма для англоязычных: во-первых, 50 с лишним уроков для иностранных учащихся, обучавшихся в Иране, в медресе «Джами‘ат аз-Захра» в 1995-1996 годах; во-вторых, 30 с лишним занятий в исламском центре Манчестера и в центре «Рефах» 1998-99 г.г. в Англии. А также отдельные главы этой книги преподавались на краткосрочных курсах, а глава, связанная с темой возникновения шиизма, была опубликована в 10 номере «Тегеран таймс» в 1995г.

Первая глава настоящей книги начинается с объяснения лексического и терминологического значений слова «шиизм». В связи с этим указаны публикации некоторых исследователей, затем, опираясь на исламские предания и исторические данные, говорится о возникновении шиизма, также приведены имена первых шиитов.

Вторая глава посвящена источникам шиизма, то есть, Корану, Сунне пророка (да благословит Аллах его и род его!), разуму и единому мнению. Наряду с обращением к Корану, уделении ему особой роли шиитами, приводятся доказательства того, что Коран, который мы имеем в своем распоряжении сегодня, и есть тот самый, который был ниспослан Всевышним его светлости Мухаммаду (да благословит Аллах его и род его!). Вторым важным источником шиизма является Сунна пророка (да благословит Аллах его и род его!), то есть речи, деяния и подтверждения его светлости. Коран рекомендует мусульманам, чтобы они брали пример с пророка (да благословит Аллах его и род его!) и для устранения своих трудностей и проблем обращались к нему и к его деяниям. Коран также представляет пророка (да благословит Аллах его и род его!) своим чтецом, учителем и толкователем. Кроме этого, в этой главе рассказывается об Ахл аль-Бейте (семействе пророка мир им!) и его роли в представлении пророческой Сунны. Затем показывается важность разума и его роль в понимании веры, ценностей и практических деяний. В завершении главы говорится о взглядах шиитов на единое мнение и отношении к нему суннитов.

Третья часть посвящена ознакомлению с основами шиизма. Наряду с единобожием, пророчеством и загробным миром, которые являются общими основами всех небесных религий, рассказывается коротко о других основах, таких как справедливость и имамат (духовно-политическое руководство). Эти основы, в большей или малой степени, также признаются некоторыми другими исламскими течениями. Те, которые полностью убеждены в них всех, считаются шиитами.

Глава четвертая в сокращенном виде рассказывает о важнейших практических вопросах, не относящихся к основам, и объясняет их философию. Эти деяния признаются единодушно всеми мусульманами, хотя среди различных исламских течений имеются незначительные расхождения.

Последняя глава, т.е. пятая, знакомит о нынешнем положении шиитов в мире, приводит статистические данные, относящиеся к численности мусульман, в целом, и шиитов, в частности. Затем показывает процентное соотношение численности шиитов в некоторых государствах, имеющих давнюю историю. К сожалению, точной статистики о нынешней численности шиитов в мире не имеется. Но проделана большая работа, чтобы, используя хотя бы три новых источника, показать обоснованные цифры.

Здесь необходимо уделить особое внимание, что автор данной книги, от всей души и всем своим существом верит в исламское единство и является сторонником этого единства. Он надеется, что эта книга сможет внести маленький вклад на пути достижения исламского братства. В действительности, одним из важных средств достижения единства и братства является правильное познание мусульманами друг друга. Предвзятость в исторических спорах является препятствием правильного понимания друг друга. Согласно арабской пословице: «Люди враждуют с тем, чего не знают».

Внимательное изучение всех крупных исламских течений показало то, что среди них сходств больше, чем противоречий. Все мусульмане убеждены, что Всевышний - Един, пророк у них - один и тот же, и все они верны Корану. Все мусульмане верят в Судный день, убеждены в том, что Бог вознаграждает и наказывает. Все мусульмане совершают ритуальную молитву в сторону одной Киблы, т.е. в сторону Масджид аль-Харам (Запретная мечеть) в Мекке. Все мусульмане соблюдают пост в месяц рамадан. Все мусульмане одновременно в одном и том же месте совершают хадж. Все мусульмане считают обязательными закят, призыв к добру и запрещение зла. Все мусульмане убеждены, что между мусульманами и честными людьми должны быть дружественные отношения, и, наоборот, необходимо избегать врагов Всевышнего. Все мусульмане обладают равными преимуществами и достоинствами. Как сказано в Коране: «Поистине, верующие - братья». Несмотря на цвет, нацию, половую принадлежность и различие религиозных течений все по отношению друг к другу считаются сестрами и братьями и имеют обязанности, которые требуют исполнения. Однажды Му‘алля ибн Ханис спросил у имама Садыка (мир ему!) о правах мусульман между собой. Его светлость (да будь мир с ним!) в ответ сказал: «Для каждого мусульманина соблюдение семи обязанностей является обязательным. Каждая из них является обязательной и несоблюдение одной из них, отдаляет человека от покровительства и поклонения Всевышнему и не одно его действие не будет принято Богом». Имам воздержался от их уточнения из-за тревоги, что Му‘алля не будет их выполнять. После же настаиваний Му‘алля, имам пояснил:

«1-Желай брату мусульманину того, чего желаешь себе; и не желай ему того, чего не желаешь себе.

2 - Не гневи брата своего, старайся радовать его, слушать его.

3- Оказывай поддержку ему жизнью, имуществом, словами.

4- Будь его глазами, путеводителем и религией.

5- Никогда не допускай, чтобы ты был сытый, а он голодным; чтобы твоя жажда была утолена, а его нет; чтобы ты имел одежду, а он нет.

6- Если ты имеешь слугу, а он нет, то вышли слугу к своему брату, чтобы тот постирал, приготовил ему еду и постель.

7- Поверь его клятве и прими приглашение его. Во время болезни навести его, во время смерти прими участие в его похоронах. Каждый раз, когда узнаешь, что он в нужде, немедленно помоги разрешить их. Не заставляй его просить тебя об этом».

В заключении имам сказал: «Если ты будешь таким образом выполнять свои деяния, то соединятся и свяжутся твое и его покровительства» («Васаил аш-ши‘а», книга «Хадж», глава 122, хадис 7).

К сожалению, среди всех групп и течений всегда находятся те, которые стараются раздуть имеющиеся различия и вместо призыва к единству и братству, призывают к разногласиям и спорам. Такие люди спешат найти любой повод, чтобы тех, кто противоречит их взглядам, назвать безбожниками или лицемерами, а любое действие, которое не приемлемо им – ересью. Однако нет сомнений, что неверующие и еретики существуют. И нужно проявлять большую предосторожность и внимательность к ним. Великие исламские ученые и духовные лидеры, независимо от того шииты они или сунниты, никогда не противостояли друг другу, а сохраняли гармонию, миролюбие, проявляли стремление к единству, справедливости, проявлению милосердия.

Ислам принес единство и сплоченность тем, которые претерпевали трудности от вражды. (Сура 3, аят 103). Единство и дружба считаются проявлением величия и мудрости Всевышнего. (Сура 8, аят 63). Коран предостерегает мусульман от дел таких людей, как Фараон, которые распространяли рознь и порчу среди людей (сура 28, аят 4). И предупреждает, что, если будут враждовать друг с другом, то ослабнут и будут побеждены (сура 8, аят 64).

На самом деле, этот призыв к сплоченности не относится только к мусульманам. Священный Коран призывает всех, кто поклоняется Всевышнему, а также христиан и иудеев к единству и напоминает об общих корнях. (Сура 3, аят 64). Собирайтесь, все вместе поднимем руки в молитве, и будем надеяться, что день ото дня наши единство и сплоченность будут сильнее.

Здесь считаю необходимым выразить свою признательность всем людям и организациям, которые оказали поддержку в создании этой книги. В особенности, от души выражаю свою благодарность аятулле Мухсину Араки, Исламскому Колледжу в Лондоне и Организации Ахл аль-Бейт в Англии и Ирландии. В заключение, благодарю Всевышнего и хочу, чтобы Он Своим светом озарил наши сердца и дал ощутить сладость Его любви.

 

Мухаммад Али Шомали

Рамадан 1423, ноябрь 2002 г.


ГЛАВА 1

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
ШИИЗМА

Значение слова «ши’а»

Слово «ши’а» в арабском языке в своей основе означает одного, двоих или группу из последователей. В Коране это слово встречается несколько раз в этом же значении. Например, в 15-ом аяте 28-ой суры, Всевышний к одному из последователей его светлости Мусы (мир ему!) обращается, применяя слово «шиа». В другом аяте, Ибрахима (мир ему!) представляет шиитом Нуха (мир ему!) (сура 37, аят 83). В начале истории Ислама понятие «ши а» использовалось в своем первоначальном или лексическом значении, то есть, как последователь различных личностей. Например, в некоторых шиитских преданиях оно встречается в речах Али ибн Аби Талиба, в других, Муавие ибн Аби Суфьяна. Но постепенно это слово приобрело второй смысл и стало применяться только в значении «последователи Али (мир ему!)», тем самым, признавая его руководство.

Шахристани (год смерти 548 лунной хиджры) в своей книге «Аль-Миляль ван-Нихаль», которая является выдающимся трудом в области исламских течений, писал: «Шиитами являются те, кто, в особенности, следуют Али (мир ему!), верят в его руководство и управление согласно воле и ясным указаниям Мухаммада (да благословит Аллах его и род его!)»[1]. Это очень внимательное определение, так как шииты убеждены, что доказательством следования Али (мир ему!) является желание пророка (да благословит Аллах его и род его!), а не их индивидуальное решение. Напротив, те, кто не является шиитом, после смерти пророка, стали следовать тому, кто был избран самими. Думали, что выбор наместника, пророк оставил на усмотрение самих людей. Хотя Абу Бакр ибн Кахафа, первый халиф, который пришел к власти, будучи избранным, был убежден, что сам должен назначить наместника после себя. Второй халиф, Умар ибн Хаттаб, также в свою очередь, используя совет из шести лиц, которых назначил сам, решил из них избрать наместника. Интересно то, что Али (мир ему!) был четвертым халифом, которого после смерти третьего халифа, Усман ибн ‘Аффана, народ вынудил принять власть.

Хасан ибн Муса Наубахти (год смерти 313 лунной хиджры), известный шиитский исследователь, в книге «Шиитские течения» писал: «Шииты – это группа Али ибн Аби Талиба (мир ему!). Они назывались шиитами при жизни пророка (да благословит Аллах его и род его!) и после его смерти. Были известны в качестве последователей Али (мир ему!), признавали его руководство и власть». Шейх Муфид (год смерти 413 лунной хиджры), один из известнейших ученых прошлого, шиитом считал тех, кто следовал Али (мир ему!) и признавал его наместничество после пророка (да благословит Аллах его и род его!)[2]. Разъясняя причину названия шиитов «имамитами», он говорил: «Так называют тех, которые считали необходимым имамат во все времена, а также признавали непорочность имама, необходимость его назначения и совершенство»[3].

Таким образом, мусульмане шииты – это те, которые придерживаются следующих мнений:

1. – наместничество утверждается Всевышним;

2. – имам, так же, как и пророк избирается Всевышним, а затем представляется пророком народу в качестве своего преемника;

3. – непосредственным наместником пророка считается Али (мир ему!).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 379; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.