Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Коммунистическая идеология




Коммунистические идеи зародились в глубокой древности, они явились результатом выделения человека из животного мира и возникновения новых социальных отношений. Перво­бытное человеческое общество потому и называлось коммуни­стическим, что оно было связано с переходом с уровня стихий­ного природного движения на новый уровень развития мира - общественный, человеческий. Коммунизм - от латинского communis — означает общий, т.е. социальный. Поэтому любое общество в той или иной степени обладает признаками комму­низма, для любого общества в большей или меньшей степени присуща коммунистическая идеология, с ее идеалами справед­ливости, равенства, коллективизма. Коммунизм - это социаль­но-философское учение о совершенном и справедливом обще­ственно-политическом устройстве и социально-политическое движение, призванное реализовать это учение на практике.

Теоретическое обоснование коммунистической идеи уже имеется в трудах древнегреческого философа Платона. Так, в его работе «Государство» обосновывалась идея государствен­ного управления философами, которые не имеют частной соб­ственности. Как считает Платон, справедливое общественное устройство невозможно без того, «чтобы вся собственность, именуемая частной, всеми средствами была повсюду устранена из жизни»30.

Коммунистическая по своей природе идеология характерна и для первоначального христианства, которое защищало и практиковало общинную собственность, рассматривая частную собственность как свидетельство антихристианского образа жизни. У христиан должно быть все общее, только тогда они смогут наследовать жизнь вечную. Примеры с богатым юно­шей, который не хотел раздать свое имущество бедным, Ана­нием и Сапфирой, не порвавших окончательно с ветхозаветной идеологией, подтверждают коммунистическую идею христиан­ства наглядно и рельефно.

Коммунистические идеи были широко распространены в средние века. В этот период существовало множество мелких коммунистических общин, построенных на толковании христи­анского учения с его принципами коллективной собственности, равенством в распределении материальных благ среди членов общества.

30 Платон. Законы. Соч. М., 1972. Т. 3. Часть 2, с. 213.

 

Эти же коммунистические идеи теоретически обосновыва­лись социалистами-утопистами Т.Мором и Т.Кампанеллой, Ш.Фурье, Сен-Симоном, Р.Оуэном, философами-просветителями как с точки зрения разработки новых аргументацион-ных структур (к примеру, знаменитое выражение Ж.-Ж.Руссо «плоды земные принадлежат всем, а земля никому»), так и в плане конструирования идеальных коммунистических моделей (Утопия, Город Солнца, Икария). В частности, важный вклад в развитие коммунистических идей внес французский социаль­ный писатель Э.Кабе, который в своей работе «Путешествие в Икарию», изданной в 1840 г., описывал коммунизм на основе крупного фабричного производства с широким использованием машин и обобществлением земли.

Но разработка коммунистической идеологии в современ­ном смысле слова связана с основоположниками марксизма — К.Марксом, Ф.Энгельсом, В.Лениным, которые рассматривали коммунизм как высшую общественно-экономическую форма­цию, наступающую после капитализма.

Усвоив и критически переработав все ценное, что было на­работано предшествующей человеческой мыслью о коммуниз­ме, марксизм сумел дать научную трактовку общественного развития. Обобщая результаты своего научного исследования, Маркс и Энгельс в «Немецкой идеологии» писали: «В прямую противоположность немецкой философии, спускающейся с не­ба на землю, мы здесь поднимаемся с земли на небо, т.е. мы исходим не из того, что люди говорят, воображают, представ­ляют о себе, - мы исходим также не из существующих только на словах, мыслимых, воображаемых, представляемых людей, чтобы от них прийти к подлинным людям; для нас исходной точкой являются действительно деятельные люди, и из их дей­ствительно жизненного процесса мы выводим также и развитие идеологических отражений и отзвуков этого жизненного про­цесса»31. Эта была совершенно новая постановка в понимании природы идеологии.

Способ производства материальной жизни определяет все другие стороны развития общества и человека. Установив это положение, марксизм дал ключ для понимания механизма функционирования идеологии.

Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3, с. 25.

 

В то же время, говоря об объективных, материальных при­чинах исторического процесса, марксизм обосновал отличие общественного развития от развития в природе. Вот как объяс­нил эту особенность Энгельс: «Но история развития общества в одном пункте существенно отличается от истории развития природы. В природе (поскольку мы оставляем в стороне обрат­ное влияние на нее человека) действуют одна на другую лишь слепые, бессознательные силы, во взаимодействии которых и проявляются общие законы.... Наоборот, в истории общества действуют люди, одаренные сознанием, поступающие обду­манно или под влиянием страсти, стремящиеся к определен­ным целям. Здесь ничто не делается без сознательного намере­ния, без желаемой цели. Но как ни важно это различие для ис­торического исследования, оно нисколько не изменяет того факта, что ход истории подчиняется внутренним общим зако­нам»32. Специфика общественного развития была определена в марксизме как естественноисторический процесс.

Вот почему В.И. Ленин отмечал, что, «установив понятие общественно-экономической формации как совокупности дан­ных производственных отношений, установив, что развитие таких формаций есть естественноисторический процесс», Маркс «впервые поставил социологию на научную почву»33. В том числе и идеологию.

Марксистская теория исторического процесса всегда была недоступна для буржуазного теоретического сознания, соци­альная ограниченность которого не позволяла понять, как в марксизме объективность соединяется с субъективностью. Да­же в наше время крупнее философы Запада пытаются указать на это противоречие марксистской идеологии. Так, видный немецкий ученый Петер Козловски пишет: «Во всем младоге­гельянстве (у Фейербаха, Маркса и их последователей) неук­лонно обнаруживает себя примечательная неопределенность.

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21, с. 305-306.

Ленин В.И. Что такое «друзья народа» и как они воюют против со­циал-демократов? Поли. собр. соч. Т. 1, с. 139.

 

С одной стороны, процесс истории мыслится здесь как безлич­ный, как собственно процесс, в котором все мы только инструменты, а с другой стороны, этот процесс ведет - неизвестно каким образом - к человеку как высшему существу»34. Мар­ксизм никогда не утверждал, что исторический процесс безли­чен. Исторический процесс не безличен, а объективен. А это не одно и то же. Говоря о безличности исторического процесса в марксистской концепции Петер Козловски тем самым подхо­дит к марксизму не с научной, а с натурфилософской точки зрения. Там, где немецкий профессор видит противоречивость марксизма, на самом деле речь идет о специфике социального развития, прокладывающего себе дорогу через столкновение различных интересов, независимо от воли и сознания людей.

Составными элементами коммунистической идеологии являются коллективизм, общественная собственность на средства производства, солидарность, социальное равенст­во, справедливость, ликвидация классового разделения общества, отсутствие эксплуатации человека человеком.

Коммунистическая идеология развивалась и формирова­лась в различных социально-исторических и национально-культурных условиях.

Практическая реализация коммунистических идей связана с Октябрьской революцией в России. В настоящее время мно­гие ученые считают, что коммунизм в конечном счете не вы­держал испытания историей и потерпел поражение в споре с капитализмом. Но это слишком поверхностное и конъюнктур­ное понимание поражения социализма в СССР и распада вели­кой державы. Когда говорилось, что эксплуатация труда, отчу­ждение человека от средств производства и власти существо­вали и при социализме, то в первую очередь следует различать природу этого явления в противоположных системах общест­венного устройства. Отчуждение при социализме лежит совсем в другой сфере, чем отчуждение при капитализме. Поэтому не­обходимо понимать социальные условия преодоления этого отчуждения. В капиталистическом обществе снятие отчужде­ния невозможно без замены частной собственности на средства производства общественной собственностью.

34 Козловски Петер. Культура постмодерна. М., 1997, с. 30.

 

В социалистиче­ском обществе, где эта социальная несправедливость снята в результате политической и экономической революции, преодо­ление отчуждения человека от средств производства и власти предполагает такое культурное развитие личности, когда по­следняя внутренне способна на самоконтролирование всей сво­ей жизнедеятельности по принципу собственной ответственно­сти за социальное неустройство человеческой жизни. Проблема отчуждения в социалистическом обществе - это, в первую оче­редь, проблема культурная и нравственная, ибо абсурдно гово­рить о создании нового социального устройства, если всю обя­занность по его формированию возложить на коммунистиче­ские институты, и стоит только человеку войти в это готовое коммунистическое царство, он сразу станет и культурным, и хозяином, и свободным.

Утопизм социал-демократизма в том и состоит, что он стремится реформировать капитализм в справедливое общест­во, не устраняя несправедливого принципа капитализма (част­ной собственности на средства производства). Но учение со­циал-демократизма абсолютно пригодно для реформирования социализма, когда главное препятствие (частная собственность на средства производства) на пути свободного развития лично­сти снято в ходе революционных преобразований. Вот почему перестроечное представление о неэффективности существо­вавшей социалистической системы, которое являлось психоло­гической основой для так называемого рыночного вывода о несостоятельности социалистической практики в нашей стране, вытекало из принципиально неверного метода осмысления со­циалистической действительности, когда вместо совершенствования (реформирования) советской системы управления внимание общественного сознания переключили на чисто бур-жуазную идею перестройки (фактически ликвидации) полити­ческой и экономической системы социализма. Анализируя пе­рестройку, А.А. Зиновьев в своей работе «Кризис коммунизма» писал: «В основе кризиса коммунистической экономики лежат сами принципы ее организации - системность, плановость, единое и централизованное управление, социальная организа­ция людей. Но сущность его заключается в отступлении от коммунистических методов в экономике и в стремлении преодолеть экономические трудности и застои капиталистически­ми методами»35.

Поэтому Президент А.Г. Лукашенко на семинаре по идео­логии отметил, что «провал социалистического эксперимента не означает смерть коммунистических идей. Они будут живы, пока жив человек, поскольку в их основе - стремление к равен­ству и социальной справедливости. Не случайно социал-демократическую ветвь левого учения сегодня так чтят в Ста­ром Свете»36.

С коммунистической идеологией Беларусь прожила почти весь двадцатый век. Коммунистическая идеология внесла смысл в историю и определила характер развития всего совре­менного мира. С ней связаны лучшие в мире системы образо­вания и здравоохранения. Все события всемирно-исто­рического значения - освобождение Европы от фашизма, рас­пад колониальной системы империализма и образование неза­висимых государств в Азии, Африке и Латинской Америке, первый искусственный спутник Земли, полет первого человека в космос - также отмечены печатью коммунистической идео­логии.

Коммунистическая идеология наполнила величественным смыслом жизнь белорусского народа, создала предпосылки для выхода его на уровень государственного мышления и государ­ственного строительства. Социалистическая Белоруссия.в ис­торически кратчайшие сроки совершила гигантский скачок в своем развитии, превратилась в одну из самых развитых стран мира с исключительно высоким экономическим, научным и культурным потенциалом. По индексу человеческого развития наша республика входила в состав самых развитых стран мира.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 924; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.