Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Религиозно-политические идеологии




Этнополитические идеологии

Этнополитическая идеология обосновывает свободу, поли­тическое самоопределение этнообщности вплоть до требования политической независимости. Главным проявлением идеологи­чески формируемого чувства национальной принадлежности участников этнополитического движения становится солидар­ность, поддержка требований этнолидеров и этнопартий. По­добная идеология широко распространена в обществах, где эт­нокультурным различиям придается особая значимость, вплоть до ее официальной регистрации государством и даже построе­ния государственности на этнической основе. В последнем случае это отчетливо проявляется в Латвии и Эстонии, где го­сударственное строительство осуществляется на принципах агрессивного национализма.

Особую разновидность этнополитической идеологии пред­ставляет сионизм с его идеей переселения всех евреев на «зем­лю обетованную» (государство Израиль). Как всякий агрессив­ный национализм, сионизм включает презрение и ненависть к другим народам. Идеология сионизма базируется на мифе о «богоизбранности» евреев и некоторых догматах иудаизма. Сионизм интегрировал идеи «национальной чистоты», «жиз­ненного пространства», «двойного гражданства» (преданности и службы израильскому «отечеству» граждан иных госу­дарств)»43. В зависимости от обстоятельств сионизм иницииру­ет применение военной силы для подавления «интифады» («войны камней») на оккупированных землях Палестины, ми­литаризацию всей жизни (всеобщая воинская служба для всех мужчин и женщин), оккупацию захваченных палестинских зе­мель, национальную вражду между арабами и евреями. Сио­низм, как агрессивный национализм, не разрешает, а обостряет национальный вопрос.

3 Сионизм. Политология. Энциклопедический словарь. М., 1993, с. 353.

 

Этнополитическая идеология имеет два варианта развития: либо двигаться в тупиковом направлении агрессивного нацио­нализма (Латвия, Эстония), либо развиваться на путях защиты права этнообщности на самобытный стиль жизни, признания этнообщности в федеративном государстве, в определенных случаях даже требования создания независимого национально­го государства (к примеру, этнополитическое движение басков в Испании), международного сотрудничества и гарантий ра­венства гражданских и политических прав для представителей других наций.

В основе любой религиозно-политической идеологии ле­жат представления о духовном единстве людей одной религии независимо от социальной, национальной, государственной принадлежности и о необходимости их политического объеди­нения. Классическим примером такой религиозно-полити­ческой идеологии является панисламизм.

Первоначально панисламизм представлял собой религиоз­но-политическое обоснование антиимпериалистической борь­бы мусульманских народов за независимость, за освобождение от английского колониализма. Панисламизм опирается на не­которые особенности ислама. В исламе изначально провозгла­шалось безразличие к этническому или расовому происхожде­нию верующего, государственность представлялась как рели­гиозная общность, теоретически отрицалась необходимость духовенства как посредника между верующими и Богом. Учи­тывая многообразие исторических, социально-экономических и политических условий в странах, где исповедуется ислам, пан­исламизм играл не только позитивную роль в деле освобожде­ния мусульманских народов от иноземного господства, но и использовался реакционными силами для упрочения своего влияния в самих мусульманских странах. Например, по мере усиления реакционных тенденций в деятельности младотурок после победы младотурецкой революции 1908 года, панисла­мизм использовался для обоснования правомерности турецкого господства над другими народами.

В настоящее время идеология панисламизма несколько ви­доизменилась. Она сводится главным образом к исламской со­лидарности, к созданию международных мусульманских организаций, способных противостоять диктату реакционных кру­гов США.

К религиозно-политической идеологии следует отнести и теологию освобождения — леворадикальное направление като­лической теологии, зародившееся в странах Латинской Амери­ки в конце 60-х годов XX века и представляющее собой не только теологическое и философское учение, но и широкое со­циально-политическое движение.

На возникновение теологии освобождения большое влия­ние оказала Вторая конференция СЕЛАМ - Латиноамерикан­ского епископального совета, которая состоялась в 1968 г. в г. Медельин (Колумбия). Заметное влияние на социально-политические взгляды латиноамериканских теологов оказала марксистская критика капитализма, учение о классах и классо­вой борьбе, о революции, экономических и политических принципах ликвидации социального гнета. Крупнейшими идеологами теологии освобождения стали: бразильский про­фессор Леонардо Бофф, южно-африканский епископ Дезмонд Туту, Хуан Сканноне (Мексика), Хуан Луис Сегундо (Уруг­вай), Густаво Гутьеррес (Перу).

 

Ориентированная на освободительную практику народа, на глубокое и достоверное познание социальной действительно­сти теология освобождения тем не менее подчеркивает, что Библия остается единственным высшим источником христиан­ской истины. Религия освобождения, по мнению теологов, должна выполнять иную роль, чем ту, которую она выполняет в развитых странах.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 2046; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.