Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3. Церковный раскол




В середине XVII в. начались реформы Русской православной церкви, повлекшие за собой церковный раскол.

3.1. Предпосылки: социальный кризиссередины XVII в., тяжелое экономическое положение страны в той или иной форме затрагивали отношения между государством и церковью – крупным землевладельцем, имевшим судебные и налоговые привилегии; кризисные явления в самой церкви:низкий уровень подготовки духовенства, его пороки (пьянство, стяжательство и т. д.), разночтения в священных книгах и различия в обрядах подрывали авторитет церкви; духовный кризис,переживавшийся русским обществом, выразился у части посадских людей и верхов в обмирщении сознания, его рационализации; Россия пыталась объединить под своей эгидой все православные церкви и народы. Для этого следовало обряды русской церкви привести в соответствие с греческими образцами, принятыми в украинской и других православных церквах.

3.2. Реформы обрядов. В конце 1640-х гг.в Москве возник кружок «ревнителей древнего благочестия», участники которого стремились укрепить церковь, но разошлись по вопросу выбора образца. Одни – будущий патриарх Никон, Ф. Ртищев считали, как и сам царь, что править русские церковные книги и обряды надо по греческим меркам. Другие – Иван Неронов,протопоп Аввакум Петров – суть реформы видели в возвращении к «неповрежденной» русской старине.

После избрания Никона патриархом реформа начала проводиться в жизнь. В 1653 г.он разослал по московским церквам «память» (циркуляр) о замене крестного знамения с двуперстного на троеперстное. Против ослушников он развязал репрессии. Насильственные методы проведения реформы стали одним из факторов раскола русской православной церкви. Церковный Собор 1666–1667 гг. объявил сторонников старой веры еретиками, узаконив тем самым проводимые против них репрессии.

Церковные обряды и богослужебные книгипретерпели изменения всоответствии с новейшими греческими образцами, был введен четырехконечный крест, считавшийся после Стоглавого собора «латинским», т.е. католическим.

3.3.Отношения государства и церкви. Никон, считая, что «священство выше царства», стал в 1652–1658 гг. фактическим соправителем царя, добился титула «Великий государь». Но чрезмерное властолюбие привело его к низложению и ссылке.

3.4. Последствия. Деятельность Никона и его поражениеослабили Русскую Православную Церковь,став прологом ликвидации патриаршества, подготовив ее полное подчинение государству и выведя из под власти официальной церковной иерархии значительную часть паствы, ушедшую в старообрядчество. Победа реформаторов создала духовную атмосферу в обществе, способствовавшую критическому отношению к традиции,что стало предпосылкой преобразований Петра I.

Старообрядчествоявилось одним из наиболее сложных и противоречивых последствий реформы. Появление старообрядчества было вызвано не религиозным формализмом «темных масс», а тем, что, не отделяя обряд от учения, народ увидел в реформе покушение на веру отцов. Старая вера отождествлялась им с идеей Святой Руси,с надеждой обрести «Правду», а главное – спасти бессмертную душу и попасть в Царствие Небесное. Многие бежали из мира, «захваченного антихристом». Бегство принимало разные формы – от уединения в лесных скитах и участия в освоении Сибири, до самосожжений целыми общинами, иногда под угрозой правительственных репрессий.

С другой стороны, старообрядчество обрело некоторые социально-психологические черты, нехарактерные для традиционного православия. Поскольку царь и церковь оказались дискредитированными, произошла «потеря» внешнего авторитета, заступника перед Богом. Старообрядцы почувствовали личную ответственность не только за свое спасение, но и за судьбы церкви и общества, стали рассчитывать на себя, что положительно влияло на их моральный облик, способствовало возникновению новой трудовой этики, поощрению предпринимательства и пр.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 477; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.