Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Интеллигенция и власть




Наука

3.1. Перед естественными науками была поставлена задача поставить научный потенциалстраны на службу социалистическому строительству. К сотрудничеству были привлечены ученые А.Н. Бах, Н.Д. Зелинский, А.Ф. Иоффе, И.М. Губкин и др.

Главной особенностью в 1930-е гг. стала ориентация науки на практические нужды страны. В 1928 г. была создана Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук им. В.И. Ленина (ВАСХНИЛ) в главе с Н.И. Вавилововым. Велись исследования в области ядерной физики, а также - генетики и кибернетики, которые позже были закрыты как «ложные».

3.2. Гуманитарные науки «очищались» от «буржуазной идеологии». Серьезно пострадала экономическая наука после репрессий против выдающихся ученых Н.Д. Кондратьева, А.В. Чаянова и др.

· После доминирования в 1920-е гг. социологических дисциплин с начала 30-х гг. с принятием идеологической ориентации на формирование «социалистического патриотизма» начался пересмотр отношения к истории. В 1934 г. было восстановлено преподавание истории в школах, воссозданы исторические факультеты в вузах.

4. Литература и искусство.

4.1. В 1920-е гг. действовали литературные объединения (Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП, Ф.В. Гладков, А.С. Серафимович, А.А. Фадеев и др.), «Левый фронт искусств» (ЛЕФ), Московская ассоциация пролетарских писателей), ратовавшие за формирование новой пролетарской культуры.

Другие - литературные общества «Серапионовы братья» (Вс. Иванов, М. Зощенко, К. Федин, В. Каверин и др.), «Перевал» - также выступали за «обновление литературы», но против чрезмерной плакатности и политизации, за что левые критиковали их как «попутчиков».

Приоритет общечеловеческого начала над классовым отстаивали в своем творчестве И.Э. Бабель, М.А. Булгаков, Е.И. Замятин, О.Э. Мандельштам, А.А. Платонов и др.

4.2. Изобразительное искусство. Многие участники существовавших ранее авангардистских групп встали на сторону революционных преобразований в искусстве (В.В. Кандинский, М.3. Шагал, К.С. Малевич, К.С. Петров-Водкин и др.). В живописи широкое распространение получили агитационно-пропагандистские формы.

Среди живописцев и графиков в 20-е гг. развернулась идейная борьба, аналогичная происходившей в литературе. Ассоциация художников революционной России, Общество художников-станковистов и др. заложили своими произведениями основы социалистического реализма в живописи. Их противники из «Четырех искусств» и «Общества московских художников» развивали направление русского авангарда.

4.3. Архитектура и скульптура. В первой половине 1920-х гг. составлялись планы упорядоченного развития больших городов. Ведущим стилевым направлением архитектуры стал конструктивизм (В.Е. Татлин). Его представители (бр. Веснины, М.Я. Гинзбург и др.) на основе традиции русского модерна занимались разработкой художественных форм на основе функционального назначения зданий. В практику внедрялись скоростные методы возведения зданий с элементами их стандартизации. Были построены Дом Совета Министров СССР, гостиница «Москва», строилось московское метро.

· Монументальная пропаганда стала новым направлением в художественной жизни советской России. В духе героического в скульптуре работал И.Д. Шадр ("Булыжник- оружие пролетариата"). В 1930-е гг. монументализм по-прежнему оставался актуальным ( скульптура «Рабочий и колхозница В.И. Мухиной).

4.4. Театр и кинематограф.

· Развивался новый театр. В.Э. Мейерхольдом был создан советский агитационный еатр. В театрах работали Л. В. Собинов, А. И. Южин, М. Н. Ермолова, В. П. Качалов и др., играя как в пьесах А.Н. Островского и А.П. Чехова, так и в новых - «Шторм» В. Н. Билъ-Белоцерковского; «Любовь Яровая» К. А. Тренева, «Бронепоезд 14–69» Вс. В. Иванова, «Разлом» Б. А. Лавренева, «Клоп» и «Баня» В. В. Маяковского.

· Всоветском кинематографе, несмотря на односторонность тематики, были созданы выдающиеся фильмы братьев Васильевых («Чапаев»), С.М. Эйзенштейна («Александр Невский»), Г.В. Александрова («Волга-Волга, «Веселые ребята») и др.

5. Итоги. В 1930-е гг. в СССР сложилась система партийно-государственного управления культурой с ее идеологизацией, бюрократизмом и преследованием инакомыслия.

5.1. В 1930-е гг. происходила дальнейшая централизация управления художественной культурой.С 1932 г. свободные объединения ликвидировались, творческая интеллигенция была объединена в единые Союзы советских архитекторов, композиторов, писателей и т.д. В литературе окончательно утвердился новый художественный метод социалистического реализма.

5.2. В советской культуре не прекращалась борьба с инакомыслием. В борьбе с «формализмом» пострадали композитор Д.Д. Шостакович, кинорежиссер С.М. Эйзенштейн, литератор Б.Л. Пастернак и мн. др.

Тема 10. Наука и культура СССР в 1950 - х - середине 1980гг.

 

1.1. Изменения в культурной политике СССР. Попытки преодоления сталинизма в культуре были предприняты раньше, чем в политической сфере. Новое поколение – «шестидесятники" (А.Т. Твардовский, А.А. Вознесенский, Е.А. Евтушенко и др.) - пыталось изменить положение интеллигенции в стране. Большой резонанс получили встречи руководителей государства с деятелями культуры в 1957, 1962, 1963 гг.

1.2. Однако культура оставалась под жестким партийно-государственным контролем.

На рубеже 50-60-х гг. произошел поворот от оттепели к жесткой политике в области культуры. Своеобразным рубежом стало дело Б.П. Пастернака, вынужденного под давлением власти отказаться от Нобелевской премии за роман «Доктор Живаго».

С уходом Хрущева курс на десталинизацию был окончательно свернут. Усилилось идеологическое воздействие на художественную интеллигенцию (дело А.Д. Синявского и Ю.М. Даниэля (1965) и др.)В условиях ужесточения цензуры СССР покинули добровольно, а также были фактически изгнаны из страны десятки деятелей культуры.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 508; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.