Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Русские газеты второй втор. пол. XIX в




Начиная с 1860-х годов капитализация в России приводит к резкому росту газетногопроизводства.

Газет становится больше. Многие существуют год-полтора. Газеты увеличивают свою периодичность, ведь до 1855 года из всех издаваемых в России газет лишь три были ежедневными: "Северная пчела", "Русский инвалид" и "Санкт-Петербургские ведомости". К середине 1870-х годов уже более 60-ти процентов русских газет стали ежедневными. До этого ежедневные газеты не выходили в понедельник, так как в воскресенье, в укороченный день, редакция не успевала сверстать газету на понедельник. Но Андрей Александрович Краевский придумал хитрость: в субботу редакция делала два номера: один, воскресный, полноценный, а на понедельник - листок с основными материалами. Вскоре все ежедневные русские газеты начинают действовать по этому принципу. Газеты увеличивают свои тиражи. Лидеры по тиражам - "Голос" и "Современник" (в конце 1850-х годов известный журнал сделали газетой). Потом лидерами по тиражам становится "Новое время" (в 1870-е годы - до 70-ти тысяч экземпляров) А. Суворина. Появляется новый массовый читатель - освобожденные реформой 1861 года крестьяне, перебравшиеся в города. Газеты впервые становятся массовыми. Отныне существуют газеты большой прессы (рассчитанные на образованного читателя и много места уделяющие политике) - "Голос", "Московские ведомости" и др., а также газеты малой прессы (рассчитанные на простонародье, украшенные сенсационными заголовками, посвящавшие много места криминальной тематике) - "Петербургская газета", "Сын отечества". Начинается профессионализация газетного дела. В газеты идут дилетанты, студенты и дети. В дилетантах был и Антон Павлович Чехов, писавший в "Петербургской газете" фельетоны и затем перебравшийся в "Новое время".

Разрабатывается ведущий тип газет - универсальный. Такие газеты писали обо всем: культура, спорт, политика, экономика... Основным газетным жанром становится фельетон. Идет поиск оформительского стиля. Сильно увеличиваются форматы. Формат "Нового времени" равнялся в середине 1880-х годов 54,5 на 64 см. Малая пресса тоже тянулась к этим размерам. Оформления пока очень мало, в основном оно сводилось к оригинальным виньеткам или броским заголовкам (конечно, и к рисованной рекламе). Но были издатели, предвосхитившие свое время. Прежде всего это относится к А.С. Суворину - его "Новое время" и в оформлении не знало себе равных. Фотографии, рисунки, заставки, копии гравюр удачно дополняли тексты, привлекая массу читателей. В газетах того времени был очень мелкий шрифт, почти отсутствовали иллюстрации и было мало свободного места - все материалы помещались очень тесно. От серой, "безвоздушной" площади издатели приходят к увеличению полей, изменению стандартной верстки, четкому делению полос на отделы (официальный, внутренний, заграничный, фельетон и пр.). Начинает развиваться заголовочный комплекс, в нашем понимании почти отсутствующий (в основном заголовки выносились не над материалами, а в виде рубрик). Реклама в <Новом времени>Резко растет роль рекламы (ее разрешили свободно печатать в 1862-ом году). В газетах - до шестисот рекламных объявлений. Две трети из них - типа "Ищу работу", одна - "Требуется". Реклама приносит бешеные доходы и нередко занимает половину объема всей газеты. Нередко в издательской части (так называли рекламные полосы) можно было увидеть рисунки (гораздо чаще, чем в редакционной /основной/ части). Выросшее значение рекламы приводило к возникновению рекламных контор и агентств, и это понятно - ведь участие в разделе рекламного пирога сулило небывалую прибыль.

Кстати, впервые рекламу на первую полосу (и притом за двойную оплату) вынес именно А. Краевский в "Голосе". Существовала дифференциация цен на объявления, заявления в справочном листке, рекламу. Практиковалась система скидок для рекламодателей (при многократных публикациях, большом объеме, особо нуждающимся). Некоторые объявления помещались бесплатно (например, при обмене с другими изданиями).

Частные универсальные газеты по степени информационной насыщенности опережают правительственные.

Один из типичных представителей малой прессы - <Петербургский листок>Малую прессу можно считать предтечей бульварной, желтой, развлекательной (но не аналогом). Газетам малой прессы были свойственны сенсационность, легкое чтение, упор на городскую хронику (в основном криминальную). Читало (и весьма жадно) их городское простонародье - горничные, лакеи, дворники, извозчики... Если где-нибудь вы встретите в названии газеты XIX в. слово "Листок", то знайте: скорее всего, это орган малой прессы. Всевозможные "Листки" выходили по всей России: "Петербургский листок", "Московский листок", "Русский листок". К малой прессе относились и такие известные газеты, как "Сын Отечества", "Петербургская газета".

Многотиражные, массовые издания невозможно было выпускать без быстропечатающих машин. Это и будет следующим доказательством нашего тезиса о бурном газетном росте. Итак: технический прогресс, связанный с капитализацией, привел к усовершенствованию технических средств для выпуска газет. Появляются новые ротационные (быстропечатающие) машины. Начинается монополизация и рост писчебумажных фабрик; улучшается транспортировки продукции. Лавиной прокатывается появление новых литографий, фотолитографий, цинкографий, словолитен. Самая технически совершенная типография в 1860-х годах была у издателя "Голоса" А.А. Краевского, позже эта честь выпала типографии "Нового времени" А.С. Суворина.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 569; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.