Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Опыт обобщения 2 страница




 

КОММЕНТАРИИ

[*129] Эта глава вызвала неистовую полемику, породила многочисленные рецензии, книги, комментарии, на время оказалась темой научно-патриотических сочинений. Книга Гумилева побудила к историографическому пересмотру многих уже ставших канонистическими утверждений науки. В этой связи следует сказать, что после перерыва возникла новая полемика о времени написания "Слова о полку Игореве". Историк А.Зимин, написав книгу, так и не смог ее опубликовать. Академики Б.Рыбаков, С.Тихвинский, В.Пашуто, профессора И.Петрушевский, И.Греков и многие другие подвергли Гумилева уничтожающей критике. Были созданы беллетристические сочинения на тему "унижения Руси", виновником которого оказывался Гумилев. Предлагалось осудить сына белогвардейцев и самого по духу белогвардейца за его книгу и статьи. Подлил масло в огонь Олжас Сулейменов, написавший книгу с подчеркнуто степным кочевническим пафосом "Аз и Я", которую Гумилеву предложили осудить, но ученый не сделал этого, хотя и находил в ней фундаментальные ошибки.

Десять лет (1971-1982) тянулась "пора скандала" вокруг данной главы книги. Вся антигумилевская полемика ушла в песок, не достигнув научного эффекта. Проблема взаимоотношения Орды и Руси осталась открытой, как бы решенной, но не принятой. Время создания "Слова о полку Игореве" перестало обсуждаться. Лишь академик Лихачев в начале 1980 г. положительно отозвался о работах Гумилева.

[*130] Гумилев, обнажая все грани историографического невежества, создает справедливую картину общего непонимания того, что же такое огромная территория к востоку от Волги и Каспия. Ведь сложилось стойкое убеждение, что все там, в степях - одно бесконечное перемещение кочевников и их постоянная сплоченность в целях захвата и ограбления окружающих народов. Степь - "вместилище сонма" завоевателей, и эта немецко-французское неприятие Востока сказалось в XIX в. и на восприятии русскими исследователями проблемы монгольских завоеваний, монгольских отступлений из земледельческих стран и многим другим. Даже такой уверенный либерал и демократ, как прославленный историк П.Милюков в "Очерках по истории русской культуры" (1896-1903), утверждал, что только окончательная ассимиляция малых народов к востоку от Волги и полное их включение в российский этнос будет означать победу над отсталым кочевническим способом производства.

В 1930-1960-х гг. кочевниками по-прежнему занимались как частью феодального общества, и подробности их социальной или национальной жизни никого не интересовали. Сами народы рассматривались как объекты этнографических описаний, перед тем, как они, реликты и исчезающие величины истории, не станут полностью прошлым, то есть историей. Политическую и культурную смысловую сторону динамики развития кочевников, народов тюрко-монгольской и сибирских групп населения, вообще историю Великой степи как целостного организма до Гумилева никто не рассматривал. Великую степь как феномен истории проглядели все - до появления данной книги она была практически "белым пятном".

[*131] Гумилев косвенным образом стимулировал изучение "Слова о полку Игореве" как двуязычного памятника письменности, в котором термины, понятия, имена, лексические обороты указывают на понимание автором или переписчиком языка степняков и знание их внутренней жизни.

[*132] Гумилев специально изучал "прокормочность", то есть экологическую вмешаемость Прикаспийских, Приаральских, Черноморских степей, Черной земли в Калмыкии, Семиречья и других районов постоянного кочевания степняков. Здесь его наставником был С.Руденко, пожалуй, самый знающий в XX в. исследователь кочевого хозяйства в России. Его работы можно сравнить лишь с всемирно известными трудами французских ученых, изучавших хозяйственный уклад бедуинов и других кочевников в Северной Африке.

Возможность прокормления большой армии в степях Восточной Европы, вблизи лесистых территорий Руси или невозможность прокорма столь больших скоплений кочевников, а также проблема перегона "скопищ" кочевников со стадами через лесостепь и по дорогам из Монголии и Джунгарии на Русь стали теми сугубо материалистическими аргументами историософии Гумилева, которые всерьез пока никто не рассмотрел. Оппоненты не замечают материализма картины, и этнохозяйственная реальность районов кочевания остается вне рассмотрения специалистами по истории России, Европы, Кавказа. Даже самая "материалистическая" - советская историография, которая только и говорила о способе производства и производственных силах, на самом деле выступала, даже по сравнению с английской, американской или французской школами исследований, чересчур идеалистической, легковерной к источникам и спекулятивной.

[*133] Шам - традиционное название некоторых областей Сибири, бывших долгое время христианскими. Рум или Ромея - названия православной Византии у мусульманских авторов. Осы - православные осетины. Создание коалиции православных правителей всех указанных областей не осуществилось. Подобное намерение, скорее всего, было тактическим ходом Батыя и "прожектом", под которым не было никакой реальности. События между 1251 и 1256 и 1261 гг. настолько важны для Старого Света, что Гумилев многократно возвращался к этой теме, и к теме возможности коалиции. Об этом работа "Черная легенда", до сих пор полностью не изданная.

[*134] Обложение налогом с очага или жилища, характерное для территорий, пострадавших от монгольской войны или необходимых в качестве резерва для будущих военно-политических задач, важнейшая тема истории хозяйства народов монгольских улусов: Китая, Ирана, Малой Азии, Кавказа, Руси, Степи. Однако сводной работы такого рода нет и не предвидится. Попытка сравнительной характеристики ситуации государств, оказавшихся во владении монголов, а затем освободившихся от их власти, была сделана в свое время русскими евразийцами, в особенности П.Савицким.

[*135] Автор говорит о первом освобождении России от монголов. Второе, более реализованное, произошло в 1380 г. О Куликовской битве и всех перипетиях борьбы с наследниками Золотой Орды Гумилев написал достаточно много. Это тема и его книги "от Руси к России".

[*136] Кастилия вела свою реконкисту... - т.е. свое отвоевание Испании от арабов, хотя несколько столетий эта война не носила национального характера освобождения испанского народа от арабского иноземного владычества. Владычество арабов в Испании и монголов в России носит принципиально разный характер.

[*137] В отличие от многих своих современников Гумилев воспринимал падение Триполи и Аккры и уход христиан из Палестины как свою личную беду.

О "второй сказке" - о попе Иоанне, созданной после 1289 г., автор говорил многократно. Его удивляла восприимчивость человеческого сознания к легендам зловредного характера. И потому о трагедии, постигшей Западную Русь, Галицкое княжество и культуру южнорусского населения, он говорит как о естественном последствии обывательской этики нежелания ни во что вникать.

[*138] Однодворцы - русские крестьянские семейства, которые не были лично зависимы, то есть крепостными. Полоса их свободных поселений на окраине Степи создала русское однодворчество и как следствие - специфическую культуру, не замеченную нашими современниками, но отлично понимаемую, например, Н.Лесковым и И.Буниным. Фамилии Тургеневых, Аксаковых, Чаадаевых и многих других ведут свое происхождение от пункта истории, указанного Гумилевым. В 1970-1980 гг. некоторые исследователи занялись этой проблемой. А.Шенников, один из лучших отечественных этнографов, написал несколько важных работ на эту тему.

[*139] Одно из самых выдающихся прозрений великого историка. По поводу "выхода на Русь" ордынских князей и богатырей, их выезда "от татар" в Москву существует огромная литература. Однако она страдает некоторой односторонностью, поскольку сочувствует то одной, то другой стороне. Гумилев впервые провел исторический экскурс в область, казавшуюся совершенно туманной и лишенной какой-либо историографической основы для анализа. Поразительный сравнительный анализ содержания "Тайной истории монголов" и "Слова о полку Игореве" позволил ему взглянуть на протоисторию образования дворянских фамилий России и носителей определенной этики совершенно по-новому и решить долгий и мелочный спор XVIII-XX вв. о том, кто кого облагодетельствовал в истории.

 

 

Библиография

Абросов В.Н. Гетерохронность периодов повышенного увлажнения и аридной зон //Известия Всесоюзного географического общества. 1962. No4.

Адриапова-Перетц В.П. "Слово о полку Игореве" и "Задонщина" "Слово о полку Игореве" - памятник XII в. М.; Л., 1962.

Альшиц Д.Н. О времени написания "Слова о полку Игореве" //Ответы советских ученых на вопросы IV Международного съезда славистов. М., 1958.

Аристов Н. Хрестоматия по русской истории. Варшава, 1890.

Артамонов М.И. История хазар. Л., 1962.

Афанасьев А.Н. Колебания гидрометеорологического режима на территории

СССР, в особенности в бассейне Байкала. Л.. 1967 /Автореф. докт. дис.

Банзаров Д. Черная вера. СПб., 1891.

Бартольд В.В. О христианстве в Туркестане в домонгольский период. СПб.,1893.

Бартольд В.В. Образование империи Чингис-хана//Записки Восточного отделения Российского археологического общества. X. 1896.

Бартольд В.В. Очерки истории Семиречья. СПб..1898.

Бартольд В.В. Туркестан в эпоху монгольского нашествия. СПб., 1900.

Бартольд В.В. К вопросу о чингисидах-христианах //Сочинения: В 9 т. Т. II. М., 1964.

Бегунов 10.К. Памятник русской литературы XII века "Слово о погибели Русской земли". М.; Л., 1965.

Беттани и Дуглас. Великие религии Востока. М., 1899.

[Бичурин] Иакинф. История первых четырех ханов из Дома Чингисова.СПб., 1829.

[Бичурин] Иакипф. История Тибета и Хухунора. II. СПб.. 1833.

Бичурин Н.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена T.I. М.; Л.. 1950; Т.П. М.; Л., 1950; Т.Ш. М.; Л., 1953.

Бичурин Н.Я. Собрание сведений по исторической географии Восточной и Срединной Азии. Чебоксары, 1960.

Болдур А. Троян "Слова о полку Игореве"// Труды отделения древнерусской литературы. XV. М.; Л., 1958.

Васильев В.П. История и древности восточной части Средней Азии от Х до ХШ века. СПб., 1857.

Васильев В.П. Китайские надписи в орхонских памятниках//Сборник трудов

Орхонской экспедиции. 1П. СПб., 1897.

Вернадский В.И. Биосфера//Избранные сочинения: В 6 Т.V. М.;Л.,1960.

Вернадский В.И. Химическое строение биосферы земли и ее окружения. М., 1965.

Вернадский Г.В. Были ли монгольские послы 1223 г. христианами? //Seminariurn Kondakovianum. Praha, 3,1929.

Вернадский Г.В. Начертание русской истории. Прага, 1927.

Вернадский Г.В. Опыт истории Евразии. Берлин,1934.

Веселовский Н. О религии татар по русским летописям//Журнал Министерства народного просвещения. Нов. сер., 1916. 1 (XIX). No 7. отд. 2.

Викторова Л.Л. К вопросу о найманской теории происхождения литературного языка и письменности (XII-XIII вв.)// Ученые записки ЛГУ No 305. Сер. востоковед. наук. Вып. 12. Л., 1961.

Викторова Л.Л. Ранний этап этногенеза монголов.Л.,1961/Автореф.канд. дис.

Виноградов В.В. История русского литературного языка в изображении акад. А.А.Шахматова. Beograd, 1964.

Владимирцов Б.Я. Турецкие элементы в монгольском языке//Записки Восточного отделения Русского археологического общества. 1911.XX.

Владимирцов Б.Я. Общественный строй монголов. Л., 1934.

Воробьев М.В. О происхождении некоторых обычаев у чжурчжэней//Доклады по этнографии Географического общества СССР. Вып. 6. 1968.

Гаадамба М. "Сокровенное сказание монголов" как памятник художественной литературы (XII в.). М., 1961 /Автореф. канд. дис.

Гаель А.Г., Гумилев Л.Н. Разновозрастные почвы на степных песках Дона и передвижение народов за исторический период Известия. АН СССР. Сер. геогр. 1966. No 1.

Галстян А.Г. Армянские источники о монголах.М., 1962.

Голубовский П. История Северской земли. Киев, 1881.

Гохман И.И. Среднеазиатская колония в Прибайкалье//Проблемы антропологии и исторической этнографии Азии. М., 1968.

Греков Б.Д. Киевская Русь. М., 1953.

Греков Б.Д.. Якубовский А.Ю. Золотая Орда и ее падение. М.; Л., 1950.

Григорьев В.В. Восточный или Китайский Туркестан. СПб., 1873.

Грумм-Гржимайло Г.Е. Исторический атлас Монголии (рукопись)//Архив

Географического общества СССР.

Грумм-Гржимайло Г.Е. Материалы по этнологии Амдо и области Кукунора. СПб., 1903.

Грумм-Гржимайло Г.Е. Западная Монголия и Урянхайский край: В 3 т. Т.II. Л., 1926.

Грумм-Гржимайло Г.Е. Когда произошло и чем было вызвано распадение на восточных и западных. //Известия Русского Географического общества. Т. XVI. Вып. 2. 1933.

Грумм-Гржимайло Г.Е. Описание путешествия в Западный Китай. М., 1948.

Гумилев Л.Н. Эфталиты и их соседи в IV в.//Вестник древней истории. 1959. No 1.

Гумилев Л.Н. Алтайская ветвь тюрок-тукю//Советская археология. 1959, No1.

Гумилев Л.Н. Динлинская проблема//Известия Всесоюзного Географического общества СССР. 1959. No 1.

Гумилев Л.Н. Хунну. М., 1960.

Гумилев Л.Н. Хазария и Терек (Ландшафт и этнос:II)//Вестник ЛГУ. 1964. No24.

Гумилев Л.Н. По поводу предмета исторической географии.(Ландшафт и этнос: III) //Вестник ЛГУ. 1965. No 18.

Гумилев Л.Н. Гетерохронность увлажнения Евразии в средние века//Вестник ЛГУ. 1966. No 18.

Гумилев Л.Н. Истоки ритма кочевой культуры//Народы Азии и Африки.1966.No4.

Гумилев Л.Н. Монголы ХII в. и "Слово о полку Игореве"//Доклады отделения этнографии Географического общества. Вып. II. Л., 1966.

Гумилев Л.Н. Открытие Хазарии. М., 1966.

Гумилев Л.Н. Древние тюрки. М., 1967.

Гумилев Л.Н. О термине "этнос" //Доклады отделений комиссий Географического общества СССР. Вып. 3. 1967.

Гумилев Л.Н. Роль климатических колебаний в истории народов степной зоны

Евразии //История СССР. 1967. No 1.

Гумилев Л.Н. Троецарствие в Китае//Доклады Отделений и комиссий Географического общества СССР. Вып. 5. 1968.

Гумилев Л.Н. Этнос и ландшафт//Известия Всесоюзного Географического общества. 1968. No 3.

Гумилев Л.Н. Величие и падение древнего Тибета //Страны и народы Востока. VIII.M., 1969.

Гумилев Л.Н. Этнос и категория времени//Доклады отделений и комиссий Географического общества СССР. Вып. 15. 1970.

Гумилев Л.Н., Кузнецов Б,И. Бон//Доклады Географического общества СССР. Вып. 15.1970.

Дамдинсурен Ц. Исторические корни Гэсериады. М.,1957.

Дебец Г.Ф. Палеоантропология СССР.М.. 1948.

Державин Н.С. Троян в "Слове о полку Игореве" //Сборник статей и исследований в области славянской филологии. М.;Л., 1941.

Диль Ш. История Византийской империи. М., 1948.

Думай Л.И. К истории государства Тоба Вэй и Ляо и их связей с Китаем//Ученые записки Института востоковедения. М., 1955.

Ефремов Ю.К. Ландшафтная сфера нашей планеты//Природа. 1966. No8.

Забелин И. Человечество - для чего оно?//Москва. 1966.No8.

Закиров С. Дипломатические отношения Золотой Орды с Египтом М., 1966.

"Задонщина"//"Слово о полку Игореве" и памятники куликовского цикла. М.;Л., 1966.

Зелинский А.Н. Академик Федор Ипполитович Щербатский и некоторые вопросы культурной истории кушан.//Страны и народы Востока. М., 1967.

Зимин Л.А. Когда было написано "Слово" //Вопросы литературы. 1962. 1962. No3. С. 135-152.

Зимин А.А. К вопросу о тюркизмах "Слово о полку Игореве": Опыт исторического анализа. (Научно-исследовательский институт при Совете министров Чувашской АССР) //Ученые записки. Вып. XXI. Чебоксары, 1966.

Зимин А.А. Ипатьевская летопись и "Слово о полку Игореве"//История СССР. М., 1968. No 6.

И. Н. А. Исторический очерк католической пропаганды в Китае. Казань, 1885.

История Византии. В 3 т. Т. I. М., 1967.

История Грузии. Тбилиси, 1946.

История Ирана с древнейших времен до конца XVIII в. Л., 1958.

История Монгольской Народной Республики. М., 1967.

История Тибета пятого Далай-ламы. Пекин, 1957 (на тиб. яз., пер. фрагментов Б.И. Кузнецова).

Кафаров. См. Палладий.

Кирпичников А.Н. Русские мечи X-XIII веков//Краткие сообщения Института истории материальной культуры АН СССР. Вып. 85. 1961.

Киселев С.В. Древняя история Южной Сибири. М., 1951.

Книга Марко Поло. М., 1956

Козин С.А. Сокровенное сказание. М.-Л.,1941.

Козлов В.П. Научное значение археологических находок П. К. Козлов//П.К.Козлов. Монголия и Амдо и мертвый город Хара-Хото.М., 1948.

Коковцов П.К. Еврейско-хазарская переписка в X в., Л., 1932.

Комарович В.Л. Культ рода и земли в княжеской среде XI-XIII вв.//Труды отдела древнерусской литературы. XVI. 1960

Конрад Н.И. Запад и Восток.М.,1966.

Кочетова С.М. Божества светил в живописи Хара-Хото//Труды отдела Востока Государственного Эрмитажа. IV. 1947.

Куглер Б. История крестовых походов. СПб., 1895.

Кулаковский Ю. История Византии. I. Киев, 1913.

Куник А., Розен В. Известия ал-Бекри и других авторов о Руси и славянах. T.I. СПб., 1878.

Кычанов Е.И. Звучат лишь письмена. М.,1965.

Кычанов Е.И. Очерк истории тангутского государства. М., 1968.

Летописи русской литературы. М., 1861.

Лихачев Д.С. Националное самосознание древней Руси. М.;Л. 1945.

Лихачев Д.С. Комментарий исторический и географический к "Слову о полку Игореве". М.; Л.. 1950.

Лихачев Д.С. Черты подражательности "Задонщины"//Русская лигература.1964.No3.

Мавродин В.В. Очерки истории левобережной Украины. Л., 1940.

Магидович И.П. Вступительная статья к "Книге Марко Поло". М., 1956.

Малов С.Е. Памятники древнетюркской письменности. М.;Л., 1951.

Маркс К., Энгельс Ф. Архив. T.V. Госполитиздат, 1938.

Мелиоранский П. Турецкие элементы в языке "Слова о полку Игореве" //Известия Отделения русского языка и словесности Академии наук. Т. VII. Кн. 2.1902.

Мерперт Н.Я., Пашуто В.Т., Черепнин Л.В. Чингис-хан и его наследие //История СССР. 1962. No 5.

Миллер Г.Ф. История Сибири. Т.I. М., 1937.

Мункуев Н.Ц. Китайский источник о первых монгольских ханах. М., 1965.

Мурзаев Э.М. Народная Республика Монголия. М., 1952.

Мюллер А. История ислама. СПб., 1895-1896.

Насонов А.Н. Монголы и Русь. М., Л., 1940.

Николаев Ю. В поисках за божеством: Очерки по истории гностицизма. СПб., 1913.

Новгородская летопись по синодальному харатейному списку /Изд. Архивной комиссии. СПб., 1888.

Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов /под ред. А.Н.Насонова. М.; Л., 1950.

Обручев В.А. Избранные работы по географии Азии. T.I. М., 1951.

Окладников А.П. Неолит и бронзовый век Прибайкалья. Ч.III. М.;Л.,1955.

Окладников А.П. Якутия до присоединения к Русскому государству. М.; Л., 1955.

Окладников А.П. Далекое прошлое Приморья. Владивосток, 1959.

Окладников А.П. Новые данные по истории Прибайкалья в тюркское время //Тюркологические исследования. М.. 1963.

Палладий [Кафаров]. Сиюцзи, или описание путешествия на Запад//Труды членов Российской духовной миссии в Пекине IV.СПб., 1866.

Палладий [Кафаров]. Старинное монгольское сказание о Чингизхане (примечания) //Труды членов Российской духовной миссии в Пекине. Т. IV. СПб., 1866.

Палладий [Кафаров]. Старинные следы христианства в Китае по китайским источникам //Восточный сборник. 1. СПб., 1872.

Памятники древнерусского канонического права. Ч. 1 //Русская историческая библиотека. IV. No 12. СПб., 1908.

Панченко Б.А. Латинский Константинополь и папа Иннокентий III. Одесса, 1914.

Пашуто В.Т. Очерки по истории Галицко-Волынской Руси.М., 1950.

Петрушевский И.П. Рашид-ад-Дин и его исторический труд//Рашид-ад-Дин.

Сборник летописей. T.I. М.; Л., 1952.

Петрушевский И.П. К истории христианства в Средней Азии//Палестинский сборник. Вып. 15 (78). М., 1966.

Пигулевская Н.В. История мар Ябалахи III и раббан Саумы. М., 1958.

Пигулевская Н.В. Мар-Аба I //Советское востоковедение. V.

Плетнева С.А. Печенеги, тюрки и половцы в Южнорусских степях//Материалы

и исследования по археологии СССР. МИА No 62. М.; Л., 1958.

Полное собрание русских летописей. Продолжающееся издание. //ПСРЛ. в. II, 1962 (ПСРЛ).

Приселков М.Д. "Слово о полку Игореве" как исторический источник//Историк-марксист. 1938. No 6.

Приселков М.Д. История русского летописания XI-XV вв. JI., 1940.

Путешествие в восточные страны Плано Карпини и Рубрука. М., 1957.

Пэрлээ X. Собственно монгольские племена в период Киданской империи (907-1125) //Труды XXV Международного конгресса востоковедов. Т. V. 1962.

Ратцель Ф. Народоведение в 2-х т. Т.II.СПб., 1901.

Рашид-ад-Дин. История монголов. СПб.,1858.

Рашид-ад-Дин. Сборник летописей: В.2-хт. T.I. М. Л.,1952.

Руденко С.И. Культура населения Горного Алтая в скифское время. М.;Л., 1953.

Руденко С.И. К вопросу о формах скотоводческого хозяйства и о кочевниках//Материалы по этнографии Всесоюзного Географического общества. Вып.I. Л.. 1961.

Руденко С.И. Культура хуннов и Ноинулинские курганы, М.; Л., 1962.

Руденко С.И., Гумилев Л.Н. Археологические исследования П.К.Козлова в аспекте исторической географии //Известия Всесоюзного географического общества. 1966. No 3.

Сафаргалиев М.Г. Распад Золотой Орды. Саранск, 1960.

Свенцiцкий 1. Русы i половцi в староукраiнському письменствi. Львiв, 1939.

Себеос. История императора Ираклия. СПб., 1862.

Сенигова Т.Н. Вопросы идеологии и культов Семиречья//Новое в археологии Казахстана. Алма-Ата, 1968.

Сергий, архимандрит. Полный месяцеслов Востока //Святой Восток. II. М., 1876.

Сибирские летописи//Издание Архивной комиссии. 1907.

Симоновская Л.В., Эренбург Г.В., Юрьев М.Ф. Очерки истории Китая. М., 1956.

Слово о полку Игореве. Сб. статей. М., 1947.

"Слово о полку Игореве"-памятник XII в. М.;Л., 1962.

Смолин Г.Я. Крестьянское восстание в провинциях Хунань и Хубэй в 1130- 1135 гг. М., 1961.

Сокровенное сказание. См.: Козин С.А.

Соловьев А.В. Политический круг автора "Слова о полку Игореве"//Исторические записки. М.; Л. 1948. No25.

Соловьев А.С. Деремела в "Слове о полку Игореве"//Исторические записки. М.; Л. 1948. No 25.

Соловьев С.М. История России: Сочинения в восемнадцати книгах. Кн.I. М„1960.

Тараканова С.А. Древний Псков. М.; Л., 1946.

Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. II. М.. Л.. 1941.

Толстов С.П. По следам древне хорезмийской цивилизации. М., 1948.

Тургенев А.И. Акты исторические, относящие к России. I. СПб.,1841 (на лат.яз.).

Усама ибн Мункыз. Книга назидания.М.,1958.

Федоров В.Г. Кто был автором "Слова о полку Игореве" и где расположена река Каяла. М.. 1956.

Федоров-Давыдов Г.А. Кочевники Восточной Европы под властью золотоордынских ханов. М., 1966.

Феофилакт Симокатта. История. М., 1957.

Фрезер Д. Фольклор в Ветхом завете.М.;Л..1931.

Фриш В.А. Жемчужина Южного Забайкалья (Боры в Ононских степях)//Природа. 1966. No 6.

Хенниг P. Неведомые земли: В 3-х т. Т.II, М., 1961; Т.III.М., 1962.

Шавкунов Э.В. Государство Бохай и памятники его культуры в Приморье.Л., 1968.

Шан Юэ. Очерки истории Китая. М., 1959.

Штернберг Л.Я. Первобытная религия в свете этнографии. Л., 1936.

Юань-чао би-ши: Секретная история монголов /Предисл. Б.И. Панкрато-ва. Т.I. М., 1962.

Якубовский А.Ю. Арабские и персидские источники об уйгурском Турфанском княжестве в IX-Х вв. //Труды отдела Востока Государственного Эрмитажа. IV. 1947.

Яцунский В.К. Историческая география. М., 1955.

Allheim F. Geschichte der Hunnen III. Berlin, 1961.

Bacol J. Reconnaissance en Haute Asie Septenirionale par cinq envoyes ouigours au VIII siecie //Journal Asiatique. 1956. Vol. 254 N 2.

Bell Ch. The Religion of Tibet. Oxford, 1931

Blochet E. Etudes sur l'histoire religieuse de l'Iran//Revue de l'histoire de religions. Paris, 1896. Т. 38

Chavannes E. Dix inscriptions chiпoises de l'Asie//Centгаle Memoires preseпtes par diveгs savanis a l'Acadeiilie des Inscriptions et Belles-lettres de l'lnstitut de France. 1904. XI. 2.

Chavannes E. Les pays d'Occident d'apres le Wei-Lio//T'oungPao.Ser.2.V1.1905

Chavannes E. et Pelllot P. Un tralte manicheen retrouve en Chine// Journal Asiatique. 1913,1.

Conon von der Gabelentz H.Geschichte der Grossen Liao. 1877.

Cordier H. Histoire generale de la Chine. I.II.Paris, 1920.

Cumont F. La propogation du manicheism dans l'Empire Romain.Poissy, 1909.

Cumoni F. Les Mysteres de Mithra.Bruxelles, 1913.

Francke A. H. A History of Western Tibet. London, 1907.

Ghirshman R. М. Les Chionites-Hephthalites.Caire, 1948.

Grousset R. Histoire de l'Extreme-Orient.l.Paris,1929.

Grousset R. L'Empire Mongol I-re phase//Histoire du Monde.VII.Paris,1941.

Grousset R. L'Empire des steppes.Paris, 1960.

Gumilev L. N. Les Fluctuations duniveau de la mer Caspienne//Cahier du Monde Russe et Sovetique. Paris, 1965. Vol. VI. 3.

Gumilev L. N. Les Mongols du XIIIe siecle et le Slovo о polku Igoreve//Cahier du Monde Russe et Sovetique. Paris, 1966. Vol. VII.

Gumilev L. N. New Data on the History of the Khazars //Acta Archeologica Academie Scientiarum Hungaricae. 19. Budapest. 1967.

Haenisch S. Die gehelme Geschichte der Mongolen.Leipzig, 1948.

Hoffman H. Quellen zur Geschichle tler tibetischen Bon-Religion.Mainz;Wiesbaden, 1950.

Howorth H. H. History of the Mongols, from the 9th to the 19th Century. London, 1876,1880,1888,1924.

Hue Б. R. Le Christianisme en Chaneen Tartarie et au Tibet. T.I,Paris,1857.

Jacquet M. Le livre du Grant Caan, extrait d'un manuscrit de la Bibiotheque du Roi //Nouvean Journal Asiatique. Paris, 1930. T. VI.

Jakobson R. The Puzzles of the Igor'Tale, in the Anniversary of its First Edition //Speculum. 1952. XXVII. No 1.

Laufer B.Uber ein tibetisches Geschichlwerk deг Bonpo// T'ouпg Pao.Ser.II. Vol.II. l901.

Ligeti L. A Mongolok titkos tortenet. Budapest, 1962.

Maill a J. Histoire generale de la Chine oux annales de cet empire, fraduites du Toung-Kien-Kang-Mou, pere Jjseph-Anne-Marie de Moriac re Mailla. Vlll. Paris, 1777-1785.

Marquart J. Osteuropaische und ostasiatisch Streifzuge.Leipzig,1903.

Marquart J. Guwalni's Bericht uber die Bekehning der Ulguren//Silzungsberichte der Preussischen Akademie der Wissenschaften. Phil.-hist. KI. 27. Berlin, 1912.

Mazon A. Les bylines russes//Revue des cours et conferences. Paris,1932. No 8.

Moravcsik Gy. Byzantlnoturcica. Berlin, 1958.

Moravcsik Gy. Zur Frage hunnobe im Igor Lied //International Journal of Slavic Lingvlstics and Poetics. 1960. vol. III.

Moule. Christians In China before the Year 1550. London-New York-Toronto, 1930.

Ohsson (D')C. Histoire des Mongols deuis Tchinguizkhan jusqu'a Timour bey ou Tamerlan. T. I-IV. La Haye-Amsterdam, 1834-1835.

Pelliot P. Chretiens d'Asie Centrale et d'Extremc-Orient//T'oungPao. 15, 1914.

Pelllot P. Les Mongols et la Papaute //Revue d'orient chretien, 1924.

Pelliot P. L'Edition collective des oevres de Wang Kuo-wei//T'oung Pao.Vol.XXVI. 1928.

Pelliot P. Le vrai nom de Seroctan//T'oungPao. 29.1932.

Pelliot P. Histoure secrete des Mongols. Paris, 1948.

Remusat A. Memoires sur les relations poliques de princes chrediens et particulierernent des rois de France avec les empereures mongols //Memoires de l'Acadcmic des Inscritions et Belles-Lettres. 1822. Tt. VI, VII.

Richard J. Le debut des relations enire la Papaute et la Mongols de Perse //Journal Asiatique. 1949. fasc. 2.

Saeki P. I. The Nestorian Documents and Reliefs in China. Tokio, 1951.

Schmidt I. J. Forschungen in Gebiete der alleren religiosen.politischen und lilerarischag Bildungsgeschichte der Volker Mittel-Asiens, vorz glich der Mongolen und Tibete Leipzig, 1824

Schott W. Aelteste Nachrichten von Mongolen und Tataren. 1846

Shirokogoroff S. M. Social Organisation of the Northern Tungus. Shanghai,1928

Spuler B. Die Mongolen in Iran (1220-1350). Berlin, 1955.

Stein R. A. La civilisation tibetaine.Paris, 1962.

Stelber Z. Vieux russe xapлужный cachoube charluz//Lingua viget. Helsinki, 1964

Valiant A. Les chants epiques des slaves du Sud//Revue des couis et confercnces.Paris, 1932.

Vernadsky G. Kievan Russia. New Haven, 1951.

Vernadsky G. The Mongols and Russia.New Haven, 1953.

Wittfogel K. A. and Feng Hsia-sheng. History of Chinese Society Philadelphia, 1949.

Zajaczkowski A. Zwiazki jezykowe polowecko-slowenskie. Wroclaw, 1949.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 270; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.142 сек.