Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психокоррекционное и превентивное воздействие на осужденных, склонных к девиантным проявлениям




Оптимальным подходом являются строго подобранные и дозированные программы воздействия: либо становление на путь исправления, либо дальнейшее ужесточение контроля. Стиль обращения должен быть уважительным, поскольку установление доверия и оптимальных взаимоотношений являются наиболее болевыми точками для этой категории осужденных.

Последняя, шестая подгруппа включает сензитивно-пессимистических личностей. Они отличались повышением значений 2, 3, 7 и 0-й шкал усредненного профиля методики СМИЛ (пессимистичность, интровертированность, тревожность, эмоциональная неустойчивость), значимыми позициями 1-го, 5-го и 0-го (или 6-го) цветовых эталонов (чувствительность, пассивность, тревожность) метода цветовых выборов. Кроме этого, зафиксирована ведущая роль VI вектора теста ДМО, символизирующего «послушно-зависимый» стиль межличностного поведения. Максимальные показатели обнаружены у личностей, акцентуированных по гипотимному типу.

Повседневное поведение этих лиц характеризуется стойким чувством напряженности и озабоченности, повышенной потребностью в физической безопасности, склонностью к тревожно-депрессивным реакциям, избеганием видов деятельности, связанных с интенсивными межличностными контактами, заниженной самооценкой. Вследствие низкого уровня коммуникативных навыков их действия в значимых ситуациях нередко вызывают насмешливые, отрицательные реакции со стороны окружающих. Легко попадают под влияние более агрессивных осужденных, в основном, из-за присущей им трусости и недостаточной инициативы. Представляется, что по этой причине доверительные отношения в среде ближайшего социального окружения с трудом устанавливаются и развиваются. В условиях строгого и непрерывного контроля подчиняются, но всегда ищут случай отстраниться от любого труда.

Таких осужденных рекомендуется как можно быстрее привлекать к участию в самодеятельных организациях, заполнять свободное время общественно-полезными видами деятельности, пресекать их контакты с неформальными группами асоциальной ориентации, ибо могут быть использованы последними для достижения своих целей. Не следует также выдвигать таких лиц на ответственные должности в органы самоуправления. Сотрудникам режимной и оперативной служб следует учитывать, что данная группа осужденных обладает повышенной внушаемостью, легко попадает под влияние других, выступает в качестве источника конфликтных ситуаций.

В пенитенциарной практике использование вышеуказанных психодиагностических методик представляется оптимальным для дифференциации различных девиантных отношений. Они дают возможность психологам:

· определить индивидуально-типологические свойства, играющие ведущую роль в возникновении тех или иных девиантных проявлений;

· выявить личностные особенности и состояния осужденных с учетом мотивационных искажений в ситуации обследования;

· оценить степень выраженности различных тенденций, определяющих степень адаптированности личности, уровень и глубину девиантных нарушений.

Усредненные профили фрустрационных реакций осужденных с девиантными формами поведения, полученные с помощью теста Розенцвейга, также достоверно отличались от группы нормальных обследуемых. Это касается, прежде всего, высоких показателей экстрапунитивности, указывающих на их чрезмерную требовательность к своему социальному окружению, склонность воспринимать трудности не в качестве задачи, требующей адекватного разрешения, а как угрозу для своей личности. Значения степени социальной адаптации (GCR) были достоверно ниже среди лиц с девиантными формами поведения. Психологический профиль фрустрационных реакций характерен для лиц с девиантными нарушениями, отнесенных к четвертой группе с использованием традиционного набора методик (СМИЛ, ДМО, МЦВ). Это эмоционально-лабильные индивиды, с ярко выраженными демонстративными актами поведения. В показателях фрустрации присутствуют высокие значения экстрапунитивных реакций и реакций с «фиксацией на препятствии», что отличает их не только от здоровых людей, но и от лиц с иными формами нарушений. Выявленные тенденции корреспондируются с индивидуально-личностными особенностями осужденных, отнесенных к четвертой группе. Последние отличаются особой требовательностью к окружающим в отличие от требовательности к себе, благодаря чему всякое препятствие становится мощным источником переживания.

Среди осужденных, включенных в пятую и шестую группу, обнаружены достоверно низкие показатели экстрапунитивного и достоверно высокие показатели интрапунитивного стиля индивидуального реагирования. У таких личностей в экстремальных ситуациях обвинение направлено против себя самого, доминирует чувство собственной неполноценности.

К группе дополнительных методов, которые желательно использовать в диагностических целях относится тематический апперцептивный тест (ТАТ). Испытуемому предлагается составить рассказ по каждой из 29 предъявляемых картин. Сюжет картин эмоционально насыщен, вместе с тем содержание их неопределенно или противоречиво, что дает большую свободу воображению и интерпретации. [43]

Демонстрация активной работы, выраженная агрессивная и сексуальная тематика, ощущение напряжения, печальные рассказы свидетельствуют о наличии тревожных тенденций и скрытой за ней депрессии, что позволяет прогнозировать возможность утяжеления девиантных нарушений в виде суицидальных намерений и асоциальных проявлений.

 

Организация психокоррекционной и превентивной работы в отношении осужденных, проявляющих склонность к отклоняющемуся поведению должна учитывать природу и характер выявленных нарушений, индивидуально-психологические особенности личности и динамику психотравмирующих ситуаций. Поскольку такое поведение является следствием личностных дефектов, коррекционные программы должны быть ориентированы на те личностные конструкты, которые отвечают за формирование неадекватных способов реагирования в среде ближайшего социального окружения. Помимо этого коррекционное воздействие предполагает достижение более высокого уровня личностной интеграции и раскрытие возможностей человека в терапевтических целях и успешной адаптации в обществе.

Учитывая близость личностных черт осужденных первой и второй подгрупп, а также типичные признаки девиантных нарушений наиболее предпочтительными являются индивидуальные и групповые методы воздействия. Основные задачи первого предполагают:

· глубокое изучение личности осужденного и его ближайшего социального окружения;

· выявление природы и психологических механизмов, способствующих возникновению девиантных нарушений;

· интеграция индивидуального опыта и формирование конструктивной мотивации на выполнение социальных требований и изменение привычного поведения;

· оказание адресной помощи осужденному в разумном разрешении психотравмирующей ситуации, усвоении жизненно важных умений и приобретении практических навыков рационального поведения;

· изменение системы взаимоотношений, контроль и коррекция неадекватных форм поведения, научение приемам саморегуляции эмоциональных состояний и повышение стрессоустойчивости, что способствует улучшению субъективного самочувствия и восстановлению доверия окружающих.

При групповом методе коррекции главным принципом является сознательное и целенаправленное использование всей совокупности взаимодействий, возникающих внутри группы между ее участниками, т.е. групповой динамики, в терапевтических целях[44].

К групповой динамике относятся: цели деятельности, ценности, нормы и правила поведения, их влияние на остальных членов группы; функционально-ролевая структура, сплоченность, привлекательность группы для ее членов; проявления враждебности и антипатии; актуализация прошлых стереотипов поведения во взаимодействии с членами группы; формирование подгрупп, источники влияния на процессы внутригруппового функционирования.

Перечисленные параметры, наряду с принципиальными моделями работы психолога, составляют стержень индивидуальных и групповых психокоррекционных программ. На наш взгляд, репертуар эффективного коррекционного вмешательства (психологической интервенции) на осужденных с отклоняющимся поведением может включать следующие технологии[45]:

· способы угасания нежелательного поведения;

· методы саморегуляции и коррекции эмоциональных нарушений;

· приемы стимулирования позитивной мотивации и формирования позитивного поведения;

· техники когнитивного переконструирования;

· методика конструктивного разрешения конфликтных ситуаций.

При отклоняющемся поведении лиц, отнесенных к первой и второй подгруппам, основным методом вмешательства является индивидуально ориентированная коррекционная работа. Она представляется чрезвычайно сложной, поскольку в процессе установлении отношений сотрудничества с психологом, а также осознания трудностей эти осужденные руководствуются предубеждениями и устойчивыми стереотипами, подчеркивающими свое превосходство или, напротив, личную несостоятельность. Основной целью воздействия является изменение примитивных механизмов психологической защиты и способов обращения с окружающими, обусловливающих неадекватное восприятие себя и других лиц.

Психотерапевтические программы с использованием групповых коррекционных техник должны быть ориентированы на сглаживание социальных последствий агрессивного и импульсивного поведения. Основной акцент при групповой коррекции указанной разновидности девиантных нарушений смещается на формирование и совершенствование социальных навыков, повышение чувства ответственности за свои поступки, а также правильное разрешение внутриличностных конфликтов. Долговременные цели включают развитие стабильных отношений со значимыми другими, отработку приемов контроля психоэмоциональных состояний, развитие толерантности, связанной с пониманием чувств и реакций среды ближайшего социального окружения и т.д.

Для достижения поставленных целей представляется обоснованным применение ролевых игр и групповых упражнений, моделирующих конкретные ситуации, в ходе которых осужденные принимают и исполняют функционально-ролевые обязанности других лиц. Хороший результат дают когнитивные психотехники, включающие активные формы обучения более оптимистическому восприятию себя и окружающих, усиления контроля над разрушительными побуждениями. Практика коррекционной работы говорит о том, что стереотипы и социальные установки осужденных, основанные на беспомощности перед реальностью, могут быть поставлены под сомнение путем проверки их ожиданий с помощью прошлого опыта, а также развитие новых тактик поведения.

Целесообразно использовать возможности трансактного анализа поведения для психотерапевтического вмешательства, результатом которого является формирование социально адаптированной личности. При организации психологической работы следует учитывать, что страх изменений среди осужденных, относящихся ко второй подгруппе, может быть купирован посредством открытого обращения к ним и отказом от директивных приемов воздействия.

Как уже отмечалось, осужденные, относящиеся к третьей подгруппе по характеру девиантных нарушений, неспособны к установлению стабильных отношений. В данном случае метод групповой коррекции будет наиболее продуктивным при правильном подборе состава группы. При проведении индивидуальной и групповой коррекционной работы в отношении таких индивидов важно обозначить четкие рамки взаимодействия, исключающие манипулирование с их стороны (например, ложь, угрозы и демонстративно-шантажные суицидальные намерения).

Важно также помочь им понять различие между системами контроля и наказания, реальностью и возмездием. При этом следует помнить, что таким лицам может доставить удовольствие перехитрить психолога, чем ощущать растущую социальную приемлемость своего поведения. Нередко решающим фактором установления устойчивых отношений является уверенное поведение психолога, его объективность и способность противостоять агрессивным выпадам с их стороны. Необходимо как можно точнее установить генезис девиантных нарушений, стереотипы и предубеждения, начиная с раннего детства и позднее перенесенные в иные коммуникативные ситуации.

Среди осужденных четвертой подгруппы, типичным механизмом психологической защиты, приводящим к нарушениям, является вытеснение из сознания содержательных компонентов переживаний и эмоциональных реакций, отсюда - неспособность правильно понять мотивацию своего поведения. Существенным моментом в психокоррекционной работе является включение в сферу сознания человека вытесненных переживаний и прошлого опыта. Процесс выявления актуальных желаний, мыслей и чувств является важным шагом на пути коррекции проблематичного стиля их повседневного поведения и межличностного взаимодействия. Наиболее адекватными методами вмешательства являются психоаналитически ориентированные психокоррекционные техники, социально-психологические тренинги уверенного поведения, фокусирование и работа со списками собственных преимуществ и недостатков, развитие навыков сознательного поиска и выбора принятия решений в проблемных, личностно значимых ситуациях.

При выборе адекватных мер, направленных на коррекцию поведения осужденных, отнесенных к пятой подгруппе, следует учитывать их личностные особенности, которые заключаются в преобладании ригидно-педантичных, недоверчиво-скептических, паранойяльных тенденций. Оптимальным подходом является поддерживающая индивидуальная терапия. Практика показывает, что они чрезвычайно болезненно относятся к групповым способам воздействия, а поведенческая терапия им кажется слишком обременительной. Заметного успеха достигают когнитивно-поведенческие программы, направленные на снижение фонового уровня тревожности и совершенствование навыков рационального поведения[46].

При работе с ними пенитенциарный психолог должен стремиться к большей доверительности, открытости и последовательности. Честное признание фактов бывает лучше защитного аргументирования. Высказывания психолога должны быть ясными, однозначными, стиль обращения – профессиональным, уважительным и несколько дистанцированным с учетом того, что доверие и близость отношений являются проблемными зонами этих осужденных. При проведении индивидуальных мероприятий не следует чрезмерно усердствовать с интерпретацией зависимостей и заниженной самооценкой человека, скрывающихся за защитным фасадом недоверия и враждебности. Базисная установка непредубежденности и благожелательного помощника способствует принятию альтернативных объяснений происходящих событий. Гораздо предпочтительнее не торопиться с коррекцией таких защитных механизмов, как отрицание действительности и проекция вины на окружающих. Лучше внимательно вслушиваться в обвинения-жалобы осужденного, избегая вставать на чью-то сторону.

Причиной девиантных нарушений поведения, отнесенных к шестой подгруппе, являются специфические индивидуально-психологические черты, например, повышенная тревожность, пессимистичность, интровертированность. Следует помнить, что за этим «фасадом» может скрываться депрессивное состояние, которое может привести к крайним формам деструктивного поведения (суицидальные тенденции, совершение преступлений и т.д.). Все это необходимо учитывать, прежде чем выбрать конкретные инструменты психокоррекционного воздействия.

Наиболее оптимальными являются методики саморегуляции, например, релаксация, биологическая обратная связь, трансцендентальная медитация. Для достижения большего эффекта релаксационные техники желательно комбинировать с поведенческой терапией, чтобы блокировать тревожные мыслительные процессы. Наиболее оправдано применение методик, в основу которых положен принцип реципрокного торможения. Они содержат два составляющих элемента: формирование новой реакции, не имеющей ничего общего со страхом, и единовременно-условное торможение страха. Практические приемы заключаются в постепенном демонстрировании человеку, находящемуся в расслабленном состоянии, тех или иных обстоятельств, которые вызывают негативные состояния (систематическая дестабилизация).

Для превенции и коррекции депрессивных состояний хорошо зарекомендовали себя методы интерперсональной коррекции[47]. В относительно короткой сессии (12-16 групповых упражнений, проводимых один или раза в неделю) акцент делается не на внутренние конфликты человека, а на рациональные способы общения с окружающими. Таким образом, он получает возможность преодолеть социальную изоляцию, скоррегировать взаимные ожидания и неадекватные действия, способствующие конфликтам, потренироваться в исполнении социальных ролей, выполнение которых вызывает наибольшие трудности. Коррекционные и превентивные мероприятия предусматривают также оказание адресной помощи в проявлении подавляемых чувств с одновременным повышением адекватности их выражения, ревизию и реконструкцию поведения в ходе общения. Общение с психологом в первую очередь используется как модель для последующей тренировки рациональных навыков поведения и адекватных способов разрешения типичных конфликтных ситуаций.

Для предупреждения деструктивных конфликтов в микросреде осужденных (особенно случаев, сопряженных с совершением различных правонарушений или преступлений) руководители органов и учреждений УИС совместно с компетентными сотрудниками психологической, воспитательной, оперативной, режимной, медицинской и производственно-хозяйственной служб обязаны разрабатывать системные мероприятия общей и частной профилактики.

Основное назначение общей профилактики заключается в установлении причин и обстоятельств конфликтов, а также осуществлении адекватной превентивной стратегии, ориентированной на ослабление или устранение социально-психологических, организационно-управленческих, производственно-бытовых и иных конфликтообразующих факторов. Одной из важнейших предпосылок успешной работы является то, что деятельность по их предупреждению и регулированию должна основываться на неукоснительном соблюдении законодательных правовых актов и ведомственных документов, регламентирующих порядок отбывания наказания в стенах пенитенциарного учреждения.

Особое значение в деятельности сотрудников пенитенциарных учреждений имеет организация и проведение общих профилактических мероприятий, направленных на устранение условий, способствующих возникновению конфликтных ситуаций. Среди них:

· укрепление режима и дисциплины среди осужденных; предупреждение проникновения на территорию ИУ запрещенных предметов;

· эффективное преодоление трудностей материально-технического характера;

· улучшение условий жизни и производственно-хозяйственной деятельности осужденных (рациональное использование помещений, решение вопросов, связанных с обеспечением санитарно-бытовым обеспечением, рациональная организация отдыха и досуга и др.);

· совершенствование надзора и контроля поведения осужденных с применением современных технических средств наблюдения;

· проведение воспитательной работы с учетом социально-психологических факторов (групповых настроений в отряде, состояния психологического климата, сплоченности, доминирующих обычаев и традиций);

· обращение постоянного внимания к проблемным вопросам и трудностям, по поводу которых возможно накопление разногласий между осужденными.

Другим, не менее важным составляющим элементом профилактики конфликтов является применение адекватных психолого-педагогических и административно-правовых мер воздействия на поведение осужденных. В данном направлении деятельности выделяются два взаимосвязанных этапа работы: первый – диагностика и прогнозирование развития конфликтных ситуаций; второй – пресечение или разрешение конфликтов.

Прежде всего, отметим, что при проведении воспитательных мероприятий и осуществлении психолого-педагогического воздействия на различные категории осужденных желательно избегать ситуаций социального сравнения и «публичного» обсуждения членов неформальных групп, особенно занимающих полярные статусы в субкультуре пенитенциарного учреждения. В противном случае увеличивается вероятность развития между ними оппозиционных настроений, а также создаются дополнительные психологические барьеры в общении между различными категориями осужденных и персоналом. Целесообразно разработать также, с учетом местных условий, систему «прозрачных» показателей трудовой и общественной активности осужденных, которая позволяла бы в максимальной мере объективно оценивать их поведение, а также определять величину личного вклада в совместную деятельность.

Предложенные критерии оценки должны быть доступными и понятными для всех категорий осужденных. Широкое распространение указанной модели будет не только способствовать сокращению количества конфликтов, связанных с якобы несправедливой оценкой результатов деятельности осужденных, но и обоснованно применять меры административно-правового или психолого-педагогического характера в отношении нарушителей, поскольку они будут восприниматься ими как вполне оправданные и справедливые.

Достижение позитивных результатов и оценка степени исправления на различных этапах отбывания наказания должны в максимальной мере отражать собственные усилия осужденного, а не зависеть от субъективных пристрастий персонала или органов самоуправления. Подобный подход позволяет не только минимизировать социальную несправедливость, но и повышает престиж администрации в глазах осужденных. Напротив, произвол и предвзятость в оценках их поведения будет способствовать усилению чувства несправедливости, что в свою очередь, приведет к развитию агрессивных проявлений среди осужденных.

При комплектовании бригад и развитии положительных взаимоотношений желательно учитывать уголовно-правовые, социально-демографические, национальные, религиозные и психологические особенности осужденных. Не следует, например, включать в них лиц одинакового возраста или имеющих сходное криминальное прошлое, поскольку это может приводить к замкнутости, корпоративности отношений и формированию устойчивых малых групп с асоциальными ценностями и правилами поведения. При распределении осужденных по отрядам следует находить оптимальное соотношение лиц молодежного и более старшего возраста, учитывать их психологическую совместимость и профессиональные навыки.

При расстановке осужденных на производстве необходимо избегать, по мере возможности, сосредоточения на одном технологическом участке работы лиц, входящих в устойчивые неформальные группы асоциальной направленности. Для ограничения сети нежелательных контактов численность производственных бригад не должна превышать 10-15 человек.

Для профилактики конфликтов существенное значение приобретает установление эффективной системы контроля деятельности и поведения бригадиров, завхозов, представителей различных органов самоуправления, как со стороны персонала ИУ, так и самих осужденных. Практика показывает, что в пенитенциарных учреждениях, где регулярно проводятся аттестации активистов, публичное обсуждение результатов и стиля их деятельности гораздо реже возникают конфликтные отношения между членами различных секций самодеятельных организаций и остальными категориями осужденных.

При назначении тех или иных лиц на должности бригадиров, дневальных, завхозов, подборе кандидатов в органы самодеятельных организаций, желательно ориентироваться не только на их деловые качества, но и на индивидуально-психологические черты личности, особенности поведения, стиль общения, а также принимать во внимание занимаемое положение в субкультуре осужденных. Для актива осужденных следует регулярно проводить социально-психологические тренинги по развитию навыков делового общения и бесконфликтного поведения.

В целях минимизации уровня социальной несправедливости и предупреждения негативных взаимоотношений типа «круговой поруки» рекомендуется систематически проводить аттестацию таких лиц, учитывая при этом мнение персонала и подавляющей части осужденных. Рекомендуется также создавать, по мере возможности, одинаковые условия во всех сферах повседневной жизнедеятельности для всех категорий осужденных, особенно лиц, занимающих полярные позиции в субкультуре, своевременно и справедливо реагировать на те или иные нарушения, предусмотренные требованиями законодательства и правилами внутреннего распорядка.

Соблюдение указанного принципа имеет особое психологическое значение, поскольку в пенитенциарной практике достаточно часто встречаются ситуации, когда некоторые сотрудники структурных подразделений ИУ не только не пытаются подорвать сложившуюся иерархию в субкультуре, но и скрытно (иногда неосознанно) ее поддерживают.

Для профилактики деструктивных конфликтов, в основе которых лежат, как правило, острые и длительные противоречия между осужденными, придерживающихся полярных нормативно-ценностных ориентаций и стандартов поведения, рекомендуется:

· на основании результатов диагностики контролировать процессы неформального группообразования в микросреде осужденных;

· целенаправленно воздействовать на рядовых членов малых групп асоциальной направленности, а также их лидеров, которые являются не только потенциальными источниками психологического влияния на других осужденных, но и выступают своего рода теневыми посредниками или арбитрами при разрешении конфликтных ситуаций;

· своевременно устанавливать участников конфликта, анализировать их индивидуально-психологические особенности, определять предмет противоречий, анализировать способы разрешения наиболее распространенных конфликтных ситуаций в целях принятия (иногда и прогноза) оптимальных мер воздействия;

· публично информировать осужденных о возможных последствиях и применяемых санкциях в отношении участников конфликтов;

· систематически заслушивать и анализировать на оперативных совещаниях или занятиях по профессиональной подготовке информацию, относящуюся к изменению настроений в микросреде осужденных, структурно-динамических характеристиках неформальных групп, особенностях поведения их лидеров и состоянии конфликтной активности в микросреде осужденных;

· активно пресекать различного рода слухи и дезинформацию, которыми неплохо манипулирует асоциальная часть осужденных для «восстановления» чувства социальной справедливости, оправдания своих действий или эскалации напряженности;

· оказывать психологическую и социальную поддержку лицам, прибывшим в пенитенциарное учреждение, особенно в период их нахождения в карантине и последующей адаптации для успешного выполнения ими своих функционально-ролевых обязанностей в различных сферах жизнедеятельности;

· ориентировать их на сознательный выбор положительного круга общения и своевременно блокировать неформальные связи с асоциальной частью осужденных. Для этого важно обучать их наиболее рациональным способам установления конструктивных взаимоотношений в среде ближайшего окружения, показывать перспективу в случае принятия и следования асоциальным ценностям, нормам и образцам поведения, носителями которых являются малые группы, а также неформальные лидеры;

· в доверительных беседах или в ходе проведения социально-психологических тренингов, групповых упражнений с вновь прибывшими лицами снимать у них негативные эмоциональные состояния, безосновательную тревогу, напряженность и агрессивность;

· особое внимание уделять вовлечению в группы формально организованного общения (например, спортивные секции, кружки по интересам и др.) лиц молодежного возраста. Практика показывает, что именно они чаще всего выступают инициаторами конфликтов или прибегают к так называемым компенсирующим формам поведения, в основе которых лежат употребление наркотиков, алкоголя, совершение гомосексуальных актов и других дискриминационных действий;

· использовать возможности индивидуального консультирования различных категорий осужденных специалистами психологической службы, социальных и медицинских работников, а при необходимости и психиатров, поскольку среди них наблюдается значительное число лиц, страдающих различного рода патопсихологическими аномалиями.

Существенную роль в сдерживании конфликтной активности и девиантного поведения должна играть нейтрализация влияния асоциальных неформальных групп, которые насаждают в местах лишения свободы выгодные для них неписаные нормы и образцы поведения и тем самым прямо или косвенно создают конфликтные ситуации. Важной составляющей этой работы является ликвидация источников получения дополнительных моральных и материальных ресурсов для оказания психологического влияния на просоциальную часть осужденных.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 1102; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.