Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дифференциальные различия олигофрении от социально-педагогической запущенности




 

Основные признаки Олигофрения Социально-педагогическая запущенность
1. Время появления дефекта Врожденная или рано приобретенная неполноценность психики с преобладанием интеллектуальной недостаточности (сочетается с эмоционально-волевыми и другими расстройствами) Детство, школьные годы
2. Причины появления Аномалии внутриутробного развития, хромосомные болезни, нейроинфекции и травмы раннего возраста и т.д. Неблагоприятные внешние условия развития (социальные, бытовые, образовательные, воспитательные и т.д.)
3. Течение Происходит замедленное развитие психики. Не прогрессирует, но и не излечивается. С возрастом вырабатываются адаптационные навыки, корректируется поведение При своевременном изменении условий развития существуют предпосылки для обучения и развития
4. Интеллект Ниже условной границы нормы. При легкой форме олигофрении до определенного момента могут обучаться в общеобразовательных школах, но при усложнении материала успеваемость становится неудовлетворительной, несмотря на прилагаемые старания. Приобретенные знания часто формальные, применение их в практике затруднено. При наличии мотивации и отсутствия грубых поведенческих дефектов могут восполнить недополученные знания, умеют ими пользоваться.
5. Мышление Неспособность к выработке сложных понятий и сложных обобщений. Абстрактное мышление затруднено. Преобладает конкретно-описательный тип (связи между явлениями действительности осуществляются по формальным признакам). Затруднение оценки ситуации целиком, чаще охватывается лишь внешняя сторона событий. Формальная сторона не нарушена, но может быть искажена социальными установками
  Память Сохранена Сохранена
7. Речь Часто дефекты (косноязычие, неумение четко, правильно и понятно выразить свою мысль, слабое владение смысловой речью, ограниченный запас слов, нарушение смысловой стороны речи дизартрия и т.д.). Речь маловыразительна, иногда монотонна, односложна, в ней преобладают речевые штампы, короткие, часто неграмотно построенные фразы Могут быть дефекты речи (обусловленные неблагоприятными социально- педагогическими условиями развития, заболеваниями ЛОР-органов, дефектами зубов, неврозами и т.д.)
8. Мимика Невыразительна, бедна эмоциональными проявлениями, может быть маскообразное выражение лица, иногда нарушение строение черепа и лицевого скелета, наличие стигматов (врожденные дефекты век, наружного уха, косоглазие и т.д.) Мимика экспрессивная, богатая эмоциональными проявлениями, сохраняется способность управления мимическими реакциями
  Моторика Бедная, движения угловаты, неловки, обнаруживаются сложности при выполнении сложных дифференциальных и точных движений Моторных нарушений при отсутствии сопутствующих заболеваний нет
  Социальное общение Собственных суждений не имеют или легко от них отказываются, обычно перенимают чужие взгляды, часто с утрированной косностью придерживаются их. Запоминая различные правила, выражения, употребляют их шаблонно. Не умеют прогнозировать будущее. Плохо и односторонне усваивают содержание социальных, нравственных норм, регулирующих отношения между людьми. Интеллектуальное снижение, выраженное в скудном запасе знаний, дефектах речи, внешнем облике, существенно ограничивает социально-психологические контакты, нередко вызывая озлобленность и замкнутость. В местах лишения свободы большинство таких лиц попадает в категорию «отверженных», «обиженных» в связи с их низкой социальной адаптацией. Отсутствие знаний нередко компенсируется природной сметкой, могут успешно адаптироваться (при отсутствии других психических аномалий) в привычной социальной среде. Способны к критической оценке ситуации. Нередко, чувствуя ущербность в определенной среде и деятельности, находят альтернативные решения и формы поведения
  Обучаемость Не могут в должной мере усваивать правила поведения (например, в местах лишения свободы правила внутреннего распорядка) и совершают одни и те же ошибки При наличии мотивации, отсутствии волевых дефектов способны даже к сложным видам обучения и деятельности
  Основные методы обучения Конкретное разъяснение с повторением в доброжелательной форме. Подбадривание, заслуженная похвала. Повышение самооценки (лица с педагогической запущенностью часто болезненно переживают собственную ущербность, иногда мнимую), подбадривание, заслуженная похвала
  Позитивные изменения В процессе обучения и воспитания накапливается запас знаний и трудовых навыков, определенное развитие процессов отвлечения и обобщения, улучшение моторных функций, необходимых им для адаптации в последующей жизни Успешность обучения и социализации могут помочь в смене жизненных ориентаций, поиске позитивных жизненных альтернатив.
  Факторы, препятствующие приобретению позитивных навыков Чрезмерные психические и физические нагрузки, соматические и инфекционные заболевания Негативный психологический прессинг отрицательных лидеров. Неоправданная требовательность администрации ИУ. Непонимание воспитателями необходимости проведения с ними индивидуальной психолого-педагогической работы. Неправильная организация труда без учета их умственного дефекта. «Ярлыки» («дебил», «никуда не годен» и т.д.). Чрезмерная детализация и повторение заданий («Что, я дурак?»). Болезненная фиксация на ощущении собственной неполноценности (при определенных личностных качествах и обстоятельств жизни – необоснованный диагноз «Олигофрения», учеба в спецшколе для умственно отсталых, школьные проблемы и т.д.)
  Типичные негативные проявления Реакции протеста, неповиновения с крайним упрямством, озлобленность, импульсивная агрессия, суициды, побеги. Протестные реакции, неповиновения, агрессия, суициды, побеги.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 1358; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.