Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологическая структура личности. Биологическое и социальное в структуре личности




Во многих зарубежных теориях XX века, в качестве структурных единиц личности рассматриваются ее «черты» (теории черт). Суть этого подхода - в выявлении устойчивых функциональных характеристик личности, образующих целостные ансамбли. Одна из теорий черт разработана Г. Олпортом. В ней выделяются следующие виды черт: 1) общие черты личности и 2) индивидуальные черты или личностные диспозиции. В первую группу входят любые характеристики индивида, присущие определенному числу представителей данной культуры, тогда как элементы второй группы - «личностные диспозиции» - делают человека уникальным и не допускают сравнения с др. людьми. По Олпорту, все черты личности объединяет в единое целое специфический конструкт, так наз. проприум. Личностные диспозиции на определенном уровне развития приобретают особое качество -относительную автономность по отношению к влияющим на личность биологическим и социальным факторам.

Теории черт составили фундамент ряда психодиагностических методик - личностных опросников (например, 16-факторный тест Р. Кеттела).

Самостоятельный подход к анализу личности как целостной структуры сложился в отечественной психологии. Выдающийся российский психолог А.Р. Лазурский выделил в структуре личности два важнейших компонента:

· эндопсихику - совокупность внутриличностных психических и психофизиологических функций, к которым относятся темперамент, характер,умственная одаренность и пр.;

· экзопсихику - совокупность отношений личности - к природе, обществу, духовным ценностям, к другим людям, к собственной душевнойжизни в целом. Данное разделение имело большое значение для последующих исследований личности как системы отношений с миром, в частности в трудах В.Н. Мясищева.

В отечественной психологии советского периода не сложилось единое представление о структурной организации личности. С.Л. Рубинштейн различал в структуре личности темперамент, характер, способности, направленность и самосознание. Но А.Н. Леонтьев считал, что личность - исключительно социальная сущность человека, и поэтому темперамент, характер, способности, а также знания человека не входят в состав личности в качестве ее подструктур; они составляют лишь условия формирования этого социального образования.

Б.Г. Ананьев при описании общей для всех психической структуры использовал более широкую категорию «человек» (как предмет познания), включающую целостный спектр частных понятий психологии, таких как индивид, личность, индивидуальность, субъект деятельности. Общая структура человека, по Ананьеву, объединяет все перечисленные компоненты, образующие относительно самостоятельные подструктуры. Так, в подструктуре индивида выделяются половозрастные и индивидуально-типические свойства (конституциональные, нейродинамические и др. особенности), психофизиологические функции, органические потребности, задатки, темперамент. Собственно личность охватывает два класса личностных свойств: класс первичных свойств личности составляют статус, социальные роли, ценностные ориентации; вторичные свойства - мотивация, структура общественного поведения, сознание, самосознание и т.д.

А. Г. Ковалев выделяет в структуре личности следующие подструктуры:

· темперамент (структуру природных свойств);

· направленность (систему потребностей, интересов и идеалов);

· способности (систему интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств).

Результатом обобщения различных подходов к структурному анализу в советской психологии явилась динамическая, функциональная структура личности К.К. Платонова. Она состоит из четырех подструктур личностных свойств:

Низшим уровнем личности является биологически обусловленная подструктура, в которую входят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента. Следующая подструктура включает в себя индивидуальные особенности психических процессов человека, т.е. индивидуальные проявления памяти, восприятия, ощущений, мышления, способностей, зависящих как от врожденных факторов, так и от тренировки, развития, совершенствования этих качеств. Далее, уровнем личности является также ее индивидуальный социальный опыт, в который входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки. Эта подструктура формируется преимущественно в процессе обучения, имеет социальный характер. Высшим уровнем личности является ее направленность, включающая влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоззрение, особенности характера, самооценки. Подструктура направленности личности наиболее социально обусловлена, формируется под влиянием воспитания в обществе, наиболее полно отражает идеологию общности, в которую человек включен.

Различие людей между собой многопланово: на каждой из подструктур имеются различия убеждений и интересов, опыта и знаний, способностей и умений, темперамента и характера. Именно поэтому непросто понять другого человека, непросто избегать несовпадений, противоречий, даже конфликтов с другими людьми. Чтобы более глубоко понять себя и других, нужны определенные психологические знания в сочетании с наблюдательностью.

В психологии существуют два главных направления исследования личности: в основе первого лежит выделение в личности тех или иных черт, в основе второго – определение типов личности. Черты личности объединяют группы тесно связанных психологических признаков.

Иерархическая структура личности (по К. К. Платонову)

Краткое название подструктуры К данной подструктуре относятся Соотношение биологического и социального
Подструктура направленности Убеждения, мировоззрение, личностные смыслы; интересы Социальный уровень (биологического почти нет)
Подструктура опыта Умения, знания, навыки, привычки Социобиологический уровень (значительно больше социального, чем биологического)
Подструктура форм отражения Особенности познавательных процессов (мышления, памяти, восприятия, ощущения, внимания); особенности эмоциональных процессов (эмоции, чувства) Биосоциальный уровень (биологического больше, чем социального)
Подструктура биологических, конституциональных свойств Скорость протекания нервных процессов, баланс процессов возбуждения и торможения и т.п.; половые, возрастные свойства Биологический уровень (социальное практически отсутствует)

 

Личность как субъект межличностных отношений обнаруживает себя в трех репрезентациях (сферах), образующих единство:

· интраиндивидная - личность как относительно устойчивая совокупность ее «интраиндивидных качеств» -психических свойств, составляющих индивидуальность человека (особенности темперамента и характера, способности, мотивы, направленность личности и т.д.);

· интериндивидная - личность как включенность индивида в пространство межиндивидных связей, где внутригрупповые взаимоотношения и взаимодействия могут трактоваться как личностные характеристики их участников (при этом снимается ложная альтернатива в понимании межличностных взаимоотношений, либо как феноменов группы, либо как аспектов личности: в данном случае личностное выступает как групповое, а групповое - как личностное);

· метаиндивидная - личность как «идеальная представленность» индивида в жизнедеятельности других людей, в том числе, за пределами актуального взаимодействия с ними; здесь человек предстает как субъект смысловых преобразований в интеллектуальной, эмоциональной или мотивационной сфере других личностей.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 923; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.