Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль-защита синего типа поведения 8 страница




Синий тип любит теплые материалы, такие, напри­мер, как коричневое или натуральное дерево и текстиль, мягкие на ощупь и подобно настенным коврам передающие также оптически чувство мягкости.

Зеленый тип предпочитает твердый камень, лучше всего мрамор, либо он преклоняется перед «настоящим материалом» — открытым бетоном. Это однако не мешает ему убедительно восхищаться чуждыми для бетона отпечатками в нем древесных структур. Да и металл в качестве дверной облицовки или отделки импонирует ему.

Желтого типа очаровывает все прозрачное и блестя­щее. Он любит стекло, зеркала, плексиглас и блеск таких металлов, как хром или серебро.

Красный тип любит кожу, все виды шкур, которые кладут на пол, вешают на стены, используют в качестве абажуров или в качестве кожаных изделий с пряжками, которыми перевязывают картонные коробки или отде­лывают, например, пепельницы или барометры. Если же сексуально подчеркнутый красный тип одновременно нуждается в мягкой уютности синего типа, то он окружает себя мехами.

 

УКРАШЕНИЕ ПОМЕЩЕНИЙ

 

Когда крыша над головой установлена и строитель­ство дома вчерне закончено, начинается отделка жилого пространства не только такими сигнально выразитель­ными материалами как мрамор и зеркала, но и различными предметами, которые служат не только полезной целесообразности (простой и.обычный водо­проводный кран), но и в качестве украшений (водо­проводный кран, выполненный из золота, в форме дельфина). Бывают обычные практичные утюги из нержавеющей стали, которые обычно хранятся в шкафу, но бывают и совершенно непригодные для использова­ния при глажении белья ржавые утюги, выставляемые напоказ в качестве декоративных предметов.

Большинство людей, украшающих свое жилище, например, прялкой, гораздо лучше понимает как работает сложный автомобильный карбюратор, чем то. каким образом осуществляется прядение шерсти на этой самой прялке.

Все, что наподобие бесполезной прялки или ржавого утюга наполняет жилище, и большая часть того, что вешается на стены, предназначено в качестве украше­ний помещения для глаз посетителей. Как воздействует эта картина, эта географическая карта, этот спортивный кубок, эти оленьи рога, это старинное оружие, похвальная грамота на посетителя? Этот вопрос, который подобно тому, как молоток с гвоздем относятся к ручному инструменту, относится к оформлению жилища.

Все, что выставлено и вывешено для посетителей, является сигналом для роли, которую хотели бы играть. Укрытость жилища через его украшения раскрывается и превращается в своеобразный стриптиз души обита­теля этого жилища. Украшения жилища — это настоящий фейерверк сигналов личности.

И здесь мы также воспользуемся помощью четырех основных типов поведения функциональной психологии для того, чтобы привнести порядок в арсенал тщеславия и кокетства.

Синий тип украшает свою квартиру сердечными сигналами: цветы и свечи хотят дать понять о ласковой и любезной уютности и приятности.

Зеленый тип украшается сигналами, связанными с деньгами и значимостью. Его- престижными сигналами являются предназначенные для оказания впечатления известные художественные полотна или портреты пред­ков, рассчитанные на то, чтобы посетитель с опущен­ными вниз уголками рта согласился: «да... жуть, как богато», или: «невероятно аристократично», «фешене­бельно».

Красный тип выставляет на показ сигналы своей потенции, чтобы документировать свою смелость и свою высокую спортивную форму своими трофеями.

Желтый тип вносит в свой дом дух огромного и широкого мира и своими мировыми сигналами типа географических карт мира, видовых открыток из всех частей света и. сувениров (от Эйфелевой башни размером с наперсток и вплоть до пагоды в качестве садового домика) свидетельствует о том, где он уже успел побывать или куда бы он охотно хотел бы еще съездить.

Есть явные отдельные сердечные сигналы, такие как свечи или скромные религиозные картины. Но гораздо чаще два или даже три отдельных сигнала сливаются в единый аккорд. Так, свечи в дорогом серебряном канделябре образуют аккорд, включающий в себя сигналы сердца и престижа. Главный акцент может быть сделан на сигнале престижа, если свечи просто воткнули в серебряный.канделябр, и они стоят в нем, ни разу не зажженные и покрытые пылью, или их зажигали на очень короткое время для показухи. Свечи могут даже участвовать в образовании аккорда «серд­це-потенция», если они имеют форму более или менее похожую на форму приносящей наслаждение побочной цели.

Оружие (плюс «красный») арабские изогнутые сабли и особенно оружие для охоты, являются острыми сигналами потенции (силы, способной что-либо сде­лать). Если к тому же охотничьи рога и рога носорога, а также глазеющие со всех сторон оленьи головы говорят всем, что висящие здесь же ружья принадлежат владельцу всех этих трофеев, то известное всем охотничье улюлюкание сигналов потенции и престижа тут же охватывает посетителя.

Там, где офицерская фуражка, кортик, сабля или офицерский пистолет вместо того, чтобы в определенном порядке лежать в шкафу, висят в определенном порядке на стене, эти военные украшения становятся сигналами потенции и престижа.

Свечи в качестве сигнала уютности могут стекать своим расплавленным стеарином и по бутылке из-под виски. Или они могут быть модифицированы в религиозный сердечный сигнал, или в великолепии стиля барокко — в сердечно-престижный сигнал, или в случае провоцирующей сексуализации — в сигнал сердца и потенции. Таким образом, сигнальное значение каждого предмета украшения зависит от личных мотивов.

Часто отдельный сигнал или аккорд сигналов как бы сам собой считывается с предмета, но не менее редко он может быть надежно классифицирован лишь только во взаимосвязи с другими сигналами. Даже место расположения одного и того же предмета украшения, перед квартирой ли, над или рядом с входной дверью ли, в жилом помещении или в интимной спальне является соопределяюшим в значении сигнала.

Места на камине или над ним, на буфете или над ним, на софе или над софой — это богатые высказываниями алтари престижа; места же на головной части кровати и над нею — это сердечные алтари для религиозных, сентиментальных и иллюзорных желаний; а места в коридорах и в районе лестниц предпочитаются в качестве арсенала потенции для рогов и оружия.

Мировые сигналы типа видовых открыток из дальних стран часто обрамляют рабочее место, ощущаемое его владельцем как принуждение. Даже фотографии близ­ких, детей и внуков часто группируются вокруг типичных мировых сигналов: где-то около телефона, телевизора или радио. Иногда они уютно пристраива­ются к вазе и смотрятся тогда, особенно если в вазе стоят искусственные цветы, наподобие идиллического приватного кладбища. Для того, чтобы дать обзор сигналов и сигнальных аккордов, классифицированных с точки зрения функ­циональной психологии, в таблице 7 на следующей странице объединены цвета-символы, наименования сигналов и примеры предметов-носителей сигналов.

 

Таблица 7

Сигналы украшений

Цвета-символы   Наименование сигналов   Примеры носителей сигналов  
Синий   Сердечный сигнал   Свечи  
Зеленый   Престижный сигнал   Диплом  
Желтый   Мировой сигнал   Сувениры  
Красный   Потешный сигнал   Оружие  
Сочетания цветов   Сигнальные аккорды   Примеры носителей сигналов  
Синий + зеленый   Сердечно- престижный сигнал благородства   Антикварные вещи  
Синий + желый   Сердечно - мировой сигнал культивированности   Библиотека  
Синий + красный   Сердечно - потентный сигнал эротики   Экзотический мех  
Красный + желтый   Потентно-мировой сигнал светского человека   Kapтa мира  
Красный + зеленый   Потентно-престижный сигнал мужественности   Охотничьи трофеи  
Зеленый + желтый   Престижно- мировой сигнал авторитетнocти видности)   Оригинальная графика, кубки  

 

СЕРДЕЧНЫЕ СИГНАЛЫ СИНЕГО ТИПА ПОВЕДЕНИЯ (плюс «синий»)

 

Доминирующий сердечный сигнал старшего поколе­ния, и преимущественно верующих католиков, — это настенное религиозное украшение. Основательные исс­ледования, проведенные Штурценэггером и Ланге (Берн, 1970), показали, что религиозные настенные украшения мало используются молодыми людьми, особенно в жилых помещениях, что такого рода украшения встречаются примерно только у одной трети верующих евангелистов, что религиозные украшения даже вообще отклоняются представителями более вы­соких в социальном смысле профессиональных групп.

И, напротив, верующие католики более старшего поколения почти без исключения имеют религиозные символы, особенно в спальных помещениях. Это прежде всего распятия Христа и изображения Девы Марии. Менее трансцендентными являются: - «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, «Молящиеся руки» Дюрера или афористичные изображения со строками из Библии; часто это выжженные на дереве украшения («Тот, кто доверяется Богу, тот остается стройным и статным»).

Помимо сердечных сигналов небесной отчизны, дом и сад украшают также изображениями земной Родины. Часто это какие-либо мифологические существа, иногда это добрые духи, располагающиеся перед домом, например, в виде садовых гномов, сопровождаемых сердечным диснеевским Бемби или добросердечной таксой; все они обычно выполнены из гипса.

Часто они «живут» в небольших шале (пастушьих хижинах) или изображение шале с горным озером вешается. над диваном. Изображение родных мест, особенно в альпийских странах, часто выполняются в виде альпийской хижины на фоне покрытых снегом гор. В качестве сердечных сигналов следует также истолко­вывать и гравюры с изображением родного города.

Если же восприимчивость души (плюс «синий») образует аккорд в сочетании с открытой всему миру информационной готовностью (плюс «желтый») и широтой духа, то возникает благозвучие культивированности.

Если сердце и мир находятся вместе, то тесное жилище становится центром духа простора, а его сигналом является наполненная этим духом библиотека.

Образованных людей при входе в незнакомое им жилище как магнитом притягивает к книжным полкам. Им обязательно хочется перерыть корешки всех книг в поисках интересных новых открытий. Намеренно и непреднамеренно передают им названия книг и следы пользования книгами или их запыленность основатель­ный анализ владельца библиотеки.

Тот, кто располагает свои книги на полках по их формату или по картонным и кожаным корешкам, или перемежает произведения Гете бутылками со спиртными напитками, тот пусть обретает свою культуру где-ни­будь в огороде или, например, на Луне; из книг он ее все равно не почерпнет.

Когда на книжных полках стоят подобные ноге слона допотопные кожаные валики, то это сигнал литератур­ного тщеславия, если они только не уравновешиваются более близкой к нашему времени одухотворенной и остроумной литературой.

Музыкальные инструменты (плюс «синий»), которы­ми постоянно пользуются и которые открыто лежат то тут, то там, или ноты — это все сигналы сердца.

Если квартира оклеена как обоями вырезками из журналов или конвертами от грампластинок, на которых изображены музыкальные идолы, или_ если на стенах висят портреты Моцарта, Шопена, Листа или Вагнера, то можно предположить, что здесь почитание приобрело характер идола и что владелец этого жилища очень хотел бы, чтобы его рассматривали в этой роли.

Если на стенах висят портреты известных поэтов или такие духовные образы как Будда, Сократ, Спиноза, Рудольф Штайнер, Папа Римский, или изображения политиков, то в большинстве случаев это сигнал эмоциональной обязательности и мировоззрения. То, что считается идеологией, применительно к изо­браженному на картине или портрете, сигнализирует, как правило, одновременно и об установках владельца

Наряду со свечами, которые можно увидеть почти в каждой квартире, еще одним сигналом сердца или сердечным сигналом являются цветы. Значения их сигналов зависят от сорта цветов и их сочетания или оформления. В таблице 8 приведены отдельные примеры из этой сферы.

 

Таблица 8

Цветы и их оформление   Значение сигналов  
Букет луговых цветов   Уйди из моего сердца и поищи радостей в этом прекрасном лете  
Бессмертники   Честно обретенный уют легко и поддерживать  
Зеленые растения   Много и длинно за небольшие деньги  
Орхидеи, букет роз   Дорого, следовательно аристократично и благородно  
Три гвоздики с зеленью   Дешево, но все-таки цветы  
Цветочная композиция   Явно эстетическое оформление  
Искусственные цветы   Сердечные сигналы из пластика  

 

ПРЕСТИЖНЫЕ СИГНАЛЫ ЗЕЛЕНОГО ТИПА ПОВЕДЕНИЯ (плюс «зеленый»)

 

То, что примерно в трети квартир всех социальных слоев выставляются для всеобщего обозрения искусст­венные цветы, доказывает, сколь часто сигналы сердца функционально преобразуются в сигналы престижа. Это. происходит не только с цветами, но также и с разукрашенными свечами и с религиозными картинами. Художественные иконы, дорогие скульптуры мадонны или алтари-триптихи представляются особенно импони­рующими в качестве сигналов престижа.

Изречения типа «Молись и трудись» или «Положе­ние обязывает» могут выступать как смиренные или как самоуверенные сигналы престижа или стимулиро­вать мужество и отвагу: «Нас спасет лишь труд, который создает нам новые ценности, и мы в конце концов разорвем наши цепи собственными силами». Большинство «прекрасных» предметов выставляются в качестве сигналов престижа на обозрение. Фамильный герб, который раньше вывешивался у ворот, а сегодня часто вывешивается у входной двери, стал сигналом престижа.

Галерея фамильных портретов и оригинальные, писанные маслом полотна в роскошных рамах, оловян­ные тарелки и кружки, декоративные тарелки и ложки-украшения, фигурки из саксонского фарфора, кружевные покрывала и парадные подушки, «настора­живающие» свои уголки-ушки после мастерского удара в духе каратэ по ним — все это функционально преобразованные в выражение престижа сигналы сердца. Там, где лежат персидские ковры, где стоит стильная замковая мебель и антиквариат и где висят гравюры роз П.Ж. Редо, там сердечно-престижные аккорды хотят продемонстрировать посетителям знатность, благородство и традиционно культивируемый вкус.

Если рядом с камином стоит экран и тикают античные напольные часы, то уже ясно, о чем свидетельствуют удары этих часов.

На менее притязательном социальном уровне вы­ставляют для обозрения свои сигналы собиратели пивных крышек и кружек, к которым они в большей степени привязаны своим сердцем или в большей степени своей гордостью.

У коллекционеров минералов или бабочек может преобладать в большей степени сердечный сигнал, а у собирателей монет или часов (которых особенно воо­душевляет и очаровывает технически покоренное время) могут преобладать сигналы престижа.

Сердечно-престижными сигнами считаются выгляды­вающие из овальных рамок фотографии близких. Когда бизнесмен ставит фотографии любимых и дорогих ему людей в серебряной рамке на свой письменный стол, то становится само собой понятным, что он хотел бы, чтобы его оценили как верного и надежного семейного человека и как ответственного делового партнера. «Высококаратными» сигналами престижа являются дипломы и похвальные грамоты. Этими бумажными «Я», которые многие вывешивают на стены, пытаются доказать себе и другим свое духовное существование.

Трогательно бесстыдными престижными сигналами являются фотографии и газетные иллюстрации о себе самом, которые их владелец вывешивает на стену, особенно если на них изображено как какая-нибудь карликовая знаменитость пожимает ему руку.

Выражением самодовольства следует считать те изображения, на которых ему никто не подает никакую руку, но которые суть не что иное как его собственный портрет в благородном одиночестве и в тайной вели-кости, висящий на одной из его собственных четырех стен. Этот вид встречи с самим собой носит «цветочное» имя «нарциссизм».

Фотографии собственной свадьбы, стоящие на буфе­те, нарцисстичны лишь вполовину в сравнении с собственным портретом, поскольку ни один из изобра­женных на этих фото не возьмет на себя смелость перед лицом другого убрать эту освященную иллюзию.

Примитивные души, понимающие жизнь лишь как прозябание и функционирование, усматривают высшее проявление престижа в каком-нибудь «бесполезном имуществе», в чем-либо «люксовом». Огромная италь­янская или испанская кукла, которую никогда не использовали в качестве «насаживаемой на чайник бабы» для уменьшения потерь тепла, но которая зато может сидеть на диване, — это для примитивных людей — чистейший люкс и высочайший престиж.

ПАТЕНТНЫЕ СИГНАЛЫ КРАСНОГО ТИПА ПОВЕДЕНИЯ (плюс «красный»)

Сердечный сигнал может перекинуть мост от чув­ственной приятности к приятности сексуального воз­буждения, к сигналу потенции. Если стереоустановка служит для создания «ползучих», «уютных» ритмов над кушеткой, то мы причисляем ее к сердечно-потентным сигналам.

Изображения знойных цыганских девушек и темпе­раментных танцовщиц фламенко, а также фигурки негритянок в юбках из лубяных волокон или без них, чувственно-мягкий мех тигра, зебры, льва или пере­крашенной домашней кошки — суть сигналы желания сексуальных приключений.

Подобно тому, как репродукция «Похищение саби­нянок» «похищает» здравый смысл у дедушки, точно так же приятно раздражает и стимулирует молодого человека сексуальный постер (плакат), и это является сексуальным сигналом.

Провоцирует ли прекрасно изображенная женская плоть традиционным. образом или порнография • — нетрадиционным образом — это всегда сигналы сексу­альной потенции.

Плюшевые мишки и игрушечные животные, изго­товленные ив мягких материалов, которых маленькие дети и по-детски наивные барышни постоянно таскают с собой в качестве беззащитных жертв своей нежности или которых они затаскивают в свою постель, являются эротическими сигналами.

Куклы, талисманы и амулеты, постоянно носимые с собой или возимые в автомобиле, являются либо сердечными сигналами (например, подвески или брело­ки в качестве знака памяти), либо сексуально-устра­шающими потентными сигналами (например, маски, гримасничающие головы, мертвые головы и горбатые животные).

Потентные сигналы (плюс «красный») ничего не говорят о фактической сексуальной потенции, а ука­зывают лишь на то, что носитель таких сигналов хотел бы подвергаться чему-то интенсивному, возбуждающе-интересному и энергично-ненасытному. Такого рода свойства, прославляющие мужские достоинства, выра­жают также кубки, венки, розетки и тарелки, которые преподносят своим фаворитам союзы кеглистов, стрел­ков, футболистов и организаторы автогонок. Дома эти посеребренные кубки стыдливо или провоцирующе навечно документирует силу и величие.

У маленьких детей валяющиеся кругом килограмма­ми миниатюрные игрушечные автомобили предназначе­ны для удовлетворения живой и деятельной потентной потребности в причудах, капризах и радостях. У детей постарше — это изображения и модели мотоциклов или автомобилей формулы 1 или формулы 1920 года и запасные части к автомобилям или автомобильные принадлежности, перефункционированные в квартирные принадлежности.

Обтянутые кожей емкости, такие, например, как бумажные коробки, пепельницы или бутылки из-под водки, или кожаные сумки для бутылок подчеркивают солдатскую мужественность. А если при этом встречается еще и мировой сигнал далей, то возникает потентно-мировой сигнал светского человека.

В качестве крупного бизнесмена вешает он позади своего письменного стола в поле зрения посетителя огромную карту мира, утыканную сигнальными флаж­ками. В качестве капитана швербота или романтика южных морей становится он на якорь дома, окружен­ного флагами, корабельными фонарями, спасательными кругами, рыбацкими сетями, раковинами и барометра­ми, обрамленными корабельными штурвалами.

В качестве светского (бывалого) покорителя мира чувствует себя всякий встречный и поперечный, когда он увешивает стены своего дома потентно-мировыми сигналами: щитом и мечами из дальних стран, змеиной кожей и устрашающими мордами крокодилов.

Современные «покорители мира» видят себя уже в качестве покорителей Вселенной. Они сменили парус­ную лодку на паром астронавтов. То, для чего раньше был особенно подходящим ветер, ныне требует всего лишь ракеты. Поэтому сегодня арсенал потентно-мировых сигналов дополнен моделями самолетов и ракет.

 

МИРОВЫЕ СИГНАЛЫ ЖЕЛТОГО ТИПА ПОВЕДЕНИЕ (плюс «желтый»)

 

старательные усилия карликовых знаменитостей. Здесь используются любые сигналы, подчеркивающие совре­менность, собственную независимость и важность и неимоверно широкий круг знакомых.

Современность (модерность)документируется модерным искусством, от оригинальной графики на стенах до художественного хлама, и рухляди, валяющейся на полу и служащей в качестве «затыкателей» пустот в разговорах во время коктейлей.

Незаменимость и важность личности подчеркивается важностью телефонного оборудования. Эти аппараты специальной расцветки и специальные телефонные автоответчики во многих специальных местах (в автомобиле, в гараже, во всех рабочих, обеденных, спальных и ванных помещениях, а также не в последнюю очередь и в воздухе) позволяют везде и тотчас принимать решения, очень важные и нужные решения. Густая кабельная сеть с дистанционным управлением пронизывает все и вся. От гаражных ворот и до «бурлителя воды» в плавательном бассейне, от дверных, оконных и шторных автоматов и вплоть до маникюрного прибора — все это работает с помощью электричества.

К инвентарю престижно-мировых сигналов, придаю­щих достойное обрамление человеческим ролевым иг­рам, относятся также коллекции ресторанных меню престижных международных гостиниц или ассортимент инвентаря собственного винного погреба и высоко вывинченные винтовые стулья перед стойкой собствен­ного бара, сидя на которых приглашенные на вечеринку гости получают возможность самоутверждаться друг перед другом.

 

 

ГЛАВА 10.

СИГНАЛЫ ТЕЛЕСНЫХ НЕДУГОВ

 

«Как дела?», «Как поживаете?», «Как живете-мо­жете?» — в большинстве случаев это настолько бесспорные вопросы, своего рода вопросы без вопроса, что на них с удовлетворением отвечают «Спасибо». Но некоторые люди все-таки принимают их всерьез в качестве вопросов и реагируют выражением «Не могу пожаловаться». Другие же, напротив, могут это и хотят этого. У этих других имеются трудности или недуги.

Перечень недугов, даже если они ощущаются как очень болезненные или даже если на них очень сильно жалуются, тем не менее еще не дает надежного масштаба для определения состояния здоровья тела человека. Бывают крайние случаи, при которых пациент жалуется на весьма болезненные недуги, будучи органически совершенно здоровым; и есть, согласно новейшим исследованиям, множество людей, результаты органического обследования которых (например, состо­яния позвоночника), потребовали бы клинического лечения, но эти люди не высказывают никаких жалоб, чувствуют себя совершенно здоровыми и потому не видят никаких оснований для обращения к врачу.

От каждой части тела постоянно исходят телесные ощущения, информирующие человека о состоянии его здоровья. В зависимости от того, насколько сильно уделяется внимание окружающему миру или ощущению состояния собственного организма, это состояние может восприниматься резко, умеренно или вообще никак не восприниматься.

Когда, например, человек случайно ранит себя, будучи полностью захвачен каким-либо интересным делом, он с удивлением смотрит на свою кровоточащую рану, которая не производит на него никакого впечат­ления и не вызывает никакой боли.

И, наоборот, страх перед сердечной болью, перед приступом астмы или перед почечной коликой может совершенно спонтанно вызвать это состояние.

Тот, кто самовоплощает себя, тот относится как к остальному окружающему миру, так и к собственному телу в соответствии с имеющимися реальностями. Он ощущает голод и соответствующие ему насыщения. Он пьет не более того, что определяется уровнем его жажды. Он ощущает степень собственной усталости и удовлетворяет свою потребность в отдыхе. Он также ощущает органическую потребность в движении.

Собственное тело также является частью самовоп­лощения. Цели телесного самовоплощения служат многочисленные методы, с одной стороны — моторная, спортивная тренировка, а с другой стороны — сенсорная аутогенная тренировка или йога, в процессе которой культивируется спортивная сторона (хатха-йога) или обе упомянутые стороны (медитативная йога).

Телесное самовоплощение, то есть естественная чувствительность, ловкость и сноровка человека, ус­кользает от него, если он находится во власти своих роли-идола и роли-защиты. Тот, кто попадает под влияние своих ролевых игр, тот вовлекает в эту пропасть, в эту беду и собственное тело, тот часто из-за этого делает себя больным. Именно поэтому Карл Фридрих фон Вайцзекер сказал, что здоровье имеет дело отчасти с правдой и болезнью, а отчасти — с неправдой.

Чем в большей степени психическая энергия вместо реального окружающего мира обращается к эгоцентриз­му, к воображаемым идол-Я и страх-Я (как это происходит, например, в случае депрессии), тем в большей степени драматизируется состояние собствен­ного организма. Тело принуждается играть драматизи­рованные роли. Его заставляют воплощать в себе роль-идол и роль-защиту.

Тщательный анализ аффективных структур людей в период психосоматических заболеваний, проведенный с помощью Клинического Цветового Теста М.Люшера многочисленными моими сотрудниками в течение по­следних трех десятилетий, показал, что при каждом «фиксированном компенсационном поведении» (то есть при неврозе) идол-Я регулярно порождает роль-защиту, а страх-Я регулярно порождает роль-идол.

Роль-идол (+) можно прочитать по компенсационно предпочитаемым цветам в Тесте Люшера, а на роль-защиту указывают отклоняемые цвета.

Хотя определенные аффективные структуры и недуги в определенных областях или органах тела могут проявляться как типичные, надежная казуальная связь между аффективной структурой и «выбором поражае­мых органов», по нашим данным, не является предста­вительной.

Так, в случае грозы обычно ожидают, что молния непременно ударит в молниеотвод, а в случае накоп­ленных агрессивных эмоций — что это вызовет высокое кровяное давление. То есть в общем-то типичный случай принимают за непреложное правило. Однако нередко молния ударяет не в сам молниеотвод, а где-то рядом с ним; аналогично накопленная агрессия может вылиться не в гипертонию, а проявиться в виде язвы желудка.

Ниже, с учетом возможности исключения из правил, описываются психосоматические недуги в качестве типичных сигналов определенных аффективных струк­тур.

 

ТЕЛЕСНЫЕ НЕДУГИ СИНЕГО ТИПА ПОВЕДЕНИЯ

 

Основной темой в жизни синего типа является душевная привязанность, «притянутость» к партнеру и потребность в единстве (во взаимопринадлежности). Проблематика такой жизни колеблется между ролью-идолом (плюс «синий») и ролью-защитой (минус «синий»).

 

Таблица 9 Роль-идол и роль-защита синего типа поведения

Роль-идол (плюс «синий»)   Роль-защита (минус «синий»)  
Потребность в покое, интенсивная потребность в душевном удовлетворении и в привязанности   Беспокойство, нетерпение, неудовлетворенность, самоотчуждение, одиночество  
Стремление к гармонии, чувствительность, сентиментальность   Отворачивание от партнера, раздражительность  

Недуги синего типа — это вариации на его основную тему: единство, исполненная сердечности и душевности привязанность (тесная связь, союз, единение). Главные заболевания синего типа — это «душевные» болезни, депрессии. Темная синь ночи, в которой, как полагают, можно утонуть, — это цвет засасывания в депрессивную глубь. Пациенты, страдающие «ажитированной депрес­сией», именно поэтому отклоняют темно-синий цвет. Отклонение синего (минус «синий») означает страх перед лишенным раздражения (привлекательности) по­коем, перед удручающей и угнетающей скукой, перед одиночеством и внутренним отчуждением.

То, что вначале переживается и распознается как сомнение и бесперспективная ситуация (плюс «жел­тый», минус «красный»), постепенно становится у большинства людей постоянной аранжировкой их жиз­ни. Недовольство и досада становятся привычкой. Однако тело не позволяет себя одурачивать. Оно обороняется с помощью своей роли-защиты от разоча­ровывающей, бессмысленной, потерянной жизни.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 243; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.079 сек.