Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Использование логарифмической шкалы




Вектор Vн 2 - это вектор, показывающий курс и скорость, которые должно иметь наше судно после маневра чтобы разойтись со встречным судном на дистанции 3 мили, если маневр будет совершен в данной точке упреждения т.У.

Следует обратить внимание на то, что рассмотренный пример предусматривает маневр только путем изменения курса нашего судна. Если бы задача решалась только с точки зрения геометрии, то мы бы имели целый сектор возможных сочетаний курсов и скоростей, которые бы удовлетворяли поставленной задаче (ри.5).

Рис.5.

Из рисунка видно, что любой вектор Vн, опирающийся острием на снесенную ОЛОД, задает нужное направление вектора относительной скорости (меняется только величина Vо2):

· изменение вектора Vн только по направлению соответствует маневру изменением только курса;

· изменение вектора Vн только по величине соответствует маневру изменением только скорости;

· изменение вектора Vн по величине и направлению соответствует маневру изменением курса и скорости.

На рис.5 рассмотрен только сектор возможных сочетаний курсов и скоростей, которые направят встречное судно точно по ОЛОД. Но обычно ставится задача не точного расхождения на заданной дистанции, а расхождение на дистанции не ближе заданной.

 

Посмотрим, как будет проходить ОЛОД при различных курсах нашего судна (рис.6).

Рис.6.

Примечание. Красным цветом обозначены варианты, когда ОЛОД проходит ближе заданной дистанции 3 мили.

! На основании вышеизложенного можно утверждать, что любое сочетание курса и скорости нашего судна обеспечит расхождение на дистанции, не ближе заданной, если вектор Vн будет находиться в пределах заштрихованного сектора (рис.7).

Рис.7.

 

Это был рассмотрен вариант, когда мы планируем расходиться со встречным судном левым бортом. Если делать сразу предварительную оценку возможности расхождения и правым бортом, то на планшете необходимо провести точно такие же построения и справа од нашего судна:

· провести ОЛОД справа;

· снести ОЛОД в точку А2;

· определить сектор возможных сочетаний курса и скорости.

Из множества возможных вариантов судоводитель должен выбрать оптимальный, руководствуясь рядом условий:

· соблюдение правил МППСС;

· наличие других судов;

· наличие навигационных опасностей;

· особенности своего судна;

· другие обстоятельства, могущие повлиять на безопасность маневра.

В общем случае маневр курсом предпочтительнее маневра скоростью. Дело в том, что на изменение скорости требуется больше времени, чем на изменение курса, и кроме того, потеря скорости превращает судно в пассивного наблюдателя за развитием ситуации. И если ситуация начнет развиваться в опасную сторону, то потерявшее скорость судно будет уже не в состоянии предотвратить столкновения поскольку на разгон судна уходит существенно больше времени, чем на торможение. Только для относительно небольших судов нет разницы как маневрировать при расхождении - курсом или скоростью.

И еще одно замечание. Обычно, при расчете маневра курсом просто поворачивают вектор своей скорости, как было рассмотрено в примере (рис.4). Правила МППСС требуют при расхождении избегать небольших изменений курса, чтобы другое судно могло однозначно понимать ваш маневр. Исходя из этого обычно рекомендуется в подобных случаях изменять курс не менее чем на 30о. Однако, выход судна на циркуляцию всегда приводит к падению скорости (так при повороте на контркурс падение скорости может достигать 50% от первоначальной скорости). Это не всегда может иметь существенное значение, но помнить об этом следует.

Краткий вывод по теме.

Пошаговые действия для расхождения с одним судном:

  1. наносится вектор скорости нашего судна
  2. делаются замеры пеленга и дистанции встречного судна
  3. в таблицу записываются соответствующие данные
  4. на планшете ставится точка, соответствующая положению встречного судна
  5. в полученную точку параллельно переносится и "втыкается" вектор скорости нашего судна
  6. через 3 мин. повторяются пункты 2-4
  7. еще через 3 мин. повторяются пункты 2-4
  8. по трем точкам строится ЛОД
  9. достраиваются векторы Vо и Vв
  10. оценивается ситуация и принимается решение предпринять маневр
  11. устанавливается точка упреждения
  12. прокладывается ОЛОД
  13. ОЛОД параллельно сносится в последнюю точку "скоростного треугольника" (треугольника, образованного векторами Vн,Vв и Vо)
  14. вектор Vн поворачивается (и/или изменяется его длина) таким образом, чтобы его острие легло на снесенную ОЛОД
  15. снимается новое направление и величина вектора скорости нашего судна: новое направление соответствует новому курсу нашего судна, а величина - скорости для заданного расхождения.

РАСХОЖДЕНИЕ С НЕСКОЛЬКИМИ СУДАМИ

Расчет маневра для расхождения с несколькими судами до определенного этапа ведется точно так же, как и при расхождении с одним судном:

  1. наносится вектор скорости нашего судна
  2. в таблицу записываются данные пеленгов и дистанций встречных судов, полученные на РЛС
  3. на планшете ставятся точки, соответствующие положению встречных судов
  4. в полученные точки параллельно переносится и "втыкается" вектор скорости нашего судна
  5. через 3 мин. повторяются пункты 2, 3
  6. еще через 3 мин. повторяются пункты 2, 3
  7. по трем последовательным точкам строятся ЛОДы для всех судов
  8. достраиваются векторы Vо и Vв для всех судов
  9. оценивается ситуация и принимается решение предпринять маневр
  10. устанавливаются точки упреждения на ЛОДах (все они должны соответствовать одному и тому же судовому времени)
  11. прокладываются ОЛОДы к заданной дистанции расхождения (в примере Дкр =2мили)
  12. ОЛОДы параллельно сносятся в последние точки соответствующих "скоростных треугольников"
  13. в каждом скоростном треугольнике вектор Vн поворачивается (и/или изменяется его длина) таким образом, чтобы его острие легло на снесенную ОЛОД
  14. снимаются новые направления и величины вектора скорости нашего судна из которых выбирается то, которое обеспечит расхождение со всеми судами на безопасном расстоянии. Как правило, это соответствует варианту с наибольшим отклонением от первоначального курса.
  15. выбранный новый вектор Vн сносится параллельно во все скоростные треугольники
  16. достраиваются новые векторы Vо
  17. определяются новые ОЛОДы, задаваемые соответствующими векторами Vо
  18. в судовое время, соответствующее точке упреждения, совершается маневр и делаются контрольные определения местоположения судов с занесением в таблицу соответственных данных

Внимание! Часто встречающейся ошибкой является попытка решить задачу расхождения, производя построения только при встречном судне, являющимся наиболее опасным до начала маневрирования. Ситуация часто складывается таким образом, что судно, которое могло бы пройти на безопасном расстоянии, становится опасным из-за того, что наше судно начало маневрировать. Поэтому, во-первых, следует производить предварительный расчет при всех целях/судах, а во-вторых, совершенно необходимо выполнить пункты 16-18, чтобы убедиться, что выбранный вами маневр обеспечивает безопасное расхождение со всеми судами.

Решаемые задачи:

  1. Известны точки последовательных относительных местоположений встречного судна и соответствующий интервал времени между ними: необходимо найти относительную скорость.
  2. Известна относительная скорость встречного судна: необходимо определить точку, в которой оно окажется в заданное время.
  3. Известна относительная скорость встречного судна: необходимо определить время, через которое оно окажется в заданной точке.

Решение.

1. Любая задача по определению элементов относительного движения начинается с измерения величины вектора относительной скорости, т.е. измеряется расстояние, пройденное встречным судном (целью) относительно нашего судна (рис.1):

o измерителем снимается расстояние между последовательными точками;

o полученный раствор измерителя переносится на оцифрованную шкалу, где и определяем расстояние между точками.

Примечание. Настоятельно рекомендуем не втыкать иголку измерителя в центр планшета, т.к. это слишком быстро приводит к образованию дырки в центре, что делает планшет неудобным в работе!

Рис.1.

 

2. Теперь нам известно пройденное расстояние и время. Переходим к логарифмической шкале. За 6 минут пройдено 3,9 мили, поэтому одну ножку измерителя устанавливаем на цифру 6, а другую - на цифру 3,9. Примечание. Важно сохранить полученный раствор измерителя, поскольку любые дальнейшие измерения производятся именно этим раствором. Этот раствор связывает проходимое расстояние за определенное время.

 

3.

Если мы ищем скорость относительного движения, то переносим измеритель (сохраняя раствор) в отметку 60, а другая ножка нам покажет соответствующее этому времени расстояние 39 миль. Поскольку скорость - это количество миль за 60 минут, полученная величина и будет соответствовать относительной скорости 39 узлов. Если нас интересует, где будет встречное судно через 15 минут, то переносим измеритель (сохраняя раствор) одной ножкой в отметку 15, а другая ножка нам покажет соответствующее этому времени расстояние 9,7 мили. Делаем раствор циркуля 9,7 мили по шкале планшета и откладываем это расстояние от последней точки по ЛОД - получаем будущее местоположение встречного судна через 15 минут. Если до контрольной точки встречному судну осталось пройти 8 миль, то для нахождения времени переносим измеритель (сохраняя раствор) одной ножкой в отметку 8, а другая ножка нам покажет соответствующее этому расстоянию время 12,3 мин.

Использовать логарифмическую шкалу можно не только при определении элементов относительного движения, но и для решения тех же задач по истинному движению как своего судна, так и встречного. Только в этом случае в качестве первого шага измеряется вектор скорости своего судна или встречного соответственно.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 2871; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.