Программа, по которой работает учитель: «Литература. Учебник для 7 класса» В.Я. Коровина.
Тема урока: В.В.Маяковский и его стихотворение «Необычайное приключение….»
Цель урока: Поэзия В.В. Маяковского. Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»
Задачи:
Обучающие
· познакомить учащихся с личностью В.В. Маяковского;
· показать роль поэта в литературе революционной поры;
· раскрыть поэтическое кредо поэта;
· выработать умение работать с литературой.
Воспитательные
· воспитывать уважение к высоким нравственным качествам: бескорыстию, гордости, добру, любви к людям.
Развивающие
· развивать устную и письменную речь, освоение литературоведческих терминов;
· развивать мыслительные операции (сравнение, обобщение), внимание к слову, выделение главного, обогащение речи.
· развивать связную речь, умение отвечать полным ответом на вопросы учителя.
Использованная литература:
1. Учебник: Литература 7 класс, автор В.Я. Коровина, Москва, «Просвещение»
Урок по творчеству В.В.Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» входит в систему уроков по литературе в седьмом классе. Цель урока – познакомить с поэзией В.В. Маяковского, показать роль поэта в литературе революционной поры. Начинается урок с краткого обзора биографии поэта. Затем вместе с учениками разбираются значения непонятных слов и терминов, которые записываются в тетрадь. На слайдах расположены рисунки, выполненные поэтом, о которых идет речь в биографии В.В.Маяковского и в стихотворении, которое анализируется на уроке. Затем прослушивается аудиозапись стихотворения в исполнении актера, а потом и самого автора. Анализируется стихотворение подробно, учитывая стилистические фигуры и тропы, использованные автором.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Примечания
Организационный этап
Изучение нового материала
Итог урока
Домашнее задание
Обобщение урока
Метод: слово учителя.Приём: приветственное слово.
Здравствуйте, ребята! Садитесь.
Метод: слово учителя.Приём: ведущее слово.
Начинаем урок.
Сегодня на уроке мы поговорим о творчестве Владимира Маяковского. Дома вы выполняли письменную работу, поэтому после урока сдайте тетради на проверку. Откройте тетради, запишите дату и тему нашего урока(Владимир Владимирович Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»).
Метод: слово учителя.Приём: ведущее слово.
Ребята, я буду рассказывать биографию поэта. Внимательно слушайте, обращая внимание на слайды.
Владимир Владимирович (1893-1930), поэт.
Родился 7 июля (19 н.с.) в селе Багдади, близ Кутаиси, в семье лесничего. Учился в Кутаисской гимназии. Тогда же впервые прочитал революционные стихи и прокламации. "Стихи и революция как-то объединились в голове", — позже написал поэт.
В бурный 1905 двенадцатилетний гимназист участвует в демонстрациях и гимназической забастовке.
В 1906, после скоропостижной смерти отца, семья переехала в Москву, где Маяковский продолжал образование. Однако скоро он занялся серьезной революционной работой, трижды был арестован. Освобожденный из тюрьмы по несовершеннолетию, решил посвятить себя искусству, поступил в студию художника, чтобы подготовиться к экзаменам в училище живописи, ваяния и зодчества, где и начал заниматься. Здесь познакомился с Д. Бурдюком, организатором группы русских футуристов. С 1912 начал публиковать свои стихи, становясь профессиональным поэтом. Печатался в футуристических альманахах. За участие в публичных выступлениях был исключен из училища.
В этом же году совершает поездку с группой футуристов по семнадцати городам РОССИИ, пропагандируя в массах новое искусство. Однако в своем творчестве Маяковский уже в эти годы был самостоятелен и оригинален. В 1915 создает свою лучшую дореволюционную поэму "Облако в штанах" о вере в неизбежность скорой революции, которую он ожидал как решение важнейших проблем страны и определение личной судьбы.
Горький пригласил Маяковского к сотрудничеству в журнале "Летопись" и газете "Новая жизнь", помогал в издании второго сборника стихов "Простое, как мычание".
Октябрьскую революцию он назвал "Моя революция" и был одним из первых деятелей культуры и искусства, кто откликнулся на призыв советской власти сотрудничать с ней; участвовал в первых совещаниях и собраниях представителей культуры.
В октябре 1919 выпускал первые плакаты в "Окнах РОСТА", положившие начало его работе как художника и поэта.
В 1922 — 1924 совершил первые поездки за границу (Рига, Берлин, Париж и др.), впечатления от которых опишет в очерках и стихах.
В год смерти В. Ленина (1924) Маяковский создал поэму "Владимир Ильич Ленин".
В 1925 отправился в самое длительное свое путешествие — за океан: посетил Гавану, Мехико и в течение трех месяцев выступал в различных городах США с чтением стихов и докладов. Позже были написаны стихи (сборник "Испания. — Океан. — Гавана. — Мексика. — Америка".) и очерк "Мое открытие Америки".
Огромное значение в жизни поэта имели поездки по родной стране. Только в 1927 он выступил кроме Москвы и Ленинграда в 40 городах. В появилась поэма "Хорошо!".
Важное место в его творчестве занимает драматургия. Создал сатирические пьесы "Клоп" (1928), "Баня" (1929). В феврале Маяковский вступил в РАПП (Российская ассоциация пролетарскихписателей), за что многие из его литературных соратников порвали с ним отношения. В эти же дни открылась выставка "20 лет работы Маяковского", не имевшая успеха из-за намеренной изоляции поэта. Трудной и неустроенной оставалась и его личная жизнь. Самочувствие и настроение Маяковского весной 1930 резко ухудшилось. 14 апреля Маяковский ушел из жизни.
Метод: слово учителя.Приём: ведущее слово.
Ребята, из того, что я рассказала, вы услышали незнакомые термины. Запишем их значение в тетрадь. На протяжении урока мы часто будем встречаться с подобным.
Вы обратите на это внимание, когда начнем читать.
А сейчас, открываем стихотворение. Чтобы нам лучше представить то, что написал поэт-мужчина, мы послушаем исполнение этого стихотворения актера. Смотрим в текст.
Ребята, какие слова вы не поняли?
Объяснение слов(ссылки в учебнике)
Почему именно такое название у стихотворения?
Для чего автор в заголовке указывает точно место действия, а в подзаголовке дает координаты действия? (Автор хочет показать, что приключение было на самом деле.)
Что реального и что фантастического вы нашли в этом стихотворении? О чем оно? Можете ли вы сформулировать основную мысль?
Прочитайте выразительно первую часть стихотворения. Подумайте: какую картину рисует автор и какие приемы помогают ему в этом?
Как в этой части представлено солнце? Его работа?
Какое чувство возникает у человека во время такой жары? Соотносится ли наше представление с чувствами героя стихотворения?
Меняется ли авторское отношение к солнцу? Чем это вызвано? Как названо солнце во второй части?
Нет ли другого чувства у героя?
Какие чувства вызывает у нас эта часть? Можете ли вы объяснить, чем они вызваны?
Одинаковы ли по значению слова заходить в следующем отрывке:
«...чем так, без дела заходить, ко мне на чай зашло бы!»?
Объясним значения этих слов.
В чем смысл разговора поэта с солнцем?
В каком лексическом значении использует автор слово светить?
Что означают слова кутерьма и трезвонится? Какие новые образы вносят они в стихотворение?
Как меняются взаимоотношения героев?
В каких строках заключена основная мысль стихотворения? Можем ли мы теперь сказать, о чем это стихотворение?
Метод: слово учителя.Приём: ведущее слово.Форма: Строчки делит на подстрочия («лесенки»), отсюда каждое слово выделяется паузой, на него обращается внимание.
Интонация: Интонация в стихотворениях самая разнообразная: от доверительной до волевой, часто командной. Система стихосложения: Стихи Маяковского основаны на одинаковом количестве ударных слогов в строке, такой стих называется тоническим (или ударным)
Рифма: Рифма не всегда точная, слова рифмуются по звучанию, а не по написанию, поэтому читать его стихи лучше вслух.
Язык: Много авторских неологизмов, много эпитетов, гипербол, метафор.
Метод: слово учителя.Приём: инструктирующее слово
Подготовить выразительное чтение стихотворения наизусть
Метод: слово учителя.Приём: ведущее слово.
Понравилось ли стихотворение? Что особенно понравилось?
Слушание: глобальное, некритическое, нерефлексивное, информативное.Слушание: глобальное, некритическое, нерефлексивное, информативное.Слушание: глобальное, некритическое, нерефлексивное, информативное.Запись в тетрадях
Лозунг- призыв или обращение в лаконичной форме, выражающее руководящую идею, требование;
«Окна сатиры РОСТА» — серия плакатов, созданная в 1919—1921 советскими поэтами и художниками, работавшими в системе Российского телеграфного агентства (РОСТА);
ФУТУРИЗМ. Этот литературный термин взят от латинского слова Futurum — будущее. Футуристы называют иногда себя у нас в России «будетлянами». Футуризм, как устремление к будущему, противопоставляется пассеизму в литературе, устремлению к прошедшему;
ПРОЛЕТАРИАТ — (ново лат., от proletarius пролетарий). Граждане, живущие только заработком; не имеющие иных источников для жизни, кроме своего труда
Двустволкой, ретируюсь, дармоед, ало.
Поэт конкретно указывает на то, о чем будет идти речь.
Это стихотворение – о необыкновенной встрече поэта с солнцем. Основная мысль в том, что каждый должен выполнять свою работу.
В этой части используются гиперболы (в сто сорок солнц закат пылал) и метафоры (закат пылал). Они помогают автору передать невыносимость жары. Для этого он повторяет слово жара, добавляя: Жара плыла.) Значение слова плыла – надвигалась.
Солнце названо нейтрально, а его работа – это медленный, постоянный, утомительный и однообразный труд (и день за днем. Спускалось солнце каждый раз, медленно и верно, завтра... снова вставало). Оно медленно спускается в дыру, чтобы завтра снова мир залить.
Он разгневан, зол и срывает зло на солнце.
Автор называет его дармоедом, занеженным в облаках. Он сетует на то, что ему (герою) некогда отдохнуть. Тяжесть своего труда он передает с помощью фразеологизма ни зим, ни лет, т.е. без отдыха. Автор-герой настолько разгневан, что чувство свое выражает с помощью просторечных слов: Слазь!, шляться в пекло.
Он сменил гнев на милость и обратился к солнцу с просьбой зайти к нему в гости. И здесь он называет солнце вежливо – златолобо.
Мы улыбаемся, когда герой обращается к солнцу, понимаем нелепость этой ситуации. Нарушение стилистического единства помогает автору создать комический эффект.
Заходить в первом примере означает прятаться, скрываться, падать в дыру. А во втором случае это – приглашение в гости. Светить – 1. Излучать свет. 2. Направлять свет так, чтобы кому-нибудь было видно. 3. Казаться привлекательным, заманчивым.
Солнце беседует с поэтом о своей работе и внушает ему уверенность в нужности дела: светить нелегко, но если уж взялось, то надо свою миссию выполнить до конца. Слово светить автор использует в значении «направлять свет так, чтобы кому-нибудь было видно», т.е. в значении освещать дорогу, путь, указывать направление. Поэт понимает, что солнце не дармоед, а великий труженик.)
Кутерьма – суматоха, беспорядок. Беспорядок из солнца и стихов, становящийся гармонией жизни, несущий жизнь, свет. Трезвонится – звонит во все колокола. Эти слова помогают раскрыть идею стихотворения: поэзия должна быть солнцем, а поэт должен не только освещать, но и звонить во все колокола о радости или беде народной.)
Солнце теперь стало поэту другом, оно с ним на «ты», бьет его по плечу, называет товарищем. У них одна цель.
Это стихотворение о высокой миссии поэта. Поэт, как и солнце, освещает людям дорогу в жизни, помогает им увидеть черное в сером хламе мира, чтобы искоренить это черное.)
Запись в дневникОтветы учеников
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление