Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ход урока. Методическое обоснование урока

Методическое обоснование урока

Контрольный конспект урока

Предмет: литература,

гимназия № 62, класс 7 «А»

Ф.И.О. студента: Сергеева Елена Геннадьевна

Программа, по которой работает учитель: «Литература. Учебник для 7 класса» В.Я. Коровина.

 

Тема урока: В.В.Маяковский и его стихотворение «Необычайное приключение….»

Цель урока: Поэзия В.В. Маяковского. Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»

 

Задачи:

Обучающие

· познакомить учащихся с личностью В.В. Маяковского;

· показать роль поэта в литературе революционной поры;

· раскрыть поэтическое кредо поэта;

· выработать умение работать с литературой.

Воспитательные

· воспитывать уважение к высоким нравственным качествам: бескорыстию, гордости, добру, любви к людям.

Развивающие

· развивать устную и письменную речь, освоение литературоведческих терминов;

· развивать мыслительные операции (сравнение, обобщение), внимание к слову, выделение главного, обогащение речи.

· развивать связную речь, умение отвечать полным ответом на вопросы учителя.

Использованная литература:

1. Учебник: Литература 7 класс, автор В.Я. Коровина, Москва, «Просвещение»

 

 

 

Урок по творчеству В.В.Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» входит в систему уроков по литературе в седьмом классе. Цель урока – познакомить с поэзией В.В. Маяковского, показать роль поэта в литературе революционной поры. Начинается урок с краткого обзора биографии поэта. Затем вместе с учениками разбираются значения непонятных слов и терминов, которые записываются в тетрадь. На слайдах расположены рисунки, выполненные поэтом, о которых идет речь в биографии В.В.Маяковского и в стихотворении, которое анализируется на уроке. Затем прослушивается аудиозапись стихотворения в исполнении актера, а потом и самого автора. Анализируется стихотворение подробно, учитывая стилистические фигуры и тропы, использованные автором.

 

 

Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Примечания
Организационный этап   Изучение нового материала       Итог урока Домашнее задание Обобщение урока Метод: слово учителя. Приём: приветственное слово. Здравствуйте, ребята! Садитесь. Метод: слово учителя. Приём: ведущее слово. Начинаем урок. Сегодня на уроке мы поговорим о творчестве Владимира Маяковского. Дома вы выполняли письменную работу, поэтому после урока сдайте тетради на проверку. Откройте тетради, запишите дату и тему нашего урока(Владимир Владимирович Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»).   Метод: слово учителя. Приём: ведущее слово.   Ребята, я буду рассказывать биографию поэта. Внимательно слушайте, обращая внимание на слайды.   Владимир Владимирович (1893-1930), поэт. Родился 7 июля (19 н.с.) в селе Багдади, близ Кутаиси, в семье лесничего. Учился в Кутаисской гимназии. Тогда же впервые прочитал революционные стихи и прокламации. "Стихи и революция как-то объединились в голове", — позже написал поэт. В бурный 1905 двенадцатилетний гимназист участвует в демонстрациях и гимназической забастовке. В 1906, после скоропостижной смерти отца, семья переехала в Москву, где Маяковский продолжал образование. Однако скоро он занялся серьезной революционной работой, трижды был арестован. Освобожденный из тюрьмы по несовершеннолетию, решил посвятить себя искусству, поступил в студию художника, чтобы подготовиться к экзаменам в училище живописи, ваяния и зодчества, где и начал заниматься. Здесь познакомился с Д. Бурдюком, организатором группы русских футуристов. С 1912 начал публиковать свои стихи, становясь профессиональным поэтом. Печатался в футуристических альманахах. За участие в публичных выступлениях был исключен из училища. В этом же году совершает поездку с группой футуристов по семнадцати городам РОССИИ, пропагандируя в массах новое искусство. Однако в своем творчестве Маяковский уже в эти годы был самостоятелен и оригинален. В 1915 создает свою лучшую дореволюционную поэму "Облако в штанах" о вере в неизбежность скорой революции, которую он ожидал как решение важнейших проблем страны и определение личной судьбы. Горький пригласил Маяковского к сотрудничеству в журнале "Летопись" и газете "Новая жизнь", помогал в издании второго сборника стихов "Простое, как мычание". Октябрьскую революцию он назвал "Моя революция" и был одним из первых деятелей культуры и искусства, кто откликнулся на призыв советской власти сотрудничать с ней; участвовал в первых совещаниях и собраниях представителей культуры. В октябре 1919 выпускал первые плакаты в "Окнах РОСТА", положившие начало его работе как художника и поэта. В 1922 — 1924 совершил первые поездки за границу (Рига, Берлин, Париж и др.), впечатления от которых опишет в очерках и стихах. В год смерти В. Ленина (1924) Маяковский создал поэму "Владимир Ильич Ленин". В 1925 отправился в самое длительное свое путешествие — за океан: посетил Гавану, Мехико и в течение трех месяцев выступал в различных городах США с чтением стихов и докладов. Позже были написаны стихи (сборник "Испания. — Океан. — Гавана. — Мексика. — Америка".) и очерк "Мое открытие Америки". Огромное значение в жизни поэта имели поездки по родной стране. Только в 1927 он выступил кроме Москвы и Ленинграда в 40 городах. В появилась поэма "Хорошо!". Важное место в его творчестве занимает драматургия. Создал сатирические пьесы "Клоп" (1928), "Баня" (1929). В феврале Маяковский вступил в РАПП (Российская ассоциация пролетарскихписателей), за что многие из его литературных соратников порвали с ним отношения. В эти же дни открылась выставка "20 лет работы Маяковского", не имевшая успеха из-за намеренной изоляции поэта. Трудной и неустроенной оставалась и его личная жизнь. Самочувствие и настроение Маяковского весной 1930 резко ухудшилось. 14 апреля Маяковский ушел из жизни. Метод: слово учителя. Приём: ведущее слово.   Ребята, из того, что я рассказала, вы услышали незнакомые термины. Запишем их значение в тетрадь. На протяжении урока мы часто будем встречаться с подобным. Вы обратите на это внимание, когда начнем читать.     А сейчас, открываем стихотворение. Чтобы нам лучше представить то, что написал поэт-мужчина, мы послушаем исполнение этого стихотворения актера. Смотрим в текст.   Ребята, какие слова вы не поняли?   Объяснение слов(ссылки в учебнике)       Почему именно такое название у стихотворения?   Для чего автор в заголовке указывает точно место действия, а в подзаголовке дает координаты действия? (Автор хочет показать, что приключение было на самом деле.)   Что реального и что фантастического вы нашли в этом стихотворении? О чем оно? Можете ли вы сформулировать основную мысль?     Прочитайте выразительно первую часть стихотворения. Подумайте: какую картину рисует автор и какие приемы помогают ему в этом?   Как в этой части представлено солнце? Его работа?   Какое чувство возникает у человека во время такой жары? Соотносится ли наше представление с чувствами героя стихотворения?     Меняется ли авторское отношение к солнцу? Чем это вызвано? Как названо солнце во второй части? Нет ли другого чувства у героя?   Какие чувства вызывает у нас эта часть? Можете ли вы объяснить, чем они вызваны?   Одинаковы ли по значению слова заходить в следующем отрывке: «...чем так, без дела заходить, ко мне на чай зашло бы!»? Объясним значения этих слов.     В чем смысл разговора поэта с солнцем? В каком лексическом значении использует автор слово светить? Что означают слова кутерьма и трезвонится? Какие новые образы вносят они в стихотворение?   Как меняются взаимоотношения героев?   В каких строках заключена основная мысль стихотворения? Можем ли мы теперь сказать, о чем это стихотворение?     Метод: слово учителя. Приём: ведущее слово. Форма: Строчки делит на подстрочия («лесенки»), отсюда каждое слово выделяется паузой, на него обращается внимание. Интонация: Интонация в стихотворениях самая разнообразная: от доверительной до волевой, часто командной. Система стихосложения: Стихи Маяковского основаны на одинаковом количестве ударных слогов в строке, такой стих называется тоническим (или ударным) Рифма: Рифма не всегда точная, слова рифмуются по звучанию, а не по написанию, поэтому читать его стихи лучше вслух. Язык: Много авторских неологизмов, много эпитетов, гипербол, метафор. Метод: слово учителя. Приём: инструктирующее слово   Подготовить выразительное чтение стихотворения наизусть     Метод: слово учителя. Приём: ведущее слово.   Понравилось ли стихотворение? Что особенно понравилось? Слушание: глобальное, некритическое, нерефлексивное, информативное. Слушание: глобальное, некритическое, нерефлексивное, информативное.   Слушание: глобальное, некритическое, нерефлексивное, информативное.   Запись в тетрадях Лозунг- призыв или обращение в лаконичной форме, выражающее руководящую идею, требование; «Окна сатиры РОСТА» — серия плакатов, созданная в 1919—1921 советскими поэтами и художниками, работавшими в системе Российского телеграфного агентства (РОСТА); ФУТУРИЗМ. Этот литературный термин взят от латинского слова Futurum — будущее. Футуристы называют иногда себя у нас в России «будетлянами». Футуризм, как устремление к будущему, противопоставляется пассеизму в литературе, устремлению к прошедшему; ПРОЛЕТАРИАТ — (ново лат., от proletarius пролетарий). Граждане, живущие только заработком; не имеющие иных источников для жизни, кроме своего труда   Двустволкой, ретируюсь, дармоед, ало.   Поэт конкретно указывает на то, о чем будет идти речь.   Это стихотворение – о необыкновенной встрече поэта с солнцем. Основная мысль в том, что каждый должен выполнять свою работу.   В этой части используются гиперболы (в сто сорок солнц закат пылал) и метафоры (закат пылал). Они помогают автору передать невыносимость жары. Для этого он повторяет слово жара, добавляя: Жара плыла.) Значение слова плыла – надвигалась.   Солнце названо нейтрально, а его работа – это медленный, постоянный, утомительный и однообразный труд (и день за днем. Спускалось солнце каждый раз, медленно и верно, завтра... снова вставало). Оно медленно спускается в дыру, чтобы завтра снова мир залить.   Он разгневан, зол и срывает зло на солнце. Автор называет его дармоедом, занеженным в облаках. Он сетует на то, что ему (герою) некогда отдохнуть. Тяжесть своего труда он передает с помощью фразеологизма ни зим, ни лет, т.е. без отдыха. Автор-герой настолько разгневан, что чувство свое выражает с помощью просторечных слов: Слазь!, шляться в пекло. Он сменил гнев на милость и обратился к солнцу с просьбой зайти к нему в гости. И здесь он называет солнце вежливо – златолобо.   Мы улыбаемся, когда герой обращается к солнцу, понимаем нелепость этой ситуации. Нарушение стилистического единства помогает автору создать комический эффект.   Заходить в первом примере означает прятаться, скрываться, падать в дыру. А во втором случае это – приглашение в гости. Светить – 1. Излучать свет. 2. Направлять свет так, чтобы кому-нибудь было видно. 3. Казаться привлекательным, заманчивым.     Солнце беседует с поэтом о своей работе и внушает ему уверенность в нужности дела: светить нелегко, но если уж взялось, то надо свою миссию выполнить до конца. Слово светить автор использует в значении «направлять свет так, чтобы кому-нибудь было видно», т.е. в значении освещать дорогу, путь, указывать направление. Поэт понимает, что солнце не дармоед, а великий труженик.) Кутерьма – суматоха, беспорядок. Беспорядок из солнца и стихов, становящийся гармонией жизни, несущий жизнь, свет. Трезвонится – звонит во все колокола. Эти слова помогают раскрыть идею стихотворения: поэзия должна быть солнцем, а поэт должен не только освещать, но и звонить во все колокола о радости или беде народной.) Солнце теперь стало поэту другом, оно с ним на «ты», бьет его по плечу, называет товарищем. У них одна цель.   Это стихотворение о высокой миссии поэта. Поэт, как и солнце, освещает людям дорогу в жизни, помогает им увидеть черное в сером хламе мира, чтобы искоренить это черное.)     Запись в дневник Ответы учеников 2 мин.   1 слайд с темой     Слайды с портретами, фотографиями поэта, рисунками.   8 мин.   Аудиозапись 2 мин.   5 мин.     15 мин.   5 мин.   3 мин.   3 мин.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Методическое обоснование | Методическое обоснование урока
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 589; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.