Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Картина мира в пьесе




В основе устройства мира у Нины Садур лежит дуалистический принцип организации народных верований[85]. Как мы уже отмечали, это оппозиция света и тьмы, а, следовательно, – жизни и смерти, тепла и холода, чистоты и нечистоты.

Однако, на наш взгляд, художественный мир, творимый Ниной Садур, трёхчастен: человеческое существование двоится в вечном зазоре между внешним миром света (бытием) и внутренним миром тьмы (небытием). Этим зазором, тонкой гранью, сдерживающей и отделяющей тьму от света и Добро от Зла, является Земля. Земля у Садур антропоморфна, она живая и подвижная, вся «в голосах зовущих и дразнящих»[86], голосах пробирающихся из мира тьмы в мир света.

Изнутри, под оболочкой земли находится мрак, а снаружи окружает землю свет: «божий мир», «крещеный мир».

Внутри земли, по Садур, во мраке, сокрыта страшная тайна, которая, несмотря на запрет познания, непреодолимо влечет героев пьесы: «Я опалю себе очи, но узнаю, где тайна нашей крещеной земли» [87]

Земная грань разделяет жизнь и смерть, и в тоже время соединяет их в себе. Преодолеть эту грань, познать тайну, сокрытую в земле, дано лишь умершим или избранным. Избранным в «Панночке» становится Философ Хома Брут, пытающийся познать истоки мироздания. Сплетаясь со Старухой-ведьмой в скачках, герой замечает брешь в устройстве земли, и с того момента становится связующим звеном между миром тьмы, всепоглощающего зла, и «божьим миром». Земля манит, затягивает в недра своей бесконечности, привлекает своей живостью, смешивая «сладость и тошноту», влечение и страх: «Философ. Господи, живое все… и балуется… и глядит… и зовет… всё везде смеется и целует… Вся земля твоя. Господи! (Умильно) Отче наш!» [88]

Мир Садур иллюзорен, подлинностью в нём обладают лишь хаотические силы. Символом этих хаотичных сил и внутримировой тьмы становится волчий вой. Как отмечает И.В. Дубровина, «волк – неизменное действующее лицо в драматургическом тексте Садур, посланник царства мертвых, служащий символом постоянного соприсутствия потустороннего и посюстороннего в образуемом их слиянием “жизненном” пространстве человека. Вой волков – своеобразная аранжировка пьес драматурга, символизирующая или принадлежность миру мертвых, или неизбежное приближение самой смерти»[89]. Вторым мотивом, аранжирующим пьесу, на наш взгляд является мотив визга свиней: Хома собирается на «отчитку» Панночки под визг свиней, которых «режут на колбасы». Это усиливает впечатление от жертвоприношения Философа.

Находясь в «божием мире», и при этом, пытаясь проникнуть в тайны внутренней земельной тьмы, Философ невольно становится проводником между миром живым и миром мертвых. Герой, познавший двоемирие, уже не может дальше жить прежней жизнью: его сознание с момента открытия тайны раздваивается, открывая способность видеть одновременно оба мира, позволяя слышать Землю:

«Я слышу, как радуется и лепечет жизнь, но сквозь нее я слышу стон» [90] - говорит Филосов.

Нина Садур показывает нам, как Зло мира, сокрытое где-то в недрах земли, может с легкость просочиться в нашу жизнь через душу одного лишь человека или мертвеца, принося мрак и холод, и, тем самым, поглощая всё живое и радостное на земле. Что произошло, почему открылась эта «брешь» в земле?

«Что нужно сделать, чтоб одни только радостные голоса остались на всей земле и не пугались бы этого стона, который идет аж из сердца земли…?» [91] - спрашивает себя Хома Брут, и не находит иного выхода, кроме как закрыть, «заткнуть» своей жертвой земную брешь.

Почему же именно простой парень из бурсы, далеко не святой, способен спасти мир? Потому-то, по мысли Нины Садур, что только жертва самого человека, который посягнул на тайну бытия, сможет восстановить равновесие в мире.

Погружение во тьму и ожидание зари – метафора, присущая многим пьесам Садур. Так и в «Панночке», всё больше погружаясь в тёмный мир, постигая его устройство и объясняя тайные истоки зла, Философ всё же надеется на спасение. Спасением для мира, по мысли Нины Садур, станет только вера. Не стоит пытаться познать тайны бытия, стоит найти свой путь к вере. И тогда весь сложный мир, живая земля, будет благосклонна к человеку.


Глава 3. «Брат Чичиков» - авторский опыт диалога с классикой




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 458; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.